Представитель Ленинградской области, председатель Комитета СФ по делам СНГ В. Густов
"Если подводить итоги форума, надо отметить - было много конкретики, что в общем-то самое главное. На форуме о ходе реализации 12 подписанных в прошлом году коммюнике отчитывались представители субъектов Федерации. Мы увидели, что есть уже не просто желание сотрудничать, а есть реальные дела, проекты, о которых можно и нужно говорить. Всего в работе форума по нашему приглашению приняли участие представители бизнеса из 18 субъектов Федерации.
Все состоявшиеся в рамках встречи - с парламентариями, предпринимателями, представителями власти - убеждают нас в желании таджикской стороны расширять масштабы сотрудничества. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов говорил о готовности многократно увеличить поставки в Россию сельхозпродукции, экологически чистых овощей и фруктов, в которых так нуждаются северные регионы России. А значит, нужно искать взаимовыгодные механизмы, оптимальные схемы прямых торговых связей между регионами России и Таджикистана. Конкретный пример - предложение по поставкам в Россию детского питания из Таджикистана или организации совместных предприятий по его производству. Проработку этого вопроса возьмет под свой контроль Комитет СФ по социальной политике и здравоохранению под председательством Валентины Петренко.
Я уверен, что все определенные форумом задачи будут реализованы максимально. Это гарантировал Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, который подчеркивал важность практической реализации прозвучавших на форуме идей. Мы почувствовали наличие политической поддержки, политической воли к наращиванию масштабов сотрудничества России и Таджикистана. На уровне руководства двух стран было принято решение о сотрудничестве в энергетической сфере - строительстве ряда гидроэлектростанций в Таджикистане. Это инвестиции, это долгосрочный масштабный проект, который привлекает внимание крупных бизнес структур.
Кроме того, по итогам форума четко вырисовываются задачи парламента. Совершенно очевидно, что законодателям, Совету Федерации до конца года надо приложить все усилия к тому, чтобы был принят закон о приграничном сотрудничестве. Вторая задача - разработать и внести изменения в законодательную базу, в действующие программы по работе с нашими соотечественниками за рубежом.
В конце октября в России пройдет Всемирный форум наших соотечественников, где будут обсуждаться все волнующие нас проблемы. По итогам этого мероприятия мы вместе со структурами исполнительной власти должны выйти с предложениями о корректировке федерального закона о соотечественниках.
Есть общее понимание, что все вопросы, связанные с трудовой миграцией, с буксующей на практике программой по переселению соотечественников должны быть переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, свои ресурсы и планы, а значит точно знает свои потребности в трудовых мигрантах, свои возможности по расселению и трудоустройству соотечественников.
Сейчас остро встал вопрос о том, чтобы в каждом конкретном случае вопрос решался не как привезти трудовых мигрантов (это касается Киргизии, Молдовы, Узбекистана и Таджикистана), а как сделать, чтобы приезжал специалист, профессионал необходимой квалификации именно в этом месте, на этом конкретном объекте. На форуме в Таджикистане об этом много говорилось и вносились конкретные предложения, в частности, по организации здесь, в Таджикистане предварительного профессионального обучения. Надо помочь адаптироваться трудовым мигрантам - они должны на определенном уровне знать русский язык, уметь работать на современном промышленном оборудовании. Тем более в условиях, когда Россия взяла курс на развитие инновационных и нанотехнологий.
Возможно, что на предстоящем заседании Совета законодателей, где соберутся представители всех регионов России, будет рассмотрен вопрос об опыте работы ряда субъектов Федерации в сфере трудовой миграции, работы с соотечественниками, опыте по созданию собственной законодательной базы по этому направлению. Многие регионы как раз занимаются созданием соответствующей законодательной базы, решая вопросы социальной адаптации, образования и лечения мигрантов. Могу сказать, что интересные наработки и свои законы есть уже в Москве, Татарстане, Башкирии и на Урале. Поэтому, обсуждая эти вопросы на федеральном уровне, мы могли бы ускорить создание законодательной базы по вопросам миграции в каждом субъекте Федерации. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что необходимость такой схемы работы с трудовыми мигрантами и соотечественниками стала четко видно после состоявшихся дискуссий и встреч в рамках третьего Межпарламентского форума "Таджикистан-Россия".
Надо отметить, что Россия и Таджикистан на многое смотрят одинаково. Например, на перспективы Таможенного союза, образованного тремя государствами - Россией, Белоруссией и Казахстаном. Таджикистан готов в перспективе присоединиться к Таможенному союзу, и мы заинтересованы в выходе на границы Таджикистана. Заинтересованы по многим причинам, например, по соображениям безопасности, ведь это полторы тысячи километров границы с Афганистаном, которая является потенциальной угрозой для организации наркотрафика в Россию.
Говоря о перспективах сотрудничества, участники форума подчеркивали - Таджикистан был и остается нашим стратегическим партнером. Страной богатой своими ресурсами - аграрными и минерально-сырьевыми, нефтью, газом и продовольствием. Можно легко прогнозировать, что через несколько десятилетий экологически чистое продовольствие будет максимально востребовано на мировых рынках.
Россия и Таджикистан нужны друг другу, что подтвердил прошедший Межпарламентский форум".