Новости и аналитика Новости Ответственность за дискредитацию использования Вооруженных Сил и действий госорганов РФ за рубежом: административные и уголовные санкции

Ответственность за дискредитацию использования Вооруженных Сил и действий госорганов РФ за рубежом: административные и уголовные санкции

Ответственность за дискредитацию использования Вооруженных Сил и действий госорганов РФ за рубежом: административные и уголовные санкции
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика

С начала проведения специальной военной операции Вооруженных Сил РФ на Украине участились случаи публикации в Интернете и в СМИ недостоверной информации о действиях государственных органов власти и использовании российской армии. В настоящее время, по подсчетам специалистов, количество фейков на эту тему уже исчисляется миллионами.

Поскольку распространение ложных, неточных или искаженных сведений негативно влияет на отношение граждан к спецоперации, а также на репутацию причастных к ее реализации федеральных органов власти, законодатель решил оперативно внести в российское законодательство изменения с целью установления отдельной ответственности за подобные деяния. Для этого было принято несколько федеральных законов, часть из которых уже действует с 4 марта, а другая – вступит в силу с 5 апреля текущего года.

На ключевых положениях указанных актов остановимся более подробно. 


Административная ответственность

Федеральным законом от 25 марта 2022 г. № 62-ФЗ с 5 апреля устанавливается ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории России в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Речь идет о тех действиях, которые не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Совершение каких еще административных правонарушений влечет уголовную ответственность, можно узнать из специальной подборки, подготовленной экспертами компании "Гарант"

Новый состав не стал отдельной статьей кодекса, он включен в качестве дополнения к ранее принятым нормам. Напомним, месяц назад Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым в КоАП РФ введена новая ст. 20.3.3. Последней установлена ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях. Поправки вступили в силу с 4 марта текущего года.

Таким образом, санкции за новый состав административного правонарушения будут аналогичны тем, которые уже применяются в рамках действующей с 4 марта статьи, а именно – административный штраф:

  • для граждан – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

При этом, если указанные публичные действия сопровождаются призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий или создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то за их совершение грозят повышенные штрафы: для граждан в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 300 тыс. руб., для юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.

Напомним, в КоАП РФ также имеется ст. 20.3.4, устанавливающая ответственность за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением или союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских организаций, совершенные гражданином РФ или российским юрлицом. Подобные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. 


Примеры правонарушений

С момента вступления в силу ст. 20.3.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, на официальном сайте МВД России постоянно появляются новости о назначении нарушителям административных штрафов по этой статье. В них, в частности, перечисляются примеры противоправных действий, за которые может последовать соответствующее наказание.

Так, самым частым нарушением является размещение в социальных сетях информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Причем виды размещаемого контента могут быть различными – начиная от комментариев к чужим постам, опубликования на личной странице в социальной сети в открытом доступе для других пользователей дискредитирующей информации или изображения с запрещенной символикой и призывами (например, фото с плакатом, содержащим запрещенную надпись), и заканчивая размещением видеороликов, дискредитирующих российскую армию, – причем независимо от того, сам пользователь снимал этот видеоролик или скачал его из Интернета и перенес на свою личную страницу в соцсети. Наказать могут и за появление на странице пользователя ссылки на видеохостинг, содержащий информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ, а также материалов, содержащих призывы совершать действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил РФ, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования российской армии в целях защиты интересов РФ и ее граждан.

Стоит отметить, что чаще всего указанные действия квалифицируются по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ и нарушителям назначается минимальный штраф в размере 30 тыс. руб. Однако в зависимости от содержания размещенного на странице в соцсети материала – например, если в нем содержится призыв к проведению несанкционированных публичных мероприятий или имеется угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан, угроза массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности – может последовать и наказание по ч. 2 ст. 20.3.3 КоАП РФ. По данным с официального сайта МВД России, имели место случаи назначения штрафов за размещение запрещенного в рамках ст. 20.3.3 КоАП РФ контента в соцсети в размере 50 тыс. и 60 тыс. руб.

Кроме того, к числу противоправных действий, совершение которых, как правило, грозит штрафом в размере 30 тыс. руб., относятся:

  • размещение с помощью мобильного телефона в статусе мессенджера фейкового видеоролика, содержащего аудиовизуальный ряд применения военной техники и оружия и сопровождаемого недостоверными данными о потерях российского спецконтингента, а также призывом к дальнейшему распространению данной информации;
  • выкрикивание в общественном месте (в магазине, на улице, во дворе многоквартирного дома и т. п.) лозунгов, содержимое которых дискредитирует использование Вооруженных сил РФ;
  • организация одиночной протестной акции или пикета с демонстрацией самостоятельно изготовленного плаката с призывом к воспрепятствованию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо с демонстрацией нанесенной на одежду дискредитирующей надписи;
  • распространение листовок с дискредитирующей Вооруженные силы РФ информацией;
  • демонстрация плаката, содержание которого дискредитирует использование Вооруженных сил РФ;
  • закрашивание краской баннера в поддержку Вооруженных сил РФ и т. д.

При этом повышенные размеры штрафов могут последовать за участие в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ (каждый из участников таких незаконных акций может получить штраф в размере 40 тыс. руб.), демонстрацию на платформе станции метрополитена плакатов, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ (нарушителю может быть назначен штраф в сумме 50 тыс. руб.), нанесение краской на тротуар надписи, содержание которой дискредитирует Вооруженные силы РФ (за такое действие может грозить штраф в 50 тыс. руб.). Наконец, за размещенный в социальных сетях и в популярных мессенджерах призыв граждан к участию в несогласованном митинге против действий Вооруженных Сил РФ за рубежом штраф может достигнуть 80 тыс. руб.

Стоит помнить, что сотрудники полиции могут выявить нарушение со стороны гражданина даже во дворе его дома – например, если он повесит на своем балконе плакат с надписью, дискредитирующей использование Вооруженных сил РФ (на практике за подобное действие собственник квартиры в МКД был оштрафован на 48 тыс. руб.) или будет выкрикивать на улице фразы и демонстрировать плакаты с агитацией против проводимой специальной операции (за такие нарушения жителям нескольких регионов России пришлось заплатить штрафы в размере от 30 тыс. до 47 тыс. руб.). Оштрафовать могут и водителя, разместившего на стекле своего автомобиля плакат, дискредитирующий Вооруженные силы РФ (был случай назначения штрафа за такое действие в сумме 40 тыс. руб.).

Отметим, за одно и то же деяние физлицам может быть назначено разное наказание – ведь при его назначении учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Кроме того, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 2, ч. 2.2 ст. 4.1. КоАП РФ). Так, на практике встречались случаи, когда за публичную демонстрацию плаката с лозунгом, дискредитирующим действия российской армии, направленные на защиту интересов страны и ее граждан, за проведение акции протеста с высказыванием дискредитирующих лозунгов, а также за раздачу прохожим листовок с информацией, дискредитирующей использование Вооруженных сил РФ, нарушители получили штраф по 15 тыс. руб. Также имел место случай, когда за нанесение черной краской в общественных местах изображения запрещенных символов и надписей, дискредитирующих действия российских Вооруженных Сил, было назначено наказание в виде административного ареста сроком на 14 суток, хотя такого вида наказания в перечне применяемых по ст. 20.3.3 КоАП РФ санкций нет – действия нарушителя были квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ как пропаганда или публичное демонстрирование запрещенной атрибутики или символики.

Полиция призывает пользователей Интернета быть осмотрительными при распространении непроверенной информации о ходе проведения спецоперации на территории Донбасса и Украины, и просит сообщать о фактах придания огласке недостоверных, фейковых сведений, дискредитирующих использование Вооруженных Сил РФ. 


Уголовная ответственность

С 4 марта действует и уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ), а с 5 апреля – также и за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий в указанных целях (Федеральный закон от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ). Диспозиция соответствующей ст. 280.3 Уголовного кодекса повторяет диспозицию ст. 20.3.3 КоАП РФ – только с оговоркой, что уголовные санкции применяются в случае, если перечисленные в статье нарушения совершены лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

То есть за впервые совершенное публичное действие, направленное на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, а равно направленное на дискредитацию исполнения российскими госорганами своих полномочий за рубежом в указанных целях, применяется административная ответственность по ст. 20.3.3 КоАП РФ. Но если подобные действия повторятся в течение года, то последует уже наказание по ст. 280.3 УК РФ. Соответственно, будет иным и перечень применяемых санкций – он включает:

  • штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 1 ст. 280.3 УК РФ).

Если же указанные действия повлекут смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо создадут помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то санкции будут еще жестче – штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 2 ст. 280.3 УК РФ).

Одновременно продолжает действовать ст. 207.3 УК РФ, предусматривающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которая с 5 апреля дополнится нормой об ответственность и за распространение ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории России в указанных целях. Такие деяния наказываются штрафом в размере от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 207.3 УК РФ).

При этом за те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрены более строгие санкции – начиная от штрафа в размере 3-5 млн руб. и заканчивая лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Те же санкции последуют за указанные действия, совершенные с искусственным созданием доказательств обвинения, либо из корыстных побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ). А если преступление повлечет тяжкие последствия, то вариантов в выборе вида наказания не будет – последует только лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (ч. 3 ст. 207.3 УК РФ).

Наконец, уже месяц действует новая ст. 284.2 УК РФ об ответственности за призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением или союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения или союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ либо российских юридических лиц, совершенные гражданином РФ после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Такие деяния влекут штраф в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до года либо без такового.

Поскольку санкции новых статей УК РФ достаточно суровы, их должно быть достаточно для того, чтобы свести к минимуму уровень дезинформации в отношении российской армии и госорганов и их действий за пределами территории России и снизить уровень негативного информационного влияния на широкую аудиторию, тем самым, усилив меры обеспечения безопасности государства.

 

***

В условиях нестабильной политической и экономической обстановки, обусловленной проведением специальной военной операции на Украине, а также введением антироссийских санкций, возрастает и информационное давление на РФ – в социальных сетях и СМИ размещается колоссальный поток информации, часть из которой не соответствует действительности и имеет целью подорвать авторитет российских госорганов и армии. Как отметил член Совета Федерации Андрей Клишас, в текущей ситуации распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ или дискредитация их действий является не просто дестабилизацией обстановки, "это уже, фактически, ведение информационной войны против нашего государства". Поэтому в целях защиты интересов страны и ее граждан, подобные действия внутри страны должны пресекаться самыми жесткими способами, считает сенатор. Именно на достижение этой цели направлены недавние поправки, внесенные в КоАП РФ и УК РФ.

Кроме того, по инициативе Председателя Правительства РФ в начале марта был запущен информационный ресурс "Объясняем.рф", который должен стать источником проверенной, официальной и оперативной информации, обновляемой в режиме реального времени. "На нем уже размещены ответы на самые актуальные вопросы граждан по всем сферам, которые были собраны из соцсетей в каждом регионе страны без исключения, – от транспортного сообщения до вопросов финансовой стабильности и работы учебных заведений. В частности, на портале есть раздел "Стопфейк", в котором каждый день публикуются опровержения фейковой информации", – подчеркивается на официальном сайте Правительства РФ.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

В Госдуму внесен законопроект о последствиях невозможности исполнения обязательств из-за введенных санкций

В Госдуму внесен законопроект о последствиях невозможности исполнения обязательств из-за введенных санкций

Как отмечает автор законопроекта — депутат Павел Крашенников — в текущих условиях стало весьма затруднительным исполнение многих цепочек обязательств, в связи с чем многие компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров.

Признание Meta* экстремистской организацией: что нужно знать маркетологам компаний?

Признание Meta* экстремистской организацией: что нужно знать маркетологам компаний?

Портал ГАРАНТ.РУ обратился к экспертам с вопросами о дальнейшем использовании организациями популярных социальных сетей при продвижении своих страниц.

В Госдуму внесен законопроект о выходе России из ВТО

В Госдуму внесен законопроект о выходе России из ВТО

Как отмечают авторы инициативы, прекращение членства РФ в ВТО освободит страну от всякого обязательства выполнять взятые на себя обязательства в дальнейшем.

Теперь контрсанкции могут вводиться в отношении граждан любых стран, а не только США

Теперь контрсанкции могут вводиться в отношении граждан любых стран, а не только США

Речь идет в том числе о применении таких мер воздействия, как запрет на распоряжение находящимся на территории РФ имуществом и приостановление полномочий в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории России.