Подготовлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по налогам, принятым в IV квартале 2021 года
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Налоговая служба подготовила обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в IV квартале 2021 года по вопросам налогообложения (письмо ФНС России от 2 марта 2022 г. № БВ-4-7/2500@).
Так, в частности, указывается, что начало процедуры взыскания с налогоплательщика задолженности по недоимке, пеням и штрафам определяется моментом вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки (п. 2 ст. 70, п. 9 ст. 101 Налогового кодекса).
Элементом правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, которая, в частности, предполагает вынесение уполномоченным органом по итогам проведенных мероприятий налогового контроля решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемые законоположения, устанавливающие правила исчисления общего срока, ограничивающего временные рамки вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика, не содержат правовой неопределенности в аспекте, указанном заявителем в жалобе, а потому они не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
Согласно другому решению суд пришел к выводу, что налогоплательщик необоснованно был лишен права уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением как квартиры, так и имущественных прав. Налогоплательщик полагал, что доход от продажи квартиры и имущественных прав по договорам долевого участия в строительстве должен быть уменьшен на документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением квартиры и прав. Налоговый орган деятельность по продаже квартиры и имущественных прав признал предпринимательской, а заявленные имущественные вычеты – необоснованными. Доводы налогового органа – отсутствие регистрации налогоплательщика по месту жительства в упомянутой квартире, малый срок нахождения в его собственности без установления факта эксплуатации квартиры в целях извлечения дохода. Но как указал суд, они не свидетельствуют о ее использовании в предпринимательской деятельности.
Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрено право на получение имущественного налогового вычета при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве. Поскольку имущественные права в целях налогообложения не признаются имуществом, запрет на применение имущественных вычетов в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности, на них не распространяется.
Другое решение определяет право налогоплательщика принять к вычету НДС при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения работы судов в международных транзитных перевозках товаров, которые выполняет налогоплательщик. В рассматриваемом деле налогоплательщиком были заключены контракты – рейсовые чартеры, по условиям которых он обязался был транспортировать грузы из портов погрузки в иностранных государствах в порты выгрузки вне российских территориальных вод. Перевозимые иностранные товары были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. Поскольку местом реализации приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) являлась территория РФ с обложением НДС по ставке 0%, то он мог воспользоваться правом на налоговый вычет.