Х. ЧЕЧЕНОВ: "НАШИ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИКОЙ, НО И НАУКОЙ, ОБРАЗОВАНИЕМ"
"Развитие сотрудничества в сфере науки и образования способствует улучшению взаимопонимания между нашими странами", - подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х. Чеченов в преддверии III Межпарламентского форума "Таджикистан-Россия: потенциал межрегионального сотрудничества".
Сенатор отметил, что в целом ситуацию в сфере гуманитарного сотрудничества России и стран СНГ трудно назвать удовлетворительной. На его взгляд, даже в тех странах, которые ориентированы на развитие активных связей с Россией, недостаточно проводится работа по поддержанию интереса к русской культуре, языку. "Если русский язык уйдет из этих стран, уйдет и Россия", - убежден Х. Чеченов. По его мнению, необходимо принимать срочные меры, в том числе и законодательного характера, направленные на расширение взаимодействия со странами СНГ в гуманитарной сфере.
Поэтому тот факт, что вопросы развития сотрудничества в гуманитарной сфере, и прежде всего, в образовании и науке, будут обсуждаться российскими и таджикскими законодателями на третьем межпарламентском форуме Х. Чеченов считает очень важным. Говоря о современном состоянии российско-таджикского сотрудничества, сенатор отметил, что в настоящее время в России обучаются 4,5 тыс. таджикских студентов, каждый третий проходит подготовку за счет федерального бюджета. Больших успехов в подготовке высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда, добился Таджикско-славянский университет.
Однако, по словам Х. Чеченова, для развития отношений между двумя странами использованы далеко не все резервы. Так, гораздо активнее могут стать связи российских и таджикских вузов по подготовке студентов, аспирантов, стажировке научных кадров, в том числе на основе межгосударственных договоров. На предстоящем форуме планируется рассмотреть целый комплекс вопросов, связанных с изучением русского языка. Среди них - увеличение для таджикских студентов количества бюджетных мест в российских педагогических вузах по специальности «учитель русского языка», создание специализированных школ, в которых преподавание бы велось на русском языке, как на иностранном, организация обучения русскому языку учителями из России, работающими вахтовым методом.
Формы взаимодействия в сфере образования, по мнению сенатора, должны быть максимально разнообразными, включая обучение уже работающих в России таджикских рабочих языку, новым специальностям, основам российского законодательства.
Если наши страны будут связаны не только экономикой, но и наукой, образованием, то тогда будет достигнута необходимая атмосфера взаимопонимания, налажено прочное стратегическое партнерство, считает Х. Чеченов.