Новости и аналитика Новости СОХРАНИТЬ ЛИКВИДНОСТЬ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ – ЭТО СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

СОХРАНИТЬ ЛИКВИДНОСТЬ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ – ЭТО СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

С докладом выступил председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Ананьев. Он подчеркнул, что главная цель рассматриваемых стабилизационных законов - обеспечение ликвидности российской банковской системы и возможности кредитования реального сектора экономики.

Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" направлен на правовое обеспечение дополнительных мер по стабилизации финансовой системы России.  "Нам надо предпринять все меры для того, чтобы банковский кризис за рубежом имел минимальное влияние на российскую банковскую систему", - сказал Д. Ананьев, излагая идеологию закона и суть содержащихся в документе стабилизационных мер. При оптимистичном прогнозе и скоординированной работе всех субъектов финансовой системы, данный закон,  по словам Д. Ананьева, сможет заработать в течение двух недель.

***

Рассматриваемый Федеральный закон, отмечается в заключении профильного Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, -  дает право Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" до 31 декабря 2009 года включительно предоставлять организациям кредиты в иностранной валюте для погашения или обслуживания кредитов, полученных этими организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций, приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 года, и осуществлять в указанных целях иные операции, в соответствии с решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка. При этом общая сумма указанных кредитов, а также приобретаемых Внешэкономбанком прав требований не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США.

Для обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком указанных кредитов (займов), Банк России должен будет разместить во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на один год с возможностью продления срока размещения.

Размещенные Банком России средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно по целевому назначению.

В целях стимулирования сделок на межбанковском кредитном рынке Банку России дается право до 31 декабря 2009 года включительно заключать с кредитными организациями договоры поручительства, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по кредитам (займам), выданным другим кредитным организациям, у которых со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 31 декабря 2009 года включительно была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Банк России в соответствии со статьей 5 данного Федерального закона предоставляет Сберегательному банку РФ субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. рублей, на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых.

Согласно представленному Федеральному закону средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд. рублей по ставке 7 процентов годовых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Указанные средства могут быть использованы Внешэкономбанком исключительно для предоставления в период до 31 декабря 2008 года включительно следующих субординированных кредитов (займов) без обеспечения на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 8 процентов годовых:

открытому акционерному обществу "Банк ВТБ" на сумму, не превышающую 200 млрд. рублей;

открытому акционерному обществу "Россельхозбанк" на сумму, не превышающую 25 млрд. рублей;

российским кредитным организациям при соблюдении ими следующих условий:

наличия у кредитной организации на дату обращения за получением кредита (займа) рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного минимального уровня;

получения кредитной организацией после 1 октября 2008 года от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации.

Общая сумма субординированных кредитов (займов), предоставляемых Внешэкономбанком одной кредитной организации, не должна превышать 15 процентов от величины собственных средств (капитала) получателя кредита (займа), рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100 процентов от общей суммы средств, полученных кредитной организацией после 1 октября 2008 года от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации.

Субординированные кредиты (займы), направляемые кредитным организациям  могут  быть  предоставлены полностью  или  частично  путем приобретения Внешэкономбанком выпускаемых получающими соответствующие кредиты (займы) кредитными организациями облигаций и (или) выпускаемых в их пользу и гарантированных ими еврооблигаций, размещаемых и (или) обращающихся на территории Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации.

Наблюдательным советом Внешэкономбанк, в соответствие с законом, устанавливаются: перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения долгосрочной кредитоспособности кредитных организаций, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов.

Д. Ананьев отметил, что предлагаемые законом меры носят долгосрочный, а некоторые постоянный характер. Он выразил надежду на то, что данных мер будет достаточно для стабилизации российской банковской системы, и заметил, что законодатели будут внимательно следить за складывающейся на финансовых рынках ситуацией.