Процессуальный порядок проверки сообщения о налоговых преступлениях хотят уточнить
hquality / Depositphotos.com |
Внести изменения в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса предложил Следственный комитет РФ. Текст соответствующего проекта размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/05/09-21/00119912). Поправки направлены на восполнение пробелов в правовом регулировании отношений, возникающих при поступлении следователю из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1, ст.199.3 и ст. 199.4 УК РФ (Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
В частности, планируется уточнить, что предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам должен производиться органом дознания.
Как указывают разработчики поправок в пояснительной записке к проекту, сейчас существует неопределенность в вопросе о том, кем – следователем или органом дознания, должен производиться такой предварительный расчет. Вместе с тем практика рассмотрения сообщений о преступлениях данного вида показывает, что трех суток, отводимых следователю для принятия по ним процессуального решения, недостаточно для проведения предварительного расчета. Кроме того, поступившее следователю сообщение о предполагаемом преступлении в отсутствие расчета создает излишнюю необходимость в проведении процессуальной проверки в тех случаях, когда уголовно наказуемой суммы неуплаченных налогов, сборов и (или) страховых взносов изначально не имелось, порождая в связи с этим неоправданное вмешательство следственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Также планируется скорректировать ч. 7 ст. 144 УПК РФ в части указания на то, какие документы следователь должен приложить к направляемой в налоговый орган или территориальный орган страховщика копии сообщения о преступлении. Сейчас в ней идет речь о приложении "соответствующих документов". СКР считает необходимым уточнить данную формулировку, указав, что к сообщению должны быть приложены "документы, содержащие сведения, указывающие на признаки преступления". Одновременно в ч. 8 данной статьи планируется закрепить требование об их возврате соответствующим органом контроля следователю одновременно с направлением ему заключения (информации).
Помимо этого проектом предусмотрено:
- направление следователем копии сообщения о преступлении, поступившего из органа дознания, с приложением необходимых документов не в вышестоящий налоговый орган (как сейчас), а в территориальный налоговый орган по субъекту РФ, на территории которого состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов). Как объясняют разработчики, эта поправка необходима в связи с проведенной модернизацией структуры Федеральной налоговой службы, в результате которой в ряде субъектов РФ ее территориальные органы перешли на двухуровневую систему управления;
- принятие межведомственного нормативного правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия между органом дознания, следователем, налоговым органом и органом страховщика при направлении сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1, ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ, его проверке и принятии по нему решения.