Новости и аналитика Новости Самые важные новости июля для бухгалтера бюджетной сферы

Самые важные новости июля для бухгалтера бюджетной сферы

Самые важные новости июля для бухгалтера бюджетной сферы
IgorVetushko / Depositphotos.com

Июль – "горячая" пора для бухгалтера, и если вам не хватило времени заглянуть в нашу новостную ленту, предлагаем обзор самых заметных публикаций прошедшего месяца.

1. Новое в БК РФ: механизм казначейского сопровождения, передача Казначейству полномочий по ведению бухучета региональных и муниципальных органов и учреждений

С 1 января 2022 года в силу вступят поправки к Бюджетному кодексу. В частности, в БК РФ теперь будет закреплены положения о применении казначейского обеспечения обязательств как инструмента предоставления средств из бюджетов бюджетной системы под "фактическую потребность".

Кроме того, предусмотрена возможность передачи Казначейству полномочий по ведению бухгалтерского учета региональных органов власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. Основные изменения в БК РФ – в новостном материале.

2. Новое в НК РФ: поддержка СМП органами власти и местного самоуправления, послабления по уплате налога на прибыль для учреждений культуры

2.1. Введенной в НК РФ новой нормой к операциям, не являющимся объектом налогообложения НДС, дополнительно отнесено выполнение работ и/или оказание услуг, передача имущественных прав на безвозмездной основе органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Важный нюанс – положения нового подп. 21 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года. Подробнее – в новостном выпуске.

2.2. Поправками к НК РФ учреждения культуры освобождены от обязанности представлять декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 годов, а сам налог за 2020 и 2021 годы смогут уплатить до 28 марта 2022 года. Законом также предусмотрено освобождение сферы культуры от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за 2020-2021 годы. Указанные нормы вступят в силу 2 августа 2021 года. О том, какие именно учреждения сферы культуры вправе воспользоваться данными послаблениями – в новостном материале.

3. Новое в Законе № 44-ФЗ: увеличен объем закупок у СМП и СОНКО, введены ограничения по срокам оплаты

С 1 января 2022 года закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций должны составлять не менее 25% совокупного годового объема закупок. Также с будущего года вступят в силу ограничения по срокам оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта: Подробнее – в новостном выпуске.

4. Новое в федеральных стандартах бухучета: учет имущества казны, уточнения по НПА

4.1. С 2023 года учитывать имущество казны следует по новому федеральному стандарту "Государственная (муниципальная) казна". О том, в отношении каких групп имущества Стандарт не применяется, а также о переходных положениях – в новостном выпуске.

4.2. Внесены поправки в Стандарт "Непроизведенные активы". Так, уточнили само понятие непроизведенных активов, тем самым приведя его в соответствие с терминологией Инструкции № 157н, согласно которой НПА – это нефинансовые активы, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые закреплено в соответствии с законом (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, но и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН.

Еще одно уточнение касается признания в учете земельных участков, на которые не разграничена госсобственность и которые внесены в ЕГРН, но ни за кем не закреплены на праве постоянного/ бессрочного пользования и не используются. Подробнее об изменениях - в новостном выпуске.

5. Новое в бухгалтерской отчетности: изменения в Инструкцию № 33н прошли регистрацию

При формировании годового отчета за 2021 год учреждениям предстоит заполнять обновленную форму Отчета о движении денежных средств (ф. 0503723). О том, что нового в Отчете (ф. 0503723) и какие еще поправки внесены в Инструкцию № 33н – в новостном выпуске.

6. Новое в первичных документах: перечень электронных форм планируется расширить

О новых формах электронной "первички" и бухгалтерских регистров мы рассказывали 30 июля. Однако Минфин России уже подготовил очередной комплект новых форм. Планируется, что применять новшества учреждения начнут одновременно с формами, уже включенными в Приказ № 61н. Предлагается ввести один новый электронный регистр бухучета и 4 новые формы первичной документации. Что это за формы – смотрите здесь.

7. Новое в планировании деятельности: изменения в Порядок № 85н, обновленный План ФХД и новые формы ОБАС для федеральных КУ

7.1. Внесены очередные поправки в Порядок № 85н, которые следует учесть при планировании бюджетов, формировании бюджетных смет и планов ФХД на следующий год.

Так, в части кодов видов расходов изменены названия КВР 113 и 123, а также уточнен порядок их применения.

Установлено, что расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, а именно расходы на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, следует отражать по КВР 244.

Уточнен порядок применения КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" – по нему следует отражать расходы на оплату теплоснабжения, включая расходы не только на отопление, но и горячее водоснабжение.

Подробно об изменениях в порядок применения КБК – в новостном выпуске.

7.2. Минфин России намерен внести изменения в Требования о составлении и утверждении Плана ФХД. Немного изменится форма Плана ФХД – запланировано дополнить Раздел 2 новой графой, в которой будут отражаться уникальные коды объектов капстроительства или объектов недвижимости, если расходы запланированы за счет средств федерального бюджета. Чуть подробнее – в новостном выпуске.

7.3. Для федеральных КУ утверждено 197 форм обоснований/расчетов плановых сметных показателей, применяемых начиная с подготовки бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также разработаны Методические рекомендации, которые содержат подробный порядок формирования обоснований/расчетов, включая внутриформенные контрольные соотношения, для отдельных направлений расходов с учетом особенностей для учреждений, подведомственных разным федеральным органам.

8. Новые статистические отчеты: единовременный отчет о расходах, отчеты по основным фондам

8.1. Росстат утвердил единовременный отчет о расходах за 2021 год по подстатьям 221 – 226341 – 346 и 349 КОСГУ за счет всех источников финансирования. Форму № ТЗВ-бюджет учреждения должны представить в территориальные органы Росстата до 15 апреля 2022 года. Подробности - здесь.

8.2. Утверждены годовые формы по основным фондам № 11 (краткая) и № 11 (сделка), по которым учреждениям предстоит отчитаться за 2021 год. О том, чем отличаются уточненные формы от аналогичных за прошлый год – в новостном выпуске.

9. Новые формы и электронные форматы налоговых документов

9.1. Декларацию по налогу на имущество организаций за 2021 год учреждения будут сдавать по уточненной форме: ФНС скорректировала форму, электронный формат и порядок заполнения декларации.

Также внесены изменения в следующие налоговые документы:

  • информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов;
  • заявление налогоплательщика-организации о предоставлении льготы по транспортному и/или земельному налогу;
  • сообщение о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, подлежащих налогообложению.

9.2. С 23 июля применяются новые электронные форматы книги покупок, книги продаж, дополнительных листов к ним, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. 

9.3. С 1 июля 2021 года налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Нововведение применяется в отношении налоговых деклараций, представленных после 1 июля 2021 года.

В связи с этим ФНС утвердила формы:

  • реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по НДС;
  • реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

Также утверждены порядки заполнения реестров, их электронные форматы и правила представления в налоговые органы.

10. Новый формат СЗВ-ТД; выдача листков нетрудоспособности только в электронном виде

10.1. ПФР скорректировал форму и порядок заполнения сведений о трудовой деятельности. Предоставление новой формы СЗВ-ТД было предусмотрено с 1 июля 2021 года, однако срок перехода работодателей на обновленный формат отчетности по электронным трудовым книжкам был продлен до 1 августа. О том, как заполнить СЗВ-ТД по-новому – здесь.

10.2. ФСС России напомнил, что с 1 января 2022 г. выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться только в электронном виде. Для приема ЭЛН на оплату достаточно получить его номер – по телефону, электронной почте. Также для работодателей появился новый сервис электронного взаимодействия с ФСС РФ. Более подробно – в новостном выпуске.

11. Новое решение по ключевой ставке: применяем при расчете пени, неустоек и компенсаций

С 26 июля Банк России вновь повысил ставку, теперь она составляет 6,5% годовых.

Напомним, что ее размер имеет значение при расчете, в частности:

  • пеней по налогам, сборам, взносам;
  • компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
  • процентов за пользование чужими денежными средствами, и др.

12. Важное из зала суда: решения, на которые стоит обратить внимание

Анализ судебной и арбитражной практики помогает аргументировано отстоять свою точку зрения в спорах с проверяющими и оценить риски наступления негативных последствий при проверках. Предлагаем учесть опыт тех, кто столкнулся с претензиями контролирующих органов и уже прошел в своем споре не одну судебную инстанцию.

12.1. Субсидия из средств МБТ: чтобы не допустить "нецелевки" учтите некоторые нюансы

Средства межбюджетного трансферта часто являются источником для предоставления субсидий учреждениям. Расходование средств другого бюджета впоследствии обязательно проверят органы финнадзора, а потому важно использовать эти средства с соблюдением всех правил и требований.

Так, в результате одной из таких проверок Казначейство признало нецелевым расходование более чем 2,5 млн рублей, полученных учреждением в виде целевой субсидии из средств МБТ, предоставленного федеральным бюджетом на оснащение медорганизаций, осуществляющих диагностику COVID-19. Ревизоры потребовали вернуть "нецелевку" и суд поддержал их – медучреждением были нарушены Правила предоставления МБТ, который стал источником для этой субсидии.

О подробностях дела и о том, какие шаги следует предпринять, чтобы не допустить"нецелевку" – в новостном выпуске.

12.2. В каком случае за счет ОМС можно купить основное средство дороже 100 тысяч рублей?

Медучреждение закупило несколько прикроватных мониторов стоимостью более 100 тыс. рублей каждый. ТФОМС классифицировал произведенные расходы в качестве нецелевых, поскольку структура тарифа на оплату медпомощи включает расходы на приобретение основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Однако и проверяющие, и суд первой инстанции не учли, что учреждение приобрело оборудование для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Апелляционный суд встал на сторону учреждения: затраты на приобретение оборудования, включенные в тариф высокотехнологичной медпомощи, не содержат каких-либо ограничений по стоимости за единицу, и приобретение дорогостоящего оборудования за счет средств ОМС правомерно.

Подробности этого дела – здесь.

12.3. "Нецелевка" средств ОМС: приобретение дорогостоящего оборудования с комплектующими

Медицинская организация приобрела бинокулярную лупу и оправу к ней. Объекты приобретались по разным договорам, были учтены в качестве самостоятельных объектов основных средств, и стоимость каждого объекта составила менее 100 тыс. руб. за единицу. Однако ТФОМС классифицировал произведенные расходы в качестве нецелевых. Несмотря на пояснения медицинской организации, что и оправа, и лупа являются двумя самостоятельными объектами, суд согласился с доводами ТФОМС и признал подтвержденным факт приобретения за счет средств ОМС медицинского изделия с принадлежностью, входящей в стандартный комплект поставки, путем дробления его цены на комплектующие, стоимость каждого из которых не превышает 100 тыс. руб.

Какие обстоятельства не позволили медорганизации отстоять свою позицию – читайте здесь.

12.4. Без предварительного уведомления: накажут ли за ошибки в СЗВ-М, о которых ПФР не сообщал?

Учреждение в установленный срок отправило в ПФР сведения по форме СЗВ-М. Сверив эти данные с информацией в отчете СЗВ-СТАЖ, Фонд выявил расхождения в количестве застрахованных лиц – работодатель "забыл" отразить в СЗВ-М данные о восьми сотрудниках. ПФР выписал учреждению штраф за нарушение срока представления сведений. Однако уведомление об устранении имеющихся расхождений не направил. Учреждение обратилось в суд. На трех уровнях рассмотрения дела судьи поддержали учреждение – обязанность по направлению страхователю уведомления возложена на Пенсионный фонд. Поскольку уведомление в адрес учреждения направлено не было, ПФР лишил страхователя возможности реализовать свое право на уточнение/исправление сведений в отведенный для этого пятидневный срок. В этой ситуации Фонд не вправе применять к страхователю финансовые санкции.

Более подробно о деталях этого дела и разъяснениях ПФ РФ – здесь.

12.5. Очередное дело о "нецелевке" средств ОМС: как добиться снижения штрафа в суде

Санаторий потратил деньги ОМС на приобретение двух единиц дорогого терапевтического оборудования. Поскольку стоимость каждого основного средства превышала 100 тыс. рублей, ТФОМС потребовал и вернуть эту сумму в свой бюджет, и уплатить штраф. Суды полностью удовлетворили первую часть требований, но вот размер штрафа уменьшили почти в 8 раз и указали следующее: любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств ОМС, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности характеру совершенного правонарушения. ТФОМС пытался обжаловать снижение штрафа, однако безуспешно – Верховный Суд согласился с выводами коллег и отказал в пересмотре дела.

Подробности дела – здесь.

12.6. Суды трех уровней постановили: выплата матпомощи сотрудникам за счет ОМС – "нецелевка"

Поликлиника выплачивала за счет средств ОМС материальную помощь сотрудникам в связи с рождением ребенка, смертью родственника или просто тяжелым финансовым положением. Такие выплаты были предусмотрены в коллективном договоре учреждения и положении об об оплате труда. Но ТФОМС счел расходы на выплату матпомощи "нецелевкой", и суды первой и апелляционной инстанций, а также кассационный суд согласились с ревизорами Фонда, подтвердив, что расходы на выплаты материальной помощи не являются расходами на заработную плату и не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.

Подробнее об этом деле мы рассказывали 26 мая, а продолжение темы – в новостях 30 июля.

12.7. Нехватка финансирования – веская причина для несвоевременной оплаты контракта?

В суд обратился поставщик, которому казенное учреждение в прошлом году не в полном объеме оплатило поставленный товар. Причина – недостаточное финансирование. Суды первой и апелляционной инстанций не сочли это достаточным основанием для неоплаты контрактов. Кассационный суд также отклонил этот довод. Превышение лимитов, как и отсутствие финансирования не освобождает учреждение от исполнения обязательства по оплате фактически принятого товара.

Подробности этого дела – здесь.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также: