Субсидия из средств МБТ: чтобы не допустить "нецелевки", учтите некоторые нюансы
AerialMike / Depositphotos.com |
В прошлом году мы уже поднимали тему об особенностях расходования субсидий, источником для которых стали межбюджетные трансферты, об ответственности должностных лиц за нарушения в этой части и о мерах, что помогут свести к минимуму риски, связанные с "нецелевкой" при расходовании субсидии, включающей в себя часть МБТ. Считаем важным вернуться к этой теме вновь...
Средства межбюджетного трансферта часто являются источником для предоставления субсидий учреждениям. Как правило, это субсидии на иные цели, однако учредитель может включить полученные из другого бюджета средства в субсидию на государственное/ муниципальное задание – если назначение МБТ предполагает финансирование работ/ услуг, включенных в задание. Пример – субсидия на выплаты за классное руководство. Минпросвещения РФ допускает доведение из соответствующего МБТ субсидий и по КФО 5, и по КФО 4.
Расходование средств другого бюджета впоследствии обязательно проверят органы финнадзора, а потому важно использовать эти средства с соблюдением всех правил и требований. Учитывая значительный объем средств, предоставленных в последнее время из федерального бюджета в регионы, проверок будет много...
Так, в результате одной из таких проверок Казначейство признало нецелевым расходование более чем 2,5 млн рублей, полученных учреждением в виде целевой субсидии из средств МБТ, предоставленного федеральным бюджетом на оснащение медорганизаций, осуществляющих диагностику COVID-19.
Правилами предоставления указанного МБТ был определен перечень того, что можно было приобрести за счет этих средств. Однако учреждение часть средств направило на приобретение медизделий, не включенных в указанный перечень, но в конечном итоге использованных в медицинской деятельности по борьбе с COVID-19. К тому же в соглашении о предоставлении субсидии не было отсылки на вышеназванные Правила и перечень допустимых к приобретению медизделий.
Ревизоры потребовали вернуть "нецелевку" и суд поддержал их (Решение АС Республики Марий Эл от 18 июня 2021 г. по делу № А38-2311/2021). Независимо от содержания соглашения с учредителем, медучреждение было обязано расходовать средства с соблюдением Правил предоставления МБТ, который стал источником для этой субсидии.
Чтобы не стать заложником подобной ситуации, стоит самостоятельно предпринять некоторые шаги:
Проверить, из каких средств учредитель предоставил субсидию – обеспечить единообразие и увязку КБК
Как это сделать? Взглянуть на платежный документ, которым учредитель перечислил субсидию учреждению, а точнее, на указанный в ней КБК. Дело в том, что поступления МБТ (для примера – из федерального бюджета в региональный) отражаются на соответствующих доходных КБК по подгруппе 2 02 "Безвозмездные поступления от других бюджетов...". При этом 8-11 разряды, т.е. статья и подстатья кода доходов бюджета субъекта РФ о подгруппе 2 02 должны быть такими же, как и в 6-9 разрядах кода целевой статья расходов федерального бюджета, по которой был предоставлен МБТ. Соответственно, и региональный орган-учредитель, распределяя эти средства в виде субсидий подведомственным учреждениям, будет применять в расходном КБК те же ЦСР – их наличие в КБК и укажет на источник этих средств. И учреждение при расходовании будет применять КБК с такой же ЦСР.
Обеспечить раздельный учет средств субсидии, сформированной из МБТ
Отражение поступления и расходования субсидии, предоставленной за счет МБТ, с применением соответствующих КБК позволит организовать обособленный учет этих средств. Заметим, что, например, в отношении МБТ на выплаты за классное руководство профильное ведомство настаивает на организации раздельного учета средств.
Четко понимать, на какие цели можно расходовать такую субсидию
Конечно, идеальная ситуация, когда орган-учредитель пропишет все условия и ограничения в соглашении или сделает отсылку на нормативный правовой акт, в котором установлены правила предоставления МБТ. Но увы, так бывает далеко не всегда. Поэтому если в вашем соглашении нужной информации нет, придется поискать ее самостоятельно. По крайней мере, акты Правительства РФ, устанавливающие порядок предоставления МБТ из федерального бюджета, находятся в открытом доступе.
Определить источник финансирования выплат, в основе которых лежит средний заработок
Речь о субсидиях, за счет которых осуществляются конкретные выплаты сотрудникам, Например, на "ковидные" доплаты медикам или педагогам за классное руководство. Такие выплаты учитываются при расчете среднего заработка и неизбежно повышают его размер. А он важен при оплате отпускных и иных выплат. В такой ситуации необходимо заранее определить, за счет каких средств учреждение будет платить повышенные отпускные. Конечно, многие предположат, что и их можно выплачивать за счет средств МБТ. Однако это не так. И если для тех же медработников федеральный бюджет в этой связи выделяет дополнительные средства для оплаты отпусков, то для сферы образования подобной меры пока не предусмотрено. А Правила предоставления МБТ из федерального бюджета на выплаты вознаграждения за классное руководство не предусматривают направления этих средств на какие-либо еще выплаты, кроме собственно указанного вознаграждения и соответствующих отчислений.
В таких случаях, вопрос об источнике финансирования образовавшейся разницы в сумме отпускных следует обсуждать с учредителем – будет ли для этих целей увеличена субсидия на задание или выделена целевая субсидия и "своего" бюджета. Ну и, разумеется, самым безопасным в подобной ситуации будет привлечение собственных средств учреждения по КФО 2.