Новости и аналитика Новости Д. Панкин: "Экономические санкции России не грозят"

Д. Панкин: "Экономические санкции России не грозят"

Россия размещает свои международные резервы в валюте и в государственные ценные бумаги США и европейских стран. Скажется ли обострение отношений с Западом  в связи с конфликтом на Кавказе на российских национальных фондах, будет ли Россия менять стратегию их размещения, в интервью РИА Новости рассказал заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин.

- Дмитрий Владимирович, могут ли возникнуть проблемы с размещением российских средств за рубежом в связи с обострением отношений между Россией и Западом и гипотетической возможностью введения экономических санкций?

- Я не думаю, что сейчас может возникнуть вопрос о введении каких-либо экономических санкций в отношении РФ, в том числе о блокировке российских денег и активов за рубежом. Сейчас Россия в значительной степени интегрирована в международное сообщество; и наша страна, и сообщество зависят друг от друга.

Кроме того, экономические отношения - это очень чувствительная сфера деятельности, тем более в нынешних условиях мировой финансовой нестабильности. Последнее, что сейчас нужно предпринимателям, крупнейшим банкам (которые и так терпят убытки из-за кризиса) - это дополнительные санкции в отношении российских товаров и денег.

Да и правительствам, в итоге, это не выгодно. К примеру, если США примет в отношении России какие-либо экономические или финансовые ограничения, как на это отреагирует, скажем, Китай, у которого, если я не ошибаюсь, около 1 триллиона долларовых активов?

- Международное финансовое сообщество разделяет Вашу точку зрения?

- На прошлой неделе я был на встрече заместителей министров финансов и заместителей руководителей Центробанков двадцати крупнейших развитых и развивающихся стран. Мы пришли к единому мнению о том, что политические и экономические вопросы в условиях нынешней взаимной интеграции государств, должны решаться отдельно друг от друга.

- Могут ли российские компании столкнуться с дальнейшим ухудшением условий привлечения средств из-за рубежа, в связи с обострением отношений между Россией и ее некоторыми иностранными партнерами?

 - Думаю, объемы заимствований сократятся, а ставки несколько увеличатся. Прежних 40-50 базисных пунктов премии (над плавающей составляющей ставки, к примеру, LIBOR - ред.) мы уже не увидим: это было эльдорадо, которое закончилось.

Однако дальнейший рост ставок и ухудшение прочих условий заимствований связаны не столько с недавно появившимися новыми обстоятельствами, сколько с продолжающимся международным финансовым кризисом. Его окончание, по-прежнему, прогнозировать очень сложно.

 - Стоит ли ожидать чистого притока иностранного капитала в РФ по итогам текущего года?

 - Чистый приток иностранного капитала все-таки будет. Сейчас существуют мнения о том, что он будет ниже, чем ранее предполагалось, примерно на 10 или около того миллиардов долларов. Но приток все-таки будет.

В прошлом году в рамках составляемых макроэкономических планов на 2008 год правительство оценивало чистый приток капитала на сумму около 40-60 миллиардов долларов. По мере дальнейшего развития международного финансового кризиса и оттока капитала на фоне августовских геополитических событий, аналитики стали предсказывать более низкий приток капитала - примерно на уровне 30 миллиардов долларов.

На прошлой неделе председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев сообщил премьер-министру РФ Владимиру Путину о том, что по итогам текущего года чистый приток иностранного капитала прогнозируется в 40 миллиардов долларов, несмотря на чистый отток в августе в размере 5 миллиардов долларов.

- Могут ли измениться механизмы управления средствами российских резервных фондов за рубежом в связи с последними событиями?

- В краткосрочной перспективе никаких резких изменений из-за обострения политических отношений не будет. Однако, возможно, в долгосрочной перспективе стратегия претерпит изменения.

Это связано не с текущей политикой, а со стремлением ряда государств ограничить приток иностранных инвестиций. Объем вложений российских резервов в активы этих стран по мере введения лимитов сократится, следовательно, потребуются корректировки инвестстратегий.

Сократится и объем частных средств, которые направляются на расширение бизнеса в таких странах.

- Насколько негативно эти нововведения могут сказаться на эффективности управления резервами и на возможностях российских компаний работать за границей?

- В принципе, я не могу сказать, что это плохо. Сейчас, насколько я понимаю, за рубежом могут существовать негласные ограничения для инвесторов. Например, компания-нерезидент хочет приобрести долю в компании-резиденте в некой стране. Законодательство этого государства напрямую не препятствует совершению такой сделки, однако регулирующие органы могут отказать в покупке, желая сохранить национальную принадлежность компании.

- Возможно ли ухудшение отношений РФ с мировыми финансовыми институтами - МВФ и Всемирным банком в результате возникшей напряженности между РФ, Западом и США, а также в связи с решениями этих организаций направлять значительные объемы финансовой помощи в Грузию?

- Сейчас мы и так отказываемся от государственных займов у иностранных организаций, так как в экономике нашей страны достаточно собственных средств. Мы хотим сотрудничать с подобными структурами как с консультантами, накопившими богатейший опыт во многих отраслях экономики.

В нашем сотрудничестве пока не возникало и, думаю, не возникнет трудностей и сбоев.

После распада СССР, в 90-е годы Россия активно привлекала средства МВФ, Всемирного банка и других международных объединений. По мере формирования устойчивой и самостоятельной экономики РФ, правительство постепенно расплатилось с подавляющей частью своих международных обязательств.

- Будет ли Минфин пересматривать концепцию инвестирования средств национальных фондов преимущественно в бумаги западных стран с учетом возможности геополитических кризисов? Остаются ли для РФ интересными подобные инвестиции с финансово-экономической точки зрения?

- С таким учетом, думаю, ничего пересматриваться не будет. Однако мы готовим новые предложения концепции управления средствами Фонда национального благосостояния.

Мы хотим обеспечить сохранность этих денег для будущих пенсионеров, а также преумножить их. Нам важно управлять ими эффективно.

Поэтому Минфин по-прежнему предлагает дать возможность вкладывать средства Фонда национального благосостояния в корпоративные акции и облигации, производные инструменты. Эти инструменты значительно более доходны, чем государственные ценные бумаги.

Фонд национального благосостояния является частью федерального бюджета. Его целью является софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд был создан 1 января текущего года в результате разделения Стабилизационного фонда на две составляющие - Фонд нацблагосостояния и Резервный фонд.

Резервный фонд также является частью федерального бюджета, он призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Средства фондов находятся на счетах в Центробанке РФ. В настоящее время средства фондов размещаются согласно следующей валютной структуре: по 45% резервов инвестируются в активы, номинированные в долларах и евро, 10% - в фунтах стерлингов. Подавляющая часть резервов сейчас находится в государственных ценных бумагах европейских стран и США.

Для Фонда национального благосостояния разрабатывается отдельная стратегия.

- Агентство Moody's понизило рейтинг акциям американских ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac. Отразится ли это негативно на доходности средств нацфондов, вложенных в бумаги этих компаний?

- В составе золото-валютных резервов имеются облигации Fannie Mae и Freddie Mac. Падают курсы и понижаются рейтинги у акций, а не облигаций  этих компаний. Облигации сейчас, фактически, гарантированы правительством США.

- Планируете ли вы инвестировать средства Фонда национального благосостояния только на зарубежных рынках?

- Пока да. Российский рынок сейчас не справится с таким объемом средств. В первую очередь, потому что на нем в настоящее время, с учетом увеличивающихся бюджетных расходов, и так повышенный объем денежной массы (ее наращивание подталкивает инфляцию - ред.). Если мы добавим еще и средства фонда, то монетарная составляющая поползет вверх, и мы нивелируем эффективность, прибыльность инвестиций ростом цен.

В случае изменения ситуации внутри страны и возникновения необходимости, мы будем вкладывать средства на российском рынке.

Однако пока в концепции управления Фондом нацблагосостояния мы не оговариваем возможность инвестирования средств в РФ, и не устанавливаем лимиты для нашего рынка.

- Когда концепция будет готова?

- До 1 октября. К этому времени мы планируем доработать документ, согласовать его текст с профильными ведомствами и представить правительству.

- Какие ограничения по объемам вложений будет содержать инвестиционная декларация Фонда национального благосостояния?

- Можно будет вкладывать до 50% накоплений в акции, до 70% - в облигации. Примерно так.

- С учетом нынешней экономической ситуации в США все-таки акциям каких компаний будет отдаваться предпочтение - американским или европейским? Могут ли в перспективе стать привлекательными для долгосрочного инвестирования государственные и корпоративные ценные бумаги Японии, Китая и других стран Азии?

- При формировании долгосрочного портфеля целесообразно взять более широкий круг акций. Накладывать жесткие географические ограничения вряд ли целесообразно.

- Будут ли установлены лимиты на покупку акций одной компании?

- Если мы говорим не о фонде прямых инвестиций, то с целью минимизации рисков целесообразны лимиты на покупку акций одной компании.

- Какова схема управления средствами Фонда нацблагосостояния?

- Мы будем предлагать создание государственной корпорации - российского финансового агентства. Мы подготовили соответствующий законопроект, регламентирующий ее работу. Его мы также планируем внести в правительство в октябре.

Государственная корпорация управляется государством, имеет наблюдательный совет, состоящий преимущественно из чиновников профильных министерств и ведомств и, как правило, во главе с премьер-министром РФ. Уставный капитал корпорации полностью оплачен государством.

В отличие от акционерного общества, в капитал такой организации не могу войти частные инвесторы.

- Какими функциями будет наделена эта госкорпорация?

- Она не будет напрямую управлять деньгами фонда. Предполагается, что корпорация будет отбирать специализированные компании и передавать им часть накоплений Фонда нацблагосостояния. Пока мы не установили конкретных требований к управляющим компаниям, а также не определили лимиты объемов передаваемых средств.

- Планируется передать все активы фонда в управляющие компании?

- Мы намерены оставить некоторую часть накоплений в государственных ценных бумагах. Поэтому, думаю, было бы разумно и дальше держать часть средств фонда на счетах в Центробанке РФ и под его управлением. Опять же, определенных предложений на этот счет нет - для начала необходимо пройти процесс формирования государственной управляющей компании.

- Решен ли вопрос о руководителе этой организации и откуда будут набираться кадры?

- Мы не выбирали главу госкорпорации. А кадры планируем искать на рынке.

- Как сейчас развивается тяжба со швейцарской фирмой Noga?

- В конце августа к нам поступило решение Нью-Йоркского суда, согласно которому Noga не имела права ничего требовать от РФ. Российская сторона ранее должна была этой компании около 70-80 миллионов долларов, однако затем эти требования были откуплены (погашены). Поэтому никаких претензий со стороны Noga быть не могло.

На всех предстоящих разбирательствах по этому вопросу решение Нью-Йоркского суда должно оказать нам серьезную поддержку.

Все требования фирмы Noga к правительству РФ датируются началом 1990-х годов и возникают из двух кредитных договоров. Согласно этим договорам, Noga должна была финансировать импортные поставки продуктов питания и потребительских товаров российских внешнеторговых организаций. Погашение этого финансирования должно было осуществляться за счет доходов от сырой нефти и нефтепродуктов, поставляемых Россией.

Россия расторгла эти договора, и начались судебные тяжбы. Между тем, по данным Минфина РФ, в 1993 и 1994 годах Noga уступила права требования к России четырем своим швейцарским банкам-кредиторам, позже ее (Noga) полномочия на взыскание денежных сумм были аннулированы. Таким образом, никаких претензий к российской стороне больше возникать не могло.

 2 января 2008 года Noga, оценившая претензии к российскому правительству в сумму около 49 миллионов евро, приступила к аресту активов ряда российских организаций и ведомств, находящихся на счетах во французских банках.

 Все заблокированные средства были освобождены на основании решений французских судов, а российские власти подали ответные иски, в которых потребовали возместить ущерб от ареста счетов.

Ближайшее судебное разбирательство по вопросам претензий Noga к РФ  состоится 10 сентября.

- Дмитрий Владимирович, большое спасибо за содержательную беседу. Пользуясь случаем, поздравляем Вас и Ваших коллег с годовщиной создания в России Министерства финансов, которая отмечается в эти дни.