Ю. Осинцев: "Байкальский форум для Дальнего Востока и Сибири – уникальная дискуссионная площадка"
На нашем круглом столе было проведено заседание тематической секции "Стратегические направления долгосрочного развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока".
Это было очень интересное обсуждение крайне актуальных для России и особенно для удаленных от центра регионов вопросов развития транспортной инфраструктуры. Была представлена стратегия развития транспортной системы в России до 2030 года.
Развитие транспорта определяет состояние экономики страны. Выступая на пленарном заседании форума, Министр транспорта И. Левитин отметил высокий уровень отдачи от вложения в инфраструктуру - три рубля на один вложенный. Вкладывая в инфраструктуру, мы не только не раздуваем инфляцию, но и сокращаем ее. Я убежден, что неработающие сегодня замороженные средства было бы правильнее и выгоднее вкладывать в развитие высокотехнологичной инфраструктуры, расширяя транспортную систему и создавая новые рабочие места. Это был основной посыл многих прозвучавших на круглом столе выступлений.
Особое внимание было уделено вопросам развития транспортной логистики, что вызывает у меня удовлетворение. Мы наконец-то начали понимать значение транспортно-логистического планирования и логистических центров, позволяющих осуществлять взаимодействие всех субъектов хозяйственно-экономической деятельности. Ведь логистический центр в современном его видении - это не только складское хозяйство, но и партнерство в сфере страхования грузов, банковских услуг, гостиничных, туристических и выставочных услуг, а также всех услуг по перевалке и переработке грузов, в том числе с создание добавленной стоимости. То есть это, по сути, своего рода промышленный технопарк, дающий возможность региону на принципиально новом уровне решать задачи в сфере транспортной деятельности.
Другая задача логистических технопарков, с моей точки зрения, - формирование заказов на подготовку кадров. Меня порадовало, что на 90% подготовка студентов в Университете железнодорожного транспорта, где проходил наш круглый стол, ведется по заявкам предприятий и организаций Сибири и Дальнего Востока. Готовятся те специалисты, в которых нуждаются конкретные предприятия. Таким образом, учитываются реальные потребности сибирских и дальневосточных регионов в трудовых ресурсах. Эта связка очень важна и является хорошим примером для подготовки кадров в других отраслях. Тем более, когда у нас есть перспективные экономические проекты, которые не подкреплены кадровым ресурсом. Когда есть проект, есть финансы, но нет специалистов, которые могут обеспечить его реализацию.
Второй комплекс вопросов, о которых шла речь на круглом столе, - обеспечение и развитие транзитной деятельности России, разработка федерального закона "О транзите". Этот закон должен решить целый ряд задач, направленных на формирование в России новых транспортных магистралей, новых транзитных путей на Дальнем Востоке и в Сибири, на существенное увеличение грузопотока Восток-Запад. Это вопрос конкурентоспособности России и расширения своей ниши в международных транзитных схемах. Поэтому мы пришли к выводу, что этому закону необходима серьезная поддержка общественности и бизнес структур, возможно создание совместной с правительством координационной группы. Потому что этот закон принципиально важен, он призван снять препоны на пути развития транспортных систем в России.
Предлагались разные варианты расширения транзитной деятельности, увеличения загрузки Транссибирской магистрали. Крайне интересный проект, который был озвучен вице-губернатором Иркутской области, - по доставке грузов из Китая в Европу северным морским путем через Иркутск, через порт Дикси. Россия, тем самым, приобретает новое значение в мировых транспортных системах, в структуре международных грузоперевозок.
В связи с этими перспективами возникает ряд вопросов, которые, с моей точки зрения, могут быть решены законом "О транзите". Это ряд положений Таможенного и Бюджетного кодекса, тарифная политика. Представители японской делегации, выступая на форуме, выражали искреннее удивление, как у нас могут 2-3 раза в год меняться тарифные ставки. Нужные серьезные тарифные соглашения, которые все это могут урегулировать.
Мы договорились о том, что кроме тарифов на железнодорожный транспорт, который сегодня осуществляет 80% всех грузоперевозок, необходимы тарифы на автомобильные перевозки. Мы вкладываем колоссальные бюджетные средства в дороги, но не взимаем плату за провоз тяжеловесных грузов на дальние расстояния, более тысячи километров. Это идет вразрез и с мировой практикой, и с действовавшими даже в Советском Союзе правилами. Не обременяя тарифными платежами автомобильные перевозки, мы никогда не сможем содержать дороги в надлежащем состоянии только за счет бюджета. А перед нами стоят колоссальные задачи по развитию дорог, определенные утвержденной до 2030 года стратегией.
Участники круглого стола пришли к общему выводу, что необходимо осуществлять увязку, координацию всех отраслей российского народного хозяйства. Нам нужен координирующий орган, осуществляющий взаимоувязку стратегий развития всех отраслей, выстраивающий баланс как энергетический, так и природный, транспортный, ресурсный. Таким образом, через вопросы логистики мы вышли на глобальные задачи для экономики России, для процесса вливания в мировую экономику.
В целом надо дать самую высокую оценку Байкальскому экономическому форуму. Он имеет огромное значение и ценность, так как именно здесь представители сибирских и дальневосточных регионов получили возможность откровенно говорить о своих региональных проблемах и обсуждать их в прямом диалоге с федеральной властью. Байкальский форум для Дальнего Востока и Сибири - уникальная дискуссионная площадка, где на пленарных и секционных заседаниях присутствует конкретика именно по этим территориям. Стало яснее понимание общегосударственной стратегии развития народного хозяйства, на основе которой регионы и субъекты экономической деятельности смогут скорректировать стратегию своего развития на краткосрочный и на долгосрочный период.