Готовые решения по важным вопросам: апрельское обновление учетной политики
aleksandrbs / Depositphotos.com |
Целый ряд вопросов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции учреждений. И здесь важность приобретает учетная политика. Нельзя относиться к ней как к формальному документу, создаваемому только потому, что этого требует законодательство. Напротив, во многих случаях именно на основании учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения. И именно грамотной учетной политикой зачастую можно застраховать себя от претензий ревизоров.
Возможно, в вашей учетной политике пока не предусмотрены решения для некоторых важных вопросов, например:
Когда нужно проверить, не изменилась ли кадастровая стоимость земли, чтобы корректно отразить ее в отчетности?
Как списывать матзапасы, если они признаны "неактивом"?
Где учитывать электронные проездные документы?
Кто и как должен вести Журнал регистрации путевых листов?
По каким кодам КВР и КОСГУ выплачивать компенсации сотрудникам на "удаленке"?
Ни в федеральных стандартах, ни в Инструкциях по учету, ни в разъяснениях Минфина России прямых ответов на многие вопросы нет. Вместе с тем, по мере проработки проблем перехода на новые Стандарты и суммирования опыта коллег из разных регионов стало возможным найти подход к решению многих вопросов. В апреле мы включили в Примерные формы учетной политики возможные варианты положений по озвученным выше и еще многим другим ситуациям:
- Добавлена возможность выбора дополнительного забалансового счета для учета земельных участков, находящихся под объектами недвижимости учреждений, но не полученных на праве постоянного/ бессрочного пользования или в аренду или безвозмездное пользование;
- Предусмотрен вариант оформления Извещений (ф. 0504805) казенными учреждениями-грузополучателями, если согласно условиям контракта на централизованное снабжение отгрузка материальных ценностей осуществляется поставщиком непосредственно в адрес грузополучателя;
- Добавлена возможность отражения бюджетным/автономным учреждением на забалансовом счете 22 материальных ценностей, полученных по централизованному снабжению (оплаченных учредителем), до поступления документов об их передаче учреждению на праве оперативного управления;
- Предусмотрен выбор времени сверки кадастровой стоимости земельных участков с актуальной выпиской из ЕГРН для отражения в годовой бюджетной отчетности;
- Предусмотрен выбор счета для списания материальных запасов, если они признаны не удовлетворяющими критериям актива;
- Предусмотрен выбор счета для учета электронных проездных документов;
- Для забалансового счета 27 добавлена возможность включения имущества, передаваемого в целях дистанционной работы сотруднику согласно ТК РФ;
- Добавлена возможность выбора дополнительного забалансового счета для учета имущества, переданного в личное пользование лицам, которые не являются сотрудниками учреждения;
- Добавлен порядок выбора КОСГУ и КВР в части компенсации расходов дистанционным работникам;
- Предусмотрен выбор формы для ведения журнала регистрации путевых листов и ответственного за ведение такого журнала;
- Добавлен порядок передачи имущества – материальных запасов, выданных в личное пользование, другим учреждениям;
- Предусмотрен выбор счета для учета ущерба от недостачи имущества, учтенного на забалансовых счетах;
- Предусмотрен выбор счета для учета ущерба от незаконного списания имущества;
- Включен вариант отражения бюджетным/автономным учреждением временного заимствования материальных запасов с КФО 2 на КФО 4
Дополните свой локальный акт решениями, наиболее приемлемыми для вашего учреждения. Это важно, ведь начиная с отчетности за 2020 год основные положения учетной политики об особенностях отражения в учете операций с активами и обязательствами, по которым учреждению дано право самостоятельного определения порядка учета, должны отражаться в Таблице № 4 в составе Пояснительной записки (фф. 0503160, 0503760).
Конечно, возникает вопрос: какой датой внести новые положения в учетную политику и когда начинать их применять?
Напомним, Стандарт "Учетная политика..." предусматривает два варианта применения измененной учетной политики:
- перспективное, при котором измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения;
- ретроспективное – применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы изменения применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни.
Определение порядка учета операций, которых раньше в деятельности учреждения не было, не считается изменением учетной политики, а значит, может применяться перспективно – с даты внесения соответствующих дополнений. В остальных случаях новые положения должны применяться с 1 января 2021 года – недопустимо, чтобы идентичные операции отражались в рамках одного отчетного периода по-разному.
И еще: лучше составлять отдельный приказ о внесении изменений в учетную политику. Дело в том, что по каждому изменению аудиторы будут проверять: надо было пересчитывать показатели за прошлые годы или можно было применять новшество с даты изменения учетной политики.