СПЧ обсудил планы по реализации поручений президента на 2021 год
Jly19 / Depositphotos.com |
10 декабря прошлого года состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с членами СПЧ, по итогам которого 1 февраля был утвержден перечень поручений1.
Список содержит 15 поручений, среди которых:
- подготовка и предоставление предложений по установлению дополнительных требований к зарубежным ИТ-компаниям;
- обеспечение соблюдения прав журналистов;
- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве;
- обеспечение соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы в связи с угрозой распространения COVID-19;
- разработка механизма финансирования деятельности общественных наблюдательных комиссий;
- анализ практики применения ст. 280 Уголовного кодекса ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и рассмотрение вопроса о возможности введения административной преюдиции;
- рассмотрение предложения по совершенствованию системы дистанционного образования;
- рассмотрение вопроса о целесообразности создания российского суда по правам человека.
Председатель СПЧ Валерий Фадеев на состоявшейся 2 февраля пресс-конференции обозначил, что помимо традиционных для поручений тем (например, вопросы в отношении функционирования судебной системы), появляются новые. Так, например, в этом году впервые поднимается тема цифровых прав и цифровой безопасности. Поручение о подготовке и представления требований к зарубежным компаниям сферы информационных технологий относится в первую очередь к вопросу упорядочивания деятельности иностранных онлайн-платформ, пояснил член СПЧ Игорь Ашманов. По словам эксперта, основной вопрос касается налаживания четкого налогового режима для названных субъектов, а также установления ответственности онлайн-платформ. Член СПЧ предположил, что соответствующие преобразования следует начинать с корректировки законодательства, а исполнение предписаний будет поручено Роскомнадзору.
Еще одним важным поручением, относящемся к области защиты цифровых прав, является разработка проектов концепции обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в цифровом пространстве РФ и плана мероприятий ("дорожной карты") по ее реализации. По задумке СПЧ "дорожная карта" должна включать в себя мероприятия по повышению цифровой грамотности граждан РФ и их обучению навыкам информационной безопасности и "цифровой гигиены". При этом обозначение того, что входит в определение понятия "цифровое пространство РФ" не приводится. По словам Игоря Ашманова, несмотря на наличие "цифровых законов", большинство процессов цифровизации происходит в "серой зоне", в связи с чем вызвана необходимость дополнительного регулирования и контроля исполнения закона по рассматриваемому вопросу.
Особое внимание эксперт уделил вопросу защиты персональных данных в цифровом пространстве, отметив, что основная проблема заключается в отсутствии у регулятора (в том числе, у Роскомнадзора) средств для проверки исполнения закона. Например, предусмотренная обязанность Роскомнадзора по проверке наличия необходимых документов (например, согласия на обработку персональных данных) не позволяет оценить реальную ситуацию с оборотом данных. При этом необходимых средств для такой оценки на данный момент нет. Как отмечает эксперт, внедрение новых инструментов регулирования деятельности ИТ-компаний неизбежно сталкивает интересы двух групп общества: непосредственно компаний и граждан-пользователей. В связи с этим Игорь Ашманов предположил, что обсуждение насущных вопросов внутри рабочей группы, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, даст наиболее оптимальный результат.
Также он отдельно обратил внимание на то, что СПЧ в первую очередь заинтересован в защите прав граждан. По словам эксперта, повсеместное использование цифровых технологий не может быть единственным возможным вариантом для пользователей, работа в цифровом мире должна быть представлена как один из вариантов взаимодействия граждан с бизнесом и государством. Иными словами, гражданин должен иметь возможность при желании отказаться от использования цифровых технологий. При этом для отдельных случаев взаимодействия государственных структур и бизнеса тотальная цифровизация не допустима. Так, например, по мнению члена СПЧ, принятие юридически важных решений искусственным интеллектом в полной мере осуществлена быть не может.
Важную роль в списке поручений занимает обеспечение соблюдения закона в отношении работников СМИ. Член СПЧ Павел Гусев установил, что ситуацию с соблюдением закона в отношении журналистов (в особенности, в регионах) нельзя назвать благополучной. В первую очередь это наблюдается в контексте взаимодействия государственных структур и работников средств массовой информации в отношении небольших медийных структур. Примером выступает прямое нарушение Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации", когда журналистам ограничивают доступ в здания, где проводятся мероприятия, или применяется сила в отношении сотрудников в желтых жилетах – знак идентификации сотрудника СМИ. В соответствии с этим деятельность по реализации предложенного поручения представляется необходимой.
Пандемия COVID-19 обострила вопрос соблюдения порядка посещения учреждений уголовно-исполнительной системы. Ева Меркачева, член СПЧ, выделила два основных момента, на которые следует обратить внимание: решение вопросов доступа правозащитников в исправительные учреждения для оценки условий заключенных и оплаты для них транспорта для передвижения к данным учреждениям. Эксперт выразила надежду на то, что исполнение поручения повлияет на формирование механизма финансирования необходимых затрат. В целом эксперт положительно оценила список вопросов в отношении сферы уголовного права. Так, вопрос о возможности введения административной преюдиции для статьи о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) позволит избежать "груз" уголовной ответственности для подростков, нарушающих закон впервые. Поручение Генеральному прокурору о проверке фактов давления следствия (запрет на осуществление заключенными звонков, непредоставление им необходимой медицинской помощи и т.д.), которые были подготовлены в докладе СПЧ, может позволить избавиться от данной динамики впоследствии, уверена Ева Меркачева.
Целесообразность создания российского суда по правам человека была обусловлена возможностью усиления гарантии защиты прав человека в России, однако конкретика по данному вопросу не приводится. При этом основным вопросом создания и функционирования такого суда является возможность его встраивания в судебную систему России, а также его соотношения с Конституционным судом РФ, считает Валерий Фадеев.
_____________________________
1 С полным перечнем поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека можно ознакомиться на официальном сайте Президента России.