МКД на "прямых договорах" с РСО: кому же жаловаться на аварию?
masha_tace / Depositphotos.com |
Кому звонить, если вдруг батареи в квартире стали холодными, или в кране кончилась вода ()? Если коммунальные услуги жителям оказывает УК, – то понятно, что ее аварийно-диспетчерской службе и нужно жаловаться. А вот если исполнителем "худой" коммунальной услуги является РСО (теплосбыт, водоканал и т.п.)?
С одной стороны, вроде, нужно сообщать именно исполнителю коммунальной услуги – во-первых, это логично, а во-вторых, об этом даже упомянуто в Правилах предоставления комуслуг.
С другой стороны, те же Правила заставляют УК принимать "аварийные" сообщения даже в том случае, если сама УК никаких коммунальных услуг никому не оказывает, а также требуют от потребителя жаловаться в свою УК на недочеты чужого исполнителя коммунальных услуг. Кроме того, проверка жалобы и акт о некачественной комуслуге в таком случае составляется в подвале – на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей, а пробраться туда без согласия УК простой житель МКД не может (если жители не перешли на "прямые договоры", то проверка проходит и акт составляется в квартире потребителя).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Выходит, и без того обиженному гражданину нужно дозваниваться двум диспетчерам?
По мнению Минстроя России – а у него есть уникальное право давать официальные разъяснения Правил – звонить, все-таки, нужно в "аварийку" исполнителя коммунальных услуг (то есть не в УК). Она сама согласует с потребителем время проверки. И если жалоба будет обоснованной, то потребителю будет произведен перерасчет платы за коммунальную услугу (Письмо Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 40274-ОГ/04).
При этом ведомство напомнило о том, что, по мнению ВС РФ (п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22), факт неоказания коммунальной услуги, как и факт ее плохого качества, может подтверждаться не только составленным актом о нарушении качества или актом непредоставления комуслуги, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса (например, показаниями свидетелей, аудио и видеозаписями, заключением эксперта). А следовательно, даже если у потребителя не будет на руках акта (если, скажем, РСО уклонилось от его составления), но будут иметься видео, показания свидетелей и т.п., то потребитель уже сможет обратиться в РСО за перерасчетом за некачественную услугу с письменным заявлением с приложением имеющихся доказательств.