Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 11 августа 2008
Председатель Комитета СФ по международным делам, представитель в СФ от администрации Псковской области М. Маргелов: "Главное - прекратить бои, а не выяснять, кто первый выстрелил".
Главное сейчас - прекратить боевые столкновения Грузии и Южной Осетии, а не выяснять, кто первый выстрелил. Только после прекращения стрельбы можно позволить расширение темы, в том числе, выяснение, кто в очередной раз раздул в регионе тлеющие угли. Ситуация в зоне грузино-югоосетинского конфликта приняла драматический оборот, при котором гибнут мирные граждане. Поэтому отказ СБ ООН принять предложение России об осуждении использования силы в районе выглядит, по меньшей, мере странным. Следует приветствовать, что Россия и США договорились вместе работать над урегулированием конфликта. Однако, стоит обратить внимание на то, что стороны начинают действовать с разных позиций: Россия склонна винить в происходящем Тбилиси, а США - Цхинвали. Между тем, противостояние в зоне конфликта достигло уровня, который можно назвать войной. Считаю вполне обоснованным предложение российского омбудсмена Владимира Лукина учредить международный трибунал по расследованию событий в Цхинвали. На мой взгляд, загрузка этого Института будет не меньше чем у Гаагского трибунала по бывшей Югославии. Я сожалею, что Совбез ООН в очередной раз не сформулировал сколько-нибудь внятно свою позицию по Южной Осетии, хотя определенная активность наметилась и возможно будет найдена дорога к миру, по которой пойдут участники конфликта. Но какой бы ни была эта дорога, гуманитарная катастрофа, созданная агрессией Грузии, вполне подпадает под международное определение геноцида. И еще: поскольку среди погибших мирных жителей Южной Осетии - в основном российские граждане, было бы уместно объявить в России национальный траур.
Председатель Комитета СФ по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Владимирской области В. Густов: "Заявлениям Саакашвили доверять невозможно".
Перспективы мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта я оцениваю скептически. Ситуация там крайне плохая, крайне напряженная. Предложение Михаила Саакашвили к России выступить гарантом автономии Южной Осетии на территории Грузии - просто политическая трескотня. На самом деле, цель у Саакашвили одна - воздействовать на Цхинвали исключительно силовыми методами. Военная агрессия Грузии в отношении Южной Осетии является самой большой ошибкой нынешнего руководства республики и кощунством. После этого нельзя доверять никаким заявлениям Саакашвили. Думаю, что Россия в связи с военной агрессией Грузии, скорее всего, будет корректировать свою политику в отношении Южной Осетии и остальных непризнанных республик. Но каким образом должна происходить эта корректировка, будет решать президент, поскольку выстраивание внешней политики относится к его компетенции.
Председатель Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Хабаровского края В. Озеров: "Россия должна быть самым активным участником миротворческих сил".
Совет Федерации будет очень внимательно отслеживать ситуацию и в случае необходимости оперативно соберется на внеочередное заседание. Если потребуется, кворум будет собран в течение 24 часов. Не исключаю, что Россия может принять меры по защите своего миротворческого контингента, дислоцированного в Южной Осетии, если будет создана реальная угроза для жизни военнослужащих. В случае принятия Советом Безопасности ООН решения о направлении миротворцев в зону грузино-осетинского конфликта Россия должна принять активное участие в миротворческой операции. Но военные действия должны быть последним аргументом в разрешении конфликта между Грузией и Южной Осетией. Выражаясь спортивным языком, сегодня мяч находится на стороне дипломатии, которая должна сделать все для недопущения эскалации вооруженного конфликта. Россия должна предпринять все от нее зависящие меры, прежде всего, как постоянный член ООН, по политическому урегулированию конфликта и разведению противоборствующих сторон, а также принуждению Грузии к отказу от применения силы для разрешения конфликта. Что касается теперешних шансов Грузии на вступление в НАТО, то вряд ли Североатлантический альянс захочет иметь в своем составе страну, имеющую военный конфликт на своей территории - это очевидный прагматизм.
Член Комитета СФ по делам молодежи и спорта, представитель в СФ от законодательной органа власти Амурской области А. Галлямов: "Россия должна защитить своих граждан".
Плохой мир лучше хорошей войны, и МИД РФ со своей стороны должен приложить все усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем. Ведь подавляющее большинство жителей Южной Осетии имеют российские паспорта, и поэтому Россия должна сделать все для их защиты. Действия Грузии в отношении Южной Осетии явились демаршем в канун открытия Олимпиады в Пекине. На время Олимпийских игр всегда прекращались войны, но Грузия предпочла об этом забыть. Совет Федерации при необходимости сможет оперативно собраться на внеочередное заседание, если того потребует ситуация.
Председатель Комиссии СФ по культуре, представитель в СФ от органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания А. Дзасохов: "Международное сообщество обязано сыграть свою роль в преодолении конфликта".
Международное сообщество, в том числе СНГ, должно осудить действия Грузии в зоне грузино-осетинского конфликта. Режим Саакашвили полностью подтвердил свою агрессивную и безответственную природу. С его приходом к власти все идет по сценарию предательства интересов российско-грузинских отношений. По сути, произошло вероломное нападение на Южную Осетию, и это нападение не связано с борьбой с вооруженными силами республики - гибнут мирные жители. Власти Российской Федерации обязаны принять меры по урегулированию ситуации. Речь идет о гибели граждан Российской Федерации, о необходимости срочных, безотлагательных мер, которые повысили бы безопасность мирных жителей Южной Осетии. Здесь свою роль должны сыграть Красный Крест и другие международные организации, чтобы можно было бы детей, стариков и немощных людей вывести из зоны особой опасности. Российские миротворцы действовали в зоне конфликта по поручению государств СНГ. Осетинский народ вправе рассчитывать, что государства Содружества выскажут или общую точку зрения на произошедшее, или выступят отдельно от имени своих государств. Если сейчас просчитать цели союзников Тбилиси, то они, видимо, сводятся к следующему: под дымовой завесой попытаться навязать вместо российских миротворцев какие-то другие силы, уже не миротворцев, а сторонников одного из участников конфликта. Международное сообщество обязано сыграть свою роль в решении этого конфликта. Оно не должно прятаться за какими-то другими событиями, какими бы важными они ни были. Речь идет и о судьбе осетинского народа, и о положении на Большом Кавказе в целом.
Заместитель председателя Комитета СФ по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания Республики Ингушетия В. Лихачев: "Это урок для всего современного мира".
Российская сторона должна требовать от ООН и Евросоюза, а также ОБСЕ, активных действий по восстановлению предпосылок для мирных переговоров между Тбилиси и Цхинвали. Наша страна примет самые активные меры не только в рамках рассмотрения этой ситуации в рамках ООН, но и во всех международных структурах. Грузия, начав вооруженную агрессию против Южной Осетии, нарушила общепринятые международно-правовые нормы и принципы международной законности. В этой ситуации ООН обязана принять через Совет Безопасности предельно жесткое и четкое решение, и это решение должно сводиться к двум моментам - немедленное прекращение применения вооруженной силы и организация двусторонних переговоров между Цхинвали и Тбилиси. Особое возмущение вызывает тот факт, что прямому нападению и угрозе жизни подверглись российские миротворцы. Уверен, грузинское руководство не пошло бы на военную агрессию в отношении Южной Осетии, если бы не имело за спиной поддержку своих друзей в США, Евросоюзе, а также НАТО. Организаторы этого сценария преследуют цель создать такую обстановку, которая бы длительное время сказывалась на международных отношениях и нарушила бы миропорядок в этом регионе. То, что происходит сейчас, отложится в исторической памяти народов Северного Кавказа. Применение оружия и тяжелой техники - это прецедент, который должен быть уроком для всего современного мира. Так называемые «мирные инициативы» Михаила Саакашвили, по моему мнению, являются юридическим алогизмом. Как может одна сторона быть гарантом автономии другой стороны на территории третьей? На мой взгляд, данное предложение скрывает два намерения грузинского руководства. Во-первых, в нем просматривается возможность влиять на официальные власти Южной Осетии. А, во-вторых, налицо желание втянуть Россию в грузино-осетинский конфликт одним из главных действующих лиц, но не в качестве нейтральной силы, не на уровне миротворцев, а в более широком политическом масштабе. Доверять заявлениям Саакашвили, конечно, не стоит. А вот скорректировать политику России в отношении Южной Осетии и других непризнанных республик следовало бы. Мы должны усилить в этих регионах миротворческое присутствие и увеличить экономическое содействие, поскольку не стоит забывать, что значительная часть проживающих там людей являются российскими гражданами. Необходимо четко определиться с вопросом признания или непризнания Россией независимости самопровозглашенных республик. Тем более, что нас никто на Западе не хотел слушать в отношении Косово, не слушают нас и по другим региональным конфликтам.
Член Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в СФ от Калининградской областной думы Н. Тулаев: "У Грузии нет воли на ведение мирных переговоров".
Для того чтобы Россия стала гарантом автономии Южной Осетии на территории Грузии, Грузия должна показать готовность к мирным переговорам. А мы видим сегодня, что у Грузии нет воли на ведение мирных переговоров. Поэтому призыв Саакашвили - чистое лукавство. Он заинтересован в победоносном решении вопроса грузино-осетинского конфликта. А раз так, то надеяться на мирное разрешение проблемы не приходится, хотя позиция нашей страны заключается именно в мирном решении. Правда, в связи с последними военными событиями Россия, безусловно, должна учитывать, как далеко зашла грузинская сторона.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от правительства Московской области Н. Чуркин: "Поведение Грузии вероломно".
Слова Саакашвили относительно готовности предоставить Южной Осетии неограниченную автономию в составе Грузии ничего не значат. Это лишь набор красивых слов. Поведение Грузии в Южной Осетии я бы сравнил с политикой фашисткой Германии. Грузия, точно как же как фашистская Германия ночью 1941 года вероломно напала на Советский Союз, в 2008-м вероломно напала на мирно спящие села Южной Осетии. Я полагаю, что происходящее свидетельствует либо о неспособности Саакашвили управлять грузинскими военными силами, поскольку накануне он обещал прекратить огонь и сесть за стол переговоров, либо, что более вероятно, об умышленной политике по втягиванию России в конфликт. Поэтому считаю необходимым дать понять Западу, что для защиты российских граждан, живущих в Южной Осетии, Россия может применить и чрезвычайные меры.
Председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Липецкой области А. Лысков: "Саакашвили применяет недозволенные приемы".
Полностью поддерживаю идею Уполномоченного по правам человека, поскольку события в Южной Осетии по своей природе не отличаются от происшедшего на Балканах. В результате политических амбиций руководства Грузии страдают безвинные люди - а это уже прямое нарушение человеческих норм. Вместо того, чтобы договариваться, чему Саакашвили, видимо, учили на демократическом Западе, он проявляет недозволенные для политика приемы: публично говорит о прекращении военных действий, а как главнокомандующий отдает приказ стрелять и бомбить мирный город. Напомню, что в Положении о международном трибунале сказано, что в качестве субъектов расследования и обвинения должны быть руководители государства.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по промышленной политике, представитель в СФ от администрации Кемеровской области С. Шатиров: "Необходимо разобраться со всеми фактами грузинской агрессии".
Кузбасс, который я представляю в СФ, принял заявление о полной поддержкой предложения Лукина. Мы также решили перечислить деньги для населения и восстановления Южной Осетии. Регион уже в течение нескольких лет имеет договор об экономическом сотрудничестве с этой республикой и поддержке предприятий. Область готова принять детей в оздоровительный лагерь "Сибирская сказка". Что касается идеи о создании международного трибунала, то считаю ее безусловно верной, поскольку она развивает решения, заявленные руководством России, о необходимости разобраться со всеми фактами агрессии против самопровозглашенной республики. Грузинское руководство совершило бесчеловечные преступления и по каждому случаю должно быть проведено международное разбирательство. Это нужно и потому, что грузинское руководство самым циничным образом передергивает факты, и следует юридически точно дать им характеристику, выявить причины и мотивы происшедшего.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, представитель в СФ от правительства Вологодской области В. Федоров: "Зло должно быть наказано".
Саакашвили совершил осмысленное и изощренное зло, так как совершенно очевидно, что оно было заранее спланировано. Нападение совершено в тот день, когда весь мир приготовился наблюдать за спортивной борьбой на Олимпиаде. Виновники гуманитарной катастрофы в Цхинвали должны быть наказаны. Однако, я не питаю особых надежд на то, что Запад пойдет на создание международного трибунала. Но Россия должна внести это предложение.