Новости и аналитика Новости Проект изменений в УПК РФ о дополнительной реализации принципа состязательности сторон прошел антикоррупционную экспертизу

Проект изменений в УПК РФ о дополнительной реализации принципа состязательности сторон прошел антикоррупционную экспертизу

Проект изменений в УПК РФ о дополнительной реализации принципа состязательности сторон прошел антикоррупционную экспертизу
Kzenon / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект разработан Минюстом России в сентябре текущего года. Документом предлагается внести ряд поправок в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, которые направлены на установление дополнительных гарантий реализации принципа состязательности сторон. Подробнее о существе проекта закона портал ГАРАНТ.РУ писал ранее.

Член Экспертного совета при Комитете Госудмы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хаминский прокомментировал свои предложения, которые сформулированы в ходе антикоррупционной экспертизы законопроекта. В частности, эксперт отметил, что на сегодня ч. 2 ст. 53 УПК РФ не содержит правомочий свидетеля и его защитника (адвоката) в форме предусмотренной возможности знакомиться с документами в отношении него, составленными до возбуждения уголовного дела, а в ходе предварительного расследования – знакомиться с протоколами следственных действий с его участием, иными документами, которые могут быть обжалованы, снимать с них копии и получать заверенные копии. Указанное, по мнению эксперта, является пробелом в законодательстве, который влечет возникновение коррупционной составляющей при принятии процессуальных решений должностными лицами. В этой связи он предлагает ч. 2 ст. 53 УПК РФ дополнить соответствующей нормой.

Также экспертом обращено внимание на проектируемую ч. 4 ст. 189 УПК РФ. В новой редакции части указанной статьи предлагается прописать, что допрос производится с обязательным проведением аудио- и (или) видеозаписи, материалы которой приобщаются к протоколу допроса и хранятся при уголовном деле. Как отметил эксперт, поправка исключает существующую на сегодня форму фиксации доказательства – фотографирование, а также необходимость по окончании предварительного следствия опечатывать аудио- и видеодоказательства. Однако, по его мнению, такая формулировка создает для правоохранительных органов необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность ненадлежащего обеспечения сохранности полученных доказательств. А для сторон процесса такая норма в предложенной редакции создаст условия для сомнений в достоверности собранных и приобщенных к делу доказательств.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Помимо этого, законопроектом предлагается изложить в ч. 2 ст. 225 УПК РФ, что материалы оконченного расследованием уголовного дела предъявляются только обвиняемому в полном объеме. Вместе с тем, как считает эксперт, исходя из необходимости соотнесения и равенства объема правомочий адвоката (защитника) к объему прав лица, в интересах которого он выступает, в ч. 2 ст. 225 УПК РФ следует установить, что материалы оконченного расследованием уголовного дела предъявляются обвиняемому и его защитнику в полном объеме. Эти же экспертные замечания коснулись, в частности, поправок к ст. 53, ч. 2 ст. 225, ч. 4 ст. 226.7 УПК РФ.

Отмеченные в экспертном заключении коррупциогенные факторы, выявленные при экспертизе законопроекта Минюста России, приняты разработчиком и будут в дальнейшем учтены в ходе доработки проекта закона.

Документы по теме:

Читайте также: