Централизация учета: какие наработки можно позаимствовать на федеральном уровне
AndrewLozovyi / Depositphotos.com |
Как показали результаты проверок, проведенных Счетной палатой и Казначейством, объем затрат на организацию ведения бухгалтерского учета и подготовку отчетности в федеральных органах власти и подведомственных им казенных учреждениях не всегда соответствует достигаемым результатам. Как следствие – нарушения требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины. Основные причины такого положения дела Минфин видит в том числе в отсутствии централизации многих процессов, недостаточном внутреннем контроле учетных и отчетных данных, проблеме комплектования учреждений квалифицированными бухгалтерскими кадрами (приказ Федерального казначейства от 2 апреля 2020 г. № 17н (зарегистрирован в Минюсте России 30 апреля 2020 г.) письма Минфина России от 26 марта 2020 г. № 02-07-10/24064, от 25 марта 2020 г. № 02-07-05/23838, от 20 марта 2020 г. № 02-06-10/23847).
Как решение проблемы этой проблемы на федеральном уровне предложена и реализуется модель централизации бухгалтерской функции в Федеральном казначействе. Первые итоги внедрения указанной модели лишь подтверждают ранее сделанные Минфином России выводы о признании её наиболее эффективным использованием бюджетных ресурсов, позволяющим достичь прозрачности финансово-хозяйственной деятельности и движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы, повышения финансовой дисциплины и др.
Утвержденные Правительством РФ Общие требования к передаче полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности, распространяются в том числе и на централизацию на уровне финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований. В случае принятия решения в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, централизуемые полномочия подлежат передаче уполномоченной организации – финансовому органу или казенному учреждению, подведомственному финоргану. Причем переданы могут быть полномочия по централизованному ведению учета и формированию отчетности как участников бюджетного процесса, так и бюджетных и автономных учреждений. Одновременно Минфин России напоминает, что при передаче учреждением указанных полномочий право подписания бухгалтерской отчетности остается за руководителем учреждения. Передача права первой подписи бухгалтерской отчетности от имени учреждения руководителю централизованной бухгалтерии, противоречит законодательству.
В целях формирования единой учетной политики, которая, напомним, с 2019 года является обязательной при централизованном ведении учета, Казначейство РФ определило Особенности ведения централизованного бухгалтерского учета федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им казенных учреждений. Документ определяет требования к учету активов, обязательств, счетов санкционирования, а также порядок учета первичных учетных документов, выставленных поставщиком/ подрядчиком в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие в месяце, следующим за отчетным. Отдельно установлен порядок признания и раскрытия событий после отчетной даты, в том числе фиксация предельной даты представления первичных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и в годовой отчетности.
Кроме этого, в конце 2019 года Казначейство РФ утвердило Рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и Порядок его применения, включающий, помимо прочего, правила формирования номера счета бухгалтерского учета при централизации, в том числе в отношении забалансовых счетов.
Тогда же был утвержден и График документооборота, применяемый при централизации учета на федеральном уровне. Документ самым подробным образом раскрывает порядок и сроки подготовки, передачи и обработки документов и информации по всем направлениям учета – от доведения ГРБС бюджетных данных и субсидий до годовой, квартальной и месячной отчетности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Напомним, что Рабочий план счетов и График документооборота являются обязательными в структуре единой учетной политики централизованной бухгалтерии, как, впрочем, и учреждения, осуществляющего учет самостоятельно.
Совершенно очевидно, что закрепленные Казначейством правила и нюансы вполне могут быть использованы в качестве базовых как централизованными бухгалтериями в регионах и муниципальных образованиях, где подобные особенности не утверждены уполномоченным органом, так и учреждениями для формирования своей учетной политики.