Андрей Клишас: "Задача поправок к Конституции РФ – повысить качество жизни людей"
Krisdog / Depositphotos.com |
Уже почти два месяца тема работы над поправками к Конституции Российской Федерации находится в числе самых значимых и обсуждаемых тем как среди представителей власти, научного сообщества, так и среди населения. Импульсом для соответствующей работы послужили предложения Президента РФ Владимира Путина по корректировке норм Основного закона страны, прозвучавшие в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию РФ 15 января текущего года. Глава государства отметил, что не считает необходимым принимать новую Конституцию РФ. "Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, еще многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества", – подчеркнул он, признав возможным скорректировать и дополнить отдельные конституционные положения.
С примерами удачных и неудачных попыток оспорить положения отдельных нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции РФ ознакомьтесь в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ21 января в Госдуму поступил президентский законопроект, предусматривающий корректировку отдельных норм Конституции РФ. Его ключевыми идеями стали:
- закрепление в Конституции РФ положения о том, что МРОТ не может быть меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
- установление обязанности индексировать социальные пособия, иные соцвыплаты и пенсии;
- введение дополнительных требований к лицам, занимающим должности, важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны;
- корректировка порядка назначения членов Правительства РФ, руководителей силовых ведомств, правоохранительных органов и прокуроров;
- наделение Совета Федерации правом на прекращение полномочий судей;
- расширение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации;
- уточнение положения органов местного самоуправления в структуре органов власти;
- формирование Государственного Совета РФ.
23 января законопроект принят депутатами нижней палаты парламента в первом чтении, до 2 марта был организован сбор поправок к нему (по данным Комитета по государственному строительству и законодательству, всего к Конституции РФ поступило 387 поправок). Рассмотрение документа во втором чтении запланировано на 10 марта.
О ходе и промежуточных результатах работы над поправками сообщил на вчерашней пресс-конференции Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. В частности, он выделил ключевые блоки поступивших в рабочую группу поправок. Приоритетными стали изменения, касающиеся:
- функционирования системы органов публичной власти (поступило 185 поправок, от членов рабочей группы – 125, из которых 12 приняты в первоначальной редакции, 109 – в отредактированном виде и 4 – отклонены);
- социальных вопросов, науки, культуры, образования (поступило 252 поправки, от членов рабочей группы – 93, из которых 11 приняты, 79 – переформулированы, 3 – отклонены).
Несколько десятков поправок поступили также по вопросам местного самоуправления и единства публичной власти, по вопросам деятельности судов и прокуратуры, а также международного права и суверенитета. Причем свои предложения направляли не только федеральные законодатели, но и представители власти регионов (31 субъект РФ принял участие в разработке поправок путем предоставления своих предложений в рабочую группу). Например, около 190 поправок поступило от властей Москвы, 45 – из Хабаровского края, 42 – из Свердловской, 41 – Московской, 24 – Ленинградской, 16 – Смоленской областей. По словам сенатора, большой массив поступивших поправок после дополнительной отработки поступит в качестве предложений для внесения в федеральное и региональное законодательство, включая подзаконные акты.
В ходе мероприятия были сделаны акценты на новые понятия, которые могут появиться в Конституции РФ в результате внесения поправок. Среди них: социально ориентированная государственная политика; адресная социальная поддержка граждан; общественное здоровье; экономический рост и повышение благосостояния как цель госполитики и цель деятельности органов госвласти.
Также парламентарий пояснил некоторые поправки, вызывающие наибольший интерес у общественности. В частности, речь шла о предлагаемом включении в преамбулу к Основному закону государства упоминания о Боге (в контексте того, что "предки передали нам идеалы и веру в Бога"). По мнению сенатора, такая поправка не означает, что Россия отказывается от принципа светского государства, исходящего из того, что государство самостоятельно на уровне законодательства регулирует такие вопросы, которые исторически относились к компетенции церкви и регулировались каноническим правом. "Государство остается светским безусловно", – подытожил он.
Кроме того, было указано на важное предложение в части полномочий органов местного самоуправления – такие органы останутся самостоятельными с точки зрения функций и полномочий, а также их экономической основы, но при этом получат ряд новых функций, включая функции по обеспечению доступности медицинской помощи. Учитывая единую природу органов власти, предлагается воспринимать местное самоуправление как такую же форму организации публичной власти на местах, как и государственная власть.
Что касается поправок, расширяющих полномочия Госдумы, то здесь упоминалось о действующих нормах главы 1 Конституции РФ, согласно которым Россия является президентской республикой. Эти положения поправками не затрагиваются. "Мы остаемся федеративным, демократическим государством с республиканской формой правления, и у нас президентская республика, но при этом Президент РФ передает Госдуме ряд существенных полномочий", – подчеркнул сенатор, отметив, что речь идет о представительных функциях и в целом об усилении представительного характера власти. По сути, Госдума становится полноправным партнером Президента РФ при формировании Правительства РФ и несет ответственность за его формирование и работу, пояснил парламентарий. "Одна из важнейших задач этих поправок состоит в том, чтобы обеспечивать качественную и непрерывную обратную связь между властью и гражданами", – указал он.
Отвечая на вопрос о возможном переиздании Конституции РФ, Клишас разграничил понятия "изменения в Конституцию" и "пересмотр Конституции". Такое разделение находит отражение в тексте действующей ст. 134 Конституции РФ, где говорится о возможности внесения предложений о поправках и пересмотра положений Основного закона. Первое подразумевает внесение поправок в отдельные положения, кроме содержащихся в главах 1-2 и 9 Конституции РФ, а второе предусматривает возможность пересмотра всех положений документа, но в рамках усложненной процедуры их принятия (путем референдума). По словам Клишаса, решение в пользу первого механизма корректировки норм было принято в связи с тем, что глава 2 Конституции РФ (о правах и свободах человека и гражданина) с момента ее действия обросла огромным массивом решений КС РФ, основанных в том числе на позициях ЕСПЧ. "Отказаться от положений главы 2 Конституции РФ – слишком радикальное решение. Мы можем потерять то, что сегодня обеспечивает конституционные права и свободы наших граждан", – резюмировал сенатор.
Вместе с тем, были даны комментарии к поправкам о:
- русском языке – предлагается упомянуть о русском языке как языке государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ. Клишас считает русский язык "элементом государственного и национального единства страны", который скрепляет межнациональное общение;
- возможности подписания Президентом РФ закона о поправках в Конституцию РФ 18 марта. По словам Клишаса, если Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект по поправкам к Конституции РФ и примет его в третьем чтении до 11 марта, то Совет Федерации рассмотрит его на плановом заседании 11 марта, а затем передаст в законодательные собрания регионов. Дата повторного рассмотрения верхней палатой парламента будет зависеть от того, когда поступят результаты голосования из регионов – возможно, это будет 14 марта, но очевидно, что Президент РФ не будет подгадывать проставление своей подписи на документе под какую-то дату, уверен сенатор;
- суверенитете. Здесь внимание было акцентировано на нескольких моментах – положения ст. 15 Конституции РФ останутся неизменными, РФ по-прежнему будет ответственным участником всех международных соглашений, последовательно выполняющим свои обязательства. Смысл поправки сводится к тому, что если международные соглашения в своем истолковании противоречат Конституции РФ, то РФ не будет им следовать. "Нас нельзя заставить нарушить Конституцию РФ либо под чью-то диктовку Конституцию РФ изменить или переписать, но диалог необходим", – заключил член Совета Федерации;
- неприкосновенности территории и территориальной целостности, в частности, о невозможности принятия, введения в действие и применения правовых актов, содержащих положения об отторжении территории РФ. "Люди хотят получить от государства на конституционном уровне гарантию того, что никто от них не откажется в угоду темы снятия санкций, заключения какого-нибудь соглашения или еще во имя чего-нибудь. Суверенитетом, гражданами, людьми, территорией торговать нельзя", – подчеркнул Клишас;
- детях как достоянии РФ. Сенатор не видит в этой поправке толчка для развития ювенальной юстиции, он уверен, что поправка направлена на сбережение детей, на оказание заботы о семье со стороны государства, на закрепление приоритета семейного воспитания. "Ювенальной юстиции нет в стране сейчас и в будущем никогда не будет", – считает член Совета Федерации.
Затронул сенатор и тему агитации, подчеркнув, что ЦИК РФ такую агитацию проводить не будет (ее задача – обеспечить голосование и подготовить информационные материалы, касающиеся поправок). А задача донести до людей содержание поправок и разъяснить их смысл ляжет на участников законодательного процесса (членов парламента, членов рабочей группы) и волонтеров. "Надо не агитировать, а четко, понятно, доходчиво объяснить людям, в чем смысл этих поправок, а люди сами разберутся, как им проголосовать", – отметил чиновник.
Наконец, несколько слов было сказано про возможность проведения электронного голосования за поправки к Конституции РФ в рамках реализации механизма "Мобильный избиратель". Отметим, эта тема поднималась и на заседании Комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю Общественной палаты г. Москвы, состоявшемся на этой неделе. Так, начальник Управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко сказал: "Техническая возможность провести в масштабах Москвы электронное голосование по поправкам в Конституцию РФ существует. 7,3 млн – это общее число избирателей, понятно, что не все захотят проголосовать в этом формате".
"Задача поправок – повышение качества жизни людей. Эти поправки в конечном итоге не про тот или иной уровень власти, не про распределение полномочий, они про то, как с помощью всего этого – с помощью изменения полномочий парламента, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями, уточнения функций правительства, с помощью более точного распределения предметов ведения между субъектами – повысить качество жизни людей", – резюмировал Андрей Клишас. Он сообщил, что несмотря на то что основную часть работы рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ уже проделала, она еще не завершает свою деятельность – последняя будет продолжена в части формирования доклада по тем предложениям, которые из поступивших поправок к Конституции РФ можно сделать поправками в иные акты федерального и регионального законодательства.