Новости и аналитика Новости Как учредителю проверить учет "капитальных" субсидий на иные цели: 4 основных момента

Как учредителю проверить учет "капитальных" субсидий на иные цели: 4 основных момента

 Как учредителю проверить учет "капитальных" субсидий на иные цели: 4 основных момента
-pa№ya- / Depositphotos.com

С 2019 года финансовое ведомство разграничило безвозмездные перечисления, а в их числе и субсидии на иные цели, на текущие и капитальные. Поступления/ перечисления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов, формирующих или увеличивающих стоимость объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

По окончании финансового года орган-учредитель вправе организовать проверку правильности учета и расходования целевых субсидий, в том числе и предоставленных подведомственным АУ и БУ в истекшем периоде на капитальные цели. В письме от 28 октября 2019 г. № 02-02-08/82595 Минфин подчеркнул, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет методы и формы проведения проверок в отношении получателей субсидий. Это позволяет учредителю реализовать контрольные действия двумя способами:

  • камерально – путем рассмотрения представленных получателем субсидии отчетов о расходах за счет средств субсидии, отчетов о достижении показателей эффективности и результативности представления субсидии;
  • осредством проведения выездной проверки в целях фактического подтверждения соблюдения учреждением условий, целей и порядка предоставления этих субсидий и достижения показателей результативности использования указанных средств.

На что обратят внимание ревизоры в ходе проверки "капитальной" субсидии, какие показатели сверят и что нужно сделать учреждению, чтобы к нему не было претензий, – разберем пошагово:

Шаг 1. Соответствие классификации операций сектора государственного управления  при доведении и получении субсидий капитального характера

Классификация перечислений/поступлений производится по характеру расходования ее получателем, а значит, субсидия на иные цели классифицируется в качестве текущей или капитальной одинаково у учредителя и у учреждения – получателя субсидии. Следовательно, в учете обеих сторон перечисление/ получение субсидии капитального характера должно быть отражено по кодам КОСГУ и счетам, предназначенным для учета именно таких субсидий:

У учредителя – при перечислении

У бюджетного/ автономного учреждения – при получении

бюджетному учреждению

автономному учреждению

КОСГУ 281/ КВР 612

КОСГУ 281/ КВР 622

КОСГУ 162/ АнКВД 180

Дебет КРБ 1 206 81 562 – Кредит КРБ 1 304 05 281

Дебет 5 201 11 510 – Кредит 5 205 62 661

 

Шаг 2. Применение КОСГУ при осуществлении расходов за счет "капитальной" субсидии

Капитальный характер в этом случае будет и у расходов, произведенных в целях, например, приобретения основного средства. "Капитальность" затрат подтверждается применением соответствующих элементов КОСГУ. В отношении основных средств наряду со статьей 310 с 2019 года для этих целей применяются новые расходные подстатьи – 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" и 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений". Таким образом, приобретение основного средства у учреждения может быть отражено:

1. только по КОСГУ 310 – если условиями договора предусмотрена поставка основных средств, сопровождаемая накладной, в том числе с включенными в стоимость поставки работами по монтажу;

2. по КОСГУ 310 и КОСГУ 228 – если на поставку и на выполнение работ, оказание услуг, формирующих стоимость основного средства (монтаж, иные работы по приведению объекта в состояние, пригодное для использования) заключены разные договоры. В этом случае в стоимость объекта могут быть включены и расходы по КОСГУ 347.

О необходимости отнесения расходов, которые впоследствии увеличат стоимость объекта основных средств, на подстатью 228 с отражением на счете 0 106 01 000 напоминал Минфин в письме от 10 июля 2019 г. об отражении в учете установки и монтажа системы пожарной сигнализации № 02-08-10/51224

Убедитесь, что расходы по "капитальной" субсидии на приобретение объекта ОС отражены только с применением КОСГУ 310, КОСГУ 228, КОСГУ347 и отнесены в дебет счета 5 106 01 310 – проведенные за счет КФО 5 расходы обычно НЕ формируют себестоимость работ, услуг и НЕ подлежат отнесению в дебет счета 109 00.

Шаг 3. Отражение капвложений в отчетности

Учитывать основные средства по КФО 5 нельзя – соответствующие вложения с КФО 5 обязательно надо перевести на КФО 4. Как это сделать – смотрите здесь.

И если все операции учтены верно, в годовой форме Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768) по строке 070 должно быть отражено движение по счету 0 106 00 000 между разными КФО: по "4" – в графе "Поступление", а по "5" – в графах "Поступление" и "Выбытие (уменьшение)".

В таком случае у учредителя не должно быть вопросов к порядку учета основных средств, приобретенных за счет "капитальной" субсидии.

Шаг 4. Правильность учета "смешанных" субсидий

В отличие от "капитальных", субсидии на цели текущего характера, как правило, НЕ предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – так называемые "смешанные" субсидии. Условия предоставления таких субсидий предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Наглядный пример: субсидия на проведение спортивного мероприятия, для которого требуется покупка основных средств (оборудования, мебели, спортинвентаря и т.д.), оплата услуг по организации питания и транспортных услуг, приобретение материальных запасов (шары, цветы, ленты, наградной материал и пр). Несмотря на частичную направленность на приобретение основных средств, "смешанные" субсидии классифицируются как безвозмездные поступления текущего характера и отражаются у учредителя по КОСГУ 241, а у учреждения – по КОСГУ 152.

При этом на часть суммы "смешанной" субсидии, направленную на приобретение основных средств, в учете и отчетности учреждения будут отражены обороты по счету 5 106 00 000 и увеличится показатель счета 4 101 00 000 – картина, характерная для учета операций со средствами субсидий капитального характера и, как исключение, "смешанных" субсидий.

Обратите внимание: предоставление "смешанной" субсидии обоснованно в тех случаях, когда планируется комплексное мероприятие, из обеспечения которого невозможно выделить конкретные суммы на расходы на приобретение основных средств и оплату услуг, как в вышеприведенном примере. Если же условия Соглашения изначально предусматривают размер средств для каждого направления расходов, правомерность выделения в таком случае "смешанной" субсидии может быть поставлена под сомнение. На сегодняшний день Минфин не давал никаких разъяснений по этому вопросу, однако до урегулирования всех нюансов относительно порядка предоставления "смешанных" субсидий целесообразно придерживаться указанного принципа.

Проанализируйте условия предоставления "смешанной" субсидии по Соглашению и КОСГУ, по которым эта субсидия была доведена учредителем и принята к учету учреждением, – в случае выявления несоответствий проще уточнить и исправить их в текущем году.

Документы по теме: 

Читайте также: