Эксперты: необходимо модернизировать инфраструктуру гарнизонов и решить вопрос о возможности членства призывников в партиях
nikitabuida / Depositphotos.com |
Начальник второго управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-майор Виктор Глотов на совещании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности обозначил перспективные поправки в законодательство о военной службе. Так, во-первых, указал он, планируется изменить ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон о военной службе), закрепив в ней положение, в соответствии с которым военкоматы будут направлять повестки подлежащим призыву гражданам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. По мнению Виктора Глотова, такая мера необходима, поскольку она поспособствует созданию эффективной системы оповещения граждан о призыве. Кроме того, предлагается закрепить обязанность граждан, не получивших в период окончившегося призыва на военную службу повестки, самостоятельно явиться в военкомат для ее получения под расписку не позднее дня начала очередного призыва на военную службу. Соответствующий законопроект 3 апреля текущего года парламентарии приняли в первом чтении.
Во-вторых, эксперт указал на проблему достоверности воинского учета в связи с тем, что некоторые граждане, подлежащие призыву (особенно студенты), не могут по различным причинам получить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства, и, следовательно, встать на воинский учет. По итогам 2017 года, отметил генерал-майор, количество таких граждан, подлежащих призыву на военную службу, составило около 31 тыс. 5 июня текущего года Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на разрешение этой проблемы, которым предусматривается возложение на указанных граждан обязанности вставать на воинский учет по месту их фактического проживания.
В-третьих, как указал Виктор Глотов, в рамках реализации мер по повышению привлекательности военной службы и повышению уровня обеспеченности прав военнослужащих, проходящих службу по призыву, Миноброны России согласовало проекты по внесению изменений в ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон о статусе военнослужащих) и Трудовой кодекс. В ст. 23 Закона о статусе военнослужащих соответствующим проектом закрепляется норма о сохранении за гражданами права на поступление на работу к тем же работодателям, у которых они трудились до призыва, на должность не ниже занимаемой, независимо от их организационно-правовой формы (в том числе они могут быть ИП) и формы собственности. Это можно будет сделать в течение трех месяцев после увольнения со службы по призыву или завершения прохождения альтернативной гражданской службы. Аналогичную норму хотят закрепить в новой ст. 170.1 ТК РФ. Такие поправки, по мнению разработчиков инициативы, позволят устранить различия, существующие сейчас в положении призывников, работающих на момент призыва в коммерческих организациях, и призывников – сотрудников государственных организаций.
В-четвертых, эксперт отметил, что назрела необходимость в увеличении в отношении граждан размеров административных штрафов за нарушения в области воинского учета. "В настоящее время незначительный размер штрафов способствует совершению гражданами административных правонарушений", – считает Виктор Глотов. Напомним, что речь идет прежде всего о ст. 21.5 КоАП, устанавливающей за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету ответственность в форме предупреждения и наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.
Какому уголовному наказанию подлежит призывник за уклонение от призыва? Узнайте ответ в "Домашнней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Эксперт также положительно отозвался об уже реализованных поправках, направленных, по его словам, на совершенствование процедуры отбора призывников, а следовательно и на обеспечение на должном уровне "качества" комплектования войск. Так он оценил новеллу о проведении в том числе в отношении призывников профессионального психологического отбора (ст. 5.2 Закона о военной службе, которая вступила в силу с 18 марта 2018 года). Напомним, по результатам такого отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина:
- рекомендуется в первую очередь – первая категория;
- рекомендуется – вторая категория;
- рекомендуется условно – третья категория;
- не рекомендуется – четвертая категория (п. 4 ст. 5.2 Закона о военной службе).
Генерал-майор указал на важность процедуры отбора призывников в связи с необходимостью обеспечения на должном уровне "качества" комплектования войск.
А заместитель директора департамента социальных гарантий Минобороны России Сергей Микищенко напомнил о проведении эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в рамках которого для таких служащих предусматривалась ежемесячная выплата в размере 2 тыс. руб. Впервые проведение эксперимента было предписано Указом Президента РФ от 21 января 2012 г. № 100 "О проведении в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву", а затем продлевалось на 2014-2015 и 2016 годы. Эксперт указал на то, что Миноброны России инициировало дальнейшее развитие унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по призыву. Министерство, в частности, решило вывести такое регулирование по выплате довольствия с 1 января 2019 года с подзаконного на законодательный уровень и разработало в мае текущего года соответствующий проект о внесении изменений в ст. 2-3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.№ 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Реализация законопроекта, отметил представитель Миноброны России, потребует дополнительных бюджетных ассигнований в размере свыше 16,9 млн руб. в год.
Заместитель начальника управления – помощник главного военного прокурора Андрей Прокудин указал на то, что категория военнослужащих по призыву является наиболее уязвимой (относительно иных военнослужащих) с точки зрения обеспечения их прав и свобод. Прежде всего, отметил эксперт, речь идет о проблемах гарантии безопасности военнослужащих в местах прохождения службы по призыву: достаточно высоким остается показатель травматизма, нарушений права служащих на отдых и в сфере обеспечения санитарно-эпидемологического благополучия. Однако, по словам представителя Главной военной прокуратуры, по итогам девяти месяцев текущего года отмечается снижение количества случаев травмирования призванных на военную службу и применения в их отношении насилия. Эксперт считает, что работать над улучшением ситуации должны не только правоохранительные органы, но и непосредственно командиры воинских частей.
Кроме того, в существенной модернизации нуждается казарменно-жилищный фонд и коммунальная инфраструктура воинских частей. Андрей Прокудин отметил, что в данном направлении ведется работа: уже подготовлена и находится на этапе согласования по вопросам финансирования ведомственная (Минобороны России) программа модернизации объектов коммунального назначения в гарнизонах и военных городках, рассчитанная на семь лет.
Член Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Юридического института Российского университета транспорта, профессор, д. ю. н. Виктор Корякин указал на те проблемы, которые, по его мнению, еще не нашли отражения в предлагаемых к рассмотрению и реализации законопроектов в сфере совершенствования законодательства о военной службе. По его мнению, следует:
- изменить п. 6 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих – необходимо, по словам эксперта, значительно увеличить размер дотации на лечение военнослужащим при убытии в отпуск по болезни (сейчас это 400 руб.);
- либо исключить вообще из п. 5 ст. 23 Закона о статусе военнослужащих норму о предоставлении гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством, либо значительно увеличить пороговый размер такой материальной помощи (сейчас он должен составлять не менее 500 руб. согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25 ноября 1998 г. № 1394). Эксперт считает, что при существующем регулировании такая "гарантия" является по сути бессмысленной;
- внести изменения в ст. 9 и ст. 27.1 Закона о статусе военнослужащих – провести дифференциацию по статусу военнослужащих-контрактников и призывников в отношении возможности их членства в политических партиях, а также ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон № 79-ФЗ). Так, эксперт указал на то, что законодатель не решил вопрос о том, что делать, если призывник все же состоит в политической партии или является, например, на момент призыва ИП. При этом на данный момент и контрактникам, и призывникам запрещено состоять в партиях (п. 2 ст. 9 Закона о статусе военнослужащих), а также заниматься предпринимательской деятельностью (по п. 3 ч. 1 указанной ст. 17 Закона № 79-ФЗ).
Виктор Корякин считает, что по обозначенным проблемам также стоит разработать поправки.
Напомним, что сейчас осуществляется осенний призыв, который продлится до 31 декабря. Призыву подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или обязанные состоять, но не пребывающие в запасе.