Состоялось совместное заседание коллегий Генеральной прокуратуры РФ и Министерства образования и науки РФ
В заседании приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка и Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
Открывая заседание, Юрий Чайка отметил, что "обсуждаемый сегодня вопрос для прокуратуры как для органа, обеспечивающего законность в стране, широко занимающегося правоприменительной практикой, является злободневным".
По его словам, "Россия оказалась в достаточно парадоксальной ситуации, когда при колоссальном количестве выпускников юридических вузов обнаружилась нехватка квалифицированных кадров".
Одной из основных причин сложившейся ситуации является, по мнению Генерального прокурора Российской Федерации, коммерциализация учебного процесса.
Заслушав доклады первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана и заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Исаака Калины, коллегии отметили наметившуюся тенденцию к повышению эффективности государственного и общественно-профессионального контроля за получением гражданами доступного и качественного высшего и послевузовского профессионального образования.
В указанной сфере совершенствуется нормативно-правовая база, ужесточается контроль за деятельностью вузов, к проведению которого активно привлекается общественность. Только в 2007 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведены проверки выполнения лицензионных требований и условий в 344 вузах и филиалах вузов, расположенных на территории 64 субъектов Российской Федерации, по результатам которых почти половине учебных заведений направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Министерством образования и науки Российской Федерации России в январе 2008г. заключено соглашение с Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» о проведении совместной аккредитации вузов, занимающихся подготовкой юристов.
Вместе с тем в сфере образовательной деятельности накопилось немало проблем и недостатков. В ряде регионов образовательный процесс в высших учебных заведениях не отвечает предъявляемым законодательством требованиям. Бессистемно создаются новые негосударственные высшие учебные заведения. Качество подготовки студентов, получающих образование исключительно посредством дистанционных технологий, в форме экстерната, в неаккредитованных вузах и их филиалах и, что совершенно недопустимо, в представительствах вузов, не соответствует государственным образовательным стандартам высшего юридического образования. Имеются случаи выдачи дипломов государственного образца образовательными учреждениями по неаккредитованным программам. Участились факты коррупции, взяточничества со стороны руководителей, педагогов образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Не менее тревожная ситуация сложилась и в сфере послевузовского образования. Широкое распространение получили предложения о продаже и покупке диссертаций, в том числе через сеть «Интернет», их написание на платной основе преподавательским составом вузов, откровенный плагиат при подготовке работ. В последние годы отмечался необоснованный рост числа диссертационных советов, имеющих право присуждать научные степени кандидатов и докторов наук, в том числе по юридическим наукам. Недостаточен контроль Высшей аттестационной комиссии за деятельностью диссертационных советов, что приводит к снижению уровня диссертационных исследований по юридическим специальностям.
По результатам проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров всех субъектов Российской Федерации комплексной проверки исполнения законодательства о высшем профессиональном и послевузовском образовании установлены многочисленные нарушения требований закона.
Так, в республиках Дагестан, Хакасия, Краснодарском, Пермском краях, Астраханской, Волгоградской, Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге и других регионах выявлены противоречащие требованиям закона и ущемляющие права граждан различные правовые акты вузов и виды договоров на оказание образовательных услуг. Установлены факты осуществления вузами и их филиалами образовательной деятельности без лицензии, причем в ряде случаев – с проведением итоговой аттестации и выдачей дипломов государственного образца. Значительное количество филиалов вузов не имеет собственной материально-технической базы и квалифицированных профессорско-преподавательских кадров. В некоторых филиалах отсутствуют спортивные и актовые залы, лаборатории, читальные залы, основная учебная и учебно-методическая литература, методические пособия, не созданы необходимые условия для организации работы пунктов общественного питания, медицинского обслуживания. Нарушаются требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические нормы. Также в ходе проверки установлены факты принуждения студентов и их родителей к "добровольным" пожертвованиям.
Как было отмечено в ходе совещания, указанные нарушения законодательства во многом стали возможны в связи с недостатками нормативно-правового регулирования, а также отсутствием постоянного контроля за деятельностью вузов и их структурных подразделений на местах.
В целом по итогам проведенных в 2006-2008 гг. проверок прокурорами выявлено более 12 тыс. нарушений законодательства в указанной сфере, в целях устранения которых внесено более 3 тыс. представлений, должностным лицам объявлено около 300 предостережений о недопустимости нарушений закона, принесено свыше 1 тыс. протестов на незаконные правовые акты, возбуждено около 700 уголовных дел, более 1 тыс. дел об административных правонарушениях, в суды направлено 1600 исковых заявлений.
По результатам заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации было принято решение проинформировать Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о состоянии законности при исполнении законодательства о высшем и послевузовском юридическом образовании, а также о необходимости совершенствования законодательства, регламентирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Прокурорам субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства о высшем и послевузовском юридическом образовании. В частности, обеспечить всесторонний анализ состояния законности в указанной сфере, своевременное принятие мер прокурорского реагирования по фактам выявленных нарушений, усиление надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел, производством дознания по уголовным делам, связанным с преступлениями в сфере высшего и послевузовского образования.
Также прокурорам необходимо уделять повышенное внимание выявлению фактов коррупции, взяточничества со стороны руководителей, педагогов образовательных учреждений высшего профессионального образования, продажи и покупки диссертаций, в том числе через сеть Интернет, сбыта поддельных дипломов и использования заведомо подложных документов о высшем и послевузовском образовании.
Помимо этого, в целях обеспечения защиты нарушенных прав социально незащищенных категорий населения Генеральная прокуратура Российской Федерации продолжит работу по реализации соглашения с Санкт-Петербургским государственным университетом о взаимодействии и сотрудничестве в вопросах организации и проведения юридических консультаций для малоимущих граждан.