Новости и аналитика Новости Решить проблему коррупции можно только комплексными мерами

Решить проблему коррупции можно только комплексными мерами

Участники «круглого стола» обсудили актуальные проблемы противодействия коррупции, уделив особое внимание ключевым вопросам совершенствования антикоррупционного законодательства в сфере финансовых отношений.

Открывая заседание, председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ Сергей Иванов заявил, что необходим национальный план по борьбе с коррупцией и государственная программа по ее предотвращению. Сенатор выразил сожаление, что законопроект «О противодействии коррупции» уже несколько лет находится в Государственной Думе и прошел только первое чтение.

В свою очередь глава Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин отметил, что противодействовать коррупции можно уже сегодня, основываясь на уже существующую нормативно-правовую базу. Главное, по его мнению, что сегодня в стране есть жесткая политическая воля, направленная на борьбу с коррупцией. По словам Сергея Степашина, в целях совершенствования законодательства нужно принять целый пакет антирейдерских законов, внести изменения в Закон «О банкротстве». Он уверен, что в стране должна быть сформирована бюджетно-финансовая система, не дающая почвы для коррупции. Он также высказался за четкую систему контроля. «Нужно снизить административное давление на экономику. У нас больше 20-ти контролирующих организаций. Нам необходим четкий ежегодный план проверок», - пояснил глава Счетной палаты РФ.

В выступлениях было отмечено, что в последние годы федеральными органами государственной власти предпринят целый ряд шагов, направленных на решение накопившихся проблем. Положительно оценена работа, проводимая органами ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры, а также Счетной палаты РФ по выявлению и пресечению коррупционной деятельности должностных лиц.

Как подчеркивалось, государство признало коррупцию опасным явлением, представляющим угрозу для национальной безопасности нашей страны. По мнению участников заседания, необходимо включить борьбу с коррупцией в число национальных приоритетов и важнейших стратегически задач государства. При этом, считают собравшиеся, намеченные меры должны способствовать не только последовательной борьбе с коррупцией, и но проведению успешной предупредительно-профилактической работы в данной сфере.

Однако, по словам выступающих, существующие «пробелы» в российском законодательстве оказывают негативное влияние на эффективность деятельности государства и правоохранительных органов в этой сфере.

Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые имеют принципиальное значение, но, как правило, страдают отсутствием механизмов реализации. К сожалению, говорилось в выступлениях, федеральное законодательство не только не учитывает всего спектра и специфики данной сферы правоотношений, но и не содержит таких ключевых понятий как «коррупция» и «коррупционная деятельность». А отсутствие этих понятий делает безадресными возможные поправки в действующее законодательство и его дальнейшее совершенствование в данном направлении.

В итоге участники дискуссии пришли к выводу, что в связи с тем, что коррупция пронизывает все уровни власти и затрагивает все области общественной жизни, борьба с ее отдельными проявлениями не принесет желаемых результатов. Решить проблемы, накопившиеся в данной сфере правоотношений, можно лишь комплексно, за счет реализации целого ряда мероприятий. Необходимо, уверены участники заседания, разработать Концепцию государственной политики в отношении борьбы с коррупцией и принятие Федерального закона «О противодействии коррупции». Это, по мнению собравшихся, станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития российского законодательства в этой области.

В выступлениях предлагалось также создать единый орган, координирующий борьбу с коррупцией в нашей стране.

По итогам обсуждения были выработаны рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ, Правительства России, органов государственной власти субъектов Федерации и Счетной палате РФ.

Так, например, парламенту России рекомендовано активизировать работу по совершенствованию правовой базы и осуществлять постоянный мониторинг законов и нормативно-правовых актов в целях выявления норм права на предмет возможного использования в коррупционных целях.

Правительству РФ рекомендовано разработать стратегию антикоррупционной политики и внести соответствующие дополнения в стратегию развития России до 2020 года.