ФНС России разъяснила, когда налоговые органы могут аннулировать налоговые декларации
В случае установления по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных в ходе камеральной налоговой проверки деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций, совокупности фактов, которые свидетельствуют о нарушении требований п. 5 ст. 80 Налогового кодекса, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства"). При этом территориальный налоговый орган обязан направить а адрес налогоплательщика уведомление о том, что налоговая декларация признана недействительной в срок не позднее пяти рабочих дней с момента аннулирования. Перед процедурой отзыва (аннулирования) налоговых деклараций необходимо получить от вышестоящего налогового органа разрешение в виде служебной (докладной) записки. Налоговое ведомство отметило, что аннулировать можно только актуальные налоговые декларации, по которым не завершена камеральная налоговая проверка. Однако по налогу на прибыль декларации могут быть аннулированы только за налоговый период – год.
Может ли быть отменен акт камеральной налоговой проверки, если налоговая инспекция обнаружила ошибки или несоответствия в представленной отчетности но не потребовала у налогоплательщика пояснения? Узнайте из материала "Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Добавим, п. 5 ст. 80 НК РФ предполагает, что при подписании налоговой декларации (расчета) подтверждается достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). ФНС России указала, что для сбора доказательств, свидетельствующих о нарушении упомянутой нормы НК РФ, отделы камеральных проверок могут проводить такие мероприятия налогового контроля, как:
- допрос руководителя юрлица, ИП с целью установления, например, их причастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности, подписанию налоговых деклараций. А также иных лиц, которые могут знать какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
- осмотр помещений по юридическому адресу с целью проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ;
- истребование документов и информации для установления полномочий лиц, обратившихся в банк для открытия счета (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
- истребование документов и информации у удостоверяющего центра для установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
-
проведение почерковедческой, автороведческой, технико-криминалистической экспертизы документов для проверки достоверности подписей и исключения фактов предоставления поддельных документов (п. 1 ст. 95 НК РФ).
Напомним, что п. 1 ст. 54.1 НК РФ прямо устанавливает запрет на уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога к уплате в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, которые отражаются в налоговых декларациях (расчетах), налоговом, бухгалтерском учете.