Перемещение на гироскутерах и электросамокатах: ограничить, но не зарегулировать
Kzenon / Depositphotos.com |
Электромеханические транспортные средства – такие, как гироскутеры, моноколеса, сегвеи, электросамокаты получают все большее распространение. Для некоторых граждан они уже являются аналогом транспорта, а не просто развлечением.
В связи с этим эксперты снова вернулись к вопросу о правовом регулировании перемещения на подобных средствах – в ходе вчерашней пресс-конференции они признали, что определенные проблемы в этой сфере есть. Так, по данным председателя Движения "Союз пешеходов" Владимира Соколова, ДТП с электромеханическими транспортными средствами достаточно распространены, хотя точной статистики в настоящее время пока нет. Однако среди экспертов нет единого мнения относительно того, каким именно регулирование должно быть.
"Наше предложение, в сущности, сводится к следующему – повторить европейский опыт. Во-первых, в европейских странах ограничена скорость движения на всех этих транспортных средствах, во-вторых, четко установлено, где они могут ездить. На специально выделенных трассах, которые иногда совпадают с велодорожками, отделенными от проезжей части барьерами, непреодолимыми для автомобиля. И ни в коем случае они не ездят по тротуарам", – рассказал Владимир Соколов. Каким должно быть ограничение скорости, эксперты пока не решили, один из вариантов – не более 20 км/ч. В то же время член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский предложил учитывать скорость пешеходов и ввести ограничение до 5 км/ч. Отметим, что на подобных транспортных средствах можно разогнаться до 20-30 км/ч.
Как могут двигаться пешеходы при отсутствии тротуаров и обочин? Узнайте из материала "Правила для пешеходов" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступНо даже если такое правило появится (неважно, об ограничении до 5 или 20 км/ч), пока непонятно, кто именно будет контролировать его соблюдение. "Любая инициатива должна быть подкреплена конкретным алгоритмом действий: что мы делаем и как ", – подчеркнул российский общественный деятель, лидер общественного движения "СтопХам" Дмитрий Чугунов. По мнению некоторых экспертов, в данном случае обеспечить соблюдение определенных правил нужно путем пропаганды безопасного движения, в том числе за счет дополнения школьных учебных программ. Более того, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения МВД России, полковник Максим Белугин допустил, что на эти цели можно направить часть средств из региональных дорожных фондов, которые, напомним, со следующего года будут формироваться в том числе за счет штрафов за нарушение ПДД.
Не менее сложный вопрос – это обеспечение необходимой инфраструктуры для электромеханического транспорта, такой, чтобы его обладатели не создавали опасность для пешеходов. Владимир Соколов высказал предположение, что специальная инфраструктура может быть сформирована, например, в городских парках. "Если люди хотят использовать эти средства, они должны в закрытой зоне передвигаться, то есть не создавать помех никому", – согласился Максим Белугин. Предположительно, решать соответствующие вопросы будут регионы и муниципалитеты. Но в настоящее время, как обратил внимание Дмитрий Чугунов, такой инфраструктуры нет. Он отметил, что в Москве, в частности, не хватает даже велодорожек, не говоря уже о других городах.
В то же время эксперты в основном сходятся в том, что регулирование движения электромеханического транспорта не должно быть чрезмерно ограничительным. "Должен быть здравый смысл, и до абсурда доводить ПДД тоже нельзя", – указал Владимир Афонский.
Как представляется, специалисты не считают необходимым вводить специальные определения в ПДД, касающиеся электрических транспортных средств. По их оценке, существующих норм вполне достаточно. И владельцев, например, электросамокатов, можно приравнять к водителям мопедов, если исходить из мощности этих транспортных средств. Под мопедом понимается, напомним, двух- или трехколесное механическое транспортное средство, с максимальной скоростью не более 50 км/ч, с двигателем внутреннего сгорания объемом не более 50 куб. см или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт (п. 1.2 ПДД). А владельцев электромеханического транспорта меньшей мощности, как считают эксперты, можно считать пешеходами. В любом случае, при желании, привлечь к ответственности можно и тех, и других, учитывая, что наказание по ст. 12.29 КоАП за нарушение ПДД предусмотрено для пешеходов (500 руб.) и иных участников дорожного движения (800 руб.).
Вероятно, и дальнейшее регулирование, если его введут, будет осуществляться по той же логике – исходя из уже действующих норм ПДД. Так, Владимир Афонский предложил ввести правило, в соответствии с которым владельцы электромеханических транспортных средств, пересекая пешеходный переход, должны переносить свой транспорт, а не ехать на нем. По аналогии с уже действующим правилом – сегодня велосипедистам и водителям мопедов запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам (п. 24.8 ПДД).