Эксперты: для активизации внутреннего турпотока региональные власти должны предусмотреть ряд мер поддержки турбизнеса
fifg / Shutterstock.com |
Вопросы взаимодействия турбизнеса и региональных властей обсудили участники круглого стола, организованного Ассоциацией Туроператоров (АТОР) и Комитетом по импортозамещению при Минкультуре России. Представители органов госвласти субъектов Федерации рассказали о предусмотренных в их регионах программах по развитию туризма, а руководители туристических компаний – о проблемах, с которыми они сталкиваются в диалоге с властью. Так, в первую очередь представители бизнеса отметили, что для активизации внутреннего турпотока необходимо предусмотреть ряд мер поддержки для предпринимателей в сфере туризма, гостиничной деятельности и общественного питания. Например, расширить программы субсидирования инвесторов. Однако, по словам руководителя Комитета по импортозамещению при Министерстве культуры РФ и исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, администрации регионов и так придумывают различные инструменты для развития туризма, а турбизнес часто говорит "мы еще подумаем". "Базис недопонимания между администрациями и туроператорами – это сложившееся за многие годы чудовищное по глубине недоверие", – полагает она.
Куда должен обратиться турист за регистрацией по месту пребывания в гостинице? Узнайте из материала "Регистрация по месту пребывания" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступПо мнению генерального директора туроператора "Библио Глобус" Ирины Костенко, власть к турбизнесу должна относиться не как к предпринимателю, желающему заработать, а как к инвестору, который готов вложить свои ресурсы (материальные, технические, информационные) в развитие и популяризацию региона. "У бизнеса и власти должен быть не просто диалог, а взаимовыгодное партнерство. Для этого каждая сторона должна приносить в это партнерство свою уникальную ценность, – отметила она. – Региональные власти Сочи и Крыма, понимая и принимая тот тезис, что наш внутренний туризм необходимо "подтянуть" до международного уровня, делают со своей стороны все возможное для облегчения внедрения таких практик у себя в регионах, вникают в процессы туроператора". Эксперт отметил, что наращивание туристической компанией, которую она представляет, турпотока на Юг России – от 40 тыс. туристов в 2015 году до 1 млн в 2017 году, было бы невозможно без эффективного сотрудничества с региональными властями.
Такой позиции придерживается также заместитель директора по туризму круизной компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова. По ее словам, в последнее время власть во многих случаях сама идет на практические контакты с предпринимателями. В качестве позитивных примеров взаимодействия турбизнеса и власти она привела такие города, как Углич, Владимир, Суздаль. "С бизнесом стали советоваться: администрации все чаще приглашают нас на совещания и согласования по различным поводам, касающимся развития туризма, – пояснила она. – А мы привлекаем глав районов и городов к участию в инфотурах с туроператорами".
Министр культуры Московской области Оксана Косарева, в свою очередь, рассказала о реальной практике партнерства турбизнеса и региональной власти. Так, к примеру, в Подмосковье, внедрена электронная система подачи в уполномоченные органы уведомлений на следование автобусов с детскими группами. То есть теперь туристическим компаниям нет необходимости ездить с пакетом документов в районное подразделения ГИБДД по месту начала перевозки, достаточно направить документы через систему ЕСИА. Кроме того, правительством региона предусмотрены ряд мер поддержки гостиниц: выделение земельного участка без торгов (Закон Московской области от 21 января 2005 г. № 27/2005-ОЗ), предоставление налоговых льгот (подп. 5 п. 10 ст. 4 Закона Московской области от 24 ноября 2012 г. № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"), субсидирование затрат на строительство и оснащение при создании или модернизации (в размере 15% от общих затрат). "Все это регион делает для того, чтобы изменить соотношение туристического и экскурсионного потоков в Московскую область в пользу первого из названных. Мы хотели бы, чтобы в Подмосковье не заезжали проездом, а останавливались на несколько дней", – отметила Оксана Косарева.
Министр туризма Тверской области Иван Егоров также поделился опытом развития туристического бизнеса в своем регионе. Он рассказал о субсидировании инвесторов и программах грантов для частных музеев. Так, по его словам, на софинансирование частных музеев в Тверской области в 2018 году выделено около 20 млн руб.
В Калининградской области поддержка турбизнеса осуществляется путем предоставления компенсаций на организацию рекламно-информационных туров в область. Об этом рассказал заместитель министра по туризму Калининградской области Сергей Кузнецов. Кроме того, в регионе предусмотрены субсидии на обустройство мест массового отдыха и содержание морских пляжей в муниципалитетах области.
В ходе обсуждения эксперты пришли к выводу, что сейчас в большинстве регионов объемы инвестиций и объемы турпотока практически не коррелируют между собой. "Это говорит прежде всего о том, что эффективное инвестирование в такую сложную отрасль, как туризм, требует теснейшего контакта власти и турбизнеса. С помощью такого партнерства и обмена опытом и подходами регионы смогли бы сэкономить массу средств, а турбизнес – решить массу реальных проблем, которые власть может просто не видеть", – добавила Майя Ломидзе. При этом, она считает, что формируя цели по поддержке туризма, необходимо внести в том числе и поправки в Налоговый кодекс, предусмотрев поступления доходов от туризма в региональные бюджеты. По ее мнению, в этом случае власти на местах проявят еще большую заинтересованность в развитии туристического бизнеса.
Напомним, что в Госдуму внесен законопроект, которым предлагается впервые регулировать вопросы въездного и внутреннего туристического потока.