Законопроект, обязывающий нетрезвого водителя внести залог за задержанное транспортное средство, будет рассмотрен на весенней сессии Госдумы
Paul Biryukov / Shutterstock.com |
Инициатива о введении залога в размере 30 тыс. руб. в качестве обязательного условия для прекращения задержания транспортного средства обсуждается давно. Вместе с тем только вчера в ходе пресс-конференции на тему "Новые законодательные инициативы в области дорожной безопасности" заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков рассказал о том, что проект федерального закона1 включен в примерную программу весенней сессии Госдумы и в скором времени будет принят. "Законопроект объективно необходим, – считает депутат. – Новая норма позволит создать условия для недопущения уклонения от выполнения правонарушителем обязанности по уплате административного штрафа за серьезное нарушение ПДД".
Напомним, что управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. (ч. 1 ст. 12.8 КоАП). При этом в целях пресечения нарушений правил управления транспортным средством лицо, которое управляет транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления автомобилем до устранения причины отстранения (ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ). Кроме того, в отношении виновного лица применяется задержание транспортного средства, то есть перемещение автомобиля при помощи другого транспортного средства и помещение его на ближайшую спецстоянку до устранения причины задержания (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ).
Получить доступ
Однако задержание транспортного средства прекращается, если непосредственно на месте присутствует лицо, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД. То есть автомобиль, которым управлял водитель в состоянии опьянения, может быть передан другому доверенному лицу, например, родственнику, другу, вписанному в страховой полис ОСАГО, который на момент выявления административного правонарушения находился в автомобиле. В таком случае сотрудник ГИБДД должен составить только процессуальные документы. Например, протоколы об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, об административном правонарушении и т. д.
Таким образом, по словам Лысакова, существующий механизм задержания транспортного средства как мера обеспечения производства по делу направлен лишь на пресечение административного правонарушения и не обеспечивает дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исполнение назначенного виновному наказания.
"По данным МВД России только 30% виновных водителей, в отношении которых приняты постановления по делам об административных правонарушениях, исполняют наказание в виде административного штрафа, – пояснил он. – Законопроект же предусматривает, что основанием для принятия решения о прекращении задержания транспортного средства является уплата лицом, совершившим административное правонарушение, назначенного ему административного штрафа или внесение залога за задержанное транспортное средство".
Согласно документу в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или состава административного правонарушения транспортное средство незамедлительно должно быть возвращено его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством (ч. 12 ст. 27.13 КоАП РФ), а залог за задержанное транспортное средство – залогодателю.
Депутат также предлагает упростить процедуру освидетельствования водителей на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ). "На сегодняшний день при освидетельствовании водителя транспортного средства на состояние опьянения сотрудниками Госавтоинспекции заполняется порядка 6 процессуальных документов, что требует слишком много времени. В результате чего возникают определенные казусы. Были случаи, когда водители убегали с места события, пользуясь тем, что сотрудники в это время были заняты оформлением документов. Известны обстоятельства, когда на сотрудников Госавтоинспекции нападали", – рассказал парламентарий. Он предлагает, например, заменить протоколы о задержании автомобиля и об отстранении от управления транспортным средством соответствующей записью в протоколе об административном правонарушении.
______________________________
1 С проектом федерального закона № 1050356-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части введения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде залога за задержанное транспортное средство)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.