Эксперты считают нереализуемой разработанную Минздравом России стратегию формирования здорового образа жизни
Sloniki / Shutterstock.com |
С 2016 года Минздрав России работает над проектом Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года (далее – Стратегия). Основная цель принятия данного документа – создание необходимых условий для ведения здорового образа жизни, а следовательно, снижения риска развития основных неинфекционных заболеваний, представителями всех слоев и групп населения.
Однако принятие Стратегии в предлагаемом министерством виде [последней версии проекта нет в открытом доступе. – ГАРАНТ.РУ] не только не позволит достичь обозначенной цели, но и создаст дискриминационные условия для некоторых производителей продовольственных товаров, отметили участники общественных слушаний, организованных ОП РФ 25 января для обсуждения документа. Во-первых, помимо мер, реализуемых в системе здравоохранения, таких как раннее выявление неинфекционных заболеваний, обеспечение доступности безопасных и эффективных лекарств для предотвращения развития осложнений у больных ими лиц и др., проект Стратегии устанавливает определенные целевые показатели по не подведомственным Минздраву России вопросам. В частности – по обеспечению населения жилищными условиями, соответствующими санитарным нормам, сокращению числа людей, подвергающихся воздействию выбросов, которые превышают предельно допустимую концентрацию загрязняющих веществ в воздухе. При этом положений о том, посредством проведения каких мероприятий эти показатели должны быть достигнуты, проект документа не содержит, подчеркивают эксперты.
Получить доступ
Но самыми спорными являются предложения по выделению среди продовольственных товаров категории продуктов, предназначенных для здорового питания, и определенному ограничению производства, реализации и рекламы продуктов, содержащих насыщенные жиры, сахар и соль. Как отметил главный внештатный специалист Минздрава России по профилактической медицине Сергей Бойцов, в проекте Стратегии не используются термины "вредный продукт" и "полезный продукт", а предлагаемые меры призваны предотвратить развитие ожирения, особенно у детей, в связи с частым употреблением (в том числе под воздействием рекламы) фастфуда и других жирных продуктов.
Тем не менее Минэкономразвития России, Минкомсвязь России и ФАС России не согласовали документ именно из-за наличия указанных ограничений. Так, в размещенных на официальном сайте антимонопольного ведомства замечаниях к проекту отмечается, что предполагаемое формирование при Минздраве России экспертного совета по профилированию пищевой продукции, который будет принимать решения о том, относится ли та или иная продукция к категории продуктов для здорового питания, а также нанесение на упаковку соответствующих товаров информационных сообщений типа "здоровый продукт" приведет к созданию дискриминационных условий для других производителей продуктов питания. Потребители могут ошибочно полагать, что все не содержащие такого обозначения продукты не только вредны, но и опасны для здоровья, и в результате отобранные советом участники рынка (а такой порядок сам по себе несет значительные коррупционные риски) получат необоснованное преимущество, что запрещается Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Разумеется, бизнес-сообщество категорически против введения такой маркировки, отмечая, что она приведет к сокращению объемов производства многих хозяйствующих субъектов, а значит предлагаемые ограничительные меры прямо противоречат положениям Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 года. Она, напомним, предусматривает необходимость увеличения доли российского производства в том числе мясной, масложировой и соляной продукции. К тому же вряд ли какие-то из продуктов низшей ценовой категории получат отметку о том, что подходят для здорового питания, и семьи, которые не могут себе позволить ничего, кроме них, будут еще больше чувствовать себя обделенными, подчеркнул руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что размещение на продукции отличительных знаков и информационных сообщений, связанных с правилами здорового питания, предусмотрено уже принятым – как утверждают представители профессионального сообщества, без согласования с ними – приоритетным проектом "Формирование здорового образа жизни" (утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 26 июля 2017 г. № 8). Коммуникационную кампанию по здоровому питанию с участием не менее 30 производителей, продукция которых будет маркироваться соответствующим образом, планируется запустить уже в этом году.
Не поддерживает ФАС России и предложение о пересмотре состава потребительской корзины и объемов рекомендованных к употреблению продуктов питания путем увеличения потребления, в частности, цельнозерновых продуктов, орехов, рыбы, оливкового масла, поскольку без изменения уровня материального обеспечения потребителей его реализация абсолютно бессмысленна. Кроме того, преждевременной мерой ведомство считает и предлагаемое проектом установление акцизов на сладкие напитки и продукты с высоким содержанием соли, так как на сегодняшний день нет достоверной информации ни об объемах их потребления населением, ни о том, что это действительно приводит к развитию ожирения или неинфекционных заболеваний. Более того, введение акцизов снизит конкурентоспособность данных продуктов и их экспортный потенциал, подчеркнул в свою очередь президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.
Как отметила временно исполняющая обязанности директора Федерального научного центра пищевых систем имени В.М. Горбатова Оксана Кузнецова, при включении в проект Стратегии положений о необходимости разработки рекомендаций производителям пищевой продукции по снижению содержания в ней насыщенных животных и растительных жиров Минздрав России не учел, что при таком снижении сильно изменяются как вкусовые, так и органолептические свойства продуктов. Поэтому для обеспечения привычных для покупателей вкуса и цвета мяса, сыров и т. д. производителям придется использовать пищевые добавки, что вряд ли сделает их более полезными.
В то же время сами производители уже не один год ведут работу по модернизации производства. По словам сотрудника Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Елены Белоус, пищевая промышленность является лидером по внедрению новейших технологий, что положительно влияет на качество продукции. В связи с этим вместо введения запретов и ограничений стоит подумать о том, как мотивировать всех производителей к обновлению мощностей и технологий, отметила эксперт.
В условиях саморегулирования бизнеса не нужны будут и ограничения рекламы определенных продуктов. Так, например, компания Coca-Cola еще в 2009 году ограничила возрастную аудиторию своей рекламы категорией 12+ и перестала транслировать ее на детских каналах, подчеркнул председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка бизнеса Александр Борисов. Кроме того, на этикетке выпускаемой продукции компания указывает подробную информацию о ее составе, в том числе о количестве сахара. Поэтому стоит принимать меры по стимулированию производителей к такому ответственному ведению бизнеса, а не заставлять их отказываться от производства, заключил эксперт.
Таким образом, и представители профильных министерств и ведомств, и профессиональное сообщество не оспаривают необходимость принятия Стратегии, но настаивают на учете всех предлагаемых поправок. Они отмечают, что пока в проекте основной акцент сделан на вопросах питания, причем диетического, а не сбалансированного, и профилактике неинфекционных заболеваний, а о такой важной составляющей здорового образа жизни, как занятие физкультурой и спортом, практически ничего не говорится. Документ содержит лишь общее положение о необходимости строительства доступных физкультурно-оздоровительных комплексов, бассейнов, стадионов и площадок.
Рекомендации, учитывающие все представленные в ОП РФ экспертные замечания, в ближайшее время будут направлены в Минздрав России. После соответствующей доработки проекта Стратегии палата намерена провести его полноценную общественную экспертизу.