Счетная палата РФ: 50%-я скидка на штрафы за нарушения ПДД не повысила их собираемость
fujji / Shutterstock.com |
Коллегия Счетной палаты РФ провела оценку эффективности администрирования денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в период с 2015 по 2016 годы. В докладе аудитора Сергея Шторгина отмечается, что собираемость штрафов снизилась за год почти на 5%. Так, в 2015 году было уплачено 87,6% от общего числа назначенных штрафов, а в прошлом – только 82,7%. Таким образом, введение нормы, предусматривающей скидку в размере половины суммы наложенного административного штрафа за его уплату в двадцатидневный срок, положительного результата не принесло, подчеркивает аудитор.
Сообщается, что при общем увеличении количества юридических и физических лиц, добровольно уплативших штрафы, с 57,97 млн в 2015 году до 60,76 млн в 2016 году (4,8%), количество лиц, добровольно уплативших штрафы по отношению к количеству вынесенных постановлений (76,65 млн в 2015 году и 85,82 млн в 2016 году) сократилось за два года на 4,8% с 75,6% до 70,8%.
МНЕНИЕ
Иван Хапалин, адвокат, управляющий партнер центра правовых отношений:
Практика предоставления скидки для оплаты в льготный период распространена во многих странах и отличается результативностью. К примеру, в Испании действует точно такая же норма – те, кто оплачивает штраф в течение 20 дней, могут сделать это с 50%-ной скидкой. Во Франции действует подобная система – только период льготной оплаты штрафа составляет не 20, а 15 дней. Так что Россия не стала «первопроходцем» такого вида льгот – они успешно применяются в странах Евросоюза.
На мой взгляд, невыплата отдельными гражданами назначенных штрафов является следствием общей экономической ситуации в стране, в результате которой материальное положение многих россиян ухудшилось, и они пытаются сэкономить на оплате штрафов. Также снижение показателей может быть связано с переходом ФССП России на электронный документооборот. Далеко не все граждане своевременно пользуются Интернетом, проверяют электронную почту, что также может быть причиной более медленной уплаты назначенных штрафов. Правда, есть рассылка СМС-сообщений, но опять же, все упирается в оперативность получения – телефон может быть недоступен, могут возникнуть и иные проблемы.
Кроме того, расширяется практика видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что также способствует росту количества «штрафников» и, как следствие, количества просроченных и невыплаченных штрафов (при общем увеличении и доходов бюджета от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения). Помимо этого, по данным ФССП России в 2015 году приставам удалось взыскать с должников 10 млрд руб., а в 2016 году – 14,1 млрд руб. То есть, общая сумма собранных денег возросла почти в полтора раза.
Собираемость штрафов, на мой взгляд, можно было бы повысить путем ужесточения санкций за неуплату или несвоевременную уплату назначенного штрафа. Это могут быть санкции самого разного порядка – от взыскания пени за просрочку до лишения права управления транспортным средством. Такие жесткие меры, как показывает практика, достаточно эффективно действуют по отношению к злостным неплательщикам алиментов – многие из них, как только лишаются права на управление транспортным средством, быстро находят средства на выплату задолженности.
Также можно было бы отсчитывать срок, предоставляемый гражданину для уплаты штрафа, не с момента отправки уведомления, а с момента его получения, так как доставка постановлений часто задерживается в результате действий третьих лиц.
Аудиторы Счетной палата РФ также констатируют недостатки в системе межведомственного взаимодействия ФССП России и МВД России. В частности, отмечаются такие нарушения, как повторное направление ГИБДД России постановлений о наложении штрафов на принудительное взыскание без выявления и устранения причин, по которым они были возвращены ранее, некорректное оформление постановлений о наложении штрафов, приводящее к отказу в возбуждении исполнительного производства, а также направление постановлений не по месту совершения исполнительных действий и т. д.
В каком случае протокол об административном правонарушении, совершенном водителем, признается ничтожным?
Узнайте из материала "Протокол об административном правонарушении, совершенном водителем" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Также указывается на большой объем неидентифицированных платежей в уплату штрафов: каждый пятый уплаченный рубль не имеет сведений о плательщике. По оценке экспертов Палаты, в 2015 году неидентифицированными оказались платежи на 13,6 млрд руб., а в 2016 г. – 10,9 млрд руб. Главными причинами этого называются невнесение сведений об оплате штрафов коммерческими банками и другими организациями, принимающими платежи и некорректное заполнение плательщиками платежных документов.
МНЕНИЕ
Антон Плохов, юрист a.t.legal:
Хотел бы обратить внимание на указанное в отчете небольшое снижение в процентах на фоне повышения в абсолютных значениях, как в количестве погашенных штрафов, так и в сумме выплат по ним (+1,42%). Выписанных штрафов стало больше и выплат по ним также больше (в 2016 году в бюджет поступило 62,98 млрд руб. за нарушения правил дорожного движения), причем наиболее существенный вклад в прирост (+49,1%) зарегистрированных нарушений пришлось на автоматизированные системы слежения за соблюдением ПДД. Это однозначно положительная тенденция, так как, во-первых, увеличение количества электронных стражей порядка не влечет за собой столь существенные материальные затраты, как расширение штатов сотрудников, а эффективность их гораздо выше, во-вторых, электронные устройства неподкупны – предполагаю, что не нужно объяснять, как важно снижать коррупционный фактор в данном вопросе.
Достоверную информацию о точном числе инцидентов с ошибочным начислением штрафов и несвоевременном оповещении нарушителя получить сложно по понятным причинам, но качественную оценку этой погрешности каждый автолюбитель в нашей стране может дать – мало кто из нас ни разу не сталкивался со штрафами, извещения по которым нам не доставили, или прислали поздно. Кроме того, многие оплаченные штрафы числятся непогашенными из-за того, что либо сами нарушители неправильно заполнили платежные документы, либо банки не внесли сведения об уплате штрафа в базу. Сумма неидентифицированных штрафов в 2015 году оценивалась в размере 13,6 млрд руб., в 2016 г. — 10,9 млрд руб.
Казалось бы, все аргументы складываются в пользу сохранения льготы для нарушителей, готовых оперативно погасить штраф. Однако есть и контраргументы. В частности, то обстоятельство, что большая часть сумм, образованных этими платежами, поступает в региональные бюджеты, которые, к сожалению, в подавляющем большинстве находятся в плачевном состоянии – только в 4 из 89 имеется профицит, остальные в минусе. Поэтому, мысль пополнить эти бюджеты дополнительными суммами может показаться заманчивой.
В этом случае, хотелось бы напомнить, что конечной целью наказания нарушителей ПДД является все-таки повышение безопасности движения, снижение травматизма и смертности на дорогах, уменьшение ущерба от аварий и заторов. А для наполняемости бюджетов необходимо изыскивать иные источники.
Напомним, что возможность 50%-го снижения суммы административного штрафа за нарушение ПДД при его уплате в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа появилась у водителей с 1 января 2016 года. Это правило не касается случаев повторного управления не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, управления транспортным средством нетрезвым водителем, невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, повторное превышения скорости движения транспортного средства и т. д. (ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения").