Налоговики разъяснили, как будет считаться налог на дачные строения
ФНС России сообщила, каким образом территориальные налоговые органы должны рассчитывать налог на имущество физлиц в отношении построек, расположенных на дачных и садовых участках (письмо ФНС России от 17 ноября 2016 г. № БС-4-21/21769@ "О налогообложении домов и жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства").
По данному вопросу ведомство сформулировало два подхода: в отношении жилых строений, а также в отношении домов нежилого назначения.
В первом случае, жилые строения на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам (п. 2 ст. 401 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В отношении них определение налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисление налога, производится по правилам, предусмотренным для жилых домов.
При этом, налоговики обратили внимание на то, что законодательством России, включая Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статус жилого строения исчерпывающе не определен. В ГКН и ЕГРП данные строения регистрировались как "здания" с назначением "нежилое", а также имели наименования – "жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке", "жилое строение на дачном участке" и другие (ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее – Закон № 122-ФЗ). В налоговые органы сведения о жилых строениях поступали от органов Росреестра именно в таком виде.
В то же время, государственный кадастровый учет объектов недвижимости вида "жилые строения" российским законодательством предусмотрен не был (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Соответственно, до проведения кадастровой оценки, налог в отношении них будет рассчитываться по инвентаризационной стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ).
Таким образом, в каждом случае поступления жалоб от налогоплательщиков по поводу расчета налога на жилое дачное строение, территориальные органы ФНС России должны будут производить перерасчет налога с учетом вышеперечисленных обстоятельств.
Во втором случае – в отношении домов нежилого назначения сложнее обстоит ситуация с регистрацией данных объектов недвижимости. Так, одним из оснований для госрегистрации права собственности на них является декларация – это документ, подтверждающий факт создания объекта, предоставляемый покупателю такого объекта (ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ). Однако данный документ создается только в процессе купли-продажи объекта недвижимости. В отсутствие сделок, право собственности на хозпостройки обычно не регистрируется, и налог в отношении них рассчитать невозможно.