Налоговое обозрение

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговый кодекс: что нового?
Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов.
От налога на добавленную стоимость освобождены работы, проводимые в рамках дополнительных мероприятий по снижению напряженности на региональных рынках труда. Последние реализуются в соответствии с решениями Правительства РФ.
Налоги на доходы физических лиц теперь не взимаются с суммы скидки (50 тыс. руб.), предоставляемой государством при покупке нового авто взамен старого, сданного в утиль.
Установлены особенности учета в целях НДФЛ, налога на прибыль, ЕСХН и УСН бюджетных выплат, полученных безработными гражданами на открытие собственного дела, а также на создание новых рабочих мест.
Отдельные положения касаются пошлин, уплачиваемых в рамках госрегистрации лекарств. Ранее за госрегистрацию взималась пошлина в размере 4 тыс. руб. Вместо нее установлен ряд других пошлин. Так, введена пошлина за экспертизу документов для получения разрешения на проведение клинических исследований лекарства и этической экспертизы. Она составляет 75 тыс. руб. За экспертизу качества лекарственного средства и экспертизу отношения ожидаемой пользы к возможному риску его применения придется заплатить 225 тыс. руб. Если лекарство применяется в России более 20 лет, то последние 2 экспертизы обойдутся в 30 тыс. руб. Пошлины заменят взимание платы за проведение указанных экспертиз на договорной основе.
Кроме того, внесены изменения в Закон о связи, направленные на приведение его в соответствие с НК РФ в части уплаты госпошлин при лицензировании. Часть поправок носит технико-юридический характер.
См. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу.

Сообщение о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений: электронный формат
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, но на подведомственных разным налоговым органам территориях, все такие подразделения могут быть поставлены на учет по месту нахождения одного из них.
Приказом Федеральной налоговой службы от 24 марта 2010 г. была установлена форма сообщения организации о выборе налогового органа для такой постановки. Утвержден формат его представления в электронном виде (версия 5.01).
См. Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2010 г. N ММ-7-6/159@ "Об утверждении формата представления сообщения о выборе организацией налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в электронном виде (версия 5.01)".

Формы заявлений о постановке на налоговый учет российских организаций и физических лиц: что изменилось?
Скорректированы формы заявлений о постановке на учет (снятии с учета) российских организаций и физических лиц в налоговом органе. Согласно изменениям в новой редакции изложены формы N1-2-Учет, N1-4-Учет и N2-2-Учет, а также рекомендации по их заполнению.
Форма заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения содержит раздел "Сведения об обособленном подразделении". Если организация встает на учет вместе со своими обособленными подразделениями по месту их нахождения, то по каждому из них заполняется отдельная страница. Она должна содержать сведения об обособленном подразделении.
Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе включает поля для отражения кодированной информации. Приводятся коды видов документов, удостоверяющих личность.
См. Приказ Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2010 г.
N ММ-7-6/54@ "О внесении изменений в формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, утвержденные приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2010 года. Регистрационный N 16695.

Утверждена форма сообщения о выборе налогового органа при постановке на учет нескольких обособленных подразделений
В соответствии с налоговым законодательством при выборе налогового органа для постановки на учет организацией своих обособленных подразделений необходимо представить письменное сообщение. Это касается и тех обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
Утверждена примерная форма такого сообщения. В нем указываются сведения об основной организации и ее обособленных подразделениях – их количество, юридический адрес, ИНН, сведения о руководителе, контактная информация и т.д.
См. Приказ Федеральной налоговой службы от 24 марта 2010 г. N ММ-7-6/138@ "Об утверждении рекомендуемой формы сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам".

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Куда перечислять НДФЛ с выплат в пользу работников обособленного подразделения?
НДФЛ с выплат в пользу работников обособленного подразделения перечисляется в бюджет по месту его учета. При этом неважно, имеет ли оно отдельный баланс и корреспондентский счет.
Данный порядок применяется независимо от того, привлечены ли работники по трудовым или гражданско-правовым договорам.
Если лица, работающие по трудовым договорам в территориально обособленном подразделении филиала организации, получают также выплаты по гражданско-правовым договорам, необходимо учесть следующее. НДФЛ с таких выплат перечисляется в бюджет по месту учета обособленного подразделения филиала.
См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 марта 2010 г. N 03-04-06/53.

Организация приняла на работу иностранца: как определить его налоговый статус?
Минфин России разъяснил, как определить налоговый статус иностранного работника.
Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в государстве не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Отмечено, что 183 дня – это сумма всех календарных дней, в течение которых лицо находилось в России за 12 месяцев. Дни нахождения за пределами России (независимо от цели выезда) не учитываются, кроме отдельных случаев.
Если за 12 месяцев количество дней будет составлять менее 183, то лицо не будет являться налоговым резидентом. Его доходы облагаются НДФЛ по ставке 30%. Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом, то его доходы должны облагаться по ставке 13%. Статус физлица устанавливается по итогам налогового периода. Определяется порядок обложения доходов за это время.
Если по итогам налогового периода иностранный работник будет признан налоговым резидентом, то сумму НДФЛ, ранее определенную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13%.
Суммы излишне уплаченного налога по итогам перерасчета засчитываются или возвращаются.
См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 марта 2010 г.N 03-04-06/51.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

ФНС России: несмотря на позицию ВАС РФ, проценты по займам должны учитываться в течение всего срока действия договора
По мнению Минфина России, проценты по долговым обязательствам должны учитываться в течение всего срока действия договора займа. При этом условия договора о дате осуществления расчетов по начисленным за период пользования процентам значения не имеют.
Вместе с тем ВАС РФ в постановлении от 24 ноября 2009 г. "перенес" этот срок на дату возникновения у займодавца права требования уплаты процентов по уже погашенному долговому обязательству.
ФНС России считает, что решение ВАС РФ основано на выборочном применении отдельных норм НК РФ и вступает в прямое противоречие с иными его положениями, из которых следует необходимость равномерного признания процентов в течение всего периода пользования заемными средствами.
В связи с изложенным ФНС России, признавая возможность неоднозначного толкования указанных норм, не видит оснований для изменения ранее сформированного подхода к порядку признания процентов в связи с решением ВАС РФ, поскольку это приведет к нарушению иных требований законодательства.
См. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 марта 2010 г. N 3-2-06/22 "О порядке учета в целях налогообложения процентов по долговым обязательствам".

Какие затраты учитываются в составе представительских расходов?
В целях налогообложения прибыли плательщик может учесть затраты на прием и обслуживание представителей других организаций.
К ним, в частности, относятся расходы на официальный прием (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие), транспортное обеспечение доставки лиц к месту мероприятия, услуги переводчиков, не состоящих в штате плательщика, и др.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода учитываются в размере, не превышающем 4% от затрат на оплату труда за этот период. Расходы нужно обосновать и документально подтвердить.
См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 марта 2010 г. N 03-03-06/2/59.

Расходы на разработку оригинал-макетов: порядок учета при налогообложении прибыли
Минфин России разъяснил, как учесть расходы на разработку оригинал-макетов для изготовления рекламной продукции, переданных сторонней организацией. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на рекламу, в том числе вышеуказанные. Они учитываются в составе нормируемых и признаются в размере, не превышающем 1% от выручки предприятия.
Разъяснено, как определить момент признания расходов на рекламу в виде услуг сторонних организаций. Это дата расчетов по договорам или дата предъявления плательщику документов, на основании которых они производятся, либо последний день отчетного (налогового) периода.
См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 марта 2010 г. N03-03-06/1/201.

Может ли НКО в целях обложения прибыли распределить затраты между коммерческой и некоммерческой деятельностью?
Разъяснен порядок учета расходов, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности НКО, в целях обложения прибыли.
При определении базы по налогу на прибыль плательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за некоторым исключением). Они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, доходы НКО от предпринимательской деятельности могут быть уменьшены лишь на расходы, непосредственно связанные с ее осуществлением.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, плательщик определяет группу самостоятельно. Разъяснено, что это положение применимо только к затратам, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (т.е. в рамках коммерческой деятельности).
При методе начисления расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов плательщика. Это положение действует в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу в виде разницы между суммами полученных доходов и расходов. Распределение таких расходов требуется плательщику только если он осуществляет виды предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения.
Таким образом, пропорциональное деление затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью в рамках обложения прибыли для НКО не предусмотрено. Порядок пропорционального деления отдельных видов расходов установлен только для бюджетных учреждений.
См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/4/25.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Применение нулевой ставки НДС российскими ж/д перевозчиками: что изменилось?
Уточнен порядок применения нулевой ставки НДС российскими ж/д перевозчиками.
Ранее по ставке 0% облагались работы по ж/д перевозке или транспортировке экспортируемых товаров и вывозу продуктов переработки. Уточнено, что нулевая ставка применяется при условии, что на железнодорожных перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, свидетельствующие о помещении товаров (продуктов переработки) под соответствующий таможенный режим (таможенную процедуру).
По ставке 0% также облагаются работы, связанные с вышеуказанной перевозкой (транспортировкой). Согласно поправкам к ним относятся работы, стоимость которых указана в перевозочных документах. Ранее действующая редакция НК РФ в числе указанных работ предусматривала организацию перевозок, сопровождение, погрузку, перегрузку. См. Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 50-ФЗ "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

СОВЕТ:   Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: 50-ФЗ от 5 апреля 2010 года

 


Вести Гаранта. Специальное издание для пользователей системы ГАРАНТ.
Учредитель - ООО НПП "Гарант-Сервис". Главный редактор - Пивоваров Ю.С.
Адрес редакции: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ.
Зарегистрировано Росохранкультуры 13.03.2006, рег. N ФС77-23665.
© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2010. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.