НОВОЕ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Новый Таможенный
кодекс -
новые принципы таможенного регулирования
Светлана Романова, компания "Гарант"
Многолетние попытки реформирования
таможенного законодательства завершены:
с 1 января 2004 года вступает в силу новый
Таможенный кодекс РФ - документ, в котором найден
разумный компромисс, сочетающий в себе интересы
и бизнес-сообщества, и государства. Потребность в
принятии нового Кодекса продиктована
практическими проблемами развития экономики и
внешней торговли нашей страны. Принятие Кодекса
приближает Россию к первой десятке стран с
наиболее развитым таможенным законодательством
и является важным шагом на пути вступления
России во Всемирную Торговую Организацию,
поскольку в нем полностью учтены международные
принципы и стандарты.
Существенным преимуществом Кодекса 2003
года является его построение по принципу
предельно прямого действия, а также прозрачность
и упрощение таможенных процедур - ранее
существовавшее ведомственное регулирование
таможенных отношений уходит в прошлое.
В основу Кодекса заложена абсолютно
новая концепция работы таможни. Речь идет о
системе анализа и управления рисками. Суть
данной системы заключается в переходе от
сплошного, тотального контроля товаров,
пересекающих границу, к выбору тех целей, которые
потенциально могут нанести ущерб государству
(контроль будет направлен на наиболее рисковые
операции и поставки, где есть повышенное
налогообложение, устойчивый характер нарушений,
либо создается угроза нарушений других
государственных интересов).
Новеллой законодательства является
глава Кодекса об участии таможенных органов в
защите обладателя исключительных прав
(интеллектуальной собственности) и принятии
таможенными органами в случае необходимости мер,
связанных с приостановлением выпуска таких
товаров.
Срок таможенного оформления и выпуска
товаров по новому Таможенному кодексу сокращен
до 3 дней (ранее - 10 дней). Выпуск товаров
исчисляется с момента предоставления таможенной
декларации, документов и товаров. Если
используется форма предварительного
декларирования, которая предоставляется за 15
дней до ввоза, срок исчисляется с момента
предоставления товара. Одним из новых моментов
является то, что неуплата таможенных платежей не
является основанием для отказа принятия
таможенной декларации: она может быть принята,
причем с расчетом таможенных платежей, без их
фактического перевода на счета таможенных
органов.
Масштабные изменения с 1 января 2004 года
произойдут также в околотаможенной сфере: вместо
лицензирования вводится так называемая система
реестров, которая будет носить не
разрешительный, а более облегченный -
заявительный характер.
Много дискуссий вызывает
устанавливаемый размер обеспечения уплаты
таможенных платежей, которое должна
предоставить компания для осуществления
деятельности в качестве таможенного брокера, - 50
млн руб. Меняется сама суть института таможенных
брокеров: брокер становится как бы налоговым
агентом, выступающим поручителем по обеспечению
уплаты таможенных платежей. Соответственно, те
компании, которые выдержат новые требования и
войдут в Реестр таможенных брокеров, станут
ответственнее работать на рынке услуг на
территории всей страны. Возможность таможенного
брокера, включенного в Реестр, осуществлять свою
деятельность на территории всей России и
заключать договор в любом регионе страны также
является нововведением.
В качестве важнейших норм нового
Кодекса следует назвать статью 68 "Специальные
упрощенные процедуры таможенного оформления для
отдельных лиц", которая приближает нашу страну
к наиболее цивилизованным формам работы с
участниками ВЭД и ориентирована на их работу
"в открытую". Так называемые
добропорядочные участники ВЭД (требования к
таким участникам названы в указанной статье),
берут на себя обязательство по предоставлению
таможенным органам своей системы учета
коммерческой документации, а таможенные органы
обязуются выпустить товар до совершения
таможенного оформления.
Нельзя не упомянуть и о тех изменениях,
которые относятся к ввозу и вывозу товаров и
транспортных средств для личного пользования
физическими лицами и применению таможенных
пошлин, налогов в отношении таких товаров и
транспортных средств. С 1 января 2004 года
предоставляется полное освобождение от уплаты
таможенных пошлин и налогов, если стоимость
товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, за
исключением транспортных средств, не превышает 65
000 руб. В отношении транспортных средств, а также
товаров, стоимость которых превышает 65 000 руб., но
не более 650 000 руб., в части такого превышения
применяются единые ставки таможенных пошлин и
налогов, устанавливаемые Правительством РФ.
Подводя итог, хочется подчеркнуть
следующее: на новый Таможенный Кодекс России
возлагают много надежд как законодатель, так и
простые граждане и предприниматели. Насколько
оправдаются эти надежды, во многом зависит от
готовности участников ВЭД и таможенников
отказаться от старых привычек и "играть по
новым правилам". Возможно, в дальнейшем Кодекс
потребует доработки и усовершенствования, но в
роли арбитра в данном случае может выступать
только правоприменительная практика. |