Борис Титов: "Я считаю, что инициаторами внеплановых проверок могут быть только Президент РФ и Председатель Правительства РФ"
Согласно опубликованному Всемирным банком аналитическому докладу "Ведение бизнеса в 2016 году", Россия становится более благоприятной страной для занятия предпринимательской деятельностью. Так, за минувший год она поднялась с 62 на 51 место в рейтинге. Однако мы все еще находимся по соседству с такими развивающимися странами, как Перу и Молдова. Что мешает России стать по настоящему привлекательной для бизнеса? За ответом на этот вопрос портал ГАРАНТ.РУ обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РФ Борису Титову.
Оценкой целесообразности плановых проверок на постоянной основе занимается Генеральная прокуратура РФ. Наши предложения касаются преимущественно внеплановых проверок, которые органы контроля проводят без согласования с прокуратурой. Сегодня получается так, что руководителю контрольного ведомства (например, Роспотребнадзора) достаточно издать приказ об усилении их интенсивности в связи с некими форс-мажорными обстоятельствами, и число проверок уже ничем не ограничивается. В этом году, например, Роспотребнадзор и Россельхознадзор очень интенсивно, практически без ограничений, проверяют производителей молока. Связано это с выявлением большого количества фальсифицированной молочной продукции.
Чтобы защитить бизнес от бесконечных внеплановых проверок, нужно провести аудит уже накопленных "ведомственных" поручений и навести порядок. Я считаю, что инициаторами внеплановых проверок могут быть только Президент РФ и Председатель Правительства РФ.
Мы предлагаем усовершенствовать Федеральную государственную информационную систему Единый реестр проверок (ЕРП) proverki.gov.ru, которая функционирует уже год, но полноценно пока так и не заработала. Так, например, данные о внеплановых проверках появляются в ней уже после проведения проверки, а значит, не приносят никакой реальной пользы представителям бизнеса. Нужно установить обязанность органов власти до начала проверки или непосредственно после ее начала заводить запись о ней в реестр, а также закрепить механизм, в соответствии с которым отсутствие номера проверки в ЕРП будет автоматически влечь за собой ее недействительность.
Кроме того, целесообразно ускорить выполнение поручения Президента РФ Владимира Путина относительно размещения в ЕРП информации о контрольных мероприятиях всех государственных органов, а также административных расследованиях (п. 1 поручения Президента РФ от 13 июля 2015 г. № Пр-1348, сейчас это один из пунктов дорожной карты по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности). Важно ввести административную ответственность должностных лиц за нарушение сроков и порядка внесения этой информации. Также необходимо предусмотреть техническую возможность анализа деятельности контрольно-надзорных органов, который позволял бы оценивать результаты контрольных мероприятий.
Кроме этого, мы считаем необходимым установить для малых и средних предприятий ограничение по количеству внеплановых проверок – не более двух в год [сегодня их количество законодательно не ограничено. – Ред.], а по одному и тому же виду контроля и надзора – не чаще одного раза в три года.
Уменьшение кредитных ставок, налоговой и административной нагрузки. Нужно снизить экономическую неопределенность (это основной фактор, отрицательно влияющий на бизнес), увязать, наконец, денежно-кредитную, налоговую, тарифную и социальную политики с общими задачами по экономическому росту и росту благосостояния граждан, ввести "надзорные каникулы" для всех новых предприятий. А если в целом – нужно принимать нашу "Стратегию Роста", размещенную на официальном сайте "Партии Роста", как руководство к действию.
Собственно наши предложения учтены в поправках к законопроекту, внесенному ко второму чтению Общественным омбудсменом по строительству, зампредседателем профильного комитета Госдумы Еленой Николаевой. Они позволяют хостелам продолжать деятельность в жилых домах с согласия их жителей, документально закрепленного на общем собрании собственников помещений подъезда дома. Предполагается, что жители также смогут устанавливать особый порядок оплаты коммунальных услуг, регулировать временной режим работы хостелов и пределы использования общего имущества многоквартирного дома.
Прокуратура сейчас вообще не имеет полномочий на возбуждение уголовных дел (ст. 17-19 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом, согласно их статистике, в 2015 году на досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено около 5 млн нарушений, отменено 19 тыс. постановлений следователей и дознавателей о возбуждении уголовного дела, 145 269 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Мы готовим законопроект, в котором, помимо уже имеющихся полномочий направлять представления о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности, предложили предоставить прокуратуре право на возбуждение дел об административных правонарушениях. Речь идет о нарушении порядка проведения обыска (например, изымают документы и вещественные доказательства, не относящиеся к предмету уголовного преследования), выемки, допроса, проведения оперативно розыскных мероприятий. Ответственность мы предлагаем достаточно серьезную – вплоть до дисквалификации следователей и иных должностных лиц.
Кроме того, мы уточнили уголовный состав "Превышение должностных полномочий" (ст. 286 УК РФ), дополнив его ответственностью за возбуждение уголовного дела без повода и (или) при отсутствии достаточных оснований в виде наказания сроком до 10 лет лишения свободы.
Конечно же, "обеление" рынка необходимо – сами предприниматели очень часто жалуются на нечестную конкуренцию со стороны нелегалов. Однако для добросовестных бизнесменов это повторные затраты, поскольку незадолго до этого они были вынуждены подключать ККТ к ЕГАИС. В ежегодном докладе Президенту РФ в 2016 году я указывал, что суммарные разовые затраты при покупке новых моделей кассовых аппаратов составят 75 млрд руб., при встраивании накопителя – 15 млрд руб. Поскольку на тот момент законопроект, предусматривающий обязательное использование новых кассовых аппаратов, прошел только первое чтение, мы предлагали внести в него изменения: максимально расширить возможности применения микропредприятиями бланков строгой отчетности вместо контрольно-кассовой техники, перенести срок вступления в силу предложенных законопроектом изменений на 1 января 2019 года, исключить необходимость применения в контрольно-кассовой технике ЭКЛЗ или фискальных накопителей либо существенно увеличить сроки службы фискальных накопителей. Однако наши предложения не были услышаны. И все же мы настаиваем, что дополнительные затраты, которые возникнут у бизнеса в связи в новыми требованиями, должны компенсироваться налоговыми зачетами на ту же сумму.
Российское законодательство сегодня не предусматривает специальных мер защиты уполномоченных от давления со стороны органов власти. Мы предлагаем наделить свидетельским иммунитетом как Уполномоченного при Президенте РФ, так и региональных уполномоченных – это позволить избежать ситуаций, когда правоохранительные органы привлекают данных лиц в качестве свидетелей по тем делам, с жалобой на которые к ним обратились предприниматели. Кроме того, считаю целесообразным внести изменения в КоАП РФ, установив ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных.
Мы уверены, что позиция Уполномоченного должна быть обязательно отражена в заключении по результатам оценки фактического воздействия нормативного правового акта в рамках процедур Минэкономразвития России и оценки регулирующего воздействия в рамках Евразийской экономической комиссии. Нужно также предоставить Уполномоченному право давать заключения на законопроекты при их рассмотрении Госдумой.
Нет, я так не считаю, потому что есть несколько "приятных" исключений. Например, "Алабуга" в Татарстане и ОЭЗ в Липецкой области. Думаю, нужно взять на вооружение их опыт и распространить его на все уже созданные ОЭЗ. Неэффективные ОЭЗ бросать нельзя, так как там "закопаны" серьезные государственные деньги. Необходимо поменять команду, провести комплекс антикризисных мер. Может быть, целесообразно привлечь частные управляющие компании под обязательства "реанимации" и вывода данных проектов из кризиса. Тогда ОЭЗ, которые являются очень эффективными институтами во всем мире, заработают и в России.
Тут играют роль два фактора. Во-первых, следователям вернули право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без согласования с налоговой службой (Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"). Это дало солидную прибавку таких дел. Во-вторых, в разгаре экономический кризис, а значит, повышение количества форс-мажорных ситуаций, которые совершенно не учитывают в своей работе правоохранительные органы. Любой срыв поставки, вызванный, к примеру, банкротством банка, может обернуться для поставщика уголовным делом о мошенничестве.
Сегодня помощь государства бизнесу по большому счету сводится к точечному субсидированию процентных ставок по взятым кредитам и субсидиям для отдельных компаний, в том числе на инновационное производство, компенсация лизинговых платежей и пр. В абсолютном выражении это копейки, а чтобы воспользоваться ими, придется пройти множество бюрократических процедур. Более того, нужно быть готовым к постоянному вмешательству в твою деятельность массы контрольных органов.
Вместо этого нужно создавать удобные и выгодные для развития условия для широкого круга предприятий, чтобы наличие или отсутствие помощи не определялось субъективной волей того или иного чиновника. Нужна широкая система налоговых льгот, массовые программы рефинансирования коммерческих кредитов субъектам МСП, реальное снижение административных барьеров для новых предприятий и предприятий, выводящих на рынок новую продукцию. Реально должна заработать и антимонопольная политика – пока она зачастую направлена против самих субъектов МСП, при этом ГУП, МУП и субъекты естественных монополий зачастую никак не контролируются, а именно они нарушают конкуренцию на рынках. Кроме того, огромная помощь бизнесу будет оказана в том случае, если все-таки будет реализована малая приватизация в интересах малого и среднего предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Я ставлю перед собой задачу добиться реализации среднесрочной программы "Стратегия Роста", которая сейчас разрабатывается по поручению Президента РФ в качестве одного из магистральных вариантов развития страны. Ну и, конечно же, передо мной огромный блок нерешенных задач, вошедших в Доклад Президенту 2016 года "Книга жалоб и предложений российского бизнеса", – сегодня это 231 проблема и 460 решений по всем направлениям развития экономики. Над ними мне еще предстоит поработать.