Галина Солдатова: "Родителям стоит проявлять интерес к активности cвоих детей в Интернете"
В условиях активного использования социальных сетей, предполагающих размещение в них определенной личной информации, особое значение приобретает задача по защите прав субъектов персональных данных в Интернете. Одной из самых уязвимых категорий в этой сфере являются дети и подростки. О том, с какими нарушениями они сталкиваются в сети и как можно защитить их персональные данные, в преддверии Международного дня защиты детей порталу ГАРАНТ.РУ рассказала директор Фонда Развития Интернет, член-корреспондент РАО, д. п. н., профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Солдатова.
По данным исследований Фонда Развития Интернет (далее – Фонд), дети начинают активно использовать Интернет уже в 9-10 лет: 76% из них проводят в сети в среднем три часа в сутки, а каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет – почти треть дня. При этом пользователи Интернета стремительно "молодеют" – результаты последнего международного исследования, проведенного Фондом совместно со странами Европейского Союза, показали, что дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) тоже активно осваивают цифровые устройства. Они уверенно пользуются планшетами, смотрят мультфильмы и видеоролики в Интернете, некоторые из них умеют пользоваться поиском и даже выкладывать фотографии в социальные сети.
Среди рисков, связанных с персональными данными, мы выделяем три основных группы: взлом электронной почты, утеря пароля и кража персональных данных; распространение личных данных без согласия подростка и их использование против него; мошенничество и кража денег в сети. Данные, которыми мы располагаем, позволяют говорить о том, что в 2015 году с такими последствиями ненадлежащего обращения с персональными данными в Интернете столкнулся практически каждый второй ребенок. Самым распространенными рисками остаются взломы аккаунтов, утеря и кража паролей – как минимум одной из таких угроз в прошлом году подвергался каждый четвертый подросток.
К сожалению, наши дети действительно недостаточно доверяют родителям, когда речь заходит о проблемах в Интернете. Результаты последних опросов показали, что более 70% подростков никогда ни к кому не обращались по вопросам, связанным с настройками приватности. К тому же как сами дети, так и их родители недооценивают скрытые угрозы беспечного использования и хранения персональных данных в сети, поэтому проблема обнаруживается лишь тогда, когда неблагоприятные последствия уже очевидны (взломан аккаунт, опубликованы материалы, списаны деньги со счета и т. д.). Если ребенок оказался в подобной неприятной ситуации, родителям не стоит его ругать, напротив, нужно дать ему понять, что ситуацию можно контролировать, и они готовы помочь. Затем следует принять меры по устранению проблемы, например отправить письмо администраторам ресурса, позвонить в техническую поддержку или оператору мобильной связи (в зависимости от конкретного случая).
Кроме того, родители, педагоги и дети всегда могут получить квалифицированную помощь психологов-консультантов по вопросам безопасного использования Интернета, позвонив на линию помощи "Дети России Онлайн" по телефону 8-800-250-00-15 (с 9.00 до 18.00 по московскому времени в будние дни, звонок по России бесплатный) или отправив письмо на электронную почту helpline@detionline.com.
Организация специальных обучающих занятий по прививанию навыков грамотного обращения с персональными данными, безусловно, необходима. Учитывая высокую онлайн-активность современных детей и подростков, воспитание культуры пользования Интернетом должно стать одной из приоритетных задач школы и родителей. Правильно организованные занятия по данной тематике, на наш взгляд, повысят цифровую компетентность детей и подростков, что в свою очередь будет способствовать формированию навыков безопасного использования Интернета.
Многолетняя практика работы специалистов Фонда с родительской аудиторией показывает, что наиболее эффективные ее формы – это родительские собрания в школах, а также специальные семинары на тематических выставках или площадках, посвященных вопросам безопасного использования Интернета. Спрос на такие мероприятия в родительской среде чрезвычайно высок, а интерес к тому, как научить ребенка грамотно пользоваться Интернетом, год от года возрастает.
В глобальном смысле ни одна информационная система не может гарантировать абсолютную безопасность в отношении персональных данных ее пользователей. Даже самые надежные и безопасные системы могут быть взломаны извне или в результате действий инсайдеров. Иными словами, риск утечки персональных данных существует в любой информационной системе.
Сегодня информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Педагоги активно пользуются их уникальными возможностями: ведут электронные дневники и журналы, школьные сайты и другие сетевые проекты. В результате в школы стекаются огромные массивы персональных данных учеников и их родителей, однако их хранение и обработка далеко не всегда осуществляются надлежащим образом. Так, например, в ходе мониторинга, проведенного в 2014 году Управлением Роскомнадзора по защите прав субъектов персональных данных, было выявлено более 2000 сайтов, которые распространяли данные о несовершеннолетних пользователях, не имея на то законных оснований.
Поэтому вопрос защиты персональных данных несовершеннолетних пользователей, в том числе в Интернете, требует комплексного подхода, который должен предусматривать не только принятие мер, направленных на устранение нарушений законодательства, но и создание механизмов, обеспечивающих безопасность детей и подростков в информационном пространстве.
Меры, направленные на защиту персональных данных, можно только приветствовать. Однако нельзя не отметить, что они могут обернуться новыми ограничениями свободы в онлайне. Поэтому при обсуждении возможности введения таких мер нужно учитывать, что подростки должны общаться со сверстниками, иметь доступ к образовательным и другим полезным ресурсам, быть полноправными участниками гражданского общества. Также пока не совсем понятно, каким образом будет осуществляться контроль – необходимость предоставления паспортных данных для регистрации в социальных сетях сразу же вызовет недовольство пользователей, и их количество в связи с этим может резко уменьшиться. На мой взгляд, можно найти более приемлемые варианты, которые не будут доходить до крайностей в виде полного ограничения доступа детей в социальные сети и позволят соблюсти разумный баланс между защитой школьников и потребностями их развития. Возможно, стоит посмотреть на ситуацию под другим углом зрения: не запрещать доступ детям, а "обезвреживать" виртуальную среду от тех пользователей, которые публикуют негативный, в том числе противоправный или запрещенный контент, ведут со школьниками неприемлемую переписку и не соблюдают нормы онлайн-этикета в сообществах. Такую работу, которая требует внимательного отношения ко всем обращениям, затрагивающим права несовершеннолетних пользователей, и оперативной реакции на них, нужно вести администрации социальных сетей.
И, конечно, вновь настаиваю на том, что регулярная образовательная работа с детьми просто необходима, это одна из важнейших задач для родителей и педагогов. Ребенок должен знать базовую информацию об основных интернет-рисках и уметь пользоваться средствами, способными их предотвратить. Когда мы говорим о социальных сетях, это в первую очередь настройки приватности.
Геотеги – повод для особого беспокойства. Проведенное некоторое время назад специалистами по информационным технологиям и программированию университета Вустера исследование фотохостинга Flickr показало, что большинство размещенных там снимков детей содержит геометки. По ним легко определить, где живут дети, и это может стать стимулом для преступных действий злоумышленников. Причем последние модели смартфонов ставят эти теги автоматически в момент съемки фотографии или записи видео, и дети порой об этом даже не догадываются. Поэтому стоит объяснить детям, что можно выключать функцию определения геоданных в то время, когда она не используется по прямому назначению (для определения местоположения и построения маршрута).
Реализовать "право на забвение" в отношении детей и подростков непросто. Во-первых, за несовершеннолетних субъектов персональных данных юридически значимые обращения подают их родители или законные представители. Однако, как уже говорилось выше, подавляющее большинство российских подростков предпочитает не обращаться к взрослым в случаях возникновения проблем в Интернете. Во-вторых, говоря о подростках, нужно учитывать, что большинство персональной информации, которая может быть потенциально расценена в качестве порочащей их честь и достоинство, циркулирует все-таки в социальных сетях. Но поскольку закон, о котором мы говорим (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 364-ФЗ), не распространяется на внутренний поиск по соцсетям, возможность удаления из них сведений такого рода отсутствует.
В первую очередь важно соблюдать правило конфиденциальности в отношении паролей от своих аккаунтов: взрослые должны сами беречь их как зеницу ока и приучать к этому детей. Здесь можно порекомендовать методику использования взломоустойчивых паролей с периодической их сменой – это обычная корпоративная практика, которая вполне применима и для домашнего пользования.
Кроме того, следует очень внимательно относиться к тому, что мы выкладываем в сеть, поскольку репутация в Интернете так же важна, как и в реальной жизни, более того, она может напрямую влиять на реальную жизнь. Ребенку обязательно нужно объяснить, что нельзя выкладывать в открытый доступ то, что может навредить его репутации сейчас или в будущем, когда он будет поступать в университет, проходить стажировку или устраиваться на работу (согласно данным опроса, проведенного компанией Future Today, 65% работодателей просматривают профили потенциальных сотрудников в социальных сетях), ведь контроль над опубликованной информацией сразу теряется. Также необходимо тщательно настраивать уровень доступа к различным категориям персональной информации (отдельно к альбомам, группам и т. д.) или делать профиль закрытым. Если по каким-либо причинам это невозможно или влечет определенные неудобства, нужно еще строже оценивать публикуемую информацию. Более того, несколько раз в год следует просматривать весь контент, размещенный в ваших соцсетях, что позволит выявить потенциально опасные для репутации сведения.
Родители должны помочь ребенку разобраться с настройками приватности, объяснить, что не стоит выкладывать в социальные сети номера мобильных телефонов, точный адрес проживания и тем более номера кредитных карт. Также не лишним будет "зафрендиться" со своим ребенком и регулярно проявлять интерес к его онлайн-активности.
Еще один немаловажный момент, о котором стоит упомянуть – использование систем родительского контроля, как встроенных в операционную систему устройств, так и предлагаемых сторонними разработчиками. Самый простой пример – встроенные в антивирусные программы функции родительского контроля. Они помогают родителям отслеживать сетевую активность детей, ограничивать время доступа к Интернету, блокировать сомнительные страницы, поисковые запросы и рекламные баннеры.
Не нужно бояться открытого диалога с ребенком. Можно аккуратно и тактично спрашивать его об увиденном и прочитанном в Интернете, вместе обсуждать данные темы. Гораздо лучше, если ребенок получит грамотные комментарии от родителей, а не от сверстников или случайных знакомых, которых он встретил в сети. При этом сами родители должны быть примером ответственного интернет-пользователя: регулярно повышать свою цифровую грамотность и соблюдать все правила поведения в сети, которые они ранее установили для своих детей.