Новости и аналитика Интервью Александр Авдейко: "За последние четыре года число граждан, которые доверяют полиции, возросло с 52% до 66%"

Александр Авдейко: "За последние четыре года число граждан, которые доверяют полиции, возросло с 52% до 66%"

Александр Авдейко19 июля юридическая служба системы МВД России отмечает свою 69-ю годовщину. Накануне праздника портал ГАРАНТ.РУ побеседовал с начальником Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенантом внутренней службы Александром Авдейко о наиболее значимых нормативных правовых актах МВД России, первоочередных целях ведомства, а также о том, какие изменения могут ждать нас в будущем.

Александр Геннадьевич, какие наиболее существенные правовые акты ведомства за последние несколько лет Вы можете отметить?

Логично будет начать с 2011 года, с фазы активного реформирования системы МВД России. Этот период ознаменовался принятием трех основных актов, задавших новый вектор развития правового обеспечения деятельности ведомства (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (далее – Закон о полиции), Федеральный закон 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

К 2014 году обострилась необходимость усиления борьбы с преступлениями экстремистской направленности (ст. 282.3 УК РФ) и экономическими преступлениями (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ), наращивания контроля за оборотом оружия (ст. 20.8 КоАП РФ, ст. 224 УК РФ), совершенствования оперативно-служебной деятельности и правового регулирования в сфере дорожного движения (п. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ, ч. 2 ст. 264 УК РФ). В связи с этим при участии ведомства были принят целый ряд поправок в действующее законодательство. Так, с целью совершенствования противодействия преступлениям, совершаемым с использованием фирм-"однодневок", был разработан Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ. А с 1 июля 2015 года за причинение пьяным водителем тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерти предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы до четырех лет либо до семи лет соответственно (ч. 2, 4 ст. 264 УК РФ).

 

НАША СПРАВКА

По данным МВД России, количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократилось на 3,1% и составило 15 тыс. Организованными группами или преступными сообществами с января по июнь текущего года было совершено 7,9 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий сократился с 6,1% до 5,6%. Однако число преступлений экономической направленности возросло на 3,3% – за указанный период было выявлено 71,8 тыс. преступлений данной категории. За аналогичный период, по данным ГИБДД, произошло 79 199 ДТП, что на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Отдельным достижением мы считаем принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и целого ряда актов, корреспондирующих ему.

Кроме того, мы добились принятия в первом чтении проекта федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"1, который состоит в статусе проекта уже несколько лет, но на данном этапе социального развития очень необходим. Он суммирует опыт региональных систем, действовавших на основе базовой модели комплексной профилактики правонарушений, разработанной МВД России и одобренной Госсоветом РФ. Напомню, что соответствующий федеральный закон на данный момент отсутствует, поэтому сегодня в субъектах РФ законы, регламентирующие профилактику правонарушений, либо не приняты, либо в них отсутствует единообразие. Указанный законопроект призван сформировать единую систему профилактики правонарушений с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

НАША СПРАВКА

В 2014 году при участии МВД России приняты 140 федеральных законов, 58 актов Президента РФ и Правительства РФ, 1281 приказ МВД России, издано 248 законов субъектов РФ и 538 нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов.

В первом полугодии 2015 года подписано 73 федеральных закона, 28 актов Президента РФ и Правительства РФ, издано 483 приказа МВД России, 248 законов субъектов Российской Федерации и 538 нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов.

Вы упомянули о Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка". Однако несмотря на то, что в последнее время роль волонтеров в том числе в поиске пропавших людей существенно усилилась, на данный момент такая деятельность регулируется лишь рамочной ст. 9 указанного закона. Планируется ли закрепить порядок взаимодействия волонтерских организаций с полицией в отдельном нормативном правовом акте или внести соответствующие изменения в действующие?

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" действительно имеет рамочный характер. В этой связи особенности участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, должны определяться исходя из потребностей правоприменительной практики.

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Я б в дружинники пошел, пусть меня научатБолее подробно об участии граждан в охране общественного порядка узнайте из нашего материала "Я б в дружинники пошел, пусть меня научат".

Для оценки результатов применения упомянутого закона прошло, конечно, мало времени, но основные направления по его совершенствованию уже можно определить. К таковым относятся уточнение полномочий по применению гражданами, участвующими в охране общественного порядка, мер принуждения, а также установление правовых и социальных гарантий для таких лиц.

Одновременно с этим нами запущен пилотный проект по взаимодействию с Ассоциацией организаций и граждан "Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" (постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 167-р). Целью этого проекта является обеспечение волонтерских организаций максимальной информацией о разыскиваемом лице. В частности, ведомство:

  • получает разрешение от заявителя на опубликование персональных данных безвестно отсутствующего несовершеннолетнего;
  • систематизирует информационный взаимообмен между подразделениями органов внутренних дел;
  • создает на проектной площадке в ГУ МВД России по Московской области в новостном разделе рубрику "Поиск несовершеннолетних", в котором предусмотрена открытая подписка, позволяющая Центру и иным волонтерским организациям, получать в режиме реального времени информацию о пропавших детях.

Не секрет, что время и правовая ситуация в стране расставляют те или иные приоритеты. А какие первоочередные цели ставит Договорно-правовой департамент МВД России перед собой сегодня?

Точки сосредоточения наших усилий в зависимости от подразделений юридической службы различны. В центральном аппарате – это, прежде всего, нормативно-проектная, организационно-правовая деятельность и международное сотрудничество. На территориальном уровне – мониторинг правоприменения, правовые пропаганда и информирование, судебно-исковая работа, разработка и экспертиза локальных актов, правовой контроль.

Одним из важнейших направлений правовой работы остается защита имущественных и неимущественных интересов ведомства в судах. По результатам исковой работы в 2014 году удалось избежать 98,7% возможных потерь. Для бюджета сохранено более 116 млрд руб. На сегодняшний день актуальной задачей является профилактика исковых требований и их досудебное урегулирование.

Одновременно с этим нам необходимо сформировать активную позицию по исключению рисков совершения неправомерных действий сотрудниками органов внутренних дел. В этой связи одной из приоритетных задач, стоящих перед МВД России, является повышение уровня правовых знаний и правовой культуры сотрудников ведомства, а также граждан РФ.

Особое внимание мы уделяем подготовке к юбилею – празднованию 70-летия со дня создания юридической службы системы МВД России, который состоится в следующем году. 

Вернемся к исключению рисков совершения сотрудниками полиции неправомерных действий. 1 июля в Госдуму был внесен законопроект2, разрешающий полицейским применять огнестрельное оружие в местах массового скопления людей. Кроме того, предлагается разрешить оперативникам стрелять на поражение в женщин, за исключением беременных (на данный момент это запрещено в отношении всех женщин) и наделить полицию правом вскрывать транспортные средства при определенных условиях. Как Вы относитесь к этой инициативе и какие правовые риски могут возникнуть в случае принятия закона на основе этого законопроекта? 

Прежде всего, хочу отметить, что данный законопроект направлен на усиление гарантий защиты полицией прав и законных интересов граждан и обеспечение общественной безопасности.

Сейчас сотруднику полиции запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если могут пострадать случайные лица (ч. 6 ст. 23 Закона о полиции). Законопроект вводит исключения – так, при предотвращении террористического акта, освобождении заложников, отражении вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты и т. д. сотрудники полиции будут также иметь право применять оружие. Мы все помним захват заложников на Дубровке в Москве или школы в Беслане. Так вот в целях предотвращения подобных попыток и упреждения массовых убийств, в первую очередь, и вводятся обсуждаемые изменения.

Действующая редакция Закона о полиции запрещает применять огнестрельное оружие на поражение в отношении женщин за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции (ч. 5 ст. 23 Закона о полиции). Но что делать, если криминогенная обстановка в мире изменилась и в настоящее время свидетельствует о частом совершении массовых убийств с привлечением так называемых, "шахидок" и "черных вдов". Только в 2014 году в России к уголовной ответственности в том числе за особо тяжкие и тяжкие преступления, убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои и даже террористические акты было привлечено 39 282 женщины. На сегодняшний день около 35 700 единиц разного вида оружия зарегистрировано на женщин, в том числе около 17 тыс. гладкоствольного оружия и 700 единиц нарезного оружия. И это только официальная статистика...

Что касается права на вскрытие транспортных средств, то оно необходимо полиции для спасения жизни граждан (например, для спасения ребенка, оставленного в машине беспечными родителями), для обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, для пресечения преступления, а также для проверки сообщений об угрозе террористического акта. Одновременно с этим, конечно, предусмотрены гарантии защиты прав граждан. Так, с момента вскрытия транспортного средства не позднее 24 часов должен быть оповещен его собственник, если машина была вскрыта в его отсутствие. Мало того полиция обеспечивает сохранность имущества и запрет доступа посторонних лиц в транспортное средство.

К слову о транспортных средствах – в феврале текущего года на сайте Госавтоинспекции МВД России было упомянуто о приказе, реализация которого позволила бы министерству более эффективно анализировать данные о ДТП для выявления очагов аварийности. Планировалось, что документ установит единый порядок автоматизированного сбора данных о ДТП, их учета и анализа. Насколько продвинулась работа в этой части?

Работа продвинулась. С начала прошлого года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС", который дал правовую основу возможности фиксирования координат места совершения ДТП по системе ГЛОНАСС/GPS. Такая фиксация позволяет автоматически выявлять места концентрации ДТП, обозначать полосу движения, в которой произошло происшествие, и направление движения пешеходов. 

Узнайте о типичных заблуждениях водителей при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД из раздела "Автомобиль" Домашней правовой энциклопедии в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить доступ

Кроме того, приказом МВД России от 16 августа 2014 г. № 700 в системе ведомства с 1 октября 2014 года введены в эксплуатацию:

  • автоматизированная система учета ДТП – "Госучет ДТП", разработанная в целях повышения качества и полноты сбора данных о ДТП с пострадавшими и погибшими;
  • многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения – МИАС, которая производит анализ причин, фактов, времени, сопутствующих условий и мест совершения ДТП, а также характеристик участников происшествий;
  • автоматизированная информационно-управляющая система Госавтоинспекции – "Журнал ДТП", ориентированная на повышение оперативности ввода, объективности, достоверности сведений и контроля за внесением показателей о ДТП.

После введения в эксплуатацию трех названных систем ведомством разработан Порядок организации учета, сбора и анализа сведений о ДТП, контроля за полнотой и достоверностью этих сведений (утв. приказом МВД России от 19 июня 2015 г. № 699). В частности, документом определен порядок обработки информации, начиная от регистрации факта ДТП, формирования государственной статистической отчетности и заканчивая анализом причин и условий, способствующих совершению происшествия.

Давайте остановимся еще на одной из инициатив МВД России. В марте текущего года ведомство заявило о необходимости ограничить время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела до трех месяцев (в действующей редакции УПК РФ этот срок не ограничен). Соответствующий законопроект планировалось направить на рассмотрение в Госдуму. Какова судьба данного акта?

Да, МВД России действительно разрабатывает проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 121 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", направленный на установление срока ознакомления обвиняемого и/или его защитника с материалами уголовного дела, подачи ходатайства по окончании ознакомления с материалами уголовного дела.

Законопроект предусматривает предоставление обвиняемому гарантированного подп. b п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) права на достаточное время для подготовки своей защиты путем ознакомления с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия. Вместе с тем документ направлен на исключение возможности злоупотребления этим правом, которое приводит к нарушению принципа разумности сроков осуществления уголовного судопроизводства, затруднению доступа к правосудию потерпевшего и иных участников уголовного процесса.

В настоящее время осуществляется согласование данного проекта с заинтересованными госорганами и организациями в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260).

В завершение хотелось бы затронуть социальную сторону Вашей работы. Согласно опросу фонда "Общественный вердикт", проведенному среди граждан в феврале текущего года, только менее половины россиян доверяют работе полиции. Какие меры предпринимает ведомство, чтобы переломить эту ситуацию?

Я могу озвучить иную статистику, официально приведенную на сайте МВД России в декабре 2014 года. В октябре 2014 года Российским государственным социальным университетом было проведено исследование общественного мнения в 85 субъектах РФ, включая Республику Крым и Севастополь, в рамках которого гражданам задавались вопросы об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел. В опросе участвовало более 87 тыс. россиян в возрасте 18 лет и старше. Результаты показали, что за последние четыре года число граждан, которые доверяют и положительно относятся к полиции, возросло с 52% до 66%.

В любом случае МВД России придает большое значение работе по изучению общественного мнения – оно является сегодня одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел. Наш департамент уделяет значительное внимание организации мероприятий по правовой пропаганде и правовому информированию как сотрудников органов внутренних дел, так и граждан. Ведь для того, чтобы давать не просто оценку действиям сотрудника полиции, а оценивать их грамотно, требуется как минимум понимание организационной и правовой сторон работы системы МВД России. Для этого реализован целый комплекс по распространению и разъяснению правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел, включая бесплатное консультирование (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации").

Кроме того, мы планируем активизировать работу по ведению правовой пропаганды и правового информирования посредством обнародования и разъяснения положений действующего законодательства, практики его применения, в том числе с использованием АИПС "Юридические консультации" и рубрики "Часто задаваемые вопросы" официального сайта МВД России.

К тому же мы планируем шире использовать потенциал СМИ для разъяснения населению страны государственной политики в области противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также мер, принимаемых органами внутренних дел по реализации этой политики.

 

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Антикризисный план: основные меры правительства и предложения экспертов

Внимание: розыск!
Сотрудник полиции обязан принять заявление о розыске человека, даже если прошло менее трех суток с момента его исчезновения. 

"Спайсам" бой!

"Спайсам" бой!
15 февраля вступил в силу закон, запрещающий оборот и пропаганду новых психоактивных веществ. 

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 828616-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.