Приоритетные направления деятельности МЧС России по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности
15 октября 2014 года состоялось интернет-интервью со статс-секретарем – заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимиром Сергеевичем Артамоновым.
Тема интернет-интервью: "Приоритетные направления деятельности МЧС России по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности".
Артамонов В.С.: Всем добрый день! Ежегодно в Министерстве принимается план организации законопроектной работы в МЧС России на текущий год и на плановый период двух последующих годов. В 2014 году принят План организации законопроектной работы в МЧС России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный приказом МЧС России от 02.06.2014 № 270.
В плане предусматривается большой объем работы по подготовке и сопровождению законопроектов.
Планируется как самостоятельная работа структурных подразделений МЧС России по разработке законопроектов, так и участие структурных подразделений МЧС России, в качестве соисполнителя, в законопроектной работе, проводимой другими федеральными органами исполнительной власти.
В рамках данного вида деятельности планируется продолжить работу над следующими наиболее значимыми проектами федеральных законов:
- "О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющего правовые основы обеспечения безопасности судоходства маломерных судов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
- "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" (в части осуществления субъектами Российской Федерации правового регулирования в области гражданской обороны);
- "О внесении изменений Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части определения понятий критически важных объектов и потенциально опасных объектов, установления требований к ним, в том числе к их антитеррористической защищенности, а также в части оптимизации планирующих документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
- "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (в целях совершенствования деятельности добровольной пожарной охраны);
- "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О пожарной безопасности;
- "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в части обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров).
Артамонов В.С.: С большой благодарностью мы всегда воспринимаем законодательные инициативы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, исходящие от членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Их интерес к делам МЧС России показывает, что наша работа не остается не замеченной, имеет широкий общественный резонанс и не оставляет никого равнодушным.
В свою очередь в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, Министерство принимает активное участие в подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на данные проекты федеральных законов.
Артамонов В.С.: В настоящее время в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации проводится работа по внесению изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование отдельных положений названного закона, снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности, а также приведение его положений в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.
В частности, законопроектом устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Предлагается установить добровольный формат декларирования, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта защиты от проведения плановых проверок органами федерального государственного пожарного надзора, а также определить перечень объектов, подлежащих такому декларированию.
Предполагается, что под новый формат декларирования попадут все объекты малого и среднего бизнеса, а также широкий перечень объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов.
Законопроектом исключаются жесткие положения, устанавливающие требования по нормированию противопожарных расстояний между объектами нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива. Указанные требования включены в нормативные документы по пожарной безопасности, выполнение которых на добровольной основе обеспечивает подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности (своды правил).
Исключение названных положений закона направлено на устранение дублирований требований и создания инвариантности по выбору технических решений.
Также положениями указанного законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без представления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельных пожарно-технических характеристик.
Кроме того, уточнены требования, предусматривающие дублирование сигналов о возникновении пожара на объектах класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 на пульт подразделения пожарной охраны, в части возможности передачи таких сигналов любым доступным способом, в том числе работниками объекта и (или) транслирующей этот сигнал организацией.
При этом, вне территорий городских поселений дублирование сигналов о возникновении пожара на объектах защиты указанных классов функциональной пожарной опасности могут обеспечиваться посредством местных систем оповещения.
Предложенные изменения позволят не только обеспечить вариантность при выборе оптимальных способов дублирования сигналов, но и обеспечат минимальность финансовых затрат при безусловном обеспечении безопасности людей на подобных социально значимых объектах.
Принятие законопроекта позволит привести нормативную базу по пожарной безопасности в соответствие с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению пожарной безопасности людей и объектов защиты, проверенных многолетней практикой.
В настоящее время законопроект прошел согласование со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, получил положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и экспертной комиссии при Минпромторге России, а также завершается процедура оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития России.
Артамонов В.С.: Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 3 октября 2013 г. № РД-П4-7070 МЧС России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Законопроектом предполагается дополнить статью 20 Федерального закона частью седьмой, предоставляющей право МЧС России издавать разъяснения к законодательным и иным нормативным правовым актам по пожарной безопасности, что существенно улучшит их понимание и выполнение, а также исключит разночтения в трактовке требований пожарной безопасности в процессе осуществления надзорных функций различными государственными органами.
Законопроект в установленном порядке прошел процедуры общественного обсуждения, независимой антикоррупционной экспертизы, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получил положительные заключения Минюста России и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и направлен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Артамонов В.С.: В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и статьей 22.2 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Президентом Российской Федерации внесено изменение в Положение о Министерстве в части возложения на МЧС России полномочий по координации и контролю деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Также в рамках реализации указанных норм Министерством разработаны и проходят процедуру согласования следующие проекты подзаконных нормативных правовых актов:
- постановление Правительства Российской Федерации "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613" (далее – проекты постановлений).
Разработанные проекты постановлений предусматривают устранение имеющихся недостатков в существующей нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов.
Так проектами постановлений предусматривается замена разрешительного порядка утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – планы) на уведомительный.
Принятие данного проекта постановления позволит снять избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Проекты постановлений будут внесены в Правительство Российской Федерации в ближайшее время.
Артамонов В.С.: В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184 было проведено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях организации единого управления силами и средствами в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межрегиональном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществление поиска и спасания людей на водных объектах были разработаны и подписаны Соглашения между МЧС России и высшими должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий на 2011-2016 годы.
В соответствии с соглашениями органы высшей исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- передают в управление Главных управлений МЧС России силы, средства и органы управления государственных учреждений, обеспечивающих, осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России, обеспечивают в установленном законодательством порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий передаваемых МЧС России;
- принимают на себя оперативное управление Главными управлениями в части исполнения переданных полномочий, без предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации Крымского федерального округа.
- Соглашения подписаны с 83 субъектами Российской Федерации и предусматривают последующую пролонгацию их действия.
- В настоящее время аналогичные соглашения также подписаны с руководителями высших органов исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя и проходят процедуру согласования в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.
По завершении процедуры согласования указанные Соглашения будут внесены в Правительство Российской Федерации установленным порядком.
Артамонов В.С.: Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.13 № 793 внесены изменения в Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Информация).
Расширен перечень сведений, которые должна содержать Информация. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.13 № 793 предусмотрены сведения о чрезвычайных ситуациях и их последствиях, мерах, принимаемых по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайной ситуации, а также сведения о составе и структуре сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе сил постоянной готовности, создании, наличии, использовании и восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно изменениям целями сбора и обмена информацией, кроме принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются оценка последствий чрезвычайных ситуаций, информирование и своевременное оповещение населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, сбор статистической информации, подготовка государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правилами установлено, что сбор и обмен информацией осуществляется через органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их отсутствии через подразделения или должностных лиц уполномоченных решением соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации.
Кроме того, уточнено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в МЧС России через его территориальные органы – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Дополнительно определено, что МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Артамонов В.С.: В соответствии с пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующий орган государственной власти или должностное лицо может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситу ации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при установлении соответствующих уровней реагирования реализуются: при установлении объектового уровня реагирования – по решению руководителя организации о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по предложению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации в установленном порядке;
при установлении местного уровня реагирования – по решению главы поселения, муниципального района, городского округа, должностного лица, определяемого законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по предложению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления в установленном порядке; при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования – по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о принятии дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по предложению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Артамонов В.С.: В настоящее время подготовлен проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 223 "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы".
В области организации оповещения информирования населения ведется следующая работа:
- проведение рекламно-информационной кампании по информированию населения о создании и функционировании системы-112 в субъектах Российской Федерации через средства массовой информации;
- сайт системы-112 с информацией о создании и функционировании системы-112;
- производство и размещение на федеральных телерадиоканалах видео- и аудиороликов социальной рекламы о системе-112.
Артамонов В.С.: Зона экстренного оповещения – это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В соответствии с действующим законодательством федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
На решение этих задач направлена работа РСЧС, а также действующих в её составе систем информирования и оповещения населения.
Прогнозируемые, а также возникающие вне прогноза техногенные и природные ЧС требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней РСЧС. Последние события при возникновении чрезвычайных ситуаций показали необходимость совершенствования и дальнейшего развития существующих систем информирования и оповещения населения.
В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения. Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых таких как "подворовый обход", до более современных – такие как системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле- радиовещания, ресурсы операторов сотовой связи, интернет-технологии и так далее.
Кроме того информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
Артамонов В.С.: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Утверждение Правил в новой редакции вызвано необходимостью совершенствования механизма выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, и на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Кроме вышеуказанного Правилами определены формы документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правилами упрощается механизм (снимается ряд "бюрократических" барьеров) и сокращаются сроки оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, особенно в части оказания этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, а также в части выплаты единовременного пособия членам семей погибших (умерших) граждан и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести (предлагается установить авансовое перечисление бюджетам субъектов Российской Федерации части (30 процентов) бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение указанных мероприятий). Это позволяет в три раза сократить срок оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Правилами (по сравнению с предыдущей редакцией) увеличен с одного до шести месяцев срок финансирования за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда развертывания и содержания пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, при этом предусмотрено увеличение со 100 до 250 рублей в сутки оплата питания размещаемых на этих пунктах граждан.
Правила устанавливают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделяются на оказание единовременной материальной помощи при ликвидации чрезвычайной ситуации гражданам в размере по 10,0 тыс. рублей на человека (исключается ограничение – не более 50,0 тыс. рублей на семью). Таким образом, не ущемляются права семей, имеющих 6-ого, 7-ого и последующих членов семьи.
Таким образом, принятие постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 позволяет быстро и эффективно оказывать необходимую помощь как органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и федеральным органам исполнительной власти, при этом особое внимание будет уделяться оказанию помощи гражданам, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации.
Артамонов В.С.: Под руководством МЧС России ежемесячно проводятся учения и тренировки Правительственной комиссий по предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на которые привлекаются органы управления и силы функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Проводятся соответствующие учения и тренировки перед началом паводкоопасного периода, пожароопасного сезона и перед началом подготовки к осенне-зимнему периоду.
В 2013 и 2014 гг. проводились крупномасштабные учения с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Проведение учений и тренировок направлены на достижение следующих результатов:
- проверка готовности и отработка практических действий органов управления и сил по защите населения и территорий от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров, в том числе связанных с радиационным загрязнением, химическим заражением, весенним половодьем и природными пожарами;
- отработка вопросов по первоочередному жизнеобеспечению населения и оказанию помощи пострадавшим в зонах чрезвычайных ситуаций;
- проведение апробаций новых образцов техники и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов гражданской обороны и защиты населения; оценка готовности пунктов управления;
- проведение мероприятий по совершенствованию практических навыков руководителей органов управления и сил РСЧС в вопросах антикризисного управления;
- совершенствование знаний и практических навыков руководителей, органов управления, сил РСЧС и гражданской обороны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению условий жизнедеятельности населения;
- определение направления дальнейшего развития и совершенствования систем управления силами РСЧС, нормативной правовой базы гражданской обороны, готовности органов управления и сил гражданской обороны;
- определение направления совершенствования приемов и способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Артамонов В.С.: Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в части обязательного создания организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, вспомогательных горноспасательных команд для локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) в начальный период ее возникновения (до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований) и оказания содействия прибывшим профессиональным аварийно-спасательным службам, профессиональным аварийно-спасательным формированиям.
В развитие Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приказом МЧС России от 29.11.2013 № 765 утвержден Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд. Указанный документ позволил создать базовые условия для обеспечения квалифицированных действий по спасению людей и ликвидации (локализации) аварий на горнодобывающих предприятиях в начальный момент ее возникновения, а также заложить основу для совершенствования культуры производства, источником которой является наличие непосредственно в шахтах (рудниках) специалистов, имеющих необходимые знания для своевременной оценки факторов предшествующих аварии и предотвращения действий коллег, способствующих ее возникновению.
Артамонов В.С.: Поставленный вопрос предполагает дать ответы на три содержащихся в нем вопроса.
1. Для чего была разработана и введена данная классификация?
В соответствии с введенной ФЗ № 22-ФЗ от 4 марта 2013 г. классификацией все опасные производственные объекты разделяются на четыре класса опасности:
I класс – объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс – объекты высокой опасности;
III класс – объекты средней опасности;
IV класс – объекты низкой опасности.
Введенная классификация ОПО направлена на уточнение критериев идентификации ОПО, учитывает степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий, при этом она гармонизирована с законодательством Европейского союза.
С введением классов опасности существенно дифференцирован подход к регулированию деятельности ОПО. Так разработка деклараций промышленной безопасности сохранится только для ОПО I и II классов опасности, на которых опасные вещества получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ), организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Под системой управления промышленной безопасностью в Законе понимается комплекс организационных и технических мероприятий, осуществляемый в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, в целях локализации и ликвидации последствий таких аварий. Требование к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливает Правительство РФ.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, которым присвоены I, II и III классы опасности в соответствии с п. п. 1, 4, 5 и 6 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности, должны разрабатывать планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию устанавливаются Правительством РФ.
Для объектов IV класса опасности устанавливаются минимальные требования: в отношении них не будет требоваться проведение плановых проверок, разработка и утверждение в установленном Правительством РФ порядке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Закон изменяет периодичность проведения плановых проверок для производственных объектов III и IV класса опасности. Плановые проверки объектов III класса опасности будут проводиться не чаще одного раза в три года, а в отношении объектов IV класса опасности, как было сказано выше, такие проверки вовсе не будут осуществляться. Для объектов I и II класса опасности периодичность проведения плановых проверок не изменится – они будут проводиться не чаще одного раза в год.
Для объектов I класса опасности также устанавливается режим постоянного государственного надзора.
2. Какие факторы будут учитываться при отнесении производственного объекта к тому или иному классу опасности?
Факторы, учитывающиеся при отнесении объекта к тому или иному классу опасности, приведены непосредственно в Приложении 2 к новой редакции Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Класс опасности производственного объекта определятся в зависимости от двух критериев:
• оборудования, используемого на объекте;
• количества опасных веществ, находящихся на объекте.
В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1-7 Приложения 2 критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
В случае если опасный производственный объект, для которого в соответствии с пунктами 1-8 Приложения 2 должен быть установлен II, III или IV класс опасности, расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.
3. Какие правовые последствия будут наступать для производственных объектов – нарушителей?
С 1 января 2014 г. проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, осуществляется со следующей периодичностью:
• в отношении ОПО I или II класса опасности – не чаще чем один раз в год;
• в отношении ОПО III класса опасности — не чаще чем один раз в три года.
При этом в отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
В соответствии со ст. 2 п. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
А в соответствии со ст. 2 п. 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 п. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
А в соответствии со ст. 14 п. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время, ответственность за нарушение требований промышленной безопасности устанавливается статьей 9.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" .
Кодексом введены административные штрафы за нарушение требований промышленной безопасности ОПО для граждан от 2 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года, для юридических лиц – от 200 до 300 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубое нарушение требований промышленной безопасности ОПО карается штрафом для должностных лиц от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет, а для юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Артамонов В.С.: Установленные постановлением Правительства Российской Федерации критерии гидротехнических сооружений относятся к соответствующим классам опасности, в зависимости от назначения и условий эксплуатации гидротехнических сооружений, от их высоты и типа грунта оснований, от последствий возможных гидродинамических аварий, от максимального напора на водоподпорное сооружение.
Утверждение данных критериев инициировало в МЧС России новый подход к организации работы по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В частности согласно указанным критериям переработаны методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.
МЧС России особо отмечает классы гидротехнических сооружений в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий, в связи с тем, что для определения такой классности необходимо провести целый комплекс расчетов и анализов, а также разработку сценариев развития опасного воздействия при аварии гидротехнического сооружения. Для проведения такой работы привлекаются силы и средства РСЧС на всех уровнях, а также проводятся крупномасштабные учения (тренировки).
Артамонов В.С.: Указанным Федеральным законом урегулирован вопрос реализации гражданами права на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Компенсация материального ущерба является мерой, направленной на возмещение вреда, причиненного имуществу граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Безусловным является факт причинения вреда имуществу граждан, оказавшемуся в зоне неблагоприятных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Законом в действующей редакции предусмотрена компенсация стоимости строений, имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года, с учетом времени принятия Закона в 1991 году, утверждения перечней населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также норм статьи 22 Закона.
Новая редакция позволила повысить адресность выплаты компенсации материального ущерба гражданам, а также исключить необоснованные выплаты за возводимые в настоящее время строения с целью сдачи и получения соответствующей компенсации.
Артамонов В.С.: Минфином России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания порядка оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий" (далее – законопроект).
Законопроект согласован с заинтересованными органами федеральной власти, в том числе с МЧС России и 5 июня 2014 года внесен в Правительство Российской Федерации. В настоящее время законопроект направлен на рассмотрение в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Учитывая, что разработанный Минфином России законопроект, предусматривает компенсационные выплаты от различных рисков, в том числе от пожаров, разработка МЧС России проекта федерального закона "Об обязательном взаимном страховании от пожаров и других рисков" становится неактуальной.
Артамонов В.С.: Последние чрезвычайные ситуации, происшедшие на территории Российской Федерации показали необходимость совершенствования законодательства в части реагирования сил и средств на крупномасштабные чрезвычайные ситуации.
В настоящее время ведется работа по внесению изменений в федеральное законодательство, в части возложения на подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы полномочий по проведению аварийно-спасательных работ не связанных с тушением пожаров, а также созданием нового вида подразделений МЧС России как пожарно-спасательные части ФПС.
Кроме того, Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России подготовлены:
1. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № Пр-3062, с целью наделения правом осуществления государственных контрольных функций руководителей подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы,.
2. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" разработан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 03.10.2013 № РД-П4-7070 и плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, утверждённого Распоряжением от 30 декабря 2013 г. № 2590-р. Указанный законопроект направлен на устранение правовых пробелов в области правового регулирования в области обеспечение пожарной безопасности и дальнейшее развитие институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях.
В соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, законопроекты размещены е на Сайте для общественного обсуждения и обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а так же проходят процедуры согласования в федеральных органах исполнительной власти.
Артамонов В.С.: МЧС России ведет разработку проекта федерального закона "О безопасности маломерных судов". Актуальность разработки законопроекта обусловлена отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации стабильной системы правовых норм и эффективности их применения в сфере проектирования, производства, классификации и освидетельствования маломерных судов, государственной регистрации маломерных судов, их эксплуатации, а также получения права управления маломерными судами.
Конкретные вопросы правового регулирования в области судоходства маломерных судов в настоящее время регламентируются в большей степени на уровне ведомственных актов, что не обеспечивает стабильности системы правовых норм.
До настоящего времени в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации отсутствуют положения, определяющие:
- порядок расследования аварий и инцидентов с маломерными судами;
- обязанности участников судоходства маломерных судов, в том числе по подготовке маломерных судов к пользованию;
- организацию навигационно-гидрографического обеспечения судоходства маломерных судов на водных объектах Российской Федерации, используемых и пригодных исключительно для судоходства маломерных судов;
- требования к базам стоянки маломерных судов и организации надзора за ними;
- требования по организации пользования маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации;
- организацию участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности судоходства маломерных судов;
- а также правовое регулирование других менее ёмких аспектов, связанных с пользованием маломерными судами.
Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", как показывает практика, к сожалению, не решил указанные проблемные вопросы, а в целом ряде случаев, наоборот, осложнил ситуацию, создав предпосылки для введения различных норм в зависимости от целей использования (коммерческие, некоммерческие цели) к маломерным судам одного и того же типа, используемых в одном и том же районе.
Основная концепция законопроекта:
- формирование на законодательном уровне опосредованной системы норм в области судоходства маломерных судов;
- определение правового статуса субъектов общественных отношений в области безопасности судоходства маломерных судов;
- разграничение полномочий в сфере государственного регулирования, государственного надзора и контроля в области безопасности судоходства маломерных судов;
- установление основных требований по обеспечению безопасности судоходства маломерных судов;
- создание условий для формирования и развития береговой инфраструктуры в области обеспечения судоходства маломерных судов;
- учёт международных норм и использование международного опыта регулирования судоходства маломерных судов;
- устранение противоречий в действующих нормативных правовых актах и исключение необоснованных ограничений и требований;
- установление единых толкований основных понятий в области безопасности судоходства маломерных судов.
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещены проект федерального закона "О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и сводный отчёт о проведении оценки его регулирующего воздействия.
Таким образом, любой желающий может принять участие в публичных консультациях по законопроекту, которые, учитывая степень регулирующего воздействия законопроекта, будут проводиться до 15 октября т.г.
Артамонов В.С.: Существенная роль в МЧС России отводится популяризации культуры безопасности жизнедеятельности, ведь безопасность – одна из самых главных потребностей человека и общества. Каждый человек должен быть уверенным в своей безопасности и безопасности близких. Для этого нужно уметь грамотно действовать в любой экстремальной и чрезвычайной ситуации, которые возникают всегда внезапно, а главное – уметь их предупредить.
Именно в этих целях:
- развиваются обучающие и информационно-разъяснительные сайты по тематике деятельности МЧС России ("Культура безопасности", "Пожарная безопасность", "Детская безопасность (Спас-Экстрим)";
- ведется информационно-разъяснительная работа через социальные сети и блогосферу;
- проводятся пресс-туры по обучению журналистов и блогеров действиям в ЧС;
- в 1994 году было создано Всероссийское детско-юношеское общественное движение "Школа безопасности". Информация об этом движении также есть на сайте "Спас-Экстрим).
- на светодиодных экранах и плазменных панелях в более чем 700
- торгово – развлекательных центрах и кинотеатрах гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Краснодара, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга (в Москве: ТЦ "Сокольники", сетей ТЦ "Европарк", "Авоська", "СИТИ стор" и др.) транслируются видеоролики социальной рекламы по тематике культуры безопасности жизнедеятельности;
- совместно с федеральными СМИ проводятся кампании посредством создания циклов телевизионных и радиопрограмм, роликов социальной рекламы, издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, показательных учений, конференций, фестивалей (Всероссийский фестиваль "Созвездие мужества");
- 10 апреля 2014 года выпущен на широкие экраны художественный видеофильм "Это твой день", способствующий патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи. Фильм снят с участием сотрудников МЧС России при поддержке Министерства культуры и непосредственной организации УИН.