Новости и аналитика Интервью Борис Титов: "Главным достижением прошлого года для всех нас, несомненно, стала состоявшаяся амнистия за экономические преступления"

Борис Титов: "Главным достижением прошлого года для всех нас, несомненно, стала состоявшаяся амнистия за экономические преступления"

В конце мая Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представил главе государства свой первый ежегодный доклад, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". В документе, в частности, подводятся итоги работы Уполномоченного, начиная с момента образования данного института в 2012 году (на основании Указа Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей"). В интервью нашему порталу Борис Титов рассказал об основных результатах его деятельности, планах на будущее и других актуальных вопросах.

Назовите главные итоги Вашей деятельности в 2013 году.

Главным достижением прошлого года для всех нас, несомненно, стала состоявшаяся амнистия за экономические преступления [проходила с 3 июля 2013 г. по 3 января 2014 г. на основании постановления Госдумы от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии". – Ред.]. Всего ей воспользовалось более 2,5 тыс. человек, многие из них вышли из мест лишения свободы. При этом потерпевшим было возмещено 5,5 млрд руб. ущерба. Но самое главное – амнистия послужила сигналом и правоохранительным органам и всему обществу, что предприниматели – не потенциальные преступники, а важные и полезные члены общества.

Какие ключевые задачи стоят перед Вами в этом году?

Если говорить о задачах на 2014 год, то они вытекают из моего первого Ежегодного доклада Президенту РФ. Важнейшей частью этого доклада стала "Книга жалоб и предложений российского бизнеса". Мы провели порядка 60 круглых столов в формате ситуационного анализа (СИТАН) по 27 направлениям экономики – от налогов до пожарной безопасности, от таможенного регулирования до авторских прав. По каждому направлению были сформулированы ключевые проблемы и предложены конкретные пути их решения. 

Одна из главных проблем – незаконное уголовное преследование предпринимателей. Более 50% обращений к Уполномоченному связаны именно с ней. Для решения данной проблемы мы, например, предлагаем ввести институт следственных судей. Они будут заниматься отдельными направлениями в уголовном процессе (судебный контроль, назначение экспертиз в ходе расследования, признание доказательств допустимыми и недопустимыми и другими). Также мы выступаем за кратные штрафы в качестве нака­зания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст.146, 159-159.6, 160 УК РФ и преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). 

Очень много обращений связано с проблемами малого и среднего бизнеса. Здесь имеет место, в частности, избыточная административная и фискальная нагрузка. Поэтому мы считаем необходимым унифицировать и упростить налоговые режимы для МСП. Например, предусмотреть возможность единовременной уплаты всех обязательных платежей (включая стра­ховые взносы) и предоставления единой декларации. Также необходимо законодательно закрепить дифференци­ацию стоимости патента по территориаль­ному признаку. Мы предлагаем ввести мораторий на все проверки субъектов МСП в течение трех лет со дня начала их деятельности, кроме проверок видов деятельности, которые связаны с угрозой жизни и здоровью людей.

Третьей по количеству обращений к Уполномоченному является налоговая сфера. Один из наиболее существенных факторов – высокий уровень налогообложения. В России налоговое бремя для бизнеса вообще одно из самых высоких – 50,7% от прибыли. По этому показателю наша страна находится на 143 месте из 189. В связи с этим мы предлагаем провести системную налоговую реформу. В частности, снизить ставки корпоративных налогов и со­циальных страховых платежей; стимулировать технологическое обнов­ление производств путем предоставления налоговых льгот; упростить и повысить эффективность на­логообложения малого бизнеса и другие меры. 

Проблем очень много, но и предложений по их решению тоже. Владимир Путин дал поручение Правительству РФ проработать возможность реализации данных предложений. Мы, конечно, будем активно участвовать в работе над их воплощением в жизнь, так как они способны существенно улучшить деловой климат в стране и снизить административные издержки ведения бизнеса.

Существует ли потребность в наделении Уполномоченного какими-то дополнительными правами и обязанностями, которые сейчас не предусмотрены законом?

На данный момент в Госдуме находится пакет поправок к Федеральному закону от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"1. В нем есть целый набор новых полномочий для омбудсменов всех уровней. Например, Уполномоченный федерального уровня получит право обращаться в суд в защиту публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности, знакомиться с материалами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, если это необходимо для рассмотрения поступивших жалоб. 

Также существенно расширятся права региональных уполномоченных. В частности, они получат возможность выступать в качестве третьего лица и вступать в дело для дачи заключения в арбитражном процессе, обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Кроме того, общественные представители омбудсменов получат права, аналогичные тем, которые будут у региональных уполномоченных (за исключением права свободно посещать органы власти и места лишения свободы).

Вами заключены соглашения с МВД России, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Роспотребнадзором, ФССП России и другими госорганами. В чем это сотрудничество выражается на практике?

Эти соглашения полностью себя оправдали, так как позволили выстроить со всеми этими важнейшими ведомствами конструктивные рабочие взаимоотношения. В частности, это вылилось в создании на базе Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ межведомственной рабочей группы, куда входят представители Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, всех силовых ведомств и ведущих бизнес-ассоциаций страны. Возглавляет рабочую группу начальник данного управления – прокурор Алексей Пухов. Группа заседает раз в месяц и рассматривает как отдельные кейсы по конкретным обращениям, так и системные проблемы. Так, на последнем заседании рабочей группы был поднят вопрос излишнего санитарного контроля рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей.

Вы выступаете за введение налоговых каникул для начинающих предпринимателей производственной, инновационной и социальной сфер. К каким результатам это должно привести?

Сейчас в России существенно сократилось число индивидуальных предпринимателей. Количество предприятий малого и среднего бизнеса также уменьшается. Последние фискальные нововведения, касающиеся социальных страховых взносов, очень больно ударили по этому сегменту рынка. Как результат – снижение предпринимательской активности в стране. Чтобы переломить эту ситуацию, людей нужно стимулировать открывать новые предприятия. Поэтому и возникла идея с налоговыми каникулами.

При этом мы рассматриваем варианты с предоставлением налоговых каникул не на какой-то период времени, а на определенную сумму налогов (до 10 млн руб., к примеру), чтобы предприниматели не привыкали к ведению бизнеса в тепличных условиях, а с самого начала учились грамотно вести бухгалтерию.

Есть ли реальные шансы, что эта инициатива воплотится в жизнь?

Считаю, что все шансы реализовать эту идею есть. 

В последнее время участились случаи отзыва лицензий у банков. Обращаются ли предприниматели к Вам по этому поводу, и чем Вы можете им помочь?

Да, такие обращения были, и мы не оставили их без внимания. Ведь часто малые и средние предприятия для удобства держат деньги в одном банке, и если он разоряется – это очень существенный удар по ним. Мы проанализировали наш же отечественный опыт и обнаружили, что в Калининграде МСП-Банк реализовал для корпоративных вкладчиков закрывшегося Интербанка программу МСП-Стабильность, которая позволила им занять средства от 1 до 100 млн руб. на срок от года до трех по льготной ставке кредитования – 7%. Мной было направлено письмо Председателю Банка России Эльвире Набиуллиной с просьбой рассмотреть возможность распространения аналогичной программы на всех вкладчиков банков, у которых отозвали лицензию с 1 января 2013 года. Мы получили ответ, что эта идея поддерживается Банком России, и сейчас подобная программа находится в стадии разработки. 

В марте текущего года в состав России вошли новые субъекты – Крым и Севастополь2. Насколько там сейчас благоприятна ситуация для ведения бизнеса?

Прямо скажем, за время пребывания под украинской юрисдикцией бизнес Крыма пришел в довольно плачевное состояние. Взяточничество чиновников выдавило его в тень. По нашим оценкам в тени сейчас находится треть крымского бизнеса, а в туристической отрасли – две трети. Это неудивительно, так как "откаты" на Украине за те же сельхозсубсидии доходили до 60%. Сейчас крымские предприниматели, помимо прочего, связывают с Россией надежды на установление четких простых и открытых правил игры.  

То есть российским бизнесменам стоит обратить внимание на этот регион?

Именно в силу того, что до этого все было не слишком хорошо – сейчас наступает наилучшее время для ведения бизнеса в Крыму. Там будет создаваться особая экономическая зона, крымские предприятия и товары получат облегченные варианты регулирования во многих аспектах. Мы надеемся, что в перспективе эти новейшие практики регулирования и налогового стимулирования смогут распространиться на всю территорию России.   

Ранее в УК РФ были внесены изменения о дифференциации мошенничества на отдельные составы3. Они принесли результат?

Да, принесли. Число уголовных дел возбуждаемых по ст. 159 УК РФ значительно снизилось. Раньше в отношении предпринимателей уголовные дела по ст. 159 УК РФ часто открывались без заявления от потерпевшей стороны (постановлением следователя). Сейчас такой порядок запрещен, за исключением случаев, когда ущерб нанесен бюджету РФ. Так как основной состав ст. 159 УК РФ не попал под экономическую амнистию, только появление новых составов – ст. 159.1 и ст. 159.4 УК РФ позволило воспользоваться амнистией порядка 1000 человек.

А что с теми, кто не воспользовался амнистией по каким-либо причинам?

Они получили возможность переквалифицировать свои деяния по новым составам, что предполагает существенное – в два раза – снижение срока наказания. Это в свою очередь позволило многим предпринимателям претендовать на условно-досрочное освобождение. 

Как Вы относитесь к законопроекту о введении в УПК РФ принципа объективной истины4? 

Принцип объективной истины подразумевает отказ от преюдиции, что позволит игнорировать в уголовном процессе решения иных судов, уже вступившие в законную силу и зачастую оправдывающие предпринимателя. Это не очень правильно. Ведь преюдиция имеет огромное значение. Особенно в тех случаях, когда предприниматель, выиграв арбитражный суд, подвергается уголовному преследованию, по сути, для пересмотра уже состоявшегося судебного решения.

 

***

Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей за прошедшее с момента его создания время, без сомнения, доказал свою значимость для бизнеса. В России появилась структура, которая на самом высоком государственном уровне способна обращать внимание на проблемы предпринимателей и вырабатывать комплексные предложения по их решению. При этом Уполномоченный, региональные омбудсмены и общественные представители уполномоченных в скором времени могут получить еще и серьезный набор прав, с которым будут вынуждены считаться государственные и муниципальные органы. Данное обстоятельство выведет институт уполномоченных на новый уровень и, несомненно, положительно отразится на предпринимательском климате в России. 

 

Документы по теме: 

Новости по теме: 

Материалы по теме:

Бизнес-омбудсмен: на страже прав предпринимателей

Бизнес-омбудсмен: на страже прав предпринимателей
Зачастую предприниматели не в силах самостоятельно отстоять свои права и законные интересы. В связи с этим указом главы государства был учрежден институт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Помимо этого, был принят специальный федеральный закон, регулирующий его деятельность. О том, как правильно обратиться к Уполномоченному, какими инструментами он обладает для решения проблем предпринимателей, а также о первых итогах его деятельности читайте в нашем материале. 

______________________________

1 Текст законопроекта № 509712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещен на официальном сайте Госдумы. 
2 Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя
3 Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
4 Текст законопроекта № 440058-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу"