Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
20 марта 2013 года в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Нуприенковой Анжелой Витальевной.
Тема интернет-интервью: "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Мы начинаем интернет-интервью, и разрешите представить нашего гостя, Нуприенкову Анжелу Витальевну, заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве. Анжела Витальевна, позвольте выразить благодарность за то, что Вы согласились поделиться с интернет-аудиторией информацией. Тема нашего интервью: "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Я перейду к первому вопросу. Как мы знаем, после 1 января вступили в силу изменения, касающиеся государственного учета зданий и помещений. В связи с этим, как я понимаю, скорее всего будет какой-то переходный период?
Нуприенкова А.В.: Такого периода уже не будет, так как переходный период как раз длился с момента вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) до января 2013 года. Переходный период применения Закона о кадастре был предусмотрен статьей 43 этого закона, и заключался в том, что нормы закона не применялись к отношениям по государственному учету объектов капитального строительства – зданий, сооружений, незавершенного строительства и помещений. И этот переходный период закончился с 1 января 2013 года, вернее, до 1 января 2013 года. Этой статьей было предусмотрено применение до 1 января 2013 года в отношении государственного учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений либо порядка, действовавшего до вступления в силу Закона о кадастре, (иными словами – ранее установленный порядок) либо специального порядка осуществления государственного учета в переходный период, устанавливаемого орган нормативно-правового регулирования. Порядок государственного учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства был установлен Приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 года № 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства". Но особенность этого временного порядка заключалась в том, что он вводился на территории Российской Федерации поэтапно.
Как выбирались регионы, я сказать не могу. Было сформировано три группы регионов, одни начали с 1 января 2012 года, вторые – с 1 апреля 2012 года, третьи – с 1 сентября 2012 года. Положения порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений в переходный период были максимально приближены к нормам Закона о кадастре. Соответственно, согласно данному порядку в отношении зданий сооружений, объектов незавершенного строительства работы по описанию объектов для осуществления их государственного учета могли выполнять не только аккредитованные организации государственного технического учета, но и кадастровые инженеры, оформляя результаты своего труда в виде технических планов. В течение трех месяцев с даты введения государственного учета в переходный период допускалось представление для кадастрового учета не только технических планов, но и технических паспортов объектов недвижимости. Иными словами в этот промежуток времени давались определенные поблажки и кадастровым инженерам и заявителям, так как люди заранее не могли знать об изменении порядка учета, могли обратиться в орган кадастрового учета с полученным ранее техническим паспортом.
А вот Москва и Санкт-Петербург не вошли в этот список вообще. И поэтому в Москве в переходный период в соответствии с временным порядком государственного учета объектов капитального строительства не работали совсем, иными словами в переходный период на территории Москвы государственный учет объектов капитального строительства осуществлялся в порядке, действовавшем по состоянию на 1 марта 2008 года. С моей точки зрения, конечно, было бы лучше, если бы нам дали возможность хоть три месяца, как Московской области, попробовать, что это такое – жить по новым правилам, как документы готовить, как учет проводить, как сведения предоставлять.
Ведущий: Таким образом, из-за невозможности протестировать порядок возникли сложности? Какие именно проблемы выявлены в связи с отсутствием этого периода?
Нуприенкова А.В.: С какими сложностями столкнулись? Первая сложность в том, что на 1 января 2013 года в орган учета была передана информация не обо всех учтенных объектах недвижимости. Если бы был переходный период, то при выдаче сведений, можно было бы вовремя находить ошибки и спокойно их устранять. Порядком по передаче в орган кадастрового учета сведений о ранее учтенных объектах недвижимости планировалось, что органы технической инвентаризации, передав к определенной дате 2012 года информацию об объектах недвижимости, в течение 2012 года передают информацию органу кадастрового учета в случае учета новых объектов недвижимости или учета изменений существующих объектов. И к январю 2013 года орган кадастрового учета имеет полную картину об учтенных объектах недвижимости. Что получилось в итоге? Организации технической инвентаризации осуществляли государственный технический учет вплоть до последнего рабочего дня 2012 года, кроме того имел место эффект накопления сведений об учтенных изменениях и новых объектах. В результате в январе, феврале и немножко в марте шла передача и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах капитального строительства. К сожалению, те заявители, кто обратились в январе-феврале 2013 года за предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости, зачастую получив уведомление об отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости, были сильно удивлены: как же так, учет проведен, почему в кадастре сведения отсутствуют?
Ведущий: Если говорить о нововведении в принципе, насколько оно значимо для учета, для Росреестра, для граждан?
Нуприенкова А.В.: Нововведение, наверное, значимо в целом для всего нашего государства. Я попыталась сделать краткую историческую справку, почему все это случилось и произошло только в 2013 году. На самом деле, решения о том, что систему учета БТИ и систему учета земельных участков надо объединять в одну, они родились и начали претворяться в жизнь в начале 2000-х годов. В 2004 году был очередной этап административной реформы, было создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Его задачей было обеспечить объединение учетных систем в одну. Но поскольку государственный технический учет в Российской Федерации не имел достаточного федерального регулирования, мало было нормативной базы, которая бы устанавливала порядок осуществления учета различных объектов, предоставление сведений об объектах учета и т.д. Отчасти регулирование происходило на уровне региона, кроме того, практически вся учетная документация представляла собой бумажный носитель. В то время как ведение государственного земельного кадастра уже в течение нескольких лет осуществлялось на электронных носителях.
Вместе с тем, были регионы, в которых ведение государственного технического учета осуществлялось в электронном виде. Например, Архангельская область: специалисты организации технического учета и технической инвентаризации по своей инициативе нашли разработчика программного обеспечения, буквально за пару лет обеспечили оцифровку всех своих архивов, перешли на изготовление технических паспортов в электронном виде и обеспечили передачу в налоговые органы сведений об объектах капстроительства в электронном виде. Отчасти, возможно это связано с тем, что органы власти Архангельской области участвовали в проекте по выработке критериев и правил взаимодействия органов власти, участвующих в оформлении прав на недвижимое имущество и его налогообложении, который длился три года. Но я думаю, что без желания руководства этой организации, естественно, ничего бы никуда не сдвинулось. Наверняка, были еще какие-то регионы, я знаю, что даже наше МосгорБТИ, имея колоссальный запас бумажной документации, тоже вели работу по оцифровке архивов, по созданию поэтажных планов в цифровом виде. Но поскольку не было поставлено таких задач с конкретными сроками выполнения, работа велась в том режиме, в котором организации было удобно.
Таким образом, задача объединения учетных систем и переход к государственному кадастровому учету объектов недвижимости была поставлена очень давно, но реализовать ее в короткие сроки Агентству не удалось, потому что необходимо было оцифровать все архивы, создать электронный вид и соответственно внести все в кадастр. Опять же понятное сопротивление было со стороны системы БТИ, поэтому, к сожалению, фактическое объединение произошло только через 9 лет.
Ведущий: То есть сейчас можно сказать, что система создана в электронном виде по всей России, включая любой кадастровый паспорт?
Нуприенкова А.В.: Да, по всем регионам последние 2-3 года очень массированно шла оцифровка всех архивов, перенос всех сведений. Но поскольку работа выполнялась массово, шел наем людей со стороны, качество работы – понятное, я думаю, нареканий на эту тему, конечно, хватает. Но, тем не менее, основная масса сведений внесена. Сейчас Росреестром перед территориальными органами и кадастровой палатой поставлена задача – верификация и гармонизация данных государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним для того, чтобы мы обеспечили сопоставимость данных двух реестров и работу этой системы.
Ведущий: А если говорить о присоединенных к Москве территориях, много ли сейчас обращений граждан, у которых нет информации в системе?
Нуприенкова А.В.: С точки зрения присоединенных территорий, я не думаю, что имеется хоть какой-то ажиотаж, потому что мы анализировали объем сведений. Если в старой части Москвы – это более 5 миллионов объектов капитального строительства, включая помещения, многоквартирные дома, то по присоединенной территории –оценочно до полутора миллионов объектов, то есть соотношение количества объектов такое, что оснований для ажиотажа в отношении объектов капстроительства, расположенных на присоединенной территории, нет. С точки зрения земельных участков – пропорции другие, около ста тысяч – старая Москва, 220 тысяч – новая Москва. Поэтому если говорить об ажиотаже, то по присоединенной территории это земельные участки, а объекты капитального строительства – это старая Москва.
Ведущий: Сам принцип кадастрового учета предполагает, что люди собирают определенный пакет документов. Приносят ли граждане, по старинке, кадастровый паспорт независимо от наличия или отсутствия информации по объекту недвижимости? Или все уже знают, что это не всегда обязательно?
Нуприенкова А.В.: Полагаю, в Вашем вопросе на самом деле содержится несколько вопросов: содержание пакета документов для осуществления кадастрового учета объектов недвижимости и содержание пакета документов для осуществления государственной регистрации прав. Что касается пакета документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, то в их число входит технический план объекта недвижимости, за исключением случаев изменения назначения здания или назначения помещения.
Относительно пакета документов, необходимых для государственной регистрации прав объект капитального строительства, то заявитель не обязан приносить кадастровый паспорт объекта. Это может быть его желание, но обязанности такой нет. Если заявитель не приносит кадастровый паспорт объекта недвижимости, государственный регистратор самостоятельно запрашивает кадастровый паспорт в органе учета – филиале Кадастровой палаты. Если он получает подтверждение, о том что, такой объект недвижимости учтен, характеристики его такие-то, соответственно, дальше проходят регистрационные действия, если не выявлено иных причин, препятствующих государственной регистрации прав. Если же объект не был учтен, то соответственно регистратор получит такое же точно уведомление об отсутствии сведений и примет соответствующее решение по регистрации.
Ведущий: Насколько хорошо организовано межведомственное взаимодействие с кадастровыми палатами?
Нуприенкова А.В.: В полной мере, все, как для всех органов власти. Несмотря на то, что у нас кадастровая палата не является государственным органом, она исполняет государственную функцию, оказывает государственные услуги, поэтому Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в полной мере распространяется на орган кадастрового учета. А уже если говорить о взаимодействии регистрации и кадастрового учета, я это называю: нашим внутриведомственным взаимодействием – ведомство у нас одно!
Ведущий: Ведомство одно. Действительно, Росреестр и Кадастровая палата, у меня такое чувство, что это все-таки одно что-то, хотя в принципе, разные.
Нуприенкова А.В.: Да, юридические лица разные, но делаем все равно одно дело. И поэтому говорить о межведомственном взаимодействии в данном случае некорректно. И кстати, в 2008 году, в первой редакции Закона о кадастре, а также в положении об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, было предусмотрено информационное взаимодействие органа кадастрового учета с органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, именно как межведомственное. Как только нас объединили, соответствующую норму исключили из закона и из положения.
Ведущий: Какие изменения коснулись меси, где человек получает эту государственную услугу, что поменялось в связи с введением единого окна?
Нуприенкова А.В.: Адреса приемных филиала Кадастровой палаты, где можно получить государственную услугу "государственный кадастровый учет объекта недвижимости" или "предоставление сведений государственного кадастра недвижимости" относительно объектов капитального строительства приведены на сайте Управления Росреестра по Москве.
По этому поводу необходимо отметить, что функции по приему документов и на государственную регистрацию, и на кадастровый учет постепенно передаются многофункциональным центрам. С моей точки зрения, по городу Москве ситуация с многофункциональными центрами очень хорошая, их создается достаточно много, охватывается весь регион. И противодействие со стороны власти субъекта Российской Федерации не встречаем. Общались со специалистами других регионов – к сожалению, не везде находится понимание в этом вопросе, и многофункциональные центры не создаются. Что касается Москвы, то в настоящее время для осуществления государственного кадастрового учета прием документов осуществляют 42 многофункциональных центра, прием документов на государственную регистрацию права, помимо приемных Управления, осуществляют в приемных филиала Кадастровой палаты, а также 46 МФЦ, при этом планируется, что к концу года количество принимающих документы на государственную регистрацию прав МФЦ будет увеличено до 110.
Причем, здесь нюанс такой, что прием документов для государственного кадастрового учета и предоставления сведений кадастра об объектах капитального строительства осуществляется практически только в многофункциональных центрах. Учитывая объемы оказания государственных услуг после окончания переходного периода, филиал Кадастровой палаты не располагал возможностью настолько увеличить численность и быстро организовать приемные. Помещений, доступных и достойных, чтобы принимать заявителей, практически нет. Поэтому был выбран такой путь – организовать прием/выдачу документов в МФЦ, то есть все совпало – и интересы города, и интересы Росреестра, и тенденции, которые происходят в государстве.
Что касается присоединенных территорий, то на присоединенной территории МФЦ, в котором принимали бы документы по услугам Росреестра и Кадастровой палаты, пока нет. Поэтому на присоединенных территориях на кадастровый учет и земельных участков, и объектов капитального строительства прием осуществляют офисы филиала Кадастровой палаты. И более того, поскольку люди привыкли ездить в Апрелевку, в Подольск, соответственно, в этих населенных пунктах сохраняются окна приема именно филиала Кадастровой палаты по Москве, несмотря на то, что это территория Московской области. Имеются договоренности с филиалом по Московской области, с администрациями районов, так что и там есть точки приема документов, осуществляемого именно филиалом Кадастровой палаты по Москве.
Ведущий: По Вашим ответам возникло чувство, что все гладко и хорошо, что, в основном, нереально. Наверное, где-то все-таки есть некоторые пробелы, которые нужно закрывать?
Нуприенкова А.В.: Есть подводные камни, конечно. Я уже отмечала, сведения не обо всех объектах учета поступили в орган кадастрового учета в конце 2012 – начале 2013 года, что привело к выдаче значительного количества уведомлений об отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости. Вторая проблема, с которой мы столкнулись, и которая имеется не только в нашем регионе, связана с тем, что, например, сведения об инвентарном номере объекта технического учета указаны не в той позиции электронного документа, подготовленного организацией технической инвентаризации и государственного технического учета, которая обеспечивает в последующем надежный поиск информации в автоматизированной системе ведения государственного кадастра недвижимости. В результате при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости формально эта информация в кадастре есть, но расположена она не в том месте, которое обеспечивает поиск записи об определенном объекте недвижимости. Это привело к тому, что информация об объекте недвижимости в государственном кадастре недвижимости содержится, но найти ее и выдать кадастровый паспорт объекта недвижимости в установленные законом сроки не всегда удается.
Конечно, можно сказать, что такие случаи единичные, особенно, если сравнить с общим количеством объектов недвижимости, сведения о которых внесены в кадастр. Но, тем не менее, даже если это единичный случай, есть повод задуматься, проверить и при наличии возможности устранить причины, дабы избежать подобного рода ситуаций в будущем. Например, по вопросу внесения информации об инвентарном номере объекта проведено совещание с одной из аккредитованных организаций государственной технической инвентаризации, на котором предложено предоставить в орган кадастрового учета информацию повторно, указав в соответствующей позиции электронного документа инвентарные номера объектов недвижимости, которые известны правообладателям объектов недвижимости, и которые заявители указывают в своих запросах о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости.
Ведущий: В принципе, я так понимаю, что человек может запросить информацию по любому критерию, по любому реквизиту, или все-таки его ограничивают?
Нуприенкова А.В.: Конечно, перечень реквизитов ограничен, в запросе необходимо указать кадастровый номер объекта и его адрес или описание местоположения. Хотя на сегодняшний день все равно рекомендуем сообщать максимум информации об объекте, чтобы мы по вспомогательным признакам могли отыскать записи об этом объекте. Повторюсь, основным должен являться кадастровый номер и описание местоположения или адрес. Но кадастровый номер объекта недвижимости сегодня мало, кто знает, потому что он был присвоен при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости. И конечно, это на широкую публику еще никому не выдавалось. К сожалению, посмотреть на публичной кадастровой карте и узнать кадастровый номер своего объекта тоже сейчас проблематично, потому что обновления на публичной карте идут с некоторой задержкой, хотя вся информация передана в Росреестр. С другой стороны, представьте, всю Россию охватить, пересчитать из разных систем координат, все свести в единую систему координат, после этого разместить информацию в публичной кадастровой карте. Поэтому там информация, к сожалению, отстает, это и оценки касается, и сведений об объектах капстроительства. Поэтому остается один вариант – метод проб и ошибок. Еще один нюанс, на который хотелось бы обратить внимание – это нежилые помещения. Как правило, у нас нежилые помещения в большинстве своем представляют совокупность комнат. В соответствии с законодательством помещением признается изолированный и обособленный строительный объем. Иными словами то, что ограничено стенами. Но естественно, все пытались экономить и говорили: у меня комната эта, эта, эта, эта – и далее по списку. Иной раз этот список занимал страницу, и это было зарегистрировано, как один объект недвижимости. А в кадастр недвижимости сведения внесены о каждой комнате отдельно.
Ведущий: И каждой присваивался свой номер?
Нуприенкова А.В.: Да, каждой присваивался свой кадастровый номер. Этому обстоятельству имеются и объективные причины: при ведении государственно-технического учета у нас не было предусмотрено обязанности или обязательной передачи сведений о зарегистрированных правах в орган учета. По закону о кадастре это предусмотрено, а нормативными актами по технической инвентаризации такое предусмотрено не было. Естественно, организации технической инвентаризации и технического учета просто не могли знать, на какую совокупность помещений был зарегистрировано право. Поэтому на сегодняшний день мы подписали с филиалом Кадастровой палаты схему взаимодействия, обеспечивающую, в том числе, внесение сведений о неучтенных объектах недвижимости, права на которые зарегистрированы, в том числе на такие составные объекты недвижимости, а также об объектах, права на которые была зарегистрированы в порядке "дачной амнистии", чтобы информация о них присутствовала в государственном кадастре недвижимости. По крайней мере, оснований не внести такую информацию о таком объекте недвижимости мы пока не нашли. Право зарегистрировано, значит нужно обеспечить отражение сведений о таком объекте в государственном кадастре недвижимости. Об этом же говорит и статья 44 Закона о кадастре.
К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что и население, и наши органы власти, не понимают, что они теперь должны делать, как обеспечить кадастровый учет соответствующего объекта, к кому обращаться и с каким вопросом. Все привыкли: я пришел в БТИ, принес некие документы, которые даже не во всех случаях были регламентированы, в результате желаемый получил кадастровый паспорт объекта капитального строительства. И мало кто задумывался над тем, что совокупность помещений, на которую были в результате зарегистрированы права, объектом технического учета не являлась.
Теперь последовательность действий складывается несколько иная. Система БТИ предполагала одновременно и техническую инвентаризацию, то есть описание технических характеристик объекта, и государственный технический учет, фиксация, в определенной мере, статистических данных. Но функционально и нормативно указанные два действия никогда не были разделены между собой, просто "на выходе" выдавали необходимый заявителю документ. При обсуждении реформы системы государственной технической инвентаризации и государственного технического учета в начале 2000-х годов планировалось исключить из системы учетную составляющую, передать эти полномочия органам кадастрового учета, и оставить в функционале БТИ только инвентаризацию, как работы по описанию объекта. Но работы по описанию объекта в соответствии Законом о кадастре именуются в настоящее время кадастровыми работами.
Таким образом, идея заключалась в том, чтобы управомоченное лицо – кадастровый инженер, который выполняет кадастровые работы, мог их выполнять и в отношении земельного участка, и в отношении объекта капитального строительства. Иными словами, кадастровый инженер пришел на территорию, подготовил описание и земельных участков и объектов капитального строительства. Выходных документов у него может быть несколько: по земельному участку – это межевой план, по объекту капитального строительства – это технический план. Соответственно, технический план здания, технический план помещения, объекта незавершенного строительства и т.д. Задумано одно обращение к кадастровому инженеру, или лицу, которое описывает объект, потом одно обращение в орган кадастрового учета. В целом – упрощение и сокращение числа обращений к системе, но пока ни граждане, ни органы власти не привыкли к такому распределению полномочий, для них это кажется сложным: сначала нужно обратиться к кадастровому инженеру. Он мне сделает технический план на соответствующий объект, потом с этим техническим планом необходимо обратиться в орган кадастрового учета. Проводится кадастровый учет, и выдают кадастровый паспорт. Вот, наконец, могу дойти до регистрации. Для заявителей видится, что вместо одноступенчатой системы, они получили двухступенчатую. Я думаю, рано или поздно это все притрется, уляжется, так как пока никто не рассматривает эти действия во взаимосвязи с действиями в отношении земельных участков. Кроме того, в случае постановки на кадастровый учет обращаться в орган кадастрового учета может кадастровый инженер, доверенностей для этого не потребуется. В таком случае кадастровый инженер, представляя заказчику результат выполненных работ, может сдавать не только межевой или технический план объекта недвижимости, но и кадастровый паспорт этого или этих объектов недвижимости. Останется только подготовить пакет документов для государственной регистрации прав на объект недвижимости. Возможно, мало кто знает, что уже сегодня можно подать одновременно два заявления: на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением необходимых для этого документов, и на государственную регистрацию прав на этот же объект, также с приложением необходимых документов. При этом срок государственной регистрации права начинает отсчитываться с момента завершения государственного кадастрового учета. Думаю, в дальнейшем все будет работать должным образом. Потому что в отношении земельных участков ни разу не слышала жалоб по поводу того, что сначала иду к инженеру, потом на учет. Более того, часто слышала: как бы сделать так, чтобы я один раз к инженеру пришел, он мне оформил необходимые документы, а я бы потом это все сдал на учет или на регистрацию.
Теперь это реализовано на самом деле. О кадастровых инженерах, я уже говорила, это управомоченное лицо, управомочение осуществляется через аттестацию. Специальная квалификационная комиссия при органе власти субъекта Российской Федерации создана, квалификационные экзамены проводятся в автоматизированном виде. Повлиять извне на результаты экзамена, с моей точки зрения, маловероятно. Соответственно, определенный объем знаний этих инженеров проверяется, дальше выдается сертификат. Если инженеры качественно выполняют работу, значит, работают на рынке, если работу выполняют некачественно, имеют более десяти отказов в кадастровом учете в течение календарного года за грубые нарушения требований Закона о кадастре – могут лишиться квалификационного аттестата.
Ведущий: Переаттестация?
Нупринкова А.В.: Не переаттестация. Материалы по принятым решениям об отказе в кадастровом учете органы кадастрового учета представляют в квалификационную комиссию, которая рассматривает их с точки зрения наличия достаточных оснований для аннулирования квалификационного аттестата. В этом году у нас уже прошло четыре заседания комиссии. В основном, кадастровые инженеры работают по Москве и достаточно много областных, то есть они аттестацию проходили в квалификационной комиссии по Москве, а работают по области. Из других регионов также приезжали претенденты, многие успешно проходили аттестацию, но документы на аннулирование квалификационных аттестатов пока из других регионов, кроме Московской области, не поступали.
Ведущий: Имеется какой-то тариф на их услуги?
Нуприенкова А.В.: Государственное регулирование цен на кадастровые работы не предусматривалось. Однако, в связи с "дачной амнистией" частью 3 статьи 47 Закона о кадастре допускается установление субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. В Московской области, например, такие максимальные цены установлены, а по городу Москве нет. Возможно, в ценообразовании будут какие-то изменения, потому что идея кадастровых инженеров заключалась еще и в том, чтобы увеличить и расширить этот рынок. Организаций, осуществлявших работы в отношении земельных участков было ограниченное количество, в отношении объектов капитального строительства и того меньше. И, соответственно, все, кто были заинтересованы в осуществлении такой деятельности, не могли попасть на этот рынок. Сейчас кадастровых инженеров, по-моему, больше 20 тысяч. Ведется государственный реестр кадастровых инженеров, размещен на сайте Росреестра, выбирайте любого. Сайт Росреестра, www.rosreestr.ru, пожалуйста, там есть закладочка "Реестр кадастровых инженеров". По-моему, они систематизированы по алфавиту, можно сделать выборку по региону. Контакты там все должны быть, соответственно, можно найти инженера, и можно, кстати, убедиться, действует ли у него квалификационный аттестат. Если квалификационный аттестат не действует, там будет указано, что, аттестат аннулирован, и работать с этим инженером не стоит. Это по вопросу деятельности кадастровых инженеров.
Поскольку у нас переходный период закончился 1 января 2013 года, на эту дату были аккредитованы организации, некая преференция для них сделана законом, в течение 2013 года такие организации считаются кадастровыми инженерами. "Лица, считающиеся кадастровыми инженерами" – такая фраза употреблена в Законе о кадастре. Аналогичная ситуация была в отношении юридических лиц, осуществлявших работы по землеустройству и готовивших описания земельных участков. Другое дело, что для землеустроителей этот период был несколько больше по времени, пока запустили механизм аттестации. Для ОТИ период работы в качестве "лиц, считающихся кадастровыми инженерами" составляет уже всего один год.
Поэтому в конце прошлого года, прошло несколько совещаний с организациями технической инвентаризации и государственного технического учета, и я им рекомендовала заранее предупреждать заявителей о необходимости обращения в орган кадастрового учета до истечения этого периода времени, если технические планы удостоверены подписью специалиста и печатью организации технической инвентаризации. Либо не оформлять в конце года технические планы, подписанные от имени юридического лица. Если подписанные от имени юридического лица технические планы будут сданы для проведения кадастрового учета в 2014 году, то последует отказ в кадастровом учете в связи с удостоверением документа неуправомоченным лицом. К сожалению, с межевыми планами с подобной ситуацией столкнулись, поэтому превентивно предупреждаю об этом всех. И организации предупреждаю, и граждан, заявителей, которые будут получать документы. Да, чтобы не было лишних отказов в кадастровом учете. В чем еще негативные последствия неприменение порядка государственного учета в переходный период на территории Москвы: у кадастровых инженеров не было возможности "потренироваться" в подготовке технических планов как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Решения от отказах, принятые органом кадастрового учета в 2012 году в связи с ошибками в подготовке технических планов, не включаются в общее количество отказов, материалы которых направляются в квалификационные комиссии. Решения, которые будут приняты в течение 2013 года, уже включаются в общее количество отказов, фиксируемых в отношении каждого кадастрового инженера в течение календарного года.
Ведущий: То есть стоит ждать некую волну возмущений?
Нуприенкова А.В.: Возможно да. Поэтому ОТИ и предупреждали, кадастровых инженеров предупреждали, и даже, больше того, советовали бы поработать и в соседних регионах для того, чтобы набить руку, изучить все нюансы и приемки документов. Потому что у нас не только бумажные, но и электронные документы должны быть в обязательном порядке представлены для проведения кадастрового учета. Насколько я понимаю, в ближайшей перспективе, это не пятилетняя перспектива, а много короче, перейдем на электронные документы для проведения кадастрового учета изменений объектов недвижимости. На сегодняшний день на постановку на учет можно представить в электронном виде весь пакет документов: и заявления, и технический план, и межевой план и т.д. А прорабатывается вопрос, и я думаю, что ближайшая поправка в Закон о кадастре будет содержать подобные положения о том, что подача документов в электронном виде будет осуществляться и для учета изменений объекта недвижимости.
Ведущий: Но все равно, я так понимаю, это не просто электронный вид, а использование электронной подписи?
Нуприенкова А.В.: Да, обязательно цифровая подпись должна быть. Но кадастровых инженеров первый год буквально в приказном порядке заставляли получать цифровую подпись: объясняли, что этот инструмент нужен и для получения сведений кадастра недвижимости в электронном виде – удобнее, дешевле, быстрее, и, соответственно, документы подавать на кадастровый учет – проще, если это делает кадастровый инженер, заверяя своей цифровой подписью. У населения цифровых подписей еще мало. Даже и органы власти не все имеют цифровые подписи. Мы бы, конечно, приветствовали, чтобы и в судах должностные лица имели цифровые подписи и направляли документы в электронном виде, те же нотариусы и т.д. Сейчас планируем активизировать общение с нотариусами. Хотелось бы их как-то обязать пользоваться цифровыми подписями, наверное. Кстати, вы упоминали межведомственное взаимодействие. Хотела бы отметить, что с точки зрения организации электронного взаимодействия с другими органами власти, как ни удивительно, у Росреестра – самая лучшая позиция. Если к нам обращаются, мы запрашиваемую информацию предоставляем в электронном виде достаточно активно и много.
Ведущий: Будет ли налажено такое взаимодействие с нотариусами, когда они будут готовы?
Нуприенкова А.В.: Очень надеюсь, что будет это налажено. Пока мы не выходили с такими инициативами в Нотариальную палату. Но думаю, что в ближайшее время мы предложим им. Потому что сейчас, особенно по присоединенным территориям, возросло количество обращений по поводу расчета нормативной цены земельных участков. Эта информация нужна нотариусу, в первую очередь, для того, чтобы исчислять пошлину. Было бы очень хорошо, если бы нотариус обращался с запросом в электронном виде, а Управление в электронном виде отвечало. У меня цифровая подпись есть, мое письмо с цифровой подписью может уйти.
Курируемым мною специалистам дала задание проработать этот вопрос, сформулировать предложения Нотариальной палате, организовать такое взаимодействие. Хотя бы по таким вопросам, направлениям, чтобы граждане не ходили между нами. Например, по старой Москве необходимости расчета нормативной земли не возникало. По присоединенным территориям, к сожалению, ситуация не столь благополучная с точки зрения расчета стоимости кадастровой. Где-то сведения не были внесены к тому сроку, который нужен, их внесли позже. Где-то сведений не хватало для расчета стоимости. Допустим, запись о земельном участке есть, но отсутствует информация либо о категории земельного участка, либо о виде разрешенного использования, а это не дает возможности рассчитать кадастровую стоимость. Соответственно, необходимо определять нормативную цену земли. И тут тоже может быть проблема, потому что органы власти Московской области нормативную цену земли утверждали не для всех видов разрешенного использования.
По кадастровой стоимости объектов капитального строительства есть одна проблема, связанная с тем, что форма кадастрового паспорта объекта капитального строительства не содержит в себе позиции для указания кадастровой стоимости объекта недвижимости. Минэкономразвития России подготовлены проекты документов: новая форма кадастрового паспорта, форма кадастровой выписки об объекте капитального строительства. Последнего документа вообще пока не существует, сейчас может быть выдан только кадастровый паспорт. Требует доработки кадастровый план территории, потому что, исходя из норм закона, в кадастровый план территории должны включаться сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала. Сведения о земельных участках сегодня выдаются, а сведения об объектах капитального строительства, пока нет. Поэтому ожидаем новых документов.
Ведущий: Вам придется заново обрабатывать всю систему?
Нуприенкова А.В.: Нет, только перенастраивать автоматизированную систему под изменившиеся или новые выходные формы, потому что сами сведения вряд ли изменятся, а вот как они будут скомпонованы в изготавливаемые выписки из кадастра, какие еще сведения будут добавлены из имеющихся сведений, будет зависеть от утвержденной формы документа.
Ведущий: Анжела Витальевна, большое Вам спасибо за интересные, исчерпывающие ответы!