Актуальные вопросы развития взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с участниками ВЭД и иностранными инвесторами
6 июля 2012 г. в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с руководителем Управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Смеляковым Александром Валентиновичем.
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая Интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – руководителя Управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Смелякова Александра Валентиновича. Александр Валентинович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли сегодня время приехать сегодня в ИА "Гарант" и ответить на вопросы нашей Интернет-аудитории. Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы развития взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с участниками внешнеэкономической деятельности и иностранными инвесторами".
А.В. Смеляков: Здравствуйте, Наталия! Здравствуйте, уважаемые интернет-пользователи и все, кто интересуется таможенной проблематикой! Я также хочу поблагодарить ИА "ГАРАНТ" за то, что вы пригласили меня принять участие в этом интернет-интервью. Мы пользуемся любой возможностью для того, чтобы рассказать о нашей деятельности. И я надеюсь, что наше сегодняшнее общение будет полезно и нам, и вам.
Ведущая: Спасибо, Александр Валентинович!
Стоит отметить, что по заявленной теме интернет-интервью поступило очень много различных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить Вашему вниманию.
И, позвольте, Александр Валентинович, я задам первый из них. Как Вы оцениваете уровень правовой грамотности граждан, пересекающих таможенную границу и участников внешнеэкономической деятельности? И что, на Ваш взгляд, необходимо делать для того, чтобы с одной стороны, обеспечить эффективную работу таможенных органов, а с другой – наладить диалог и максимально качественное информирование организаций и рядовых граждан?
А.В. Смеляков: Прежде всего, хочу сказать, что действительно очень многие вопросы, которые возникают, как правило, касаются проблемы юридической безграмотности (или малограмотности) как участников ВЭД, так и лиц, пересекающих границу.
Я бы разделил людей, пересекающих границу, на три категории.
Первые – те юридические лица, которые очень хорошо подкованы в плане таможенного законодательства, отлично знают все нормы, правила, все должностные инструкции, внимательно изучают новеллы, которые вводятся в таможенное законодательство, в приказы ФТС, и начинают свою работу с изучения интернет-сайта ФТС, а заканчивают изучением каждой страницы нашего ведомственного журнала "Таможня", где также черпают очень много полезной информации.
Вторая категория – это участники ВЭД, которые пользуются услугами профессиональных таможенных брокеров, а также профессиональных юристов, работающих в сфере таможенного законодательства.
И третья – это физические лица, пересекающие границу, зачастую "на авось". И мы нередко сталкиваемся с вопиющей правовой безграмотностью людей, пересекающих таможенную границу! Вплоть до полного непонимания функций, которые осуществляют на границе таможенная служба и погранслужба, например.
Поэтому хочу обратиться ко всем слушателям и сказать, что, прежде чем пересекать границу, надлежит очень внимательно и тщательно изучить правила ее пересечения. Незнание закона не освобождает от ответственности! С этими правилами можно ознакомиться и на сайте ФТС России, и на информационных стендах в местах пересечения границы, и в разного рода памятках. Например, в поездах дальнего следования международного сообщения в каждом купе есть памятка с информацией о тех основных правилах, которые гражданин должен соблюдать при пересечении границы. Кроме этого, ФТС России всегда отвечает на любые вопросы, поступающие в любой форме от граждан.
А участников внешнеэкономической деятельности сотрудники таможенной службы бесплатно консультируют по тем товарам, которые они собираются перевозить через границу.
Поэтому мы считаем, что информируем как физических, так и юридических лиц достаточно широко и очень активно. Не всегда, к сожалению, мы встречаем понимание в ответ. В особенности среди тех, кто по каким-то своим причинам при любых обстоятельствах не согласен соблюдать таможенное законодательство. И сколько бы мы ему не говорили о том, как нужно работать, он ищет варианты обхода правовых норм.
Что касается возможности облегчить пересечение границы, то у нас действует система "красного" и "зеленого" коридоров. При этом часто лица, пересекающие границу, считают, что, если они проходят по "зеленому" коридору, это их полностью освобождает от проведения таможенного контроля а, при необходимости, и таможенного досмотра. Но это не совсем так. Таможня оставляет за собой право проверить даже тех граждан, которые пересекают "зеленый" коридор. Список правонарушений, который бывают со стороны участников ВЭД, достаточно широк. Поэтому мы со своей стороны стремимся информировать обо всех новеллах в регулировании таможенной деятельности.
И здесь я хотел бы предвосхитить вопрос о том, когда мы от структуры, несущей полицейские функции, перейдем к сервисной структуре.
Ведущая: Да, есть такой вопрос, он возникает у многих граждан.
А.В. Смеляков: Я готов на него ответить.
Хочу вам сказать, что, по крайней мере, за последние шесть лет было сделано все для того чтобы структура Федеральной таможенной службы максимально отвечала интересам добропорядочных граждан РФ. Разумеется, там, где необходимо, мы сохраним нужные для страны полицейские функции, функции контроля. И даже будем усиливать их при надобности. А там, где будет хотя бы малейшая возможность пойти навстречу гражданам и облегчить процедуру таможенного контроля или таможенного оформления, поверьте, мы будем делать для этого все! Могу твердо сказать, что такой поворот в психологии, в установке для таможенников уже давным-давно осуществлен.
Ведущая: Смею предположить, что этот вопрос у граждан навеян наблюдениями за работой сотрудников таможенных органов в аэропортах или еще где-то, когда таможенники ведут себя крайне недоброжелательно и лишний раз не считают нужным что-либо прокомментировать, объяснить.
Смеляков А.В.: Вы знаете, я же не случайно говорил о том, что уровень юридической грамотности наших граждан, к сожалению, оставляет желать лучшего. Надо очень хорошо знать свои права и их отстаивать.
Каждый гражданин должен уметь отстаивать свои собственные права, в том числе и при общении с таможенниками. Существует целая система инструментов обжалования решений таможенных органов. Существуют и "горячие" линии, и телефоны доверия... Все четко и ясно прописано в Таможенном кодексе Таможенного союза, должностных инструкциях. Поэтому, когда гражданин считает, что его права ущемляются в той или иной форме (будь то хамское поведение, или финансовое ущемление интересов личности), он вправе это обжаловать. Жалуйтесь!
Я заявляю с полной ответственностью: ни один случай не останется без ответа, по каждому случаю будет проведена служебная проверка, и при обнаружении нарушения соответствующие должностные лица понесут наказание. Но, если их действия были оправданы, то Вам официально разъяснят, почему таможенник повел себя так, а не иначе.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Думаю, отвечая на него, у Вас будет возможность убедить всех граждан, что таможня – это друг граждан. Александр Валентинович, пожалуйста, расскажите подробнее, что сегодня делается таможенными органами для повышения качества предоставления услуг?
А.В. Смеляков: Думаю, мне будет очень трудно убедить людей в том, что мы – друзья. Да и, наверное, этого не нужно. Друзья существуют в личной жизни, а в деловой, как мне представляется, – лучше, чтобы мы были партнерами, помощниками друг для друга.
Что касается полноценного партнера в нашем лице, то, я считаю, что мы делаем все необходимое для этого. Конечно, прежде всего, мы стремимся облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности, потому что мы очень хорошо понимаем, что от того, насколько комфортно будут чувствовать себя участники ВЭД, во многом зависит наполнение бюджета. А это в настоящее время – одна из основных функций, которые лежат на Федеральной таможенной службе. Полагаем, что здесь очень полезно использовать опыт тех зарубежных стран, которые уже много достигли в плане облегчения таможенного администрирования. Тем более что многие участники внешнеэкономической деятельности любят кивать на запад, приводя в качестве примера деятельность той или иной государственной структуры конкретной страны. Вот мы и перенимаем зарубежный опыт: активно рецепиируем и инкорпорируем в нашу нормативную базу различные позитивные новеллы в рамках Всемирной таможенной организации.
Там, где это возможно, мы стремимся к исключению так называемого человеческого фактора, а именно – переходим на электронное декларирование, на предварительное информирование, на электронный документооборот, в том числе через Интернет. И мы считаем, что в этом плане нам уже многого удалось достичь. Не секрет: 17 июля было введено предварительное информирование на автомобильных пунктах пропуска. Это своего рода пилотный проект, который позволит нам отработать технологию более тщательно, а потом с учетом опыта, который мы приобретем при прохождении этого пилотного проекта, использовать его положительные стороны для авиационных, железнодорожных и морских перевозок. Думаю, повсеместное введение предварительного информирования серьезно облегчит жизнь участников внешнеэкономической деятельности. В этой связи приведу пример: в США груз вообще не досматривается и направляется назад, если таможенная служба США не была предварительно проинформирована о нем.
У нас же сейчас на автомобильные пункты пропуска поступает порядка 90% предварительной информации. Мы на полгода ввели своеобразный мораторий, и не предпринимаем никаких мер по отношению к тем участникам ВЭД, которые предварительно не информируют нас, а заявляют, как обычно, в момент пересечения границы. Но для них срок прохождения увеличивается, потому что мы досматриваем более тщательно и оформляем их после тех, кто сообщил о своем пересечении границы предварительно.
Ведущая: А применительно к издержкам?
А.В. Смеляков: Какие могут быть издержки? Мы считаем, что если своевременно подана информация о перевозимом грузе, то скорость прохождения границы увеличилась. А значит – сокращаются издержки: груз поступает быстрее, меньше нужно платить за время нахождения в пути... Экономический эффект нами также просчитывался. Поверьте, экономические издержки стали меньше, чем в настоящий момент, и в будущем будут сокращаться.
Ведущая: Спасибо, следующий вопрос! Какие новшества произошли в сфере расширенного электронного межведомственного взаимодействия ФТС, которые могли бы способствовать освобождению участников ВЭД от необходимости собирать массу документов в других различных органах государственной власти (Роспотребнадзор, ФСФР, Роспатент и др.)?
А.В. Смеляков: Вы знаете, я могу сказать абсолютно ответственно, что Федеральная таможенная служба давно готова к полноценному переходу на электронный документооборот. Но мы во многом связаны отношениями с другими ведомствами, с которыми мы также взаимодействуем для проведения таможенного оформления, таможенного контроля. И не секрет, что некоторые госорганы по-прежнему требуют с участников ВЭД документы в письменной форме. Поэтому здесь не все зависит от нас. Когда все органы будут готовы к электронному документообороту, только тогда мы его сможем ввести для обеспечения 100% взаимодействия с участниками ВЭД.
Ведущая: Спасибо! Александр Валентинович, а какие изменения планируются в сфере администрирования таможенных платежей? Какова, по Вашему мнению, ближайшая перспектива разрешения этого вопроса?
А.В. Смеляков: Если позволите, я начну с более общей темы – внесение изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза.
Интересно, что на днях в одно уважаемом издании нас покритиковали за то, что мы при внесении предложений в проект изменений Таможенного кодекса Таможенного союза не консультировались с бизнесом, не обсуждали эту тему с участниками внешнеэкономической деятельности. Это не совсем так. Мы на протяжении последнего года, как минимум, трижды в рамках заседания Общественно-консультативного совета при Федеральной таможенной службе поднимали вопросы, связанные с внесением изменений, поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза, потому что, как показала практика его применения, он однозначно требует доработки. И мы активно работали над этим в течение всего года. Надо сказать, что очень многие наши предложения находили живой отклик и вызывали бурные дискуссии в рамках заседаний Общественно-консультативного совета, разного рода рабочих групп, встреч с участниками ВЭД. Поэтому практически все новеллы, которые мы привносим, мы стремимся предварительно обсуждать.
Ведущая: Может быть, Вы приведете в качестве примера нескольких таких новелл?
А.В. Смеляков: Во-первых, достаточно зайти на сайт ФТС России в Интернете: там мы размещаем очень много приказов, проектов нормативно-правовых актов, которые проходят экспертизу.
Во-вторых, здесь можно назвать новые обязательства, которые мы взяли на себя. К примеру, обсуждение нормативно-правовых актов ФТС России с ведущими организациями, объединяющими бизнес ("Деловая Россия", "Опора России", ТПП и др.) – это поручение Правительства). Разработан соответствующий приказ, нормирующий технологию обсуждения этих вопросов.
Также сейчас в рамках Открытого Правительства будем еще в более широком формате обсуждать наши нормативно-правовые акты.
Поэтому те предложения, которые мы вносим, мы обсуждаем как на площадке Федеральной таможенной службы, так и на площадке Министерства экономического развития. Надо сказать, что Министерство экономического развития – наш партнер, который тоже очень активно работает с бизнесом, в том числе по некоторым вопросам таможенного законодательства.
Что касается таможенных платежей, то здесь нужно сказать следующее. В Таможенный кодекс Таможенного союза включена норма, позволяющая участникам внешнеэкономической деятельности менять способ обеспечения оплаты таможенных платежей, налогов, даже после принятия его таможенным органом. В настоящее время экспертами прорабатывается возможность вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Есть еще множество других новелл разного рода, но Таможенный кодекс ТС – очень объемный документ, и я, наверное, отвлек бы ваше внимание часа на два или три, если бы даже просто только зачитывал внесенные в него поправки.
При этом стоит оговориться, что такое количество изменений вовсе не означает, что документ, который мы принимали изначально, был настолько "сырой". Просто в Таможенный союз входят три совершенно независимых государства, у каждого свое собственное таможенное, налоговое, уголовное и другое законодательство, которое нам нужно в Кодексе привести воедино. Конечно, при формировании Таможенного союза многие вопросы были учтены, но ведь и многие остались за рамками. Поэтому сейчас мы вносим в Таможенный кодекс определенные коррективы.
Ведущая: И как быстро, на Ваш взгляд, единообразие будет достигнуто?
А.В. Смеляков: Однозначно ответить трудно. Если бы я сказал, что единообразие будет достигнуто в течение трех месяцев, я бы просто ввел вас в заблуждение.
Разумеется, мы стремимся сделать это как можно скорее. По крайней мере, формирование Таможенного союза было осуществлено в кратчайшие сроки. Все, что зависело от ФТС России, было сделано в максимально сжатые сроки. Постараемся также действовать и в дальнейшем.
Ведущая: Александр Валентинович, следующий вопрос. Как вступление России во Всемирную торговую организацию, по Вашему мнению, отразится на таможенном регулировании? Каких проблем следует ожидать?
А.В. Смеляков: Знаете, вступление во Всемирную таможенную организацию касается таможенных служб. А вот вступление во Всемирную торговую организацию нас касается в меньшей степени.
Мы – администраторы. И наше дело – администрировать. Я думаю, что, если будут какие-то подвижки, изменения (а они предполагаются), то, значит, мы внесем соответствующие изменения в свою работу. Вступление России в ВТО, наверное, в большей степени отразится на участниках ВЭД, гражданах нашей страны.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Согласно ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", государственные органы должны осуществлять поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. ФТС России оказывает каким-либо образом такую поддержку? Если да, то в каких формах?
А.В. Смеляков: Я могу сразу сказать, что в своей деятельности мы не делаем различия по объему бизнеса. Просто в функционал Управления, который я возглавляю, входит, в том числе, и взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности и иностранными инвесторами. Поэтому призываю участников внешнеэкономической деятельности при возникновении каких-либо проблем обращаться непосредственно к нам – в Управление по связям с общественностью.
Мы поддерживаем любую форму бизнеса. И мы требуем от своих сотрудников обеспечивать одинаковый подход как, например, к "Газпрому", так и к любому индивидуальному предпринимателю. Качественных различий-то между ними нет. Каждый является налогоплательщиком, каждый платит таможенный сбор. А тот факт, сколько он платит, не влияет на отношение таможенных органов к нему. Поэтому я не считаю нужным ориентировать своих сотрудников на какое-то особое отношение к участникам бизнеса, которые являются представителями малых или средних предприятий.
Мы подразделяем людей, с которыми работаем, только на две категории: юридические и физические лица. Пусть меня извинят за такой, может быть, несколько чиновничий подход, но мы смотрим именно так. Вот есть физическое лицо, и для него существуют определенные нормы и правила – он должен их соблюдать. А мы должны соблюдать нормы и правила по отношению к нему. Есть юридическое лицо, для него существуют также есть свои нормы и правила, которые он обязан соблюдать, и мы обязаны соблюдать их по отношению к нему.
Ведущая: Получается, что у вас также не существует различий и в подходе к взаимодействию с российскими и иностранными участниками внешнеэкономической деятельности?
А.В. Смеляков: Конечно, нет! Подход здесь может быть только один: соблюдает лицо таможенное законодательство или не соблюдает.
И российские, и иностранные участники ВЭД оказывают помощь стране, всем нам – гражданам. Но, если они нарушают таможенное законодательство, то тогда да, у нас к ним особое отношение. Ведь речь заходит об административных, уголовных делах. Поэтому никакой разницы мы не делаем. При этом стоит отметить: практика показывает, что фирмы с зарекомендовавшими себя брендами, которые уже многие годы работают на мировом рынке, очень редко идут на какие-либо нарушения – они беспокоятся о своей репутации, о своих возможных имиджевых потерях… А вот среди компаний, которые не так давно на рынке, процент нарушений выше. Я не говорю уже о фирмах-однодневках.
Ведущая: Александр Валентинович, расскажите, пожалуйста, об Общественно-консультативном совете по таможенной политике при Федеральной таможенной службе: о его функциях, для чего существует, какова его роль. И, возможно, каких успехов удалось достичь в процессе его деятельности?
А.В. Смеляков: Основная функция Общественно-консультативного совета заключается в информировании граждан и выстраивании диалога между участниками внешнеэкономической деятельности (то есть бизнесом) с одной стороны и таможенными органами – с другой.
Помимо Общественно-консультативного совета при ФТС действуют общественно-консультативные советы при региональных таможенных управлениях.
Этот институт функционирует очень давно. Но он несколько трансформировался со времени своего появления. Если раньше был Общественный совет, то теперь – Общественно-консультативный. И такая перемена наименования не случайна: теперь в названии отражено предназначение Совета. Мы рассматриваем его как орган для консультаций, площадку для диалога, на которой зачастую в острой, критической форме обсуждаются очень многие вопросы.
Ведущая: Судя по вопросам, которые поступили к нам, бизнес не очень доволен фактическим количеством обсуждений и делает вывод, что достаточно мало с ним советуются. И в связи с этим есть такой вопрос: приведите, пожалуйста, примеры наиболее удачного взаимодействия с представителями бизнеса, чтобы это привело к каким-то явным результатам.
А.В. Смеляков: Недовольные будут всегда. Кто же любит, к примеру, налоговика? Точно также автомобилисты "любят" представителя государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
Я не случайно привел в качестве примера наших коллег из ГИБДД, ведь мы тоже просим соблюдать "правила дорожного движения". И не всегда встречаем понимание. И нас также, как и их, критикуют за многое. В том числе попрекают и элементами коррупции. Про это, наверное, мне тоже будет задан вопрос? Его традиционно нам задают.
Вы знаете, примеров, когда наше взаимодействие с бизнесом имело конкретный результат, можно привести действительно очень много. Из того, что сразу приходит на память. Мне очень понравилось одно мероприятие, которое вместе с нами проводила японская ассоциация "Джетро". Они провели для нас обучающий семинар по выявлению контрафактной продукции. И наши сотрудники получили наглядный пример того, как можно выявлять контрафактную продукцию, которая очень часто поступает из-за рубежа. Вот, я считаю, – полезное и позитивное взаимодействие с бизнесом.
Что касается критики... К сожалению, в состав участников Общественно-консультативного совета входят представители только крупнейших ассоциаций бизнеса. При всем желании мы не можем собрать три-пять тысяч участников ВЭД в Совете. Поэтому мы выбрали представителей тех ассоциаций, которые объединяют десятки, сотни компаний и являются выразителями их интересов, и работаем с ними в расчете на то, что тем самым охватываем большие сектора участников внешнеэкономической деятельности.
Многие, к сожалению, стоят в очередь для того чтобы при ротации членов Общественно-консультативного совета войти в его состав. Не все просьбы мы в состоянии удовлетворить. Может быть, поэтому некоторые считают, что остаются за рамками диалога с нами. Но у тех, кто не принимает участие в работе Общественно-консультативного совета, существует масса других способов достучаться до нас. Это – и международные и иные конференции, и выставки, и рабочие группы, которых у нас очень много. Последняя рабочая группа создана совместно с "Ратэком" (ассоциация производителей и продавцов электронной и бытовой техникой). Так что все, кто к нам обращается, в обязательном порядке получают ответ.
Ведущая: Спасибо! А как обстоят дела с Советом по иностранным инвестициям? Какова его степень влияния на выстраивание отношений между таможенными органами?
А.В. Смеляков: У нас есть таможенная группа в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям, наверное, она имеется в виду. Хочу сразу сказать, что мы удовлетворены работой этой таможенной группы.
Заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям проводятся раз в год под председательством Президента РФ Владимира Владимировича Путина. И в рамках вот этого консультативного совета и была создана таможенная группа. С учетом пожеланий иностранных инвесторов нами вносятся разного рода изменения в таможенное законодательство. Мы считаем, что это полезно для создания благоприятного инвестиционного климата, потому как таможенное администрирование безусловно влияет на инвестиционную привлекательность российской экономики.
Ведущая: Правильно ли я поняла, что применение тех или иных методов таможенного администрирования следует рассматривать как фактор, влияющий на инвестиционную привлекательность России для иностранных лиц?
А.В. Смеляков: Да, безусловно, таможенное администрирование – это один из элементов, влияющих на инвестиционную привлекательность российской экономики. Но это не главный фактор. Если бы я был иностранным инвестором, я бы в большей степени обращал внимание на то, что происходит уже там, за таможенной границей: как обстоят дела с налогообложением, с судебной защитой, с возможностью получения разного рода разрешений на ту или иную деятельность.
Кстати, пользуясь случаем, я призываю потенциальных иностранных инвесторов к сотрудничеству!
Опыт такого взаимодействия у нас есть. В частности, мы проводим обучающие информационные семинары для потенциальных инвесторов. К примеру, в рамках международной конференции в Германии для представителей немецких фирм, которые интересовались возможностями прихода на российский рынок, мы рассказывали о тех правилах, знание которых поможет им осуществлять инвестиционную деятельность в России.
Так что мы стараемся делать все возможное, чтобы инвесторы проходили российскую таможню без задержек, без проблем.
Ведущая: Теперь, Александр Валентинович, ожидаемый Вами вопрос о коррупции. Какие меры предпринимает ФТС России для выявления правонарушений со стороны таможенников и борьбы с ними?
А.В. Смеляков: Вопросу борьбы с коррупцией мы придаем первостепенное значение, потому что очень хорошо понимаем, что коррупционная составляющая в нашей деятельности присутствует. В нашей структуре даже есть Управление по противодействию коррупции.
Что конкретно мы делаем? Пожалуй, многое. Это правда. Нами и программа разработана по предотвращению коррупции (с учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации). Проводим при надобности оперативно-розыскные мероприятия. И наше Управление по противодействию коррупции активно работает. Кстати, более 90% фактов коррупционной составляющей выявлено нами самими.
Но есть один очень сложный момент. Мы зачастую забываем о том, что у коррупции две стороны. Одна – это мы, таможенники. А другая – это взяткодатели. Что касается нас, то мы находимся под очень пристальным вниманием различных контролирующих структур, в том числе под общественным контролем. Вот видите, раз одним из вопросов стал вопрос о противодействии коррупции, значит, общественность контролирует этот факт.
Было бы неплохо, если бы общественность контролировала еще и участников внешнеэкономической деятельности, или физических лиц, которые зачастую выступают такими же нарушителями законодательства, как и таможенники. А то открываешь иногда прессу и читаешь: там задержан таможенник, там осужден таможенник. И, по-моему, только три года назад я однажды прочитал том, что взяткодатель осужден.
Кстати, это касается и других ведомств. Много говорят о том, что первое место среди взяточников занимают врачи и учителя. Но почему-то к ответственности не привлечен ни один пациент, ни один родитель ученика, ни один студент, давший взятку. Для того чтобы противодействовать коррупции, наверное, нужно работать по двум направлениям – и по взяткополучателям, и по взяткодателям.
Нужно отметить, что мы работаем и над профилактикой коррупции: нужно, чтобы люди не подвергались соблазну получить какую-то выгоду и не становились жертвами коррупционной деятельности. Поэтому мы стараемся воздействовать на социально-экономическую составляющую жизни сотрудников таможенных органов. И стоит сказать, что люди ценят это, и стремятся сохранять. У нас сейчас развернута программа по улучшению жилищных условий, медицинского обслуживания. Также мы регулярно проводим повышение квалификации наших сотрудников. Ведь не секрет, что уровень коррупции находится в обратной зависимости от уровня образования служащих.
Хочу еще в рамках рассматриваемого вопроса обратиться к участникам ВЭД. Если вы сталкиваетесь с тем, что у вас вымогают взятку, то противодействуйте этому! Обращайтесь в правоохранительные органы.
Также: есть телефоны доверия – звоните. Наши сотрудники всегда пойдут вам навстречу, не оставят ваш сигнал без внимания. Но только, пожалуйста, будьте предметны в своих сообщениях. А то ведь бывают и такие заявления: "Вот, они меня мурыжили на границе, наверное, взятку хотели получить!". Подобное действительно часто встречается, когда человек не понимает, что, может быть, сотрудник просто занимался оформлением соответствующих документов, а на это требуется определенное количество времени.
Поэтому призываю участников внешнеэкономической деятельности: первое – взяток не давать; второе – в случае, если они столкнулись с этим, обращаться к нам и помогать нам в борьбе и искоренении этой заразы.
Ведущая: Пожалуй, заключительный вопрос. Александр Валентинович, будет ли увеличен в 2013 году список иностранных партнеров, с которыми взаимодействует Федеральная таможенная служба России?
А.В. Смеляков: Вы знаете, у нас такого списка нет. Мы взаимодействуем со всеми, вне зависимости от того, иностранная это компания, или российская.
Не знаю, что имелось в виду в прозвучавшем вопросе. Может быть, речь идет об участниках Общественно-консультативного совета? Их количество не будет увеличено, потому оно уже утверждено приказом. Количество членов Таможенной группы Консультативного совета по иностранным инвестициям? Но они тоже строго определены. Поэтому, откровенно говоря, затрудняюсь ответить на данный вопрос.
Ведущая: Александр Валентинович, спасибо Вам за то, что нашли время прийти в ИА "Гарант" и дать столь содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы нашей интернет-аудитории! А мы в свою очередь желаем Вам успехов в Вашей деятельности, чтобы было как можно меньше различных нарушений и коррупционных проявлений!
А.В. Смеляков: Спасибо, Наталия! Уважаемые коллеги, я также хочу еще раз вас поблагодарить и сказать, что мы всегда открыты к диалогу! Мы стараемся использовать любую площадку для того, чтобы донести до вас нашу позицию. Не знаю, насколько мне это удалось, но я старался. Спасибо большое вам за внимание, за интересные вопросы и за то, что вы помогаете нам рассказывать о нашей деятельности!