Современные технологии в отправлении правосудия: опыт Арбитражного суда города Москвы.
6 апреля 2012 года в 13.00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с Председателем Арбитражного суда города Москвы Чучей Сергеем Юрьевичем.
Совместно с Чучей С.Ю. в интернет-конференции приняла участие Заместитель Председателя Арбитражного суда г. Москвы Кулагина Екатерина Александровна.
Тема интернет-конференции: "Современные технологии в отправлении правосудия: опыт Арбитражного суда города Москвы".
Ведущая интернет-конференции — Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить наших гостей:
Сергея Юрьевича Чучу — Председателя Арбитражного суда города Москвы;
Екатерину Александровну Кулагину — Заместителя Председателя Арбитражного суда города Москвы.
Уважаемые гости, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема интернет - конференции: "Современные технологии в отправлении правосудия: опыт Арбитражного суда города Москвы".
Позвольте напомнить, что сегодняшняя интернет-конференция транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru.
Арбитражный суд города Москвы был образован на основании закона РСФСР от 04.07.1991 N 1543-1 после упразднения системы Государственного арбитража, действовавшей с марта 1931 года.
Арбитражный суд города Москвы - крупнейший хозяйственный суд России и Европы, разрешающий наиболее резонансные экономические споры и обеспечивающий правовые гарантии развития экономических отношений в России. В процессе отправления правосудия Арбитражный суд города Москвы руководствуется принципами независимости, беспристрастности, прозрачности и открытости.
Место Арбитражного суда города Москвы в системе арбитражных судов Российской Федерации столь же важно, как место Москвы в России. Это столичный суд, и это во многом определяет его специфику.
В январе 2012 года арбитражным судам Российской Федерации исполнилось 20 лет. Одним из важнейших направлений в развитии системы арбитражного судопроизводства сегодня является внедрение новых информационных технологий — системы электронного делопроизводства и документооборота, видео-конференцсвязи и передачи данных.
В ходе интернет-конференции планируется обсудить какие современные технологии использует и развивает в отправлении правосудия Арбитражный суд города Москвы, складывающуюся судебную практику за последний период времени и проблемы правоприменения, а также текущую деятельность суда и дальнейшие перспективы его развития и совершенствования. На эти и многие другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответят Председатель Арбитражного суда города Москвы Чуча Сергей Юрьевич и Заместитель Председателя Арбитражного суда города Москвы Кулагина Екатерина Александровна.
Нам пришло достаточно большое количество самых различных проблемных вопросов по сервисам, по услугам, которые можно получить в Арбитражном суде г. Москвы. С вашего позволения, приступим к ним. Сергей Юрьевич, начнем с Вас. Каковы сегодня основные проблемы в работе арбитражной судебной системы РФ?
Чуча С. Ю.: Это скорее не проблемы, а вопросы, на которые мы обращаем больше всего внимания – это независимость правосудия, обеспечение его прозрачности, огромная нагрузка и необходимость ее снижения. Очень тяжело справляться с потоком дел, который идет к нам. Вот то, о чем преимущественно мы сегодня будем с вами говорить. Это все основные направления, по которым мы идем, и вопросы, которые мы решаем на протяжении 20-ти лет с момента создания системы арбитражных судов. Единственная новая проблема – это повышенная в разы нагрузка на судей, на аппарат, на всех нас, которая не позволяет зачастую работать так хорошо, как нам хотелось бы, приносить как можно больше пользы и дарить хорошее настроение людям при разрешении споров. Но мы все эти вопросы решаем.
Ведущая: Спасибо! Наверное, из этих минусов можно выявить и своеобразный плюс. Если вы говорите, что число дел и загруженность судей увеличивается, это говорит о том, что у нас возрастает доверие к судебной системе, и арбитражному правосудию, в том числе.
Чуча С. Ю.: Вот видите, вы тоже пытаетесь найти во всем хорошее. И плохое есть. Нужно отметить про Арбитражный суд г. Москвы, про московский регион в целом, так это то, что на самом деле приходят люди, а не государство. Потому что нагрузка зачастую растет за счет того, что государство предъявляет разные претензии к лицам, участвующим в деле: различные штрафы, налоговые претензии, кроме того, обременительны государственные обязательные фонды, которым необходимо платить деньги. У нас иная картина, люди спорят чаще с государством. Но в любом случае, доля административных споров в общей совокупности всех споров, которые рассматривает Арбитражный суд г. Москвы, в два раза ниже, чем в целом по системе арбитражных судов Российской Федерации. У нас рассматривается около 16% споров из административных отношений, остальные – из гражданских правоотношений. В стране у нас – порядка трети споров из административных отношений.
Ведущая: Спасибо! Давайте перейдем к конкретным информационным, техническим возможностям, которые сегодня есть у суда. Сергей Юрьевич, Екатерина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие услуги сегодня гражданин может получить по интернету, прежде чем ему обратиться в Арбитражный суд г. Москвы непосредственно на месте?
Чуча С. Ю.: Можно сказать, что в системе арбитражных судов в значительной степени реализован принцип "одного окна", потому что можно подать заявление, фактически не приходя в суд. Вы знаете, что достаточно долгое время у нас уже принимаются электронные исковые заявления. Через систему "Мой арбитр" можно подать иск, не выходя из офиса, из дома, приложить к нему все документы. В любом случае, хотя бы на один раз, визит в суд можно сократить. И эта услуга весьма востребована людьми, она становится все более популярна. Если в прошлом году мы получили порядка 5-ти с половиной тысяч электронных исков, то в этом году, за три месяца, мы получили более 2-х тысяч исков через систему "Мой арбитр". Такими темпами мы понемногу увеличиваем этот показатель.
Кулагина Е. А.: Принимаем по 200 - 300 заявлений в месяц.
Чуча С. Ю.: Больше, чем в прошлом году, хотя это и так видно, если умножить на три, то получается порядка 7-ми тысяч исков в электронном виде в этом году уже подано. А 5-7 тысяч исков – это весьма существенная цифра. Несмотря на то, что сейчас получаем 120 - 130 тысяч, уже через несколько лет мы выйдем на еще более высокие показатели. Может быть, государству стоит порекомендовать использование данного режима. В любом случае, услуга востребованная, она нравится людям. Что отличает нашу арбитражную судебную систему и делает ей честь – это то, что информация о движении по всем делам доступна абсолютно всем тем, кто хочет ее получить, все судебные акты публикуются на сайте, их можно посмотреть, сравнить и т.д. И на самом деле, такая степень открытости и возможности не так часто встречается в мире. В судопроизводстве в арбитражном суде используется совокупность современных технологий, такие как электронные иски, "электронный страж", когда мы можем получать информацию через смс, или по электронной почте по интересующим нас делам. Система видеоконференцсвязи – один из факторов, который объединяет нашу страну. Таких систем очень мало в мире. Вообще производит впечатление, когда где-нибудь в Берлине забираешь или получаешь из сети судебный акт по делу, которое рассмотрел суд где-нибудь в Сибири. Я люблю демонстрировать свой суд, и я могу сравнивать Московский суд с Омским судом. Омский суд – обычный арбитражный суд, ничем не отличающийся от тех, которых большинство в стране. В системе у нас развиты современные технологии, и люди понимают, что это очень удобно. Что касается системы видеоконференцсвязи, то, наверное, она реализована в той же степени, может быть, только в судах в Сингапура и в американском суде по несостоятельности. И современная российская система практически ни в чем им не уступает. Мы находимся на острие научно-технического прогресса в разрешении экономических споров.
Ведущая: Спасибо!
Кулагина Е. А.: Можно еще добавить, что есть образцы документов, кроме того, можно рассчитать пошлину.
Ведущая: Можно ли сказать, что наши современные российские технологии в данной сфере опережают практически большинство стран и уже ни у какой страны ничего нельзя почерпнуть для развития? Или есть что-то еще?
Чуча С. Ю.: Есть кое-что, что мы можем почерпнуть, например, в Сингапуре. Я недаром назвал именно эти две судебные системы: американскую банкротную и Сингапурскую. Мы можем позаимствовать систему видеоконференцсвязи, которая осуществляется без участия работника суда, когда человек просто заходит в специально оборудованную кабину, которая находится в определенных местах не в суде, и имеет возможность участвовать в судебном процессе через систему видеоконференцсвязи, что очень удобно. С увеличением нагрузки, в частности, добавления потребительского банкротства, нам придется устанавливать сеть систем, когда люди могли бы участвовать в судебном заседании без участия судьи. Страна большая и, как следствие, человеку тяжело будет добираться, если он приезжает рассмотреть, например, дело о банкротстве, в областной центр из района. Это то, что касается системы видеоконференцсвязи, системы доступа к участию в процессе. И очевидно, нам есть над чем работать в плане рассмотрения электронных дел. Потому что если взять американский суд по банкротству, то уже 10 лет назад у них в электронном виде подавались не только иски, но и само дело не переводилось в бумажный вид, оно так и шло в электронном виде. Также в электронном виде были и архивы, за исключением старых дел. Нам необходимо оборудование, которое позволяет в электронном виде хранить информацию по всем делам. Таким образом, есть к чему стремиться.
Арбитражная система развивается понемногу, сначала мы все начинали вести аудиопротокол судебного заседания, потом стали использовать систему видеоконференцсвязи на полную мощь. Сейчас мы ее, как вы знаете, расширили. Раньше мы были ограничены одним каналом. Арбитражный суд города Москвы мог только через один канал участвовать в системе видеоконференцсвязи и поддерживать судебное заседание. Сейчас мы не ограничены числом каналов, это зависит от количества поданных заявок, необходимо только иметь техническую возможность на линиях связи. Сколько заявок будет подано на проведение судебного заседания между городами, между субъектами РФ через видеоконференцсвязь, столько мы их удовлетворим, потому что мы оборудовали все залы системой видеоконференцсвязи, и судья, не переходя из зала в зал, может, не отвлекаясь от обычных процессов, рассмотреть дело и по системе видеоконференцсвязи. То есть все эти технологии"" уже становятся реальностью, обычным бытом, как, например, авторучка, которая используется в нашей работе спокойно и без сбоев.
Ведущая: И как часто сегодня используется система видеоконференцсвязи?
Чуча С. Ю.: За прошлый год было проведено порядка тысячи сеансов. Если взять рабочие дни, а это порядка 300 дней, то в среднем проходит 3 процесса. В день бывает 10 процессов, бывает 1, а может и вообще не быть. Технология настолько отработана, что я не знаю, сколько у меня сегодня будет сеансов видеоконференцсвязи, она просто работает и работает.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Как Вы планируете реализовать идею по размещению всей информации по использованию исполнительных листов в сети? Вы говорите о том, что движетесь в этом направлении. На какой стадии сейчас реализация этой идеи? Что мешает в данный момент ее воплощению?
Чуча С. Ю.: Для того, чтобы мы исполнительное производство тоже могли контролировать более четко, причем даже не мы, а те люди, которые обращаются за защитой своих интересов в суд, конечно, нужно интегрировать базы данных арбитражных судов, и судов общей юрисдикции, а также службы судебных приставов-исполнителей, потому что исполнительное производство – это часть процесса. Во всяком случае, мы должны иметь в режиме реального времени информацию об исполнении наших судебных актов. Если мы этого добьемся, то мы сможем отказаться от бумажных исполнительных листов. Я думаю, что в перспективе это и произойдет. Это будет электронное дело, которое будет завершаться не бумажным решением. В исключительном случае будет бумажное решение, бумажный исполнительный лист, а в обычном режиме то, что будет исполняться на территории РФ, должно будет готовиться в электронном виде и направляться в службу судебных приставов. Соответствующее поручение взыскатель будет давать суду, или судебному приставу, и система сама будет отправлять все через "Мой арбитр". Например, направлять исполнительный лист вступившего в законную силу решения суда в службу судебных приставов в электронном виде.
Далее будет осуществляться процесс исполнения. Чем меньше бумаг, тем проще справляться с теми задачами, которые стоят перед нами. Должен добавить, что если бы не те современные технологии, которые мы используем в правосудии, то мы бы с нынешней нагрузкой не справились бы без базы данных.
Ведущая: Т.е. пока вы не можете точно сказать, когда эта возможность будет ориентировочно реализована, в этом году, в следующем?
Чуча С. Ю.: Я не могу сказать, что она первоочередная, но об этом говорят и судебные приставы, об этом говорит судебная система. Она будет реализована если не в этом году, то в следующем. В этом году у нас будет реализовано много других интересных вещей.
Ведущая: У нас был вопрос относительно интеграции в ближайшее время баз данных арбитражного суда г. Москвы с базами данных иных госорганов. Какая работа сейчас проводится?
Чуча С. Ю.: Работа проводится Высшим Арбитражным Судом по интеграции на уровне системы арбитражных судов. Очевидно, мы испытываем потребность в получении сведений из ЕГРЮЛ относительно адресов, учредителей и другой подобной информации юридических лиц, сведений, где проживают, где находится предприниматель, для того, чтобы рассматривать дела и избегать запросов по почте. В этом плане мы имеем возможность получать эту информацию в электронном виде, но нельзя сказать, что базы интегрированы, потому что в итоге должно быть, если, например, мы вбиваем ЕГРН, или ИНН, на этапе приема искового заявления, то остальные поля должны заполняться автоматически путем запроса информации из базы. Например, я так себе это вижу, чтобы не делать лишнюю работу. Чем меньше человек работает, тем меньше ошибок совершается и процесс происходит быстрее. Нам, очевидно, нужно будет интегрироваться с базой Федеральной регистрационной службы относительно регистрации прав на недвижимое имущество с теми же целями: знать, кто собственник, когда мы рассматриваем споры и т. д. , для того, чтобы избежать бумажных запросов, потому что бумажные запросы очень долго исполняются, это все несерьезно.
Ведущая: Сергей Юрьевич, Екатерина Александровна, расскажите подробнее, какие современные технологии сегодня активно используются и внедряются на данный момент по внутренним документам в обороте суда?
Чуча С. Ю.: Много лет назад внедрена система дел, которая довольно эффективно используется. Я долго работал в системе арбитражных судов, не только в суде г. Москвы, но и в Омской области. У нас реализована на практике система безбумажного документооборота. Многие поручения из Высшего Арбитражного Суда, такие как, финансы, МТО, и другие, которые касаются современных технологий в сфере компьютерной оснащенности, программного обеспечения, поступают в электронном виде. Далее они передаются председателем суда на рассмотрение тому или иному ответственному лицу, заместителю или руководителю подразделения. Тот передает в электронном виде без бумаги конкретному исполнителю, также все собирается назад, ответ уходит в электронном виде. Мы бумажных документов не видим по многим направлениям, за исключением бухгалтерии.
Кулагина Е. А.: Существует внутриведомственная электронная почта, которая используется всеми судами арбитражной системы, по которой из Высшего Арбитражного Суда приходят поручения в виде электронных писем. Эта система, через которую приходят электронные письма, интегрирована с нашей базой внутреннего документооборота "Дело". Электронная база "Дело" позволяет не только устанавливать резолюции, контролировать поручения и исполнение этих поручений, но и служит эффективной поисковой системой для внутреннего документооборота. Если нужно что-то найти, срочное письмо, что-то освежить, то можно очень быстро найти документ, поскольку все содержится в электронном виде.
Ведущая: Спасибо! Екатерина Александровна, расскажите немного подробнее о том программном обеспечении, которое используется в вашем суде для повышения эффективности функционирования работы судей.
Кулагина Е. А. В части программного обеспечения здесь, конечно, прежде всего, нужно сказать об автоматизированной информационной системе суда (АИС), в некоторых судах это "АИС судопроизводство", у нас "ПАССАТ". Это система автоматизации делопроизводства, которая позволяет сохранять все судебные акты в системе и отслеживать все движения дела. Система хранения судебных документов служит не только для того, чтобы отслеживать движение дела, но и преследует ряд целей. Через нее осуществляется выброс в систему картотек арбитражных дел судебных актов. Кроме того, с помощью нее можно использовать и различные поисковые системы, о которых я сказала – это как в базе "Дело", так и в системе автоматизации судебного документооборота. Благодаря данной системе, появилась возможность хранения документов в суде. Что касается программного обеспечения, которое служит подспорьем в работе суда, то это все те новинки, о которых сказал Сергей Юрьевич, которые давно используются этой системой: видеоконференцсвязь, система аудио протоколирования, которая поставлена на высоком уровне в системе арбитражных судов и др.
Чуча С. Ю.: Большим преимуществом является то, что не нужно стоять в очереди и ехать через весь город. Чем больше людей будет пользоваться голосовыми порталом, тем меньше они будут обращаться за справкой в Арбитражный суд г. Москвы, тем меньше у них будет претензий по поводу того, что они не могут дозвониться. В настоящий момент у нас работает два человека, один из них отвечает на вопросы тех, кто присутствует в суде, а второй сотрудник на телефонные звонки. В отделениях, к сожалению, мы никогда не сможем обеспечить присутствие работника. Но, тем не менее, мы внедрили автоответчики и сотрудники перезванивают людям, которые оставили свои сообщения. Мы контролируем этот процесс по мере возможности. В этом году мы планируем внедрить прямые видеотрансляции судебных заседаний. Тем более, что технологии в Арбитражном суде г. Москвы, применяемые для фиксации происходящих в зале судебных заседаний, допускают этот момент, потому что все судебные заседания фиксируются на видео. Кроме того, у нас есть технические возможности транслировать судебное заседание для всеобщего обозрения. Я думаю, что мы к этому придем в этом году.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Как уже было сказано, московский округ – один из крупнейших по количеству рассматриваемых дел. Сергей Юрьевич, расскажите немного о том, каким образом происходит Ваше информационное и взаимодействие с другим судами в округе, в том числе с третейскими судами. Может быть, есть какие-либо проблемы в ходе этого взаимодействия?
Чуча С. Ю.: Нашим судом рассматривается каждый седьмой спор, который разбирается арбитражными судами г. Москвы. Наша основная заслуга – это логистическая схема нашего государства, поскольку все идет через Москву, кроме того, здесь расположены все корпорации. Если бы у нас не была налажена система взаимодействия, то мы гоняли бы людей по кругу, выносили бы решения, исключающие друг друга. Мы стремимся к тому, чтобы как можно меньше людей подвергались ситуации, когда несколько инстанций рассматривает дело несколько раз. Первая инстанция узнает о том, что возникают какие-то споры. Мы пытаемся выяснять мнение вышестоящих инстанций, созываем совещания через видеоконференцсвязь, лично встречаемся с теми, кто рассматривает однотипные споры. Но мы можем себе это позволить только после того, как просмотрим какое-то количество споров, когда будет выявлена процессуальная позиция вышестоящих инстанций, через отмену или через оставление без изменений наших решений. В данном процессе участвуют председатели, заместители судьи.
Возникает много вопросов по поводу уведомлений. Мы пытаемся предоставлять возможность уведомления суда о тех или иных событиях не через "Мой арбитр", а по электронной почте. Все новые формы мы пытаемся согласовать между собой в судебном округе в связи с тем, чтобы из-за наших несогласованных действий не страдали люди из-за отмены решения.
Ведущая: Спасибо! Сергей Юрьевич, вот такой критический вопрос пришел от пользователя. У меня к вам несколько вопросов: Во-первых, у нас в арбитражном процессе отсутствует отработанный механизм достижения состязательности и равенства сторон в процессе; во-вторых, длительные сроки рассмотрения дел и достаточно сложная процедура судебного разбирательства; в-третьих, гласность судебного разбирательства в некоторых случаях приводит к разглашению конфиденциальной коммерческой информации; в-четвертых, непредсказуемость исхода рассмотрения и разрешения экономических споров, а также отсутствие у судей специальной подготовки, необходимой при разрешении специфических дел (например, детальное знание рынка ценных бумаг, страхового и оптового рынков и т.д.). Интересно узнать, какие у Вас есть предложения по совершенствованию арбитражного процессуального законодательства, использование которых позволило бы повысить эффективность судопроизводства? Хотелось бы услышать Ваш комментарий.
Чуча С. Ю.: Этот вопрос никак не связан с совершенствованием арбитражно-процессуального законодательства.
Я не совсем понимаю, какие у него проблемы. У нас состязательный арбитражный процесс. Возможно, речь идет о том, что допускаются доказательства принятия в завуалированной форме в других инстанциях, не представленных в первой. Очевидно, что арбитражный процесс у нас не без недостатков. Но, по-моему, Арбитражный процессуальный кодекс очень сбалансированный документ, он позволяет рассмотреть дело в сжатые сроки. Если что-то рассматривается более, чем три месяца, то это зачастую связано с подготовкой и представлением доказательств. Это связано с тем, что судья не может отложить процесс рассмотрения меньше, чем на месяц, потому что все дни заняты для рассмотрения других споров, из-за большой нагрузки. В феврале мы модернизировали составы для рассмотрения инвестиционных споров. В Арбитражном суде г. Москвы весьма глубокая специализация. Корпоративные споры, банкротство, вопросы по интеллектуальной собственности, строительному подряду рассматриваются отдельным составом. Их рассматривают достаточно узкие специалисты.
Ведущая: Хорошо, следующий вопрос. По мнению нашего пользователя, главная проблема российских судов заключается в их зависимости от исполнительной власти. В наиболее значимых делах российский суд защищает интересы чиновников, а вовсе не права тех, на чьей стороне закон. Хотелось бы услышать вашу точку зрения, как вы можете прокомментировать это убеждение?
Чуча С. Ю.: Я не считаю, что у чиновников больше возможностей влиять на суд всеразличными способами, чем у других людей. У нас председатель Высшего Арбитражного Суда не является сторонником того, чтобы мы прислушивались к не процессуальным обращениям. Всю информацию мы размещаем на сайте. Единственное, что могу сказать, что я для себя даю возможность дорассмотреть спор. Если я получаю какое-нибудь письмо или звонок от депутата или от полиции с определенной просьбой, то я не иду к судье до вынесения судебного акта. Если информация придет в письменном виде, то я размещу ее на сайте, но до вынесения судебного акта я воздерживаюсь от публикации данного запроса, чтобы судья не узнал о том, что по тому или иному делу было обращение. Размещение всех этих обращений будет позднее.
Ведущая: Насколько я вас правильно понимаю, Вы убеждены, что суд в любом случае может функционировать, абстрагируясь от каких-то социальных, экономических, политических моментов?
Чуча С. Ю.: Да, наверное. Также как и все в жизни. Газеты читаем, телевизор смотрим, вы же понимаете, что нельзя быть оторванным от общества, так или иначе на тебя происходит объективное влияние. Но в грубой форме это не происходит, поскольку возможно возникновение скандала.
Ведущая: Сергей Юрьевич, у меня к Вам заключительный вопрос. Электронное судопроизводство сегодня, как уже было сказано, - одно из наиболее перспективных и интересных направлений. Может быть, у вас есть какие-то теоретические или практические основы технологии правосудия будущего, которые вы в дальнейшем могли бы заложить или начать внедрять?
Чуча С. Ю.: С какого направления начать?
Ведущая: Чего еще не было
Чуча С. Ю.: Если отвлечься, назовите абстрактно какой-нибудь государственный институт в России, который работал бы столь же эффективно и внедрял современные способы разрешения споров, технологии своего функционирования, выполнения основной задачи. Мы вводим электронное судопроизводство, базы данных, запросы через телефон, интернет для того, чтобы более качественно реализовывать права лиц, участвующих в деле: граждан, организаций, хозяйствующих субъектов. Скажите, какой еще институт у нас в России столь эффективно работает? Нагрузка постоянно растет. Мы являемся наиболее эффективным работающим институтом.
Я исхожу из этого.
Ведущая: Сергей Юрьевич, как мы видим, у нас в зале есть вопросы. С вашего позволения передадим слово гостям в зале. Пожалуйста, представьтесь, и Ваш вопрос.
Вопрос из зала: У меня несколько вопросов, в основном уточняющего характера. Во-первых, Вы сказали о том, что начинает работу голосовой портал. Какие функции он предлагает, что человек может узнать, позвонив туда? Он уже начал работу? Это только в Москве, или в целом по России? Объясните, пожалуйста, более подробно специфику функционирования.
Чуча С. Ю.: Я прочитал в твиттер: "для тех, кто не боится за свою психику, попробуйте протестировать голосовой портал" и назвал номер телефона. Голосовой портал появился и заработал только вчера. По голосовому порталу можно узнать информацию о любом деле, которое рассматривается в арбитражных судах РФ, в любом регионе, в любом суде. Это голосовой способ обращения к информации, содержащейся в базе данных "Мой арбитр", представляет из себя базу данных, картотеку арбитражных дел. Мы можем узнать на какое число назначено какое-то конкретное дело, кто является сторонами, когда дело будет отложено, где это произойдет и т. д. Но вместо того, чтобы вы обращались к картотеке арбитражных дел через компьютер, мы предоставляем возможность получения информации по телефону .
Вопрос из зала: Т.е. человек может уточнить информацию только по своему делу?
Чуча С. Ю.: Он может уточнить информацию по любому делу. Если есть компьютер, вы можете открыть картотеку арбитражных дел, и по названию стороны, по ИНН, и по номеру дела, вы можете получить всю информацию о любом деле, которое рассматривает любой арбитражный суд РФ от Калининграда до Сахалина .
Кулагина Е. А.: Когда мы тестировали данную услугу, пробовали позвонить на данный номер, то я назвала абсолютно произвольный номер, который пришел в голову. Поэтому точно также любой гражданин, который знает номер дела, находящегося в производстве, но пропустил судебное заседание, может позвонить и узнать, что случилось на заседании, на какую дату оно назначено или отложено. Также можно позвонить и поинтересоваться любым другим номером дела. Можно позвонить и узнать полную информацию по любому номеру дела. Гражданин может позвонить с любого участка Российской Федерации и узнать о деле, находящемся в рассмотрении любого арбитражного суда арбитражной системы.
Чуча С. Ю.: Вы можете попробовать, телефон уже работает.
Вопрос из зала: Вы говорили об электронных исках, Вы не могли бы еще раз обозначить цифру?
Чуча С. Ю.: За три месяца было подано 2084 исковых заявления в электронном виде за январь, февраль, март. А за весь прошлый год — 5584 заявления. При этом мы запустили систему с февраля. Сейчас в месяц у нас заявляется около тысячи исков в электронном виде, порядка 700-800.
Вопрос из зала: Вы начали говорить о том, что в скором времени заработает система, благодаря которой можно будет не приходить в суд, а воспользоваться специальными кабинками. Хотелось поподробнее понять, что это за система.
Чуча С. Ю.: Я отвечал на вопрос, какие современные методы используются при отправлении правосудия в мире. Без присутствия работника суда в Сингапуре человек может участвовать в судебном заседании, зайдя в некую кабинку, обустроенную специальным образом. Там находится экран и микрофон. Таким образом, он участвует в судебном заседании, не приходя в суд.
В наших условиях, не нужно будет ехать из Подмосковья, например, в областной суд, а дать гражданину возможность зайти в некий офис, находящийся в районном центре по месту жительства, где будет находиться или секретарь судебного заседания, или помощник судьи, и предоставить возможность через систему конференцсвязи участвовать в судебном заседании, которое проходит в областном центре. Я предполагаю, что именно так и будет.
Вопрос из зала: С Вашей точки зрения, если эта система будет внедряться, то в течение какого времени это произойдет?
Чуча С. Ю.: Не знаю. Про время ничего конкретно сказать не могу. Мы сильно тянуть не будем, если будет такая возможность. Это технический вопрос, мне сложно его оценивать, я ведь юрист.
Ведущая: Сергей Юрьевич, Екатерина Александровна, позвольте поблагодарить вас за интервью и пожелать от имени ИА "ГАРАНТ" успехов в вашей работе, в развитии и совершенствовании информационных технологий суда. И, как следствие, снижения в дальнейшем нагрузки на судей. Спасибо!