Новости и аналитика Интервью Реализация Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации": анализ актуальных вопросов в правоприменительной практике

Реализация Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации": анализ актуальных вопросов в правоприменительной практике

5 марта в 11-00 часов состоялось интернет-интервью с начальником Правового управления Федеральной таможенной службы Струковым Андреем Борисовичем.

Тема интернет-интервью: Реализация Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации": анализ актуальных вопросов в правоприменительной практике.

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева ( ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.Сегодня у нас в гостях Струков Андрей Борисович - начальник Правового управления Федеральной таможенной службы. Андрей Борисович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и приехали к нам на наше мероприятие. Тема интернет-интервью: Реализация Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации": анализ актуальных вопросов в правоприменительной практике. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" регламентирует отношения, связанные с ввозом товаров в Россию и вывозом из страны, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами.
Документ содержит множество норм, связанных с законодательством государств-членов таможенного союза (ТС), устанавливает правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования союза. В законе получил развитие институт уполномоченного экономического оператора, ставший новеллой для стран ТС. Он создан в соответствии с европейскими стандартами и свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих органов к бизнесу. Ряд упрощений связан с декларированием товаров и направлен на ускорение сроков выпуска.
В 2012 году Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО). Серьезные изменения претерпят не только таможенные тарифы, но и система нетарифного регулирования. Реформа будет продолжаться в течение нескольких "переходных" лет, установленных договором России и ВТО. Сегодня мы поговорим о наиболее актуальных вопросах, касающихся таможенного союза и его влияния на бизнес, последних изменениях в таможенном законодательстве и работе по его реализации. Андрей Борисович, с января 2012 года Вы начали рассматривать заявления от компаний, которые хотят получить статус уполномоченного экономического оператора. Расскажите, пожалуйста, что им даст данный правовой статус?

Струков А.Б.: Введение института уполномоченного экономического оператора - новация 2012 года. Статус уполномоченного экономического оператора и условия присвоения этого статуса определены статьями 38-39 Таможенного кодекса Таможенного союза и главой 6 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В целях реализации отсылочных норм Федерального закона в рамках компетенции ФТС России изданы в 2011 г. и прошли государственную регистрацию в Минюсте России: приказ № 1877, утверждающий Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, и приказ № 1914, утверждающий типовую форму соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором.
Эти приказы с января 2012 г. обеспечили возможность начала практической деятельности по включению заинтересованных юридических лиц в реестр уполномоченных экономических операторов. Государственная услуга по включению в реестр уполномоченных экономических операторов бесплатна и доступна всем российским юридическим лицам.
Реестр уполномоченных экономических операторов ведется ФТС России. На сегодняшний день в ФТС России поступило более 50 заявлений о включении в этот реестр.
Статус уполномоченного экономического оператора могут получить юридические лица, отвечающие критериям «добросовестного участника внешнеэкономической деятельности».
Для получения свидетельства и включения в такой реестр требуется соблюдение ряда условий, таких как:

  • осуществление внешнеэкономической деятельности не менее одного года со дня обращения организации в ФТС России;
  • наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, предоставленные таможенным органам, со сведениями о проведении хозяйственных операций;
  • предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, эквивалентного 1 млн. евро;
  • отсутствие задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • отсутствие процедуры банкротства в отношении организации;
  • среди руководителей и сотрудников организации не должно быть лиц, привлеченных к уголовной ответственности за экономические преступления.

Приобретая статус уполномоченного экономического оператора, российское юридическое лицо сможет применять специальные таможенные упрощения.
Такие упрощения включают возможность временного хранения товаров на складах самой организации, выпуска товаров до подачи таможенной декларации, проведения таможенных операций непосредственно на своих складах, а также право использования любых порядков упрощенного декларирования.

Ведущая: Андрей Борисович, какие правовые вопросы еще предстоит решить, чтобы Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана заработало в полную силу?

Струков А.Б.: С июля 2010 г. в государствах-членах Таможенного союза применяется единое таможенное законодательство, состоящее из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных соглашений этих государств и решений Комиссии Таможенного союза, обеспечивающих реализацию положений кодекса.
В ходе практики применения таможенного законодательства таможенными органами выявляются коллизии правовых норм, содержащиеся в кодексе и иных актах, составляющих нормативную базу Таможенного союза. В целях совершенствования таможенного законодательства таможенные органы Российской Федерации с октября 2010 г. осуществляют ежеквартальный мониторинг практики применения кодекса и актов таможенного законодательства Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, по результатам которого в ФТС России готовятся поправки для изменения и дополнения норм указанных актов.

Сжатые сроки подготовки актов для регулирования Таможенного союза и не унифицированность смежных с таможенным законодательством отраслей законодательства государств-членов Таможенного союза не позволили детально проработать и согласовать ряд принципиальных позиций. Эти акты содержат свыше 900 отсылочных норм к разным уровням законодательства. Реализация отсылочных норм актов сопряжена с необходимость разработки дополнительных правовых актов.

Подобная структура международных документов приводит к внутренним противоречиям норм и затрудняет их применение со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В правовой плоскости становится актуальным проведение работы по кодификации международного законодательства, регулирующего нормативную базу единого экономического пространства. Такая работа включает качественную переработку действующих актов с целью устранения отсылочных норм, противоречий правового характера, восполнения пробелов в правовом регулировании. Такая работа сейчас обеспечивается Комиссией Таможенного союза.

В этой работе принимают участие эксперты таможенных служб государств-членов Таможенного союза. Согласованные поправки вносятся на рассмотрение Комиссии Таможенного союза для подготовки проектов международных актов.

18 ноября 2011 г. подписан главами государств-членов Таможенного союза Договор о создании Евразийской экономической комиссии. Комиссия Таможенного союза упраздняется. Будет функционировать ЕЭК как единый постоянно действующий регулирующий орган как Таможенного союза, так и единого экономического пространства.
Деятельность ЕЭК будет затрагивать, в том числе, вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, статистики внешней и взаимной торговли. Решения ЕЭК подлежат применению на территориях государств-членов Таможенного союза. При этом решения Комиссии Таможенного союза, действующие на 1 января 2012 г., сохранят свою юридическую силу.

Кроме того, Договором на ЕЭК возложены полномочия по обеспечению реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и единого экономического пространства. В настоящее время договорно-правовую базу Таможенного союза составляют свыше 80 договоров и соглашений.

Ведущая: Одной из тенденций последнего времени является открытие данных государственными органами. Когда можно ожидать появления подобной информации от ФТС России? Каков правовой статус данной информации?

Струков А.Б.: Cогласно пункту 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию. Случаи возможности передачи информации, полученной таможенными органами, определены Таможенным кодексом Таможенного союза и национальным законодательством каждого государства, входящего в Таможенный союз.
Для возможности обработки, хранения и использования полученной таможенными органами Российской Федерации информации созданы информационные системы, одной из которых является единая автоматизированная информационная система таможенных органов. Лица, осуществляющие деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо деятельность в сфере таможенного дела, на основании статьи 100 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о себе и на уточнение этой информации в целях ее полноты и достоверности.

Таможенные органы предоставляют лицам такую информацию бесплатно. Для получения такой информации лица могут воспользоваться приказом ГТК России от 2 февраля 2004 г. № 137, которым утвержден порядок предоставления заинтересованным лицам информации о них. Приказ применяется в части, не противоречащей Федеральном закону.

Надо отметить, что заинтересованные лица также вправе получать информацию об актах таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 51 Федерального закона. Такую информацию предоставляют региональные таможенные управления и таможни в порядке, определенном Административным регламентом Федеральной таможенной службы, утвержденным приказом ФТС России от 24 мая 2006 г. № 469.
Комиссия Таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет.

В сети Интернет Комиссия Таможенного союза размещает свою информацию на официальном веб-сайте www.tsouz.ru. ФТС России обеспечивает размещение информации и текстов ведомственных правовых актов на официальном веб-сайте www.customs.ru.

Ведущая: Есть ли у Правового управления ФТС России какие-либо законодательные инициативы, касающиеся совершенствования таможенного регулирования в РФ? Чего они касаются, когда ожидать их принятия?

Струков А.Б.: Государствами-членами Таможенного союза ведется работа по дальнейшему совершенствованию законодательной основы Таможенного союза. Создана международная рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза. Рабочую группу возглавляет руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов.
Предложения по доработке положений кодекса формируются с учетом мониторинга практического применения его норм на территориях государств-членов Таможенного союза.
Такой мониторинг организован таможенной службой Российской Федерации с октября 2010 г. Ежеквартально таможенные органы представляют в ФТС России предложения для внесения поправок в кодекс по результатам правоприменительной практики.

Из ближайших целей: включение в кодекс положений отдельных международных соглашений государств-членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза в области таможенного регулирования, сокращение отсылочных норм в кодексе. По итогам работы в 2011 г. сформировано свыше 400 поправок в кодекс, предложенных тремя государствами.
Секретариатом Комиссии Таможенного союза около подготовлено более 80 поправок, включая:

  • предложения об установлении возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины;
  • предложения, направленные на установление возможности использовать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров, что позволит использовать обеспечение, внесенное при транзите товаров, после завершения таможенной процедуры таможенного транзита для уплаты платежей при выпуске таких товаров для внутреннего потребления;
  • предложения о продлении срока для обращения декларанта или собственников товаров в таможенные органы с целью возврата сумм, полученных от реализации задержанных товаров, с 3 месяцев до 3 лет;
  • предложения, направленные на установление права перевозчика при убытии представлять документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, однократно в случае осуществления международной перевозки товаров грузопассажирскими паромами, совершающими рейсы более одного раза в сутки с пересечением таможенной границы Таможенного союза;
  • предложения, направленные на установление возможности подачи таможенной декларации до завершения процедуры таможенного транзита;
  • предложения об установлении во всех государствах-членах Таможенного союза возможности помещения коммерческих или научных образцов под таможенную процедуру уничтожения;
  • предложения об исключении обязанности уплачивать таможенные платежи в отношении временно ввезенных научных или коммерческих образцов, если они были уничтожены или повреждены в ходе проведения с ними испытаний, исследований, тестирования.

Завершить работу по доработке кодекса планируется не позднее июня 2012 г. Изменения в кодекс оформляются протоколом к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, который подлежит ратификации в каждом государстве-члене Таможенного союза.

Ведущая: Андрей Борисович, как Вы оцениваете действующее в России таможенное законодательство, в частности, Федеральный закон от 27 ноября 2010 года "О таможенном регулировании в Российской Федерации"? Закон действует уже более года, насколько он оправдал возложенные на него надежды? Насколько эффективно решает поставленные перед ним задачи? Какие проблемы закону не удалось пока решить, на Ваш взгляд?

Струков А.Б.: Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части Российской Федерации обеспечивает реализацию отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза к национальному законодательству государств-членов Таможенного союза.
Федеральный закон допускает возможность регулирования таможенных правоотношений, возникающих на территории Российской Федерации, на уровне ФТС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. В течение 2011 г. издано 49 ведомственных нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию в Минюсте России, направленных на обеспечение применения норм Федерального закона.
Безусловно положения Федерального закона будут совершенствоваться с учетом правоприменительной практики. В соответствии с Планом законопроектной работы ФТС России на 2012 год предусмотрена подготовка законопроектов, предусматривающих внесение изменений в:

  •  статью 219 Федерального закона (в части установления возможности обращения декларанта в таможенные органы в электронной форме);
  •  статьи 112, 116, 147, 148, 178 и 317 Федерального закона, а также в главу 9 Федерального закона.

Рассматривается возможность законодательных инициатив относительно урегулирования в Федеральном законе положений, касающихся создания свободного склада и применения таможенной процедуры свободного склада.

Одновременно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 и Планом мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р, ФТС России проводит мониторинг практики применения Федерального закона с участием Минэкономразвития России и ФАС России.

По итогам такого мониторинга дополнительные предложения по совершенствованию отдельных положений Федерального закона будут представлены во II квартале 2012 г. в Минюст России для подготовки доклада Правительству Российской Федерации.

Ведущая: Перед органами государственной власти президент РФ Д.А. Медведев поставил приоритетную задачу - борьба с коррупцией. Андрей Борисович, насколько нормы закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" помогают сегодня с ней бороться?

Струков А.Б.: Проведение федеральными органами исполнительной власти, включая ФТС России, антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов таких актов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также методика проведения такой экспертизы.
Заключения ФТС России в отношении проектов ведомственных нормативных правовых актов по результатам проведения антикоррупционной экспертизы подготавливаются на основании приказа ФТС России от 22 марта 2010 г. № 533, прошедшего государственную регистрацию в Минюсте России. В 2011 году была проведена антикоррупционная экспертиза более 170 нормативных правовых актов ФТС России, регулирующих вопросы таможенного дела.

Положения действующих ведомственных нормативных правовых актов, в том числе обеспечивающих нормы Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», на предмет коррупционной составляющей рассматриваются в рамках работы рабочей группы ФТС России по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов ФТС (ГТК) России, созданной в 2009 году. Решения по изменению положений действующих актов или об их отмене принимаются членами рабочей группы, состоящей из представителей функциональных подразделений ФТС России с учетом предложений таможенных органов, основанных на практике применения таких правовых актов.

В целях исключения неправильного применения должностными лицами таможенных органов положений Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и восстановления нарушенных прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности в системе таможенных органов действуют механизмы ведомственного контроля и ведомственного обжалования.

Лица вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в досудебном порядке. В 2011 г. таможенными органами рассмотрено по существу более 900 жалоб (заявлений) лиц в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». По результатам рассмотрения свыше 500 (примерно 53 %) жалоб было удовлетворено полностью или частично. Отмены решений в области таможенного дела обусловлена в большей степени объективным причинами – изменение таможенного законодательства, а также отсутствие устойчивой правоприменительной практики этого законодательства в условиях функционирования Таможенного союза, включая судебную практику.

Оценивая состояние судебной практики таможенных органов необходимо отметить, что в 2011 г. таможенными органами было оформлено более 4 млн. таможенных деклараций, из которых только по импорту около 3 млн. При проверке деклараций должностными лицами принимаются решения в отношении классификационного кода, таможенной стоимости, страны происхождения товаров, осуществляется проверка соблюдения мер нетарифного регулирования.
Таможенные органы в 2011 г. вели производство по более чем 33 тыс. судебным делам, из которых судами различных инстанций было рассмотрено свыше 20 тыс. дел. В пользу таможенных органов рассмотрено 12 596 дел (54 % от общего количества рассмотренных дел).
Основная доля отрицательных для таможенных органов судебных решений вынесена судами при рассмотрении споров, связанных с обжалованием решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела - 84 % от общего числа проигранных таможенными органами дел. В сравнении с 2010 г. количество судебных споров с участием таможенных органов уменьшилось на 10 %, а количество дел, рассмотренных в пользу таможенных органов, увеличилось на 8 %.
При этом именно таможенные органы формируют более 50 % доходной части федерального бюджета. Согласно статистике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами первой инстанции в 2011 г., с применением таможенного законодательства были связаны более 11 тыс. дел, с применением налогового законодательства – свыше 90 тыс. дел. Доля таможенных споров в общем количестве рассмотренных арбитражными судами дел, возникших из административных и иных публичных правоотношений, составила 2,9 % (аналогичный показатель по налоговым спорам составляет 25,6 %).

Ведущая: Существующая Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года нацелена на интеграцию России в мировую экономику. Каких еще нововведений, на Ваш взгляд, в рамках данной Концепции стоит ожидать в ближайшее время?

Струков А.Б.: Положения Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года в полной мере соотносятся со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года.
В связи с этим Стратегия ФТС России является системой долговременных установок и приоритетов в развитии таможенных органов в целях повышения их роли в обеспечении экономической безопасности страны в условиях функционирования Таможенного союза.
Основными направлениями в совершенствовании таможенного администрирования согласно этой Стратегии рассматриваются: таможенное регулирование, эффективная реализация фискальной функции, правоохранительная и антикоррупционная деятельность и др.
В сфере таможенного регулирования предполагается осуществить мероприятия, направленные на совершенствование порядка и правил, при соблюдении которых юридически и физические лица будут реализовывать право перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза. В стадии подготовки межведомственный план таких мероприятий, исполнение которых будет обеспечиваться ФТС России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минтрансом России, Минпромторгом России, ФНС России, Роспатентом, Ростехрегулированием, Росстатом, Росграницей.
Первый этап Стратегии, который реализуется до 2013 года, включает в себя создание таможенно-логистической инфраструктуры в приграничных субъектах Российской Федерации. Изданы приказы ФТС России от 18 марта 2010 г. № 510 и от 17 ноября 2011 г. № 2351, предусматривающие порядок осуществления таможенных операций с прибывшими в морские пункты пропуска товарами в контейнерах и их перемещения на склады временного хранения, расположенные за пределами морских портов, а также совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от автомобильных пунктов пропуска.
Планируется наращивание транзитного потенциала страны, в том числе посредством упрощения таможенных процедур по оформлению транзитных товаров. В этих целях изданы: приказ ФТС России от 25 февраля 2011 г. № 397, определяющий порядок таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, и приказ ФТС России от 27 мая 2011 г. № 1075, устанавливающий особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом.

Ведущая: Андрей Борисович, это был заключительный вопрос. Благодарю Вас за интересную беседу и желаю успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и