Татьянин день. 23 января 2012
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.
23 января в 12-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академиком Садовничим Виктором Антоновичем.
Тема интернет-конференции: "Татьянин день".
Ведущая интернет-конференции — Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ")
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Виктора Антоновича Садовничего - Ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Уважаемый Виктор Антонович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы по традиции нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема сегодняшней интернет-конференции: "Татьянин день".
25 января в России традиционно отмечается Татьянин день. Это день основания Московского государственного университета и День российского студенчества. Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. В 1755 году, в Татьянин день, императрица Елизавета подписала "Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий". Почти 50 лет он оставался практически единственным университетом России. Затем стал "ветвиться", дав жизнь многим университетам нашей страны.
Вот уже 257 лет Московский государственный университет радостно празднует 25 января как день своего рождения.
В последние годы МГУ осуществил целый ряд новых программ. Открыты новые факультеты, введено более 200 новых учебных планов и учебных программ, начаты научные исследования по новым междисциплинарным программам, создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях России.
За 2011 год Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова было реализовано множество новых и перспективных проектов: активно развивалась программа, утвержденная Правительством РФ, совершенствовалась работа лабораторий и кафедр, научная база, было закуплено уникальное оборудование, увеличена мощность суперкомпьютера, запущены новые университетские спутники. Университет перешел на шестилетнее образование. Подходит к концу строительство нескольких корпусов, удвоена инфраструктура, создана система студенческого самоуправления и многое другое.
В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие планы развития университета, достижения и нововведения, с которыми университет встретит Татьянин день, а также иные актуальные вопросы и проблемы, волнующие на сегодняшний день преподавателей, студентов и абитуриентов. Об этом и многом другом в ходе интернет-конференции расскажет ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик Садовничий Виктор Антонович.
К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Уважаемый Виктор Антонович! Скажите, пожалуйста, каким был 2011 год для Московского государственного университета? Каких успехов удалось достичь за этот год в рамках реализации программы развития МГУ?
Садовничий В. А.: Всем добрый день! Спасибо, Наталия! Спасибо, Евгений Вячеславович! Спасибо Информационному агентству "ГАРАНТ"! Я очень высоко ценю эти ежегодные интернет-конференции, накануне нашего дня рождения - Татьяниного дня. Здесь мы подводим итоги работы Московского государственного университета за год.
Конечно, для Московского университета прошедший год был непростым. Главное, что нас поддерживало и воодушевляло, - это то, что два года назад был принят специальный закон об особом статусе Московского и Санкт-Петербургского университетов. Затем Правительством РФ была принята Программа развития Московского университета до 2020 года. Мы жили, реализуя эту программу, она касается всех сторон жизни и деятельности МГУ.
Знаковым событием, на мой взгляд, является то, что с сентября 2011 года, т.е. фактически с прошлого семестра, Московский университет перешел на новые шестилетние стандарты обучения. Таким образом, мы, пошли другим отличным от остальных вузов путем. В целом ядро образования делается и в Европе, и в России вокруг трехлетнего-четырехлетнего бакалавриата. Московский университет взял на себя особую миссию и объявил шестилетние стандарты. Это значит, что по тем дисциплинам, где мы готовим специалистов, а таких более десяти, мы обучаем их в течение шести лет, а не пяти как раньше. И это дополнительное время хотим использовать для того, чтобы специалист был широко образован, владел смежными дисциплинами, фундаментальной университетской подготовкой, имел высокий уровень знания иностранных языков, был уникален. И мы думаем, что такого специалиста, наверное, пока никакой другой университет выпускать не будет. Итак, вместо пяти мы будем готовить специалистов -шесть лет, используя дополнительное время для расширения его фундаментальной междисциплинарной подготовки. Если это естественнонаучная специальность, то студенты получат знания по ряду гуманитарных наук, необходимых в жизни, а если гуманитарная, то, наоборот - основ естествознания.
По остальным специальностям мы будем вести подготовку так называемых интегрированных магистров. Выпускники по желанию будут получать диплом бакалавра, но, имея эту базу бакалавра, смогут продолжить двухлетнее обучение в магистратуре по тому же направлению, т.е. моноподготовка.
По правилам бакалавр бывает по одному направлению, например, по экономике, а магистр может выбрать юриспруденцию или информационные технологии. Интегрированный магистр это продолжение обучения именно по своей специальности. Если он был бакалавром по биологии, то еще два года продолжит по тому же направлению, расширяя и углубляя свои знания.
Таким образом, и в том, и в другом случае, это шестилетняя подготовка. Только в первом случае - просто специалист с выдачей диплома Московского университета после шестилетнего обучения, а во втором случае он может получить диплом бакалавра Московского университета и продолжить еще два года магистратуры, получить диплом магистра Московского университета.
Возникает вопрос: как быть, если студент хочет сменить направление, сдавать сначала на бакалавра по одной специальности, потом учиться на магистра по другой, или пришел со стороны, закончил бакалавриат в каком-нибудь другом университете и хочет закончить магистратуру в МГУ по другому направлению? У нас для такого рода деятельности открыто более 60 магистерских программ, которые отвечают стандартам третьего поколения и полностью укладываются в направления, которые проводит Министерство образования и науки Российской Федерации. Для таких желающих учиться есть все возможности продолжить обучение в магистратуре по избранным направлениям. В Московском университете есть два факультета - экономический и Институт стран Азии и Африки. Их ученый совет придерживается стандартной подготовки бакалавров и магистров. Нет ни каких возражений, чтобы факультеты пробовали и те, и иные пути, но если посмотреть более внимательно, то экономический факультет фактически готовит монопрограмму, потому что большинство заканчивающих бакалавриат экономического факультета, идут в магистратуру по экономике. Но все-таки там есть небольшой люфт, и в этом смысле они считают, что у них действуют обычные стандарты третьего поколения.
У Московского университета были и другие достижения в прошедшем году. Например, принята грандиозная программа научного оснащения и научных исследований: развитие информационных технологий, создание супервычислителей, запуск спутников, прорывы в биотехнологии и медицине, работы, связанные с созданием геопорталов.. И, конечно, исследования по гуманитарным наукам.
Ведущая: Спасибо, Виктор Антонович. Правильно ли мы понимаем, что Вы полностью поддерживаете переход на шестилетнее образование и считаете это целесообразным и оправданным?
Садовничий В. А.: Это риск, я не скрою, поскольку здесь мы многое сделали не как все. Но, насколько я знаю из истории открытий и достижений, обычно они происходят именно там, где человек делает не как все. Если посмотреть на выдающиеся научные достижения, нобелевские премии и т.д., это результаты исследований, которые получали ученые именно там, где сомневались в привычной траектории, отступали от нее. Так и мы рискнули, пошли другим путем. Должен же быть университет, задающий планку образованию, должно быть в России место, где молодой и талантливый человек может стать элитным специалистом. Мы ему открываем дорогу, дальше он будет расти и достигать новых вершин, получать новые результаты. Мы создадим такую базу в подготовке, которая пока не дается в других университетах. Я убежден, что именно Московский государственный университет может быть таким экспериментирующим университетом. Абсолютно уверен, что в связи с огромным рывком технологического прогресса востребованность таких специалистов будет расти.
Ведущая: "Вы часто во многих своих интервью упоминаете о том, что МГУ потерял ту уникальную среду, которая существовала в годы Вашей учебы, например, на мехмате. Почему же сегодня Вам не удается ее воссоздать или создать нечто подобное? Что этому мешает? Возможно, сейчас слишком много иных каких-то развлекательных соблазнов для студентов, которые не позволяют им с головой окунуться в учебу?"
Садовничий В. А.: Это правда. Я - математик, учился на мехмате, и среда, которая сложилась на этом факультете в середине прошлого века, к сожалению, утеряна. Требуется очень много сил, и, может быть, изменение целого ряда обстоятельств, чтобы ее восстановить.
Я читал некоторые зарубежные исследования по поводу мехмата 60-70-х годов. Исследователи истории и математики считают, что это был феномен, который в мире не повторен. Подумайте сами, одновременно на факультете проводилось 500 спецкурсов и спецсеминаров, это, то что дополнительно предлагалось студенту помимо основных обязательных курсов. Все доски 15-того этажа были обклеены объявлениями о том, что такой-то профессор, такой-то доцент или даже ассистент приглашает студентов на свой спецсеминар или просеминар. Сейчас, к сожалению, у студента есть возможность выбрать всего лишь один или два спецкурса. Таково сравнение среды того времени и нынешнего.
Потерял не только университет, но и система образования в целом. Это явление связано не с конкретным университетом, а в целом с некоторыми колебаниями настроений в обществе. Эти настроения носят глобальный характер. Я как-то говорил, что общее развитие интереса к образованию, науке, в том числе смена естественной гуманитарной парадигмы, происходит примерно по синусоиде или по спирали. Если говорить более точно, то мы возвращаемся примерно на тот же уровень и, может быть, на более высокую точку. В трудные 90-е годы, когда происходила смена некоторых парадигм востребованности специалистов, особенно это было заметно в России, интерес сдвинулся в сторону подготовки экономистов, менеджеров, юристов и программистов. Но программистов не тех, которые создают что-то новое, а тех, кто хорошо владеет уже имеющейся средой, имеющимися аппаратными средствами. И этот интерес стал главным, наиболее востребованным. Рынок в большей степени предлагал работу таким выпускникам. И по этим причинам в целом отношение в обществе, интерес к фундаментальным наукам стал падать, в том числе к математике, теоретической физике. Но общество сейчас уже почувствовало, что может сделать новые рывки, если будут проводиться открытия в фундаментальных областях. Уже сейчас по многим направлениям это понимают ведущие научные центры мира. Это связано с изучением космоса, Земли, глобальных процессов, и в том числе математики. И я почти уверен, что мы станем свидетелями, когда российское государство будет приоритетно поддерживать фундаментальные исследования и фундаментальную науку, потому что без этого нельзя делать рывки в экономике, социальной сфере. Мы будем свидетелями воссоздания похожей среды. Наверное, она будет уже чуть-чуть другой. Нельзя войти в ту же реку дважды, но и в других местах, может быть, возникнут такие же школы и такая среда, которая была в 60-70-е годы в Московском университете.
Ведущая: Спасибо, Виктор Антонович! Давайте более подробно поговорим о тех приоритетных направлениях, которые Вы уже озвучили. Вы говорили о развитии информационных технологий, о том, что много было сделано в 2011 году. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что за последнее время сделано по совершенствованию мощности суперкомпьютера, который есть в МГУ? На что направлен его функционал? И какие задачи удалось решить с его помощью?
Садовничий В. А.: Не всем понятно, что супервычислительная мощность и наличие супервычислителей – это один из признаков мощи государства. Это стали понимать совсем недавно. Возникло жесткое соревнование между государствами. Прежде всего за приоритет в этой области борются США, Китай, Япония и Германия. Проводятся рейтинги государств, обладающих супервычислителями. Есть ряд причин, почему именно Московский университет взял на себя ответственность участия в этой гонке. Повторюсь, что в целом это национальные проекты государств. И если говорить о Германии, Китае, Японии и США, то там супервычислениями занимаются крупные структуры, которые называются национальными исследовательскими центрами. В России эту роль и ответственность взял на себя МГУ. Безусловно, нам оказывается поддержка, но она недостаточна для того, чтобы выдержать эту гонку. И поэтому мы вкладываем собственные, внебюджетные средства, создаем инфраструктуру. Мы стягиваем все, что можно, для того, чтобы достойно представлять нашу страну в гонке в этом направлении. За полтора года мы создали супервычислитель мощностью чуть более 1,6 флопс. Это небывалая мощность. Мы находимся в разных мировых рейтингах где-то между 13 и 17 местом. А если говорить про мощности граф ускорителей, то мы занимаем второе место в мире. Таким образом, МГУ более чем успешно конкурирует в этой среде.
Зачем нужны супервычислители? Дело в том, что многие актуальные задачи не могут быть решены иначе, чем на супервычислителе. Это, безусловно, стратегические задачи для любого государства и мировой науки. Супервычислитель помогает сократить годы исследований до недель и даже дней. Не так давно на семинаре в Институте математических исследований сложных систем мы слушали доклад о Мировом океане, движении вод Каспийского моря и Мирового океана. Это, по сути, влияние на климат планеты, прогноз климата. И просчитать это можно только на супевычислителе. Так как, если говорить о серьезном прогнозе, надо знать структуру движения вод Мирового океана и еще множество других факторов и обработать все данные и получить некий прогноз невозможно обычными методами.
Супервычисления так же необходимы для решения задач по аэродинамике, обратных задач по поиску полезных ископаемых. Всякий поиск полезных ископаемых - это решение обратной задачи, однако все они не корректны, и имеют множество решений и только с помощью сложной вычислительной техники можно выбрать наиболее правильное решение.
В ближайшие год-полтора мы надеемся довести мощность супервычислителя до 10 петафлопс. Думаю, что это будет достойная мощность, мы будем находиться примерно на том же положении в рейтингах.
Специалисты мирового уровня, поговаривают уже о экзофлопсной инициативе. В МГУ создается соответствующая структуру, мы заявляем, что продолжим свою работу и по созданию экзофлопсного супервычислителя. Я думаю, что если мы сейчас упустим эту инициативу, то никогда уже потом не будем обладать экзофлопсным супервычислителем. Так часто бывает, что если теряешь положение, то уже потом догнать невозможно.
Ведущая: Спасибо! Виктор Антонович, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как изменилась инфраструктура МГУ за последние годы? И каковы планы университета по ее развитию на 2012 год?
Садовничий В. А.: Если говорить в целом, то за эти трудные годы, начиная с 2000 г., мы удвоили свою инфраструктуру. Мы построили около миллиона квадратных метров новых площадей. Т.е. мы имели миллион и миллион построили. Это корпуса и сооружения как на прежней территории, иногда ее называют старой, так и на новой. Уже все привыкли, что есть Фундаментальная библиотека - интеллектуальный центр, первый учебный корпус, медицинский центр - он в ближайшее время начнет полностью функционировать. Есть новый корпус, куда переехали экономический и другие факультеты. Буквально через несколько месяцев, летом, на новой территории будет сдан второй корпус - "близнец" первого. Первый назван "Шуваловским". Это его официальное название. А второй "близнец" находится по другую сторону от Фундаментальной библиотеки, ближе к метро "Университет", и будет называться "Ломоновский". В этом новом корпусе будут размещены научные лаборатории. Всем научным группам, работающим над проектами, которые претендуют на новые достижения, мы будем давать площади в этом корпусе и создавать условия для работы. За "Ломоносовским" корпусом будет строиться школа-гимназия, ее мы планируем назвать "Ломоносовской гимназией". Ломоносов, основывая Московский университет, создал при нем две гимназии. Сейчас у нас тоже будет две гимназии при Московском университете. Первая – школа-интернат им. А. Н. Колмогорова, а вторая - Ломоносовская гимназия для одаренных ребят со всех уголков России. Гимназия будет широкого спектра, там будет вестись углубленная подготовка не только по математике и физике, но и по биологии, химии, гуманитарным наукам - истории, русскому языку. Проект "Ломоносовской гимназии" уже готов, в ближайшее время он будет утвержден. Надеемся, что скоро начнется строительство. За этой гимназией начнется строительство общежитий и гостевых корпусов (гестхаусов) для приезжающих преподавателей, студентов по обмену. Мы планируем построить 6 тысяч мест в общежитии, т.е. это в два раза больше, чем сейчас живет студентов на Ломоносовском проспекте в Филиале дома студента в старых пятиэтажках.
Еще одна изюминка, о которой мы пока нигде не говорили публично, строительство научного музея рядом с библиотекой. На совещании Президиума Совета при Президенте РФ я сделал предложение построить музей науки в России. Дмитрий Анатольевич поручил расширить Политехнический музей, а один из его филиалов создать как музей науки. Мы знаем музеи науки в США, Японии. В каждой стране есть музей науки, где все демонстрируются свои новейшие достижения. Развивая эту идею, на территории МГУ будет построен музей науки. Он будет совместно использоваться Политехническим музеем и Московским университетом. Я надеюсь, что это будет место, куда десятки тысяч ребят будут приходить и знакомиться с новейшими достижениями научных исследований.
Таковы наши ближайшие планы: гимназия, общежитие, музей науки. Есть и продолжение этих планов - другие корпуса на новой территории. Но то, что уже сделано в эти непростые годы имеет огромное значение для Московского университета.
Ведущая: Т.е. все эти амбициозные планы Вы планируете реализовать в ближайший год-два, я правильно Вас понимаю?
Садовничий В. А.: Начало строительства гимназии, музея и общежитий – это ближайшее время. Только в сказке бывает все быстро. Для того чтобы строить, надо знать, где брать средства, кто будет строить, как это сделать – все это тяжелейшая работа, это миллиардные вложения. А где их взять? Естественно, у государства сейчас нет таких прямых средств. Значит, надо находить другие варианты решений этих вопросов. Все, что мы построили, это благодаря тому, что мы искали и находили решения таких вопросов. Это не прямые вложения. Все это делалось через инвестиционные проекты, через иные формы привлечения средств.
Ведущая: Спасибо! Виктор Антонович, в числе приоритетных направлений МГУ Вы назвали развитие астрономии. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении. Как оно воплощается в рамках МГУ? Если можно, расскажите поподробнее о так называемой, "спутниковой программе МГУ". Что было сделано за 2011 год? И зачем МГУ столько спутников?
Садовничий В. А.: Пока у нас только три спутника. По этому поводу тоже есть своя история. В Дубне, на заседании Комиссии по инновациям, развитию науки, возглавляемой Владимиром Владимировичем Путиным, обсуждался главный вопрос – так называемый, мегасайенс в России, создание крупных научных проектов миллиардного уровня финансирования. Я очень рад, что среди названных там проектов, были и проекты с участием Московского университета. Все эти проекты относились к микромиру – это ускоритель, изучение атомного ядра, дальнейшее изучение материи. Естественно, все поддержали эти мегасайенсы, они были утверждены. Я взял на себя смелость и выступил с предложением рассмотреть в дальнейшем мегасайенс в астрономии, потому что наша жизнь складывается из двух основных частей – это микромир и макромир. Поэтому, я предложил объединить усилия и создать несколько мегасайенсов по изучению космоса, астрономии. Вот такая история у этого вопроса. Конечно, это предложение было сделано не на пустом месте. Я имел в виду и нашу спутниковую программу, и развитие наших астрономических исследований.
В связи с распадом Советского Союза, наша страна в значительной степени потеряла наблюдательную базу, остались обсерватории, телескопы в Казахстане, в Узбекистане, на Украине. И это большая потеря для астрономической науки, потому что по тем временам там были очень современные телескопы, наблюдательные базы, обсерватории. Естественно, были и филиалы нашего астрономического института. Но что произошло, то произошло. И возник вопрос, как нам воссоздать все и двигаться дальше. Мы выбрали такое решение: построить собственную обсерваторию в горах Северного Кавказа, в Карачаево-Черкессии и установить там современнейший телескоп. Работы по ее созданию завершаются. Эта обсерватория – наблюдательная база Астрономического института имени П.К. Штенберга Московского университета. Телескоп куплен, скомплектован. Мы надеемся, что в ближайшие месяцы этот телескоп будет смонтирован, благодаря чему мы будем обладать очень современной наблюдательной базой в удобном месте, где максимальное количество безоблачных дней в году для наблюдений. Второе направление – наши ученые создают систему мастер-роботов. Роботы мы ставим по всей России, от Москвы до Дальнего Востока, они работают в автоматическом режиме. Кнопка управления в астрономическом Институте в Москве. Они открываются в нужное время, наблюдают Вселенную. Безусловно, самая большая загадка, стоящая перед человечеством: что там, в Космосе? Как все образовалось? Как оно ведет себя? Что там происходит? Мы еще около 90% той модели, которая существует, не знаем из чего состоит. Это другая структура, не атомарная. Все мы были поражены недавним открытием, которое сделал американский телескоп - планеты, подобной Земле. Это редкое открытие, поскольку открыта планета с климатом и размерами, сопоставимыми с Землей. Если гипотезы, выдвинутые учеными, оправдаются, то потребуются еще новые и новые наблюдения. Еще рано говорить о сенсации, но все-таки, открытие сделано. Мне кажется, что если мы не будем изучать космос, то наша страна никогда не будет считаться передовой в научном отношении.
Ведущая: Спасибо! В последнее время в МГУ открылось много новых факультетов, особенно в гуманитарном "сегменте", зачастую междисциплинарного характера, ну и уж конечно, не имеющие сложившихся научных школ и не обеспеченные собственными кадрами. Вероятно, это добавляет университету внебюджетные средства, но насколько оправдана такая конъюнктурная политика руководства вуза?
Садовничий В. А.: Начну с того, что внебюджетных средств они не приносят. Потому что там 20-30 студентов, и все эти факультеты в тот же год пришли с просьбой дать им бюджетные места для жизни. Идея открытия факультетов – другая. Давайте все-таки вспомним. Когда в 1992 году открылся факультет фундаментальной медицины, развернулась огромная критика: не дело университету открывать медицинский факультет, есть специализированные медвузы. Сейчас же я считаю, что это одно из самых больших достижений Московского университета. Сегодня многие члены Ученого совета мне говорят: "Если бы ты ничего другого не сделал, а только открыл бы медфакультет, то уже не зря провел время в ректорате". Факультет наук и материалов – по нему тоже было спорное мнение. Он небольшой, там всего 20 студентов на курсе, но это те студенты, которые к 5 курсу имеют по 10-15 публикаций в ведущих журналах. Сейчас мы купили на этот факультет, и в коллективное пользование тоже, электронный микроскоп "Либро", он стоит около 200 миллионов один прибор. Я просто уверен, что сейчас будет множество новых открытий в структуре материалов, поскольку этот телескоп фиксирует уже и валентность вещества, а не только структуру. Факультет биоинженерии и биоинформатики тоже критиковался. Зачем он нужен, когда есть биофак? Но сегодня это тоже приоритетное направление в науке. Есть факультет, который я считаю находкой в гуманитарном плане. Например, Высшая школа бизнеса. Это небольшой факультет, но это единственная школа, которая сейчас соревнуется с Лондонской, Чикагской, с Европейской школами и готовит выпускников с двойными дипломами. Это одна из современнейших школ бизнеса в России. Не так давно мы открыли факультет политологии. Тоже возникает вопрос: есть философы, есть историки, зачем нужен факультет политологии? В пятницу мы подписали документ о создании Ассоциации работодателей в области политических профессий выпускников-политологов в России. Эта Ассоциация учреждалась решением Правительства Москвы. Я уверен, что все эти факультеты созданы не зря. Каждый такой факультет отвечал какому-то вызову.
Еще одно из моих достижений - создание самой первой в Московском университете структуры – Научного парка Московского университета. Это было в 1991 году. Критика, которая обрушилась на меня в то время, не имела границ. Я рад, что я не ошибся. Все эти факультеты создаются как ответы на вызовы науки или образования. Эти вызовы надо быстро понимать и на них отвечать. В вопросе прозвучало утверждение, что на этих факультетах нет достаточного профессорско-преподавательского состава и научной базы. Это абсолютно не верно. Возьмем Высшую московскую школу экономики, ее возглавляет вице-президент Академии наук А. Д. Некипелов, половину лекций там читают профессора из США, Германии, Англии. Внешне может показаться, что там нет преподавательского состава, но состав там таков, что это одна мощных экономических школ. У нее своя специфика. Так же и наши факультеты — может быть, при поверхностном взгляде кажется, что там нет кадрового научного состава, а на самом деле они достаточно хорошо обеспечены высокопрофессиональным персоналом.
Ведущая: Спасибо! Виктор Антонович, пару слов о законодательстве. Как отразятся на системе подготовки преподавательских кадров и научных работников новеллы обсуждаемого проекта закона об образовании, очередной вариант которого вывесили на сайте Минобрнауки? Хотелось бы услышать Вашу точку зрения, Ваше отношение к данному законопроекту. Что изменится в работе аспирантуры и докторантуры на факультетах МГУ?
Садовничий В. А.: Закон об образовании имеет свою предысторию. Сначала готовился Кодекс об образовании, эта идея относится еще к 90-м годам. Она возникла в то время потому, что уже тогда законодательство об образовании было очень объемным, необозримым, разбросанным по разным поправкам, дополнениям, изменениям. Трудно было увидеть, по какому же закону живет система образования в целом. Кодекс обсуждался, но в начале 2000-х он был снят с повестки, тогда менялись министры образования. Новое министерство во главе с Андреем Александровичем Фурсенко изменило название, ушло слово "кодекс". И возник новый, интегральный закон об образовании. Он готовился медленно. Но два года назад на конкурсе "Учитель года России" в Кремлевском дворце Дмитрий Анатольевич Медведев встречался с учителями-финалистами, где ему был задан вопрос: а как быть дальше с законом об образовании? Дмитрий Анатольевич обратился ко мне и спросил наше мнение, поскольку Союз ректоров этот законопроект обсуждал. Я сказал, что проект закона надо бы поместить на сайт для широкого обсуждения. Президент согласился. По моему предложению была создана группа во главе с советником Президента РФ, выдающимся юристом, Яковлевым Вениамином Федоровичем для координации работ. С тех пор прошло достаточно много времени. Этот закон получил десятки тысяч отзывов, замечаний. Мы в активе Союза ректоров участвуем в этой дискуссии. Главная моя задача была настоять, что образование не является просто услугой. Образование – это приоритет государства. Вроде бы эти мотивы нашли то или иное отражение в новых редакциях закона. Но мне кажется, что закон все еще требует обсуждения. Я призываю и интернет-аудиторию участвовать в этом. Думаю, что новый состав Государственной Думы так же продолжит обсуждение этого закона, который, я думаю, вряд ли будет принят в ближайшие месяцы. Все-таки, этот закон относится к одному из важнейших направлений жизни государства - образованию.
Ведущая: Спасибо большое! Виктор Антонович, невозможно обойти вопрос об едином госэкзамене. Каково Ваше отношение к ЕГЭ на данный момент?
Садовничий В. А.: Я постоянно оппонировал и оппонирую введению единого госэкзамена, особенно в том виде, в каком это все начиналось. Во-первых, он начинался с очень примитивных КИМов (контрольно-измерительных материалов), был слабо подготовлен. Конечно, и общество, и школьники, и учителя, и родители критиковали и возражали против ЕГЭ. Со временем ЕГЭ совершенствовался, к его функционированию и подготовке материалов были привлечены очень профессиональные математики и специалисты. ЕГЭ тех времен и сегодня – это разные подходы, сегодня он более совершенен. Тем не менее, я считаю, что ЕГЭ не может быть единственной формой, отбирающей ребят и дающей им путевку для обучения в университетах. Конечно, от меня требовали предложений. Было сделано такое предложение – создание системы олимпиад школьников. Такой системы не было. У каждого из нас есть воспоминания о школьных олимпиадах, но именно системы олимпиад школьников не было. Ее надо было создать фактически заново. Сегодня такая система создана. Это примерно 85 крупных олимпиад в России, они координируются разными группами либо ученых, либо университетов, либо учителей, либо городскими активистами. Они проходят строжайшую экспертизу, обсуждение через совет. Мне поручено возглавлять этот совет, в него входят очень известные, выдающиеся люди, идет очень тщательный отбор. В результате Министерство образования РФ издает приказ об этих олимпиадах школьников. В прошлом году в системе олимпиад участвовало 600 тысяч школьников. Конечно, похвально, что ребята стараются участвовать в таких олимпиадах, побеждать, стараются показать себя. Победителями становятся всего около 20 тысяч человек. В Московский университет в прошлом году поступило 4,5 тысячи победителей и призеров при наборе в 7 тысяч. Т.е. фактически около 60% мы взяли победителей и призеров олимпиад. Это то, чего мы и добивались. Таким образом, вступительные испытания в Московский университет складываются из: предъявления школьником диплома участника или победителя в олимпиадах; из обязательного экзамена профильной направленности; из предъявления результатов ЕГЭ. Вот эти три фактора. Мы считаем, что это нормальная система отбора в Московский университет. Такой системы придерживаются и некоторые другие университеты, которые добились этого права. Я убежден, что у университетов, которые готовят к науке, готовят элиту, должно быть право и возможность отбора.
Ведущая: Виктор Антонович! Какие достижениями МГУ Вы могли бы отметить за последний период времени в сфере международного сотрудничества? Как реализуются программы в рамках обмена студентами?
Садовничий В. А.: Из 35 тысяч студентов, обучающихся в Московском университете, около 7 тысяч - иностранцы. Это маловато, я ставлю задачу на увеличение количества. В большинстве своем – это студенты наших филиалов. Да, они – иностранцы, но это студенты наших пяти хороших, крупных филиалов в ряде стран.
Что касается привычной формы международного сотрудничества, то у нас уже есть несколько факультетов, которые дают двойные дипломы, т.е. диплом зарубежного университета, например американского СУНИ и Московского университета. Мы поощряем возможность наших студентов получить сразу два диплома. Это хороший проект, мы его очень поддерживаем. В последнее время стало приоритетным создание научных центров совместно с другими государствами. Полмесяца назад совместно с японским университетом мы создали центрмедицинских приборов, так называемых, тактильных аппаратов. . . Я руковожу этой работой. Например, создание медицинского аппарата, способного без использования пальцев хирурга находить внутри организма инородные образования или опухоли и передавать все это на экран монитора в трехмерном изображении. Мы здесь первые. Уже тысяча экземпляров этого прибора используется даже при онкологических операциях. Японцы пожелали создать с нами совместный центр. Совместные научные центры есть в Китае, в США. В последнее время мы стараемся пропагандировать создание институтов Ломоносова и в других странах. КНР создает институты Конфуция, их уже сотни. Мы – институты Ломоносова. Например, в Харбине открыт институт Ломоносова. Кафедры Ломоносова открыты в некоторых странах. Мы пытаемся распространить наше влияние, как ведущего университета мира, на другие университеты и зарубежные центры. Мы сотрудничаем примерно с тремястами зарубежными университетами. И это очень важное для нас направление.
Ведущая: Время нашей интернет-конференции подходит к концу. У меня к Вам заключительный вопрос. А. П. Чехов писал о Татьянином дне: "В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то, благодаря тому, что замёрзла...". Виктор Антонович, скажите, пожалуйста, сейчас студенты так же бурно отмечают этот праздник? Поощряете ли Вы такое "отмечание"? В этом году традиция продолжится - "медовуху" пить будете?
Садовничий В. А.: Москва-река сейчас не замерзает! Да, то, что писал Чехов, как раз и послужило причиной того, что в те времена публичные празднования, посвященные Татьяниному дню, были запрещены. Это факт. Сначала это было решением царя, а потом революция, советская власть. Тогда не праздновались дни рождения Московского университета. Наши выпускники, особенно те, кто находился в иммиграции, в той или иной форме отмечали Татьянины дни. А празднества были возрождены в 1992-м году. Сначала мы робко искали традиции, как их проводить. Но сейчас, можно сказать, такая традиция уже существует. Сначала в этот день проходит служба. Ранее они проходили в Успенском соборе Кремля, сейчас в Татьяниной церкви. В этом году служба тоже будет. Ее будет вести Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. После этого, люди из Московского университета соберутся на собрание в актовом зале главного корпуса. Там будет присутствовать около 400 студентов, профессоров, преподавателей, гостей. Мной будет произнесено слово о Московском университете. Затем будет концерт, после торжественного заседания будет чаепитие.
У нас слишком большой университет, мы не можем в один день насладиться своим юбилеем, поэтому 26 января будет день преимущественно студенческих мероприятий. В час дня – традиционный огонек, около 200 ребят будут рассказывать о своих проектах, веселиться, это будет в библиотеке. В 4 часа – "медовуха", о которой все так мечтают. Идея о "медовухе" мне пришла в Гумбольде. Мы поздравляли только что избранного ректора. Мы шли с ним вдвоем по двору. И вдруг к ректору подошел студент университета и сказал: "Угости меня пивом". А там во дворике продавалась пиво из бочки. Ректор, немец, достал кошелечек, заплатил за пиво и дал кружку студенту. Я приехал и тоже решил что-нибудь придумать. Вспомнил свои аспирантские годы, когда я ездил по России отбирать в школу им. А. Н. Колмогорова способных ребят. И я вспомнил, как в Суздале пробовал "медовуху". Отсюда и возникла эта идея медовухи, она будет и в этот раз. В этот раз я имею свой вклад в мед, из которого она будет приготовлена. У меня нет пасеки, но у меня были традиционные запасы. Когда я езжу летом сам за рулем, я обязательно покупаю банки с медом. В этот раз я угощу ребят "медовухой" из меда моих запасов. В 7 часов вечера студенты дают гала-концерт. К ним приезжает много гостей из других университетов. Они вручат звезду Московского университета. Это их награда, они вручают ее один раз в год одному человеку, которого определяют как "Звезда Московского университета". Интересно, кто это будет в этот раз? В прошлом году это был выпускник нашего университета Игорь Иванович Шувалов. Два года назад - Александр Дмитриевич Жуков, тоже наш выпускник. Надеюсь, в этот раз будет кто-то из академической среды, профессуры. Еще ранее звезда вручалась Глебу Всеволодовичу Добровольскому, нашему выдающемуся академику, ученому, ветерану Великой Отечественной войны; Юрию Матвеевичу Ткачевскому, герою Советского Союза, летчику. Вот такая планка этой награды. Посмотрим, кто получит звезду в этом году. Я думаю, что в празднествах поучаствует несколько тысяч ребят-студентов. Будем отмечать два дня, все будет очень достойно. Вообще, университет – это корпорация. Первый университет был создан в Болонье. В его уставе было закреплено, что "это корпорация студентов и профессоров", поэтому мы и стараемся праздновать Татьянин день корпоративно: профессура и студенты!
Ведущая: Спасибо большое, Виктор Антонович! Мы поздравляем Вас с наступающим праздником! Желаем развития и процветания Московскому государственному университету, как можно больше ярких и выдающихся студентов! С праздником Вас! Спасибо!