Об особенностях проведения земельных аукционов в городе Москве
1 декабря в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Управления инвестиционных торгов и развития конкуренции Департамента города Москвы по конкурентной политике Калинкиным Василием Владимировичем.
Тема интернет-интервью: "Особенности проведения земельных аукционов в городе Москве".
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.
У нас в гостях начальник Управления инвестиционных торгов и развития конкуренции Департамента города Москвы по конкурентной политике Калинкин Василий Владимирович.
Уважаемый Василий Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью!
Тема интернет-интервью: "Особенности проведения земельных аукционов в городе Москве".
Мы не случайно затронули эту тему, т.к. земельные аукционы всегда представляли значительный интерес для застройщиков, инвесторов и частных граждан.
Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 119-ПП "О предоставлении земельных участков для целей строительства в городе Москве с проведением процедуры торгов" введен единый порядок проведения торгов по предоставлению в аренду земельных участков, который отменяет разделение объектов торгов на объекты городского и окружного уровней, а также устраняет избыточные согласования и сокращает сроки проведения земельных аукционов.
Торги в форме открытых аукционов на право аренды земельных участков под строительство объектов городского и окружного уровня проводятся на Единой торговой площадке Правительства Москвы. Организатором аукционов выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике.
Сегодня мы поговорим об особенностях проведения земельных аукционов в городе Москве, проблемах, с которыми сталкиваются участники торгов и о том, как их решить.
В наш адрес поступило достаточно большое количество вопросов по данной теме, поэтому поспешу их озвучить.
Василий Владимирович, в чем причина такого большого перерыва в проведении земельных аукционов? Всем известно, что они не проводились в течение года, даже более.
Калинкин В.В.: Говорить о том, что торги были приостановлены, не приходится. Новой администрации, приступившей к своим обязанностям, необходимо было провести ревизию взаимоотношений, которые существовали на тот момент (уполномоченные лица, проводившие данные торги, подписывающие документы по итогам торгов). Замена определенных категорий людей, отвечающих за выполнение тех или иных обязательств потребовала некоторого времени на формирование определенного пула информационных ресурсов. Понять какие документы необходимо распределить для того, чтобы очертить новый порядок проведения торгов, какую категорию людей, отвечающих за подписание документов заменить, выработать принципы самих торгов.
12 апреля 2011 года принято Постановление Правительства Москвы № 119-ПП "О предоставлении земельных участков для целей строительства в городе Москве с проведением процедуры торгов". С этого момента началась подготовка земельных участков к торгам. Ранее она занимала около 7 месяцев. Давайте подсчитаем, если 12 апреля принят документ, то как раз через 6-7 месяцев в октябре текущего года мы приступили к проведению торгов. Данный промежуток времени связан с тем, что на формирование самого земельного участка, его границ, постановку на кадастровый учет, разработку предпроектной документации, выпуск распорядительных документов, подтверждающих те или иные параметры и, соответственно, принятие решения на градостроительной земельной комиссии уходит достаточно много времени. С октября текущего года мы приступили к планомерному проведению торгов на территории Москвы по предоставлению в аренду земельных участков в целях их освоения для капитального строительства.
Ведущая: Василий Владимирович, что показали проведенные в этом году земельные аукционы? В чем смысл нововведений, в которых пришлось работать участникам?
Калинкин В.В.: Нововведений, как таковых, нет, потому что любые земельные торги опираются на Земельный кодекс РФ - Федеральный закон № 136-ФЗ 2001 года и Постановление Правительства РФ № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков…", которые определяют порядок проведения торгов. Все остальное связанно с теми нормативными документами, которые имеются внутри определенного субъекта Российской Федерации. По городу Москве такое ограничение было наложено в рамках Постановления Правительства Москвы № 255-ПП, а затем Постановления № 417-ПП. Существовало достаточно много нюансов, которые нужно решить в процессе подготовки к торгам. Мы исключили данные факторы для того, чтобы можно было расширить пул участников и понять, какие требования нужно предъявить к инвесторам для того, чтобы они были допущены к самой процедуре. Остановились на трех документах, которые на данный момент являются основными. Первый - заявка инвестора о желании участвовать в торгах. Второй - официальный документ о регистрации юридического лица. Если инвестором выступает физическое лицо, то он представляет нотариально заверенную копию паспорта. И самый последний документ - платежное поручение о задатке, которое он оплатил через банк. Размер составляет 20% от стартовой цены и является основным условием допуска к участию в аукционе. Сокращение количества документов для участия в торгах серьезно расширило границы возможностей принятия решения для самих инвесторов. Раньше их было порядка двадцати, а сейчас осталось три. В разы повысилось количество участников. Мы посмотрели ситуацию, связанную с возможностью предварительной проработки данного вопроса с инвесторами и пошли по пути проведения роад-шоу. Каждые две недели мы собираемся с инвесторами перед проведением процедуры торгов и проводим определенные мероприятия в форме конструктивного диалога о наличии каких-либо условий реализации тех или иных объектов, которые выставляются на торги, с учетом того, что у каждого инвестора есть свой бизнес. Сегодня городская администрация предлагает определенные объекты, имеющие фиксированный функционал, в первую очередь необходимый для развития городской инфраструктуры. Для этого нужно проводить определенную работу с инвесторами, бизнес-сообществом.
Если мы говорим о гаражном комплексе, то работаем с Ассоциацией автомобилистов города Москвы. Мы получили от них достаточно интересные предложения о том, какие инвестиционные объекты они хотели бы видеть выставленными на торги в виде гаражного комплекса, и пошли на расширение этих функций. Если ранее указывалось "только гаражный объект", то сейчас мы конкретизировали: в гаражном бизнесе должны находиться и сопутствующие помещения, которые будут использованы инвестором в качестве технического поста - мойка, места хранения автопокрышек, магазины по продаже каких-либо аксессуаров к автомобилю. Инвестор, развивая свой бизнес, понимает, какие деньги он может вложить и какие источники доходов у него будут из построенного объекта.
Кроме того, мы рассмотрели вопрос, связанный со сроками исполнения обязательств, которые мы предлагаем инвесторам. Оказалось, это достаточно важный пункт в данном направлении, потому что раньше определялся срок, который выделялся из стартовых условий. Данные условия определялись по техническому заданию в Департаменте земельных ресурсов города Москвы, а срок устанавливал Департамент экономической политики и развития города Москвы. Как правило, срок реализации составлял 2-3 года. Но с учетом бюрократических проблем и административных барьеров, которые существовали в городе инвесторы не укладывались в эти сроки, особенно при изготовлении проектных решений. Если установлен нормативный срок изготовления проекта - по истечении полугода, то у инвесторов, как правило, это занимало год-полтора, а за оставшиеся 2-3 года нужно и построить объект, и успеть зарегистрировать право собственности на него, и ввести его в эксплуатацию.
Мы пошли следующим путем: установили фиксированный срок реализации проекта - шесть лет. Если быть более точным, то 5 лет 11 месяцев 28 дней. Это достаточный срок для того, чтобы построить любой объект, начиная от 1,5 тыс. до 40 тыс. кв. метров, потому что проект организации строительства объекта равного 50 тыс. кв. метров составляет три года. Хорошо это или плохо, покажет время. По крайней мере, на сегодняшний день любой объект поставленный на торги независимо от его площади и объема передается инвестору на освоение в течение 6 лет. Такие нововведения были сделаны для возможности привлечения более широкого круга участников в нынешних торгам.
Ведущая: Сколько земельных аукционов уже состоялось, и какие типичные ошибки наиболее часто были совершены участниками?
Калинкин В.В.: Мы провели две процедуры торгов. В ходе первой процедуры было выставлено на торги 9 объектов, во второй - 4. В декабре мы выставляем еще 6 объектов. Это те объекты, которые были наиболее проработаны со стороны администрации: поставлены на кадастровый учет, разработана первичная градостроительная документация. На сегодняшний день данные участки наиболее готовы для выставления на торги. Всего таких объектов было отработано в течение года около 400. Есть некоторые проблемы в оформлении данных документов, они связаны со сроком действия отдельных документов. Если при выставлении на торги земельного участка заканчивается предельный срок кадастрового учета, то выставлять такой участок мы не имеем права. Прежде всего, необходимо провести работу, связанную с повторной постановкой такого участка на кадастровый учет. Этот факт отодвигает выставление на торги отдельных объектов уже на 2012 год. В 2012 году мы намереваемся выставить на торги порядка 200 объектов по схеме, которая существует сейчас.
Ведущая: На что бы вы посоветовали обращать наиболее пристальное внимание в ходе участия в торгах, для того, чтобы было меньше ошибок в дальнейшем?
Калинкин В.В.: Ошибки здесь минимальные. В первую очередь – это само поведение участника на процедуре аукциона. Все знают по фильму "12 стульев", как проводится аукцион. Соответственно, главное, чтобы были деньги, которые можно потом гарантированно заплатить, определить победителя. С этой целью дается десять дней, когда инвестором будет оплачена вся сумма, которая была названа на процедуре аукциона. Если в течение 10 дней деньги не поступают, договор считается не заключенным, задаток не возвращается инвестору и проводится повторная процедура торгов. Поведение на торгах устанавливается Правилами проведения аукциона, которые прописаны в документации. Каждый инвестор может с ними ознакомиться. Если на аукцион приходит не сам руководитель организации, а другое уполномоченное лицо, то должна быть оформлена нотариально заверенная доверенность от того лица, которое уполномочило представителя участвовать в торгах. Соответственно, данный человек, находясь на процедуре аукциона, может позвонить своему руководителю. Торги останавливаются, чтобы дать возможность представителю в течение пяти минут обсудить с руководителем какие-либо нюансы как двигаться дальше в процессе аукциона. Остальные требования просты: не шуметь, не ходить во время аукциона, не звонить по телефону без разрешения аукциониста, поднимать карточку только после команды аукциониста.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, какие объекты вы планируете выставлять на аукцион в течение декабря?
Калинкин В.В.: В первую очередь на торги будут выставлять объекты, которые будут активно вливаться в инфраструктуру города для нужд граждан, которые проживают в конкретном микрорайоне. Есть объекты, которые на сегодняшний момент имеют большое значение для малого бизнеса, например, магазины шаговой доступности, объекты бытового обслуживания и пр. Сейчас ведется работа по осуществлению возможности выставления на торги коммерческих объектов, которые раньше представлялись только на бюджетные средства – это культурно-оздоровительные комплексы, дошкольные учреждения, медицинские учреждения, которые могут использоваться как диагностические центры и пр. Например, в декабре будут выставляться два таких объекта. Один – коммерческий медицинский центр, занимающий около полутора тысяч квадратных метров. Второй - дошкольное учреждение для возможности коммерческого использования в качестве детского сада, площадью порядка полутора тысяч квадратных метров. Как показал предыдущий опыт, в октябре мы выставляли объект медицинского назначения – аптечный пункт, который был реализован на торгах с достаточно хорошим превышением стартовой цены. Опыт работы так же показал, что очень хорошо были востребованы инвесторами гаражные комплексы.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, каким образом граждане могут познакомиться с этими объектами, которые будут выставляться в конкретном районе?
Калинкин В.В.: Для того, чтобы утвердить тот или иной земельный участок, который будет выставляться на торги, он проходит процедуру публичных слушаний. Без утверждения протокольного решения от жителей, данный объект не будет даже утвержден. Это первый этап, который проходит любой земельный участок, для того, чтобы можно было понять, что на нем будет построено. Второй этап подготовки – это получение решения Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) об оформлении того или иного документа на проведение процедуры торгов. И только после этого мы даем официальную публикацию в СМИ. Далее мы отвечаем на различные вопросы граждан по тому или иному объекту.
Ведущая: Василий Владимирович, насколько активно граждане обращаются к вам?
Калинкин В.В.: Достаточно активно. Когда мы проводили торги в октябре 2011 года, к нам поступило порядка 10 писем. Кроме того, было несколько обращений по ноябрьским торгам. Вопросы возникают у инвесторов, потому что мы предлагаем не только ознакомиться с земельным участком, но и выехать на него для того, чтобы ознакомиться воочию с тем, что будет предлагаться на торгах, а также посмотреть окружающее пространство, уточнить, имеются ли какие-то нюансы в осуществлении строительства на данном участке. Случалось, что возникали некоторые проблемы. Один объект мы были вынуждены снять с торгов, т.к. выяснилось, что рядом проходящая линия ЛЭП не позволила нам в полной мере освоить этот земельный участок. Мы отправили его на проработку для того, чтобы можно было понимать, какие объемы можно построить на том или ином участке. Это как раз выяснилось в процессе отработки инвесторами самого расположения того или иного объекта.
Ведущая: А присутствует ли в этой процедуре какая-то коррупционная составляющая?
Калинкин В.В.: А в чем она может быть? Если человек хочет освоить земельный участок, выбрал его, приходит и говорит: "Я хочу его освоить. Дайте мне его втихомолку. Никаких публичных процедур мне не нужно", то такого быть просто не может, потому что участок сначала утверждается на заседании земельной комиссии, которую возглавляет Мэр нашего города Сергей Семенович Собянин, и принимается коллегиальное решение. Соответственно Департаменту земельных ресурсов города Москвы дается поручение выпустить распределительный документ. Далее такой документ издается, все материалы формируются и направляются непосредственно в Департамент города Москвы по конкурентной политике. Мы формируем блок документации, делаем процедуру публичного опубликования данной информации. И только после этого мы становимся доступны для инвестора. необходимые Инвестор получает лотовую документацию бесплатно. Он ее изучает, предоставляет необходимые документы, которые должен представить для участия в данной процедуре, и приходит в зал аукциона. Там в присутствии аукциониста и других претендентов проходит процедура торгов. Никакого влияния на саму процедуру аукциона со стороны администрации нет. Мы являемся сторонними наблюдателями и следим за порядком проведения самой процедуры и поведением участников. Так что когда участник закончит поднимать карточку, то это как раз и будет его последнее слово. Если он будет проводить какие-то внутренние договоренности с другими участниками торгов, то это не имеет смысла, потому что победитель у нас всегда один. Бывают случаи, что приходят по 2-3 человека от одной и той же организации, и пытаются что-то сделать в части срыва процедуры торгов. Не имеет значения, сколько участников может быть от одной организации, потому что победитель всегда один. Он откажется - процедура считается законченной, торги признаются не состоявшимися, проводится вторая процедура. Здесь сговор невозможен даже между участниками и тем более с администрацией.
Ведущая: Спасибо. Расскажите, пожалуйста, о нюансах проведения торгов с единственным участником. Сколько было зафиксировано случаев по уже состоявшимся в этом году аукционам, когда была подана единственная заявка на участие?
Калинкин В.В.: Ранее такая процедура была предусмотрена только для торгов в части объектов жилого назначения. В части объектов нежилого назначения такая функция не применялась, но она вполне доступна, прописана в Земельном кодексе РФ и имеет право на жизнь. Мы пытались внедрить эту составляющую в 2009-2010 годах, потому что ожидали, что будут вноситься изменения в сам Земельный кодекс РФ. Поправки были подготовлены и проходили слушания в Государственной Думе РФ.
Издавая Постановление Правительства Москвы №119-ПП, власти предусмотрели, что если будет подана одна заявка, то мы сможем предложить подавшему ее участнику возможность подписать договор аренды, признав при этом торги несостоявшимися. Здесь для нас единственный участник – это тот же желающий инвестор, но он оказался единственным участником этой процедуры, потому что, по его мнению, он сможет осилить данный объект. Если другие инвесторы не могут освоить объект в силу своих финансовых возможностей, у них нет возможности принять участие, либо понимают, что будут достаточно длительное время возвращать затраты, которые понесут в процессе этого строительства, то могут не принимать такое решение. А если один претендент просчитал свою экономику и соглашается на такие условия, тогда вполне возможно, что он будет один. Такой случай произошел при проведении торгов на строительство гаража на Коровинском шоссе. Причем имелось два гаража, которые стояли рядом друг с другом. На одном объекте было два участника, на втором – один. Мы предложили подписать договор, участник, который был один, согласился, и уже приступил к освоению данного земельного участка, подписав договор аренды.
Ведущая: Василий Владимирович, применяются ли штрафные санкции в случае несоблюдения арендатором сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию?
Калинкин В.В.: Это уже прерогатива Департамента земельных ресурсов города Москвы. Поступление платежей, которые идут в договоре аренды земельного участка, имеет место. Штрафы составляют 5% от начальной цены, которая была названа участником непосредственно на самой процедуре аукциона. Если будут нарушены сроки реализации данного проекта, будет применен первичный пятипроцентный лимит. Но до этого, я думаю, не дойдет, потому что 6 лет - это достаточный срок для освоения любого участка. Тем более, мы применили методику, когда последние два года увеличивают аренду в два раза. Был такой принцип в Советском Союзе: "Пятилетку в четыре года". Мы решили установить: "Шестилетку в четыре года". Это, с одной стороны, стимулирует инвестора, а с другой стороны, говорит о том, что срок достаточен для строительства. На разработку уходит 3 года, 3 года на строительство, а последние 2 года как бы резервные, и мы увеличиваем в два раза арендную плату.
Ведущая: А в каком случае задаток на участие в аукционе не возвращается?
Калинкин В.В.: В случае, если победитель аукциона откажется или уклонится от подписания самого протокола хода аукциона, а также если он откажется от подписания договора аренды. Сам договор аренды уже подписан со стороны города, и фактически инвестор после самой процедуры аукциона может подписать договор аренды. Но мы понимаем, что он не вступит в силу, потому что для того, чтобы это произошло, нужно провести официальную регистрацию. В России обязательна регистрация всех договоров в отношении земли, и она занимает примерно месячный срок. И после прохождения регистрации наступает шестилетний срок, установленный в данном договоре.
Ведущая: После объявления начальной цены один из участников поднял билет раньше другого участника. Аукционист не назвал следующую цену и завершил аукцион. Могут ли быть такие торги признаны несостоявшимися или недействительными? Может ли администрация отказаться от продажи участка земли участнику торгов, который подтвердил, что готов взять в аренду землю за начальную цену торгов?
Калинкин В.В.: Инвестор после промежутка времени, который ему понадобится для строительства, принимает самостоятельное решение, стоит ли ему выкупить земельный участок под объектом собственности, который он построил, либо заключить договорные отношения с администрацией на срок 49 лет для дальнейшей эксплуатации данного земельного участка.
Что касается того, случая, о котором вы сказали, то такого просто не может быть. Сама процедура торгов предусматривает, что аукционист предлагает начальную цену аукциона, и любое поднятие карточки является утверждением данной ставки. После этого аукционист предлагает свою цену, т.е повышает ее на один шаг. Существует такая позиция, когда никто не поднимет карточку начальной цены, и торги признаются несостоявшимися. Но если кто-то из участников поднял карточку, не важно, первый, второй, третий, тот, кто успел, просто фиксирует стартовую цену. И после этого аукционист обязан предложить свою цену, на один шаг выше. И только после троекратного предложения данной цены, если никто не поднял карточку и не согласился, он говорит, что аукцион закончен и выигрывает тот, кто поднял первым карточку, утвердив стартовую цену. Если кто-то из участников аукциона все-таки согласился с ценой аукциониста, которая превышает на один шаг начальную цену, то он называет следующую цену, тоже на один шаг выше. И так продолжается до тех пор, пока после троекратного названия своей цены никто на нее не согласился. После этого аукционист называет магическое слово "продано", и победителем становится тот, кто назвал предыдущую цену. Так что ситуации, которая описана в вопросе, поступившем от пользователя, просто не может быть, тем более это все происходит на глазах комиссии, других участников аукциона. И при подписании протокола кода аукциона и самого итогового протокола происходит непосредственное фиксирование данных событий. Если кто-то недоволен, кто-то не подпишет, соответственно, будет понятно, что данный протокол подписывать нельзя - будет нарушение. Но этого не произойдет, поскольку члены комиссии для этого и существуют. Итоговый протокол подписывается победителем, председателем аукционной комиссии и самим аукционистом - два документа, которые подписываются непосредственно в процессе самой процедуры торгов.
Ведущая: Василий Владимирович, законодательством установлено требование, чтобы все земельные участки, выставляемые на торги, были свободны от каких-либо обременений. В Москве же найти такие свободные участки достаточно проблематично и есть ли вообще таковые? С какими трудностями в связи с этим вы сталкиваетесь, как и за чьи средства решается судьба построек и других объектов, находящихся на таких участках?
Калинкин В.В.: Действительно, Москва сложный город, свободные участки найти достаточно сложно, но они существуют. Все земельные участки, которые выставлялись на торги с 2008 года (когда мы приступили к процедуре проведения земельных торгов, отказавшись от заключения инвестиционных контрактов) уже были свободны от обязательств и официально зафиксированы в Департаменте земельных ресурсов города Москвы и Департаменте имущества города Москвы. Можно сказать, что нет имущества - нет земельных отношений. На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, при которой некоторые земельные участки незаконно заняты какими-либо объектами. Естественно, они подлежат освобождению, и эта обязанность ложится на плечи префектур административных округов. Если возникает ситуация, когда этот вопрос невозможно решить силами территориальных органов, то подключаются организации, на которые возложены обязанности по освобождению этих земельных участков. Таких организаций две: Земельная инспекция и Земельная комиссия. Земельная инспекция входит на участок, смотрит по его границам, определяет, насколько они движимы, издает предписание. Если предписание не выполняется, накладывает штрафные санкции. На сегодняшний день можно констатировать, что земельные участки освобождаются за счет бюджета. Освободить данную территорию можно за счет финансовых средств, которые выделяет город. Сумма, которая непосредственно затрачивается, достаточно существенна - до 200 тыс. рублей выдается владельцу тех или иных гаражей, которые расположены на этом земельном участке.
С тем, что находится на земле, понятно. А что находится под землей? Сложный вопрос, на который тоже следует обращать внимание. Для того, чтобы понять, что находится под землей, есть определенные категории служб, которые отвечают за внутренние коммуникации, те же инженерии. Мы совместно с Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы аккумулируем эти сведения, проводим достаточно серьезную работу. Я вам уже рассказал о ситуации, которая возникла у нас по Профсоюзной улице, 156, когда мы были вынуждены снять с торгов, потому что участок попадал в зону действия ЛЭП, а это 25 метров в каждую сторону от проводов, которые шли вдоль земельного участка.
Ведущая: Сколько участников было снято с торгов в этом году?
Калинкин В.В.: Всего были сняты две организации. Основные причины, на мой взгляд, в невнимательном прочтении документации участниками. В одном случае нужно было заплатить в качестве задатка 62 тысячи рублей, а было заплачено 60 - фактически было не выполнено основное условие. Второй участник был снят по причинам того, что он не оформил должным образом те документы, которые необходимо было оформить в заявке. Было прописано, что необходимы две подписи: руководителя организации и бухгалтера, а поданный документ подписал только один руководитель, подпись бухгалтера отсутствовала.
Ведущая: Василий Владимирович, как вы оцениваете кредитование инвестиционных проектов? Что мы имеем на данный момент, что планируется в 2012 году?
Калинкин В.В.: Мы достаточно активно работали в процессе подготовки к торгам этого периода с Ассоциацией инвесторов города Москвы, которые имеют хорошие связи с банковской средой. Мы работали также с Ассоциацией московских банков, которая сейчас немного перестраивается в другом ключе, но те банки, которые были уполномочены для работы с Правительством Москвы, высказывают свое мнение о готовности финансировать данные проекты с целью развития инфраструктуры города. Есть определенный пул банков, готовых уже сейчас принимать потенциальных клиентов для оформления кредитов по тем заключенным договорам, которые были в процедуре торгов.
Ведущая: Скажите, каков сегодня порядок приобретения в собственность земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся на праве постоянного, долгосрочного пользования и пожизненного владения? Изменится ли в 2012 году цена, на которую юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе приобрести в собственность сельскохозяйственные угодья?
Калинкин В.В.: Я вам на этот вопрос не отвечу, потому что это он не в моей компетенции. Этот вопрос в компетенции Департамента земельных ресурсов города Москвы.
Ведущая: Спасибо, будем уточнять у них.
Калинкин В.В.: Да.
Ведущая: Москва расширяется, ее границы смещаются. Как планируется в этой ситуации развиваться в дальнейшем и выставлять на торги присоединенные к Москве новые территории?
Калинкин В.В.: Пока это не ближайшая перспектива, потому что освоить такую территорию достаточно сложно, а чтобы ее освоить нужно понимать какая инфраструктура нужна для освоения тех или иных территорий. Возможно, достаточно большое количество территорий останется под природными комплексами и природными парками. Касательно внутренних коммуникаций, которые там существуют, то их явно не достаточно, потому что нужны не только транспортные коммуникации, но и инженерные. Когда мы берем земельный участок, передаем его инвестору для определенных целей строительства, это может помочь развитию системы координационных соглашений, которые будут освоены для последующей передачи городу. Это те же платные магистрали, газотурбинные станции, мусоросжигательные заводы, которые тоже возможно выносить за территории, заводы по очистке коммуникаций. Все это может привлечь достаточно большой пул инвесторов, которые приходят со своими деньгами, со своими технологиями, со своими возможностями финансирования.
Ведущая: Спасибо, Василий Владимирович. Вы рассказали очень много интересного, особенно по процедуре проведения аукционов. Уверена, что наше интервью предоставит достаточно много полезной информации для нашей интернет-аудитории. Спасибо за ваше интервью!
Калинкин В.В.: Я бы хотел добавить, что вся информация, которую я сейчас озвучил, размещена на нашем сайте www.tender.mos.ru и на мосинвестпортале. Заходите, изучайте! Спасибо всем за внимание!