Построение информационного общества в Российской Федерации
21 ноября в 15-00 часов состоялось интернет-интервью с директором Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Поповым Алексеем Юрьевичем.
Ведущая интернет-интервью - Светлана Арефина (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью.
Разрешите представить нашего гостя - Алексея Юрьевича Попова, директора Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации.
Уважаемый Алексей Юрьевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Построение информационного общества в Российской Федерации".
Существенные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, говорят о движении человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.
С целью повышения качества жизни граждан и улучшения условий развития бизнеса, построения электронного правительства, повышения эффективности государственного управления была принята Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)". Она пришла на смену ранее действующей Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Документ предполагает создание государственной платформы цифрового контента, национальной программной и облачной платформы, платежной системы, а также целого ряда других электронных сервисов федерального значения. Программа призвана вывести Россию в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий, а также в число первых двадцати стран мира по уровню развития сервисов "Электронного правительства", которые позволят значительно повысить качество и доступность предоставления государственных и муниципальных услуг.
Сегодня мы поговорим о проблемах и перспективах развития информационного общества в России и приоритетных направлениях государственной политики в данной сфере.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Алексей Юрьевич, какое место наша страна занимает в мировом рейтинге развития электронных услуг "Электронного правительства"? Каким Вы представляете развитое информационное общество? Какой смысл Вы вкладываете в это понятие? И какие приоритетные задачи построения информационного общества сейчас стоят перед Россией?
Попов А.Ю.: Какое место, я сейчас точно не скажу, информация об этом есть в открытых источниках. Но оно достаточно плохое, наряду с некоторыми странами третьего мира. Это связано с тем, что программа "Электронная Россия" развивалась без должного централизованного управления и состояла в основном из разрозненных усилий различных ведомств. Т.е. все пользуются Интернетом, Facebook.com, Одноклассники.ru, но, например, в части взаимодействия с государством в электронном виде каких-то существенных изменений до 1 октября 2011 года не было. Почему я называю эту дату? Потому что с этой даты, можно сказать, на федеральном уровне заработало "Электронное правительство". Это означает, что гражданин при обращении за какой-то государственной услугой взаимодействует со службой "одного окна", с одним органом власти. А все остальное – это взаимодействие внутри "Электронного правительства", т.е. между самими органами власти без участия гражданина. На уровне субъектов РФ все это должно быть реализовано до 1 июля 2012 года. Можно с уверенностью сказать, что после наступления этой даты рейтинги России в области развития информационного общества существенно повысятся.
Ведущая: Алексей Юрьевич, в каком состоянии сейчас находится система межведомственного электронного документооборота?
Попов А.Ю.: На федеральном уровне она запущена, на региональном должна заработать до 1 марта 2012 года, 3 месяца до 1 июля даются на апробацию межведомственного взаимодействия и решение проблем с "грязными данными". Есть регионы, где она уже работает. На портале www.interfax.ru/spravkinet мы ведем публичный мониторинг этой активности, где все могут с ним ознакомиться.
Ведущая: Какой фактор, по вашему мнению, больше всего будет влиять на эффективность работы региональной власти в построении "Электронного правительства": кадры или все-таки финансирование из центра?
Попов А.Ю.: Конечно же, кадры. Финансирования на эти цели сейчас вполне достаточно как на федеральном, так и региональном уровнях. Проблема заключается в реализации, в том, что зачастую применяется не проектный подход c установкой четких приоритетов и применением лучших практик, а подход: "давайте соберемся и что-нибудь сделаем". Т.е. вместо того, чтобы в первую очередь обеспечить обмен документами при сегодняшней ситуации, начинают рыть траншеи, прокладывать в каждой деревне оптоволокно. Это, наверное, в целом хорошо, но если идти таким путем, то не хватит сходу никаких денег, да и в срок до 1 июля уложиться не получится. Все должно делаться поступательно. Выставление приоритетов и управление проектами – вот основная проблема, которая проистекает из недостаточной квалификации руководящих кадров в области IT. Это не дефицит IT-шников, это дефицит руководителей.
Ведущая: За последнее время разгорается много скандалов, которые связаны с персональными данными. Могли бы Вы предложить какие-то новые меры, необходимые, на Ваш взгляд, для того, чтобы предотвратить массовую утечку персональных данных?
Попов А.Ю.: Это появилось не за последнее время, так было всегда. Разные базы данных продаются на рынках уже очень давно. Система межведомственного документооборота никак не ухудшила эту ситуацию, потому что данные ни в каких дополнительных местах храниться не стали, происходит просто обмен сведениями из баз данных. А защита данных ведомством – это та самая тема, которой надо заниматься. Необходимо наличие службы информационной безопасности и применение всех стандартов, которых достаточно много накопилось в мировой практике. Т.е. если есть доступ к данным, это должен быть "принцип 4-х глаз", принцип фиксации и логирования деятельности, и т.д., тогда и не будут воровать эти данные, чтобы потом продавать.
Ведущая: Вы сказали, что на региональном уровне программа должна заработать с 1 июля 2012 года. Можно ли уже сейчас предположить, с какими трудностями, скорее всего, столкнутся ведомства, когда им станет запрещено требовать от граждан документы, содержащиеся в базах данных других структур?
Попов А.Ю.: Мы знаем это, потому что на федеральном уровне это уже произошло. Это проблема "грязных" данных. Это проблема того, что, например, такие данные, как фамилия, имя, отчество, хранятся не в одном месте, а в разных. Кроме того, есть разные способы идентификации заявителя: либо по номеру паспорта, либо по СНИЛС, либо по водительскому удостоверению. Поэтому существуют две проблемы. Первая - переход к единому идентификатору. Но это длительный, планомерный процесс.
И второе - по каждому атрибуту, а у человека их много: фамилия, имя, отчество, место жительства, пол, дата рождения, должно быть четко установлено ведомством, которое является их хранителем. А остальные бы ведомства уже черпали данные из его баз, а еще лучше вообще бы не вели у себя таких данных. Но это идеальная ситуация, потому что когда налоговая служба обрабатывает миллион транзакций при выписывании налогового уведомления, быстродействие этого процесса существенно уменьшится, если каждый раз будут обращаться за данными к разным службам. У нас нет еще такого уровня связи, такого уровня работоспособности программных продуктов, такого уровня их централизации. Поэтому тут надо поступать взвешенно. С одной стороны, уменьшать количество дублирующихся данных, с другой стороны, налаживать связи.
Ведущая: Алексей Юрьевич, со 2 октября текущего года открыта горячая линия для мониторинга работы системы электронного межведомственного взаимодействия. О предоставлении госуслуг, а также для выявления "грязной" информации в системе. Что из себя представляют "грязные" данные, как они выявляются? И существуют ли они в системе до сих пор?
Попов А.Ю.: "Грязные данные", безусловно, существуют. И на муниципальном уровне их количество окажется еще больше, потому что будет происходить оцифровка большого числа информации, которая сейчас хранится на бумаге. Например, картотеки о наличии у граждан судимости ведутся очень давно в виде карточек. Чтобы получить единую базу, то данные с этих карточек надо туда перебить. Человеческий фактор может дать о себе знать, операторы, которые набивают, могут ошибиться.
Ведущая: У нас в стране создан Единый портал госуслуг. Как вы оцениваете его эффективность? И востребован ли он у населения?
Попов А.Ю.: Востребован, его активно применяют при установлении размера задолженности по штрафам, при записи на прием в какой-то орган власти, при получении загранпаспорта и т.д. С внедрением межведомственного документооборота реально сокращается количество справок, которые приносит заявитель. Этот портал будет пользоваться еще большей популярностью.
Ведущая: Будет ли для чиновников законодательно установлена какая-либо ответственность за нарушение правил межведомственного документооборота?
Попов А.Ю.: Мы полагаем, что такой закон в ближайшие две недели будет утвержден Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Закон вводит простую и понятную процедуру досудебного обжалования действий органов власти при предоставлении услуг, предусматривает серьезные административные штрафы.
Ведущая: И куда будут направляться?
Попов А.Ю.: Будет предусмотрена специальная информационная система досудебного обжалования. Обращения будут направляться, прежде всего, в сами госорганы, а также надзорные инстанции, и учитываться в единой для всех органов и инстанций автоматизированной системе.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, какой фактор, по Вашему мнению, наиболее негативно влияет на уровень распространения информационных технологий в России?
Попов А.Ю.: Фактор везде одинаков. Те конкретные оказывающие услуги чиновники и конкретные заявители, кому надлежит меняться, на самом деле редко когда желают изменений. Здесь должна быть установлена четкая и внятная позиция государства для того, чтобы на первом этапе чуть ли не принудительно отсекать бумажный документооборот. И уже в дальнейшем без электроники уже никуда не денешься. Но на первом этапе все предпочитают действовать так, как сложилось "издревле".
Ведущая: В большинстве создаваемых информационных систем в России сегодня используются в основном зарубежные разработки. Следует отметить высокий уровень зависимости российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. Почему при нашем высокоразвитом информационном сегменте мы не можем создать достойную систему самостоятельно? Или уже создали? Если да, то расскажите более подробней о ней.
Попов А.Ю.: Смотря что понимать под системой. Например, системное программное обеспечение. Все понимают, что пока мировой лидер здесь это - Запад. И здесь весьма спорна возможность конкурировать с западными аналогами в краткосрочной перспективе. Но что касается IT-услуг, в том числе и написание прикладных программных продуктов, то практически все такие заказы размещаются на отечественном рынке. Мало кто заключает контракты с западными компаниями на IT-услуги. IT-услуги: коробочные разработки, прикладные решения, - мы делаем неплохо. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию. Используются западные разработки, то есть то, с чем мы сейчас серьезно конкурировать пока не готовы. И не только мы, но многие страны Западной Европы тоже не претендуют здесь ни на какую-то существенную конкуренцию.
Ведущая: Алексей Юрьевич, как вы относитесь к созданию единой национальной платформы?
Попов А.Ю.: Смотря что под этим понимать. Если мы говорим о том, что хотим создать национальный фонд алгоритмов и программ, чтобы все, что делается для органов государственной власти, попадало туда и было бесплатно доступно другим госорганам, то в качестве первоначального наполнения этого фонда алгоритмов и программ какими-то конкретными программными решениями национальная программная платформа имеет свой смысл. Это имеет смысл в качестве того, чтобы начать не с нуля, а с чего-то, чтобы в этом фонде алгоритмов и программ уже находилось. Именно это и делает сейчас Минкомсвязи России.
Ведущая: Очень многие компании, которые работают в IT-области, не совсем согласны с тем, что это должно быть именно так. Высказывают свое мнение о том, что тогда придется дорабатывать все программные исправления под огромное количество разных стандартов и требований.
Попов А.Ю.: Нет, такая задача не стоит. Фонд Алгоритмов и программ будут не сдерживать, а, наоборот, стимулировать развитие рынка.
Ведущая: Как, на ваш взгляд, можно гармонизировать долгосрочные государственные интересы в развитии информационного общества и какие-то более оперативные интересы бизнеса, отдельного человека, которые заинтересованы в этом, но не готовы вкладываться надолго. Как они могут взаимодействовать, на ваш взгляд?
Попов А.Ю.: Дело в том, что государство не должно решать сиюминутные задачи, а должно делать некие длинные стратегические проекты, которые позволят гражданам в свою очередь решать их сиюминутные задачи. В обязанности граждан не входит прогнозировать развитие IT на 5 - 10 лет. Им что сейчас нужно, тем они и будут заниматься. А государство должно играть именно долгую игру. Именно так сейчас и происходит.
Ведущая: Алексей Юрьевич, на ваш взгляд, готово ли сегодня российское общество к тотальной информатизации всех сфер государственной деятельности?
Попов А.Ю.: Государство должно быть готово и подстегивать общество к этому. Мы должны не просто это сделать и предложить обществу, но и всячески пропагандировать среди общества, в том числе, может быть, и не совсем популярными мерами, например такими, как физическая отмена бумажного потока документов. Но пройдет время, и общество уже не будет мыслить свою жизнь без различных электронных сервисов.
Ведущая: По вашему мнению, когда можно ожидать первых весомых результатов от программы информационного сервиса?
Попов А.Ю.: Несколько весомых результатов уже достигнуто. Во-первых, с 1 октября 2011 года существенно сократилось количество справок заявителей на федеральном уровне. Во-вторых, заработал портал http://www.zakupki.gov.ru/. Сейчас предприниматели на едином портале могут увидеть любую закупку, проводимую муниципалитетом, субъектом, Российской Федерацией на едином портале, что очень удобно для их бизнеса.
Ведущая: А что еще ожидается в ближайшее время?
Попов А.Ю.: Электронное здравоохранение, электронный бюджет.
Ведущая: Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как данная программа будет способствовать развитию ИТ-бизнеса? Каким образом планируется стимулировать отечественные информационные разработки? И будут ли снижаться административные барьеры?
Попов А.Ю.: На мой взгляд, ИТ-бизнес особо не надо стимулировать, ему просто не надо мешать. Т.е. при проведении государственного конкурса нужно ориентироваться не на знакомые компании, а на хорошие разработки, быть готовым к изменениям, чтобы отживший себя программный продукт мог быть заменен на более правильный, более хороший. Это касается сферы IT. И я не вижу тут административных барьеров. Государство должно упростить регистрацию, лицензирование, иные виды взаимодействия с бизнесом. Это как раз решается при помощи IT-технологий.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, почему все-таки программа информационного общества делает упор не на инфраструктуру, а именно на функционал и разработку специальных программ? В чем преимущество, на Ваш взгляд, именного такого подхода, предлагаемого в данной программе?
Попов А.Ю.: Государство должно реально модернизировать себя. И одной инфраструктуры мало. Необходимо решение задачи от начала и до конца, конкретный общий проект, состоящий не только из представлений инфраструктуры. Сейчас стоит задача не только ее предоставить, но и физически закрутить по ней движение. Нельзя предложить голую теорию. Надо предложить теорию, плюс реализованную на ней конкретную востребованную практику. Тогда к этому будет интерес.
Ведущая: ГП "Информационное общество" ставит одной из своих приоритетных задач - обеспечение перехода к цифровой экономике. Алексей Юрьевич, так ли это?
Попов А.Ю.: Да, так!
Ведущая: Можете немного подробнее рассказать об этом направлении?
Попов А.Ю.: Например, система "электронный бюджет". Здесь главная задача - связать понятный всем результат деятельности бюджетополучателя с полученными им деньгами. В Америке уже есть аналогичный портал, он называется "Что тебе дает Америка?" Например, вы едете по дороге. Кликнув на карте по этой дороге мышью, благодаря данному порталу, вы можете узнать сколько средств выделялось на нее, кем расходовались бюджетные деньги, в пользу каких подрядчиков, какие и на основании чего у них принимались работы. И сравнить эти данные с теми результатами работ, что Вы видите своими глазами. По такому же принципу будет работать портал электронного бюджета. Сейчас над этим проектом активно работают.
Ведущая: В России довольно сложные климатические условия. Этот фактор не может не влиять на состояние дорог.
Попов А.Ю.: Да, но я же должен увидеть ребят в оранжевых жилетах на дороге и заделанные ими ямы.
Ведущая: Увидеть, что что-то делается?
Попов А.Ю.: Конечно. Проезжая мимо, я вижу, что соответствующие меры выполняются. Конечно, дороги через какое-то время приходят в негодность, но это уже не проблема нецелевого расходования средств. Это уже действительно проблема климатических условий. Всегда важна обратная связь!
Ведущая: В чем вы видите развитие системы удостоверяющих центров? Как скоро в нашей стране сможет появиться единое пространство доверия, в котором каждый житель России сможет получить свою электронную подпись, а электронная подпись может быть идентифицирована в любом регионе России?
Попов А.Ю.: На самом деле, эта система уже сегодня достаточно развита. Сейчас уже создано и прекрасно функционирует достаточное количество удостоверяющих центров, выдано большое количество сертификатов. Мне бы хотелось, чтобы они были как можно более интегрированы в плане понимания друг друга. Минкомсвязи России выступает главным удостоверяющим центром. Подпись, выданная, например, налоговой, признается казначейством, Росреестром и наоборот. Но есть еще и огромное количество частных удостоверяющих центров, например, банки.
Ведущая: У нас огромная страна. Есть огромное количество граждан, которые могут получить эту подпись в каком-либо удостоверяющем центре, которую банк не захочет признавать. Как тогда быть?
Попов А.Ю.: Нужно, чтобы захотели, потому что интернет-банк есть везде.
Ведущая: Согласна!
Попов А.Ю.: Как только этот вопрос будет решен, не охваченных областей больше не останется.
Ведущая: А как быть тем людям, которые не пользуются банками?
Попов А.Ю.: Если гражданин имеет счет в банке, но не пользуется интернет-банком, то маловероятно, что он будет пользоваться порталом государственных услуг. Но даже в этом случае, гражданин может прийти в удостоверяющий центр того же банка и получить (на различных условиях) там ЭЦП, не открывая счета. Если вы можете сделать перевод без открытия счета, то чисто теоретически, вы можете получить и ЭЦП в том же банке. Банку это тоже выгодно, потому что сейчас вы пользуетесь порталом государственных услуг, завтра откроете счет. Если гражданин пользуется интернетом, то не пользоваться интернет-банком – просто глупо.
Ведущая: К этому проекту будут привлекаться абсолютно все банки?
Попов А.Ю.: Мы постараемся сделать так, чтобы привлекались абсолютно все банки на условиях договора оферты. Роль чиновников в этом процессе будет сведена к минимуму.
Ведущая: А чем это выгодно?
Попов А.Ю.: Это выгодно в первую очередь государству. Ведь оказывать услуги в электронном виде в разы дешевле, чем в бумажном. Значит, мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше всего перевести в электронный вид. Чем больше нам приведут клиентов для этого процесса, тем лучше. Для банков же это – источник сокращения издержек, лояльность клиентов и получение комиссий за различного рода платежи. Получается такое абсолютно некоммерческое взаимовыгодное партнерство.
Ведущая: Как вы полагаете, как скоро сможет наступить цифровая эра?
Попов А.Ю.: Уже около 15 банков включились в систему платежей Казначейства. Благодаря этой системе, информация о всех платежах будет поступать мгновенно, будь это штраф ГИБДД, налог, пошлина. С 1 января 2013 года все банки будут обязаны в этом участвовать. Получается, в банках - с 1 января 2013 года, а сейчас у тех, кто дальновиден и захочет проводить такую работу в инициативном порядке.
Ведущая: Алексей Юрьевич, у меня на этом все! Благодарю вас за интервью.