Розничные рынки электрической энергии: порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями
12 октября в 16-00 часов состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Тетушкиным Дмитрием Николаевичем.
Тема интернет-интервью: "Розничные рынки электрической энергии: Порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями".
Ведущая интернет-интервью - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Дмитрия Николаевича Тетушкина, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве.
Уважаемый Дмитрий Николаевич, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема интернет-интервью: "Розничные рынки электрической энергии: Порядок взаимодействия с энергосбытовыми и сетевыми организациями".
Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru.
Постоянный рост энергопотребления, обусловленный активным развитием всего производственно-хозяйственного комплекса России, требует максимально надежной и стабильной работы энергопроизводителей. Стабильное, качественное снабжение электроэнергией населения и промышленности является определяющим условием экономического развития страны.
Одна из задач реформирования электроэнергетики Российской Федерации состоит в формировании эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции.
В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям основным принципом является соблюдение прав потребителей на надежное снабжение электроэнергией. Именно ради конечного потребителя осуществляется производство и передача электрической энергии.
Указанное право потребителя обеспечивается недискриминационным доступом к услугам естественных монополий, возможностью выбора поставщика услуг в потенциально-конкурентных видах деятельности в электроэнергетике, наличием на таких рынках гарантирующих поставщиков.
Правовое регулирование функционирования розничных рынков электрической энергии осуществляется на основе Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"; Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить различные вопросы, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям, порядком заключения договоров энергоснабжения, осуществлением расчетов за электрическую энергию. Эти и другие актуальные вопросы в сфере электроснабжения затронет в ходе интернет-интервью заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Дмитрий Николаевич Тетушкин.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
И первый вопрос. Каковы сегодня наиболее распространенные нарушения на розничных рынках электрической энергии, которые чаще всего выявляет УФАС по Москве?
Тетушкин Д.Н.: Добрый день! Мы заявили тему, связанную с двумя видами рынков. Во-первых, это рынки сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а также услуги, неразрывно связанные с передачей электрической энергии, услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям, во-вторых, рынки, на которых функционируют энергосбытовые компании, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии.
Если брать практику Московского УФАС России, то основную массу нарушений мы фиксируем на рынке по передаче электрической энергии и технологическому присоединению. Это естественно-монопольный рынок. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям неразрывно связано с передачей электрической энергии и не образует отдельного вида экономической деятельности, поэтому всегда в решениях эти две услуги, оказываемые сетевыми организациями, рассматриваются в комплексе как относящиеся к одному товарному рынку. Продуктовые границы определяются как рынок услуг по передаче электрической энергии к технологическому присоединению.
В практике имеют место нарушения, связанные с препятствованием перетоку электрической энергии, попытки взыскания средств за переток, за передачу электрической энергии по неустановленному тарифу, квалифицируемые как нарушение порядка ценообразования.
Однако более 90% нашей работы в сфере электроэнергетики составляют дела о нарушении антимонопольного законодательства, связанные с нарушением правил технологического присоединения к электрическим сетям. И здесь можно детально остановиться на всех видах правонарушений, которые допускают сетевые организации, ущемляя интересы потребителей.
У обывателей складывается впечатление, что технологическое присоединение - это очень сложно и очень дорого. Однако это не так.
В 2004 году принято постановление Правительства Российской Федерации № 861 ПП, которое детально регламентирует процесс технологического присоединения. В нем содержатся ответы на вопросы, куда идти, какой комплект документов нести, в какой срок указанный комплект документов должен рассматриваться. Эти нормы защищают потребителя и позволяют антимонопольному органу достаточно эффективно осуществлять контроль за деятельностью сетевых организаций, защищать права потребителей, хозяйствующих субъектов, которым необходимы услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Если говорить обо всех этих нарушениях, то они, как правило, квалифицируются антимонопольным органом по ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции» как злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.. Доминирующее положение вытекает из того, что передача электрической энергии отнесена к сфере деятельности естественных монополий. Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
За эти правонарушения предусмотрен оборотный штраф. Статья 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает санкции в размере до 15% от годовой выручки правонарушителя на рынке, на котором совершено правонарушение.
В чем же может состоять нарушение сетевой организации по Правил технологического присоединения?
Во-первых, самый простой случай, нарушение сроков рассмотрения заявки о технологическом присоединении. Стандартный случай - 30 дней рассмотрения. Если нет реакции от сетевой организации, то появляются основания для вмешательства антимонопольного органа.
Во-вторых, нарушения, связанные с навязыванием невыгодных условий. Указанный вид правонарушений характеризуется разнообразием.
Так, в практике сетевых организаций встречаются нарушения, связанные с возложением на заявителя обязанностей, не предусмотренных Правилами технологического присоединения. Хотя в Правилах технологического присоединения содержится исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен представить, чтобы присоединить свои энергопринимающие устройства к электрической сети, часто сетевые организации требуют дополнительные документы, перекладывают свои обязанности на заявителя. Например, при опосредованном присоединении требование сетевой организации представить документ о согласовании с балансодержателем сети, к которой осуществляется непосредственное присоединение энергопринимающих устройств. Это незаконно. В Правилах технологического присоединения строго определено, что мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
Распространенными при осуществлении технологического присоединения являются нарушения порядка ценообразования. Здесь тоже очень много возможностей для сетевой организации по злоупотреблению доминирующим положением.
Например, Правилами технологического присоединения предусмотрено, что при определенных условиях размер платы за технологическое присоединение не может быть более 550 рублей. Сетевая организация и устанавливает плату в размере 550 рублей, при этом договор на технологическое присоединение не содержит каких-либо мероприятий, которые должна выполнить сетевая организация.
Однако в постановлении Правительства РФ № 861-ПП указано, что плата за технологическое присоединение устанавливается, исходя из фактически выполняемых мероприятий по технологическому присоединению, но не более 550 рублей. Если в договоре нет мероприятий, которые выполняет организация, то взимание 550 рублей получается незаконным.
Но в таком случае к нам, как правило, не обращаются. 550 рублей - небольшая сумма, и потребители, хозяйствующие субъекты, сталкивающиеся с сетевой организацией, счастливы, что за 550 рублей они получают акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Более распространен случай, когда вместо 550 рублей сетевая организация пытается установить иную плату за технологическое присоединение, например, по стандартизированным ставкам.
В данном случае процедура может быть следующей: неправильно определяется точка технологического присоединения. Предельный размер платы в 550 рублей предусмотрен для присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно. Определив точку присоединения за пределами границ участка заявителя, в точке, от которой расходятся сети к нескольким потребителям, сетевая организация суммирует мощности энергопринимающих устройств всех потребителей, и получает мощность, превышающую предельную. И потребители, подключая устройства до 15 кВт вместо 550 рублей получают очень большую плату за техприсоединение.
Говоря о практике сетевых организаций, которые осуществляют технологическое присоединение, отмечу нарушения, связанные с, неправильным применением тарифов.
Тарифы на технологическое присоединение являются регулируемыми. Уполномоченным регулирующим органом в Москве выступает Региональная энергетическая комиссия. На официальном сайте РЭК Москвы размещены разъяснения, согласно которым при второй категории надежности МОЭСК - крупнейшая в Москве сетевая организация, применяет тариф на технологическое присоединение, умноженный на два.
Необходимо пояснить, что действующим законодательством предусмотрено три категории надежности. Третья категория надежности предполагает подключение от одного источника электроснабжения, вторая и первая – от двух источников. Тарифным законодательством предусмотрено суммирование платы за технологическое присоединение к каждому из источников.
В разъяснениях Региональной энергетической комиссии указано, что стандартизированная ставка установлена, исходя из второй категории надежности, то есть в ней учтены затраты на подключение к двум источникам электроснабжения. Таким образом удваение размера платы необоснованно.
Следующий момент, на который стоит обратить внимание, - это то, что тарифы на технологическое присоединение, передачу электрической энергии имеют свойство периодически меняться. Тариф, прописываемый в договоре на техприсоединение, должен соответствовать действующему на момент заключения договора, на момент отправки проекта договора на технологическое присоединение. В 2010 году распространенной практикой был случай, когда сетевая организация направляла проекты договоров на технологическое присоединение по тарифам прошлого года, т.е. по сути отправлялся договор с недействующим тарифом - прямое нарушение порядка ценообразования.
Наконец, примером нарушения порядка ценообразования на технологическое присоединение является заключение разных видов предварительных договоров на ликвидацию технических ограничений, суть которых сводится к выполнению мероприятий по технологическому присоединению по договорной цене, а не по цене, установленной регулирующим органом.
Как правило, по такому договору сетевая организация за счет заявителя строит объекты электросетевого хозяйства, а потом еще дополнительно по стандартизированной ставке осуществляет присоединение энергопринимающих устройств заявителя к построенным за счет заявитея электрическим сетям сетевой организации.
Ведущая: У нас есть более конкретные вопросы, мы к ним в процессе перейдем.
Тетушкин Д.Н.: Давайте перейдем, а также затронем вопрос действий потребителя, если он сталкивается со злоупотреблениями сетевой организации.
Раз уж мы озвучивали такое количество вопросов, типовых нарушений, наверное, целесообразно рассказать, как же потребителю или хозяйствующему субъекту действовать в случае, если его права нарушены. Типовая ситуация, когда у нас потребитель получает договор на технологическое присоединение, в котором условия не соответствуют действующим правилам. Самым правильным с точки зрения потребителя, лица, получившего этот договор, - отправить заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с описанием всех тех условий, с которыми он не согласен. Такие действия предписаны постановлением Правительства РФ № 861-ПП.
В Правилах технологического присоединения описано, каким образом в какой срок сетевая организация должна отреагировать на этот мотивированный отказ. Ей на это дается всего 5 рабочих дней. Если 5 рабочих дней не выдерживаются, и сетевая организация продолжает настаивать на невыгодных для потребителя условиях, - это как раз тот момент, когда во взаимоотношения сетевой организации и заявителя может вмешаться антимонопольный орган, возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотреть его, выдать предписание, применить к нарушителю санкции по всей строгости действующего законодательства.
Ведущая: Спасибо за подробный, исчерпывающий ответ, я думаю, вы прояснили для наших пользователей немало спорных моментов. И теперь, с вашего позволения, давайте поговорим обо всех этих правонарушениях более конкретно. У нас есть несколько вопросов о сбыте. Дмитрий Николаевич, центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е. если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора нельзя. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, может ли он обратиться к гарантирующему поставщику?
Тетушкин Д.Н.: Мы настолько увлеклись рынком по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, что про сбыт совсем забыли. Рынок сбыта - это отдельный рынок. Для обеспечения прав потребителей электрической энергии на этом рынке функционирует субъект - "гарантирующий поставщик", у которого действующим законодательством, в географических границах которых он является гарантирующим, предусмотрена обязанность заключения договора энергоснабжения.
Гарантирующий поставщик может отказать обратившемуся к нему субъекту в заключении договора энергоснабжения только на двух основаниях. Первый случай - отсутствие надлежащего технологического присоединения. И второй случай - если к нему поступает заявка на заключение договора энергоснабжения, в котором точка поставки, находится за границами территории, на которой он является гарантирующим поставщиком. Договор энергоснабжения гарантирующего поставщика является публичным. На гарантирующего поставщика возложена большая социальная нагрузка и задача по обслуживанию всех тех, кто не имеет возможности заключить договор с независимыми энергосбытовыми организациями.
Если говорить об Энергосбыте, в практике Московского УФАС России в текущем году не было дел, возбужденных, рассмотренных в отношении энергосбытовых организаций, в том числе гарантирующего поставщика. Для сравнения, по сетевым организациям с начала года рассмотрено более 20 дел, возбуждено более 40 дел, постоянно возбуждаются все новые и новые дела.
Следует однако отметить, что большое количество дел во многом связано не с осознанной недобросовестностью наших субъектов, а с тем, что все-таки у нас очень молодое законодательство: его плохо знают потребители, не до конца прочувствовали и профессиональные участники рынка, и где-то, может быть, не успели перестроиться. Например, нарушения, состоящие в несвоевременном рассмотрении заявки на технологическое присоединение. Это такой организационный и управленческий вопрос, от которого, я думаю, мы достаточно быстро уйдем. В отличие от сетевых организаций, сбытовые рассматривают заявки оперативно, у них этот процесс налажен достаточно хорошо. Не помню ни одной жалобы, чтобы гарантирующий поставщик отказал кому-либо в заключении договора энергоснабжения при наличии надлежащим образом оформленного технологического присоединения. В качестве примечания, подтверждением надлежащего технологического присоединения выступают акт о технологическом присоединении и акт о разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которые составляются по завершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора на технологическое присоединение.
Что касается смены энергосбытовой организации, то, действительно, ее можно сменить, при этом потребитель не освобождается от обязанностей исполнения обязательств с прежней энергосбытовой организацией. А так проблем нет, гарантирующий поставщик всегда заключит договор в зоне своей ответственности при надлежащем технологическом присоединении.
Ведущая: Следующий вопрос. Как сегодня строятся отношения энергосбытовых компаний с Товариществом собственников жилья и Управляющими компаниями? Какие возникают проблемы в ходе этого взаимодействия?
Тетушкин Д.Н.: Проблемы взаимодействия с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, гражданами в случае непосредственного способа управления часто возникают у ресурсоснабжающих организаций. Это касается не только энергоснабжения, но и других коммунальных услуг, которые оказывает управляющая компания. Большинство проблем связано с особенностями, которые предусмотрены жилищным законодательством, регулирующим указанные правоотношения. В настоящее время действуют Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307-ПП, в которых пунктом 15 регламентировано, что в случае заключения ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов с управляющей компанией, с ТСЖ, ЖСК или кооперативом, условия договора должны соответствовать условиям договора, на которых управляющая компания имеет договоры с потребителями, населением. Эти договоры предусматривают особый порядок расчетов, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 307-ПП, особый порядок ограничения оказания услуг и т.д. Основная проблема, которая возникает, заключается в том, что дополнительные требования, устанавливаемые жилищным законодательством часто ресурсоснабжающими организациями, не учитываются. Если четко следовать нормам жилищного законодательства, то проблем быть не должно.
Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос. На официальном сайте ФАС России было опубликовано разъяснение по применению правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики от 29.01.2008 года. Указанное разъяснение гласит, что прямой договор энергоснабжения с гражданином - потребителем гарантирующий поставщик может заключить лишь тогда, когда гражданин осуществляет непосредственное управление домом или ведет садоводческое хозяйство индивидуально, обеспечивая при этом раздельный учет объемов потребления электрической энергии между индивидуальным садоводческим участком и садоводческим товариществом. Актуально ли данное разъяснение на сегодняшний день и может ли гражданин, проживающий в доме, в котором функционирует исполнитель коммунальных услуг, претендовать на заключение прямого договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией? Вправе ли такая организация отказать в заключение договора со ссылкой на жилищное законодательство и разъяснения ФАС России?
Тетушкин Д.Н.: Это проблема лежит в плоскости применения жилищного законодательства, с которым у нас ресурсоснабжающая организация не так тесно связана, не так знакома, как со профильным законодательством. Нормами действующего законодательства предусмотрено три способа управления. Это непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом, иным объединением собственников, а также управление управляющей организацией. В случае непосредственного способа управления здесь не возникает никаких вопросов и проблем в том плане, что граждане сами напрямую заключают прямые договоры, возмещая свои расходы на коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В случае с выбором управляющей организации по договору управления, который заключается со всеми собственниками помещений на одинаковых условиях, предусмотрено оказание коммунальных услуг электроснабжения. Указанная услуга является одной из коммунальных услуг, и поэтому получается, что исполнителем коммунальной услуги электроснабжения выступает управляющая компания, которая приобретает коммунальный ресурс - электрическую энергию у ресурсоснабжающей, в данном случае электросбытовой организации.
В новых Правилах оказания коммунальных услуг, утвержденных в текущем году постановлением Правительства РФ № 354, в пункте 18 для собственников нежилых помещений предусмотрено право заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунального ресурса в части его индивидуального потребления. При этом делается оговорка, что это не освобождает собственника помещений от обязанности заключить договор с управляющей организацией для того, чтобы компенсировать ей расходы коммунальных ресурсов, которые расходуются на общедомовые нужды.
Средства, полученные управляющей компанией, от собственников помещений, далее перечисляются ресурсоснабжающей организации.
Вместе с тем, как в Москве, так и в других регионах, распространены прямые договоры энергоснабжения. Они не в полной мере соответствуют Правилам оказания коммунальных услуг. Энергосбытовые компании осуществляют взаимоотношения непосредственно с потребителями, используют показания индивидуальных приборов учета и возникают проблемы возмещения расходов на общедомовое потребление. Мы, являясь собственниками какого-то помещения в многоквартирном доме, одновременно являемся и собственниками общедомовых сетей. В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений несут бремя содержания общего имущества, включая потери в этих сетях, электричество на освещение мест общего пользования.
Потребление электрической энергии в местах общего пользования должно оплачиваться в рамках коммунальной услуги электроснабжения. Объем общедомового потребления в общем случае находится как разницам между показаниями общедомового прибора учета электрической энергии и суммарным потреблением индивидуальных счетчиков. За индивидуальное потребление мы можем рассчитываться с энергосбытовой организацией по индивидуальным приборам учета. Однако всем потребителям хочется напомнить, что общедомовое имущество - это тоже их имущество, и нести бремя его содержания - их прямая обязанность. Что касается общедомового потребления, то от управляющей организации они никуда не уйдут, и все равно будут должны оплатить этот объем потребленной электрической энергии.
Ведущая: Большое спасибо за подробный ответ. И давайте перейдем к состоянию конкуренции на розничных рынках в Москве. Следующий вопрос. Каково сегодня состоянии конкуренции на розничных рынках электроэнергии по городу Москве?
Тетушкин Д.Н.: В период реформирования мы проводим ежегодный анализ конкурентной среды на розничных рынках. Как правило в апреле мы сводим информацию за предществующий год. Соответственно, итоговый анализ по результатам 2011 года будет готов в апреле 2012 года. Если говорить о 2010 годе, то на розничном рынке электроснабжения у нас два товарных рынка, ограниченных территориями деятельности двух разных гарантирующих поставщиков. Один гарантирующий поставщик действует в границах сетей балансовой принадлежности ОАО "РЖД». Ранее он назывался ООО "РусэнергосбытМ", сейчас – ООО "Энергосбытхолдинг". Второй гарантирующий поставщик, который действует на территории оставшейся части города Москвы - это ОАО "Мосэнергосбыт". На обоих рынках гарантирующие поставщики занимают доминирующее положение. В Москве у энергобытовых организаций очень большая доля.
Что касается перспектив, количество энергосбытовых организаций на рынке будет расти с каждым годом. Доля гарантирующих поставщиков будет снижаться. Вероятно, что через какой-то промежуток времени мы придем к ситуации, когда будет актуальным конкурс по выбору гарантирующего поставщика и по его смене, но сейчас эта ситуация точно не назрела.
Тем не менее, реформирование электрической энергии направлено на то, чтобы конкуренция развивалась, на рынке появлялись новые энергосбытовые организации. Они по сравнению с гарантирующим поставщиком оказываются в более выгодном положении, т.к. не связаны нормами публичного договора и их цены полностью не регулируемы.
Для гарантирующего поставщика тариф состоит из 4 составляющих. И для всех этих составляющих имеется строго определенный порядок их определения. Независимый энергосбыт полностью свободен в выставлении тарифов. Сейчас наметилась тенденция, что наиболее крупные потребители электрической энергии либо обращаются к услугам независимого энергосбыта, чтобы снизить свои расходы на электрическую энергию, либо сами выходят на оптовый рынок, уходя с розницы, и значительно снижая свои издержки на приобретаемую электрическую энергию.
Ведущая: Насколько сегодня по Москве актуальна проблема, когда потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности)?
Тетушкин Д.Н.: Надо иметь в виду, что Москва в плане розничного рынка - это несколько иной рынок по своей структуре, чем какие-либо другие региональные рынки. У нас очень большую долю рынка составляют население и группы, приравненные к населению. Вместе с тем, основные тенденции на рынке будут повторять, как я уже ранее обозначил. На рынок будет выходить независимый энергосбыт, первоначально именно с целью подключения по более выгодным тарифам крупных производственных потребителей. В Москве процесс идет такой же, как и в целом по стране.
Ведущая: Насколько остро сегодня в Москве стоит проблема формирования "локальных" рынков купли-продажи электрической энергии (мощности)?
Тетушкин Д.Н.: Здесь нет никакой специфики. Дополнить, наверное, нечем.
Ведущая: Какие существуют сегодня барьеры входа на рынок, выявленные УФАС по Москве?
Тетушкин Д.Н.: Барьеров входа на рынок, именно в плане энергосбыта, сегодня практически нет. Если говорить об естественных монополиях, то здесь вообще не логично говорить о каких-либо барьерах.
Ведущая: Насколько в настоящее время сохраняется необходимость разработки новых и совершенствования действующих нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих, в том числе правила проведения очередных и внеочередных конкурсов по присвоению статуса гарантирующего поставщика в целях создания предпосылок для развития конкуренции на первом этапе за статус гарантирующего поставщика?
Тетушкин Д.Н.: Мы должны прийти к тому, что гарантирующие поставщики должны будут выбираться по конкурсу. Это должен быть конкурентный отбор. Говорить о том, что именно для розничного рынка Москвы есть сегодня острая потребность каких-либо изменений законодательства в вопросе выбора гарантирующего поставщика, наверное, нет. Когда появятся предпосылки, создадутся условия, в которых возможна будет конкуренция за статус гарантирующего поставщика, такая необходимость, наверное, появится. К этом моменту, думаю, можно будет присмотреться к опыту других регионов и сделать свои выводы.
Ведущая: Какое постановление или положение регулирует ценообразование для конечных потребителей - юридических лиц, вообще на сегодняшний день?
Тетушкин Д.Н.: Правовое регулирование функционирования розничных рынков электрической энергии осуществляется на основе Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"; Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Ведущая: При каких условиях покупатель, имеющий заключенный договор с гарантирующим поставщиком, может перейти на обслуживание к энергосбытовой организации? В каких случаях гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения?
Тетушкин Д.Н.: Основным случаем, когда прекращаются отношения по договору энергоснабжения и возникают препятствия для перехода к другому энергосбыту, является невыполнение своих обязанностей потребителем. Т.е. неоплата электрической энергии, как правило, является основанием, не позволяющим перейти к другому энергосбыту. Чтобы энергосбыт был способен выполнять свои обязательства перед потребителем, у него должны быть урегулированы вопросы передачи электрической энергии. Т.е. энергосбыт, с которым заключается договор, должен быть способен выполнить свои обязательства перед потребителем.
Ведущая: Какие организации поставляют потребителям электрическую энергию по регулируемым ценам (тарифам)?
Тетушкин Д.Н.: У нас есть перечень тарифов, в отношении которых ведется регулирование. Полностью регулируемыми являются тарифы для населения и для групп, приравненных к населению. Иные группы потребителей приобретают электрическую энергию по нерегулируемым тарифам. Более того, если это независимый энергосбыт, то стоимость электрической энергии определяется договором купли-продажи электрической энергии. А если это гарантирующий поставщик, то его цена включает четыре составляющие. Первая составляющая – это плата за услуги инфраструктурных организаций на оптовом рынке – это тоже разновидность естественно-монопольного вида деятельности. Эта часть у нас регулируемая. Вторая составляющая – это плата за передачу электрической энергии – тоже регулируемый тариф. Третья составляющая – это сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, она тоже регулируется в установленном порядке. Четвертая составляющая, которая позволяет нам говорить, что тариф нерегулируемый – это средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке.
Ведущая: Дмитрий Николаевич, спасибо вам большое за подробные и исчерпывающие ответы. Я думаю, в них вы так или иначе затронули большинство спорных моментов, которые интересовали нашу интернет-аудиторию. Желаем вам успехов в вашей профессиональной деятельности и в борьбе со всеми злоупотреблениями, которые возникают с сфере энергоснабжения!
Тетушкин Д.Н.: Спасибо большое! Я тоже надеюсь, что энергоснабжение будет надежным, и у потребителей не будет возникать проблем с бесперебойным получением электрической энергии.