Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы деятельности Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации: цели, задачи, проблемы, перспективы

Актуальные вопросы деятельности Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации: цели, задачи, проблемы, перспективы

23 сентября в 10-00 часов состоялось интернет-интервью с директором Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации Багметом Анатолием Михайловичем.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы деятельности Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации: цели, задачи, проблемы, перспективы".

Ведущая интернет-интервью - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Анатолия Михайловича Багмета, директора Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации.

Уважаемый Анатолий Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы деятельности Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации: цели, задачи, проблемы, перспективы".

Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru.
Приказом Председателя Следственного комитета на основании Распоряжения Правительства РФ от 4 августа 2010 г. N 1318-р было создано Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации".

Целью создания института стало совершенствование системы дополнительного профессионального образования работников Следственного комитета РФ. В этом учреждении три кафедры: уголовного процесса, уголовного права и криминалистики. Здесь следователи будут проходить переподготовку и обучение самым передовым методам расследования уголовных дел.

Вопрос о повышении квалификации в структуре Следственного комитета РФ стоит очень остро. Более 60% сотрудников имеют относительно небольшой, около пяти лет, стаж работы, а федерального образовательного учреждения, которое должно повышать квалификацию сотрудников, в Следственном комитете нет. Вопрос повышения квалификации следователей актуален еще и потому, что с 2011 года Следственному комитету Российской Федерации от МВД России передано следствие по ряду статей, включая налоговые преступления и рейдерские захваты.

Институт должен стать не только учебным, но и научным центром, сочетающим в себе аналитическую и исследовательскую деятельность и имеющим специальные криминалистические лаборатории.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Указ о значительном сокращении численности госслужащих в ближайшие три года. Также сообщается о 20%-ом сокращении штата МВД России. Как обстоят дела с данным вопросом в Следственном комитете и его территориальных подразделениях? Планируется ли расширение или, напротив, сокращение штата сотрудников СКП, насколько укомплектованы следственные органы на сегодняшний день?

Багмет А.М.: 14 января 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Данным Указом установлена штатная численность Следственного комитета – 19 156 должностей. С 1 января 2012 года запланировано увеличение штатной численности всего ведомства на 2 тысячи человек. В целом следует отметить, что следственные органы укомплектованы профессиональными кадрами, и при проведении реформы органов прокуратуры абсолютное большинство сотрудников, проходивших службу в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, существовавшем до 15 января текущего года, были назначены на должности во вновь созданный главный следственный орган страны.

Ведущая: Некоторые эксперты придерживаются мнения, что для более качественной подготовки следователей, прокуроров и т.д. необходимо принимать на работу выпускников именно специализированных государственных учебных заведений, готовящих специалистов именно в этой области, а не выпускников юридических факультетов вузов. Разделяете ли Вы подобную точку зрения? Каких знаний и навыков, на Ваш взгляд, не хватает сегодня следователям СК РФ?

Багмет А.М.: Вы знаете, ответ на этот вопрос не может быть столь однозначным. На отечественном рынке образовательных услуг немало вузов, осуществляющих обучение по юридической профессии, показывающих стабильно высокое качество подготовки выпускников. Тем не менее, существует такое понятие, как специализация. Многие вновь назначаемые на должности следователей молодые люди получили высшее юридическое образование, обучаясь по программам гражданско-правовой специализации, наиболее распространенной среди студентов, в результате чего не всегда могут получить углубленные знания в области криминалистики, уголовного права и процесса. Кроме того, можно сказать, что федеральные государственные образовательные стандарты в области юриспруденции в определенной степени не отвечают так называемому "профессиональному стандарту следователя", то есть не в полной мере ориентированы на применение знаний в следственной практике. В частности, в вузах при разрешении практических ситуаций и моделировании конкретных юридических фактов не уделяется достаточного внимания вопросу выработки у студентов навыков самостоятельного и квалифицированного составления процессуальных документов, таких, как постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о приостановлении производства по делу или о прекращении уголовного преследования и т.д. Наконец, у вузов не всегда имеется возможность надлежаще организовать производственную практику, иногда к данным вопросам подходят исключительно формально.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, немного об истории Вашего института. Какие приоритетные задачи стоят перед ним?

Багмет А.М.: Овладение новыми знаниями, практическими навыками, поддержание их на должном уровне рассматриваются служебной обязанностью каждого сотрудника. Сегодня как никогда актуален принцип "образование в течение всей жизни". Правительством Российской Федерации 4 августа 2010 года было издано распоряжение о создании в структуре Следственного комитета ведомственного образовательного учреждения, а спустя 2 недели Председателем Следственного комитета А. И. Бастрыкиным подписан соответствующий приказ об открытии Института повышения квалификации, и уже 1 ноября Институт осуществил первый набор слушателей. Вообще начало обучения следователей было положено приказом от 3 октября 2008 года "Об институтах (учебных центрах) повышения квалификации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в федеральных округах", в соответствии с которым с 1 января 2009 года на базе отдельных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ во всех федеральных округах были созданы отделы профессионального развития – учебные центры. За два истекших года (в течение 2009 – 2010 годов) в этих отделах было обучено практически 70% сотрудников следственных органов. Таким образом, создание Института – это, по сути, второй этап реализации плана выстраивания системы ведомственного профессионального образования.

Ведущая: Какие наиболее значимые события происходили за время его существования?

Багмет А.М.: Уже через два месяца после создания Институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности. 

Ведущая: В каких городах России образованы учебные центры для подготовки и повышения квалификации следователей?

Багмет А.М.: Всего было создано семь учебных центров в городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. С 22 августа текущего года два учебных центра преобразованы и на их базе созданы филиалы Института – Екатеринбургский и Ростовский. Перед Институтом стоит задача по расширению числа филиалов. В идеале учебные центры уже в ближайшей перспективе должны быть преобразованы в филиалы. Принятие решения об открытии филиала – вопрос не простой, поскольку важно, чтобы филиал имел определенный научный потенциал, библиотечный фонд, материально-техническую базу, отдельное помещение и отвечал ряду иных важных критериев.

Ведущая: Расскажите о преподавательском составе Института: какова численность его работников, квалификация, практические навыки, укомплектован ли штат сотрудников. С какими специальностями возникают проблемы, есть ли потребность в каких-либо редких специалистах?

Багмет А.М.: Безусловно, самая главная задача – обеспечить высокие стандарты обучения, не допустить того, чтобы практические работники относились к повышению квалификации как к чему-то второстепенному. Для этого обучение должно проходить интересно, следователи в ходе занятий - познавать новое, при этом информация должна быть максимально приближена к возможностям практического применения. Для того, чтобы обеспечить такой подход к обучению, Институт должен обладать значительным кадровым потенциалом, ведь, как известно, "кадры решают все, если цели и задачи определены правильно". На сегодняшний день штатная численность Института и его двух филиалов составляет 49 должностей, из них непосредственно в Институте - 25. Созданы 4 кафедры: криминалистики, уголовного процесса, уголовного права и учебно-методической работы. Штат Института в целом укомплектован. Вместе с тем, формирование Института не завершено. Буквально несколько дней назад Председателем Следственного комитета подписан приказ об увеличении штатной численности Института за счет создания отдела по управлению профессиональными знаниями следствия. Этому структурному подразделению Института предстоит осваивать "пилотные" направления образовательной деятельности. Практически 70% из числа профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и ученые звания. При этом наши преподаватели не только теоретически высоко образованы и владеют педагогическим мастерством, но имеют значительный опыт работы на следствии, в органах прокуратуры и суда. Например, заместитель директора Института – доктор юридических наук, профессор, полковник юстиции С. В. Маликов является родоначальником такого направления, как военно-полевая криминалистика. Профессиональный стаж заведующего кафедрой уголовного права кандидата юридических наук А. Л. Иванова составляет 25 лет и складывается из долгих лет следственной работы и опыта преподавательской деятельности в одном из ведущих вузов столицы. Аналогичный подход к комплектованию кадров присутствует и в созданных филиалах. Так, директор Екатеринбургского филиала – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации полковник юстиции В.Н. Карагодин посвятил долгие годы развитию отечественной школы криминалистики, является автором многочисленных научно-исследовательских разработок, монографий и учебных пособий, в которых им глубоко вскрыты проблемы преодоления противодействия предварительному расследованию и показаны возможные пути их решения. В Институте трудятся и другие заслуженные сотрудники – в полном смысле слова состоявшиеся специалисты. Кроме того, занятия на курсах повышения квалификации предусматривают встречи с ведущими специалистами в конкретных узких сферах деятельности – к примеру, практикующих проведение психофизиологических исследований с применением полиграфа в ходе расследования преступлений. Как вы знаете, уже существует судебная практика, рассматривающая результаты подобных исследований в качестве допустимого доказательства, подлежащего оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами. Кроме того, для проведения занятий мы приглашаем экспертов в области судебной медицины, психиатрии, психологии, других отраслей знаний, имеющих богатый практический опыт. 

Ведущая: Руководство Следственного комитета сообщает о внедрении в работу следователей новейших достижений криминалистической техники, инновационных методов расследования. Какими инновационными технологиями и методами расследования преступлений обучают следователей в Институте и какие из них доступны для следователей в повседневной работе?

Багмет А.М.: Сразу скажу, что Председателем Следственного комитета А. И. Бастрыкиным перед Институтом поставлена задача внедрения в практику следственной работы наиболее передовых методов, и эта задача нами последовательно выполняется. Например, Институтом приобретено оборудование, с помощью которого проводятся практические занятия по применению современных средств запечатления хода и результатов следственных действий. В частности, речь идет о криминалистических средствах изготовления компьютерной сферической панорамы, так называемой КСП. С помощью специального фотоаппарата с широкоугольным объективом, штатива и специального программного обеспечения следователь может создать трехмерную компьютерную модель любого следственного действия – скажем, осмотра места происшествия. При этом если обычные средства фото-фиксации объектов позволяют воспринимать запечатленное изображение фрагментарно, в одной плоскости, то есть непосредственно только то, что сфотографировано, то использование КСП позволяет воспринимать следственное действие во всей полноте, свободно перемещаться в запечатленном пространстве, осматривая предметы с разных сторон. Это позволяет полнее, комплексно воспринимать обстановку следственного действия, будто "погружаясь" в нее. Какова практическая ценность этого средства? Очевидно, что при рассмотрении уголовного дела в суде судье, государственному обвинителю, которые не присутствовали на месте происшествия, не всегда бывает просто в полной мере представить обстановку на месте преступления. Еще труднее это сделать представителям общественности, например, присяжным заседателям при изучении процессуальных документов, скажем, протокола осмотра места происшествия, изобилующего специальными юридическими терминами. Вот как раз здесь на помощь и может прийти КСП, которая сможет наглядно продемонстрировать запечатленные изображения. КСП позволяет следователю вставлять в изображение различные объекты, музыкальные звуки, речевой комментарий. Это особенно актуально, когда необходимо детально воспринять объект. Наконец, каких-либо специальных программных средств для воспроизведения запечатленного изображения не требуется, и КСП-файл может быть показан с помощью практически любого компьютера.

Ведущая: Наблюдается ли на сегодняшний день в России дефицит высококвалифицированных следователей? Сколько сотрудников Следственного комитета уже прошли стажировку в Институте повышения квалификации?

Багмет А.М.: За период с 1 ноября 2010 года только в Институте, не считая филиалы и региональные учебные центры, прошли обучение почти 600 слушателей, среди которых абсолютное большинство составляют, конечно же, следователи. Вместе с тем, повышали свою квалификацию несколько групп руководителей и заместителей следственных отделов, а также сотрудников подразделений, осуществляющих контроль за следственными органами.

Не могу не отметить, что обучение в Институте проходит дифференцировано, уже на сегодняшний день разработано шесть двухнедельных учебных программ по темам "Расследование должностных и коррупционных преступлений", "Расследование преступлений, связанных с захватом имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий (расследование рейдерства"), "Расследование налоговых преступлений", "Расследование преступлений против личности", "Расследование преступлений, связанных с экстремистской и террористической деятельностью", а также "Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении несовершеннолетних", которые адаптированы применительно к различным категориям слушателей. В Следственном комитете в подавляющем большинстве работают профессионалы своего дела. Однако, реальность такова, что в основном это молодые люди, которым не исполнилось еще и 30 лет. Именно поэтому профессиональный рост сотрудников определен Председателем Следственного комитета "стратегическим направлением" внутренней политики ведомства. 

Ведущая: Какие виды информационных технологий применяются для организации учебно-воспитательного процесса? Как вы оцениваете уровень информатизации образовательных структур СКП РФ?

Багмет А.М.: Система организации учебных занятий достаточно проста и понятна, но вместе с тем разнообразна. Какие методы обучения сегодня применяются в Институте? На первоначальном этапе использовался наиболее традиционный метод профессионального обучения - лекции, в процессе которых аудитория воспринимает большой объем учебного материала на слух в достаточно короткий срок. Этот метод нами продолжает использоваться. Однако, все большее развитие получают практические занятия и семинары, поскольку они более приближены к реальной профессиональной деятельности. В ходе таких учебных мероприятий следственные работники, получая то или иное задание, например, дать правовую оценку действиям лица в конкретной ситуации, после чего составить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, самостоятельно решают поставленные задачи, то есть вырабатывают практические навыки. Итоги подводятся совместно с преподавателем и коллегами, обсуждаются допущенные ошибки и просчеты. Эффективность такого метода обучения обусловлена, во-первых, тем, что слушатели непосредственно сами участвуют в учебном процессе, применяя свои знания, а, во-вторых, что наиболее важно, между преподавателями и слушателями возникает диалог, в ходе которого обучающиеся имеют реальную возможность высказывать свои суждения по спорным вопросам правоприменения, ведь, как известно, именно в споре рождается истина.

Кроме того, в учебном процессе используются обучающие фильмы, применяются специальные компьютерные программы обучения. Например, программа, предполагающая проведение с помощью компьютера осмотра места происшествия. При этом слушатель не просто наблюдает за происходящим, а непосредственно сам в живой игровой форме виртуально проводить указанное следственное действие, а программа подмечает все просчеты и не позволяет двигаться дальше, пока следователем не исправлены допущенные недостатки.

С целью проведения практических занятий по обнаружении, запечатлению, изъятию и сохранению возможных следов преступления, моделирования различных следственных действий в Институте оборудован криминалистический полигон, техническое оснащение которого продолжает совершенствоваться.

Создан собственный сайт Института. В скором времени станет функционировать Интернет-приемная – справочная служба, с помощью которой следователи смогут в режиме "on-line" обращаться с проблемными вопросами правоприменения к профессорско-преподавательскому составу Института и получать также в форме электронного документа на основе симбиоза теоретических знаний и обобщения судебно-следственной практики возможные алгоритмы решений. Полагаю, это тоже своего рода форма обучения. 

Ведущая: Представители каких структур преобладают в Следственном комитете: бывшие следователи прокуратуры, милиции, иных правоохранительных органов или выпускники вузов, сразу после окончания пришедшие на работу в СКП?

Багмет А.М.: Как уже подчеркивалось, при формировании кадров Следственного комитета Российской Федерации в первую очередь отдавалось предпочтение сотрудникам, проходившим службу в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, обладающим хорошими профессиональными знаниями и высокими нравственными качествами.

Ведущая: Практикуется ли в Следственном комитете и его территориальных органах проведение внутриведомственных конкурсов по определению лучшего сотрудника?

Багмет А.М.: Да, конечно, такие мероприятия проводятся, ведь это мотивирует следователей к профессиональным успехам. В Следственном комитете и следственных органах по субъектам ежегодно проводятся конкурсы по определению лучших следователей. Работа следователя – одна из тяжелейших среди юридических профессий. На следователе лежит огромный груз процессуальной ответственности за принимаемые решения, он претерпевает тяжелейшие психоэмоциональные нагрузки. Поэтому очень важно своевременно использовать различные виды как материального, так и нематериального стимулирования, ценить сотрудников и находить нужные слова поддержки. 

Ведущая: Изучаете ли Вы опыт создания систем дополнительного профессионального образования в других ведомствах? С какой периодичностью сотрудники Следственного комитета направляются на курсы повышения квалификации?

Багмет А.М.: Безусловно, мы выстраиваем деловые взаимоотношения с различными образовательными учреждениями, и в процессе взаимодействия осуществляем обмен опытом, который анализируем на предмет возможности применения в нашем Институте. Во многом налаживанию такого конструктивного взаимодействия способствует участие преподавательского состава в научно-практических конференциях, семинарах и "круглых столах". Только за первое полугодие текущего года Институтом принято участие в 11 подобных мероприятиях. В конце сентября Институт будет принимать участие во встрече с делегацией Национальной ассоциации слушателей Института высших исследований в области безопасности и юстиции Французской Республики, в ходе которой готов поделиться практикой организации учебного процесса и обсудить иную проблематику, интересующую французскую сторону. 

Ведущая: Работа следователя напряженная. Расскажите, пожалуйста, подготавливают ли их к работе в экстремальных условиях, работают ли с ними психологи и обучают ли специфике работы с различными категориями граждан?

Багмет А.М.: Я уже частично коснулся заданного вопроса. Скажу больше: для закрепления на службе и стабилизации кадров с молодыми следователями необходимо постоянно взаимодействовать, не оставляя один на один с трудностями. Это задача каждого руководителя следственного отдела, а также одно из важнейших направлений деятельности кадровых подразделений. В следственных органах Следственного комитета перед поступлением следователей на работу практикуется их тестирование, проведение различного рода психофизиологических исследований, собеседование и прочие подобные мероприятия, в том числе для того, чтобы предварительно определить, что кандидат на должность в целом психологически устойчив к различным стрессовым ситуациям и грамотно реагирует на нештатные ситуации.

В ходе учебных занятий на курсах повышения квалификации мы также уделяем внимание данному вопросу. Например, в расписание по программе расследования преступлений с участием несовершеннолетних, проведенной в первой половине сентября, мы включили занятия по таким вопросам, как психологические особенности личности несовершеннолетних и малолетних; установление следователем контакта с несовершеннолетними участниками уголовного судопроизводства; организация психологического сопровождения расследования уголовных дел о преступлениях с участием несовершеннолетних. В Ростовском филиале при проведении курса повышения квалификации по теме расследования преступлений против личности слушателям были предложены занятия по таким темам, как психологические навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях, развитие специальных навыков общения и межличностного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности. Не могу не поблагодарить, пользуясь возможностью, директора центра психолого-медико-социального сопровождения Департамента образования города Москвы "Озон" Е. И. Цымбала за помощь в проведении занятий по указанным вопросам.

Ведущая: Каков среднестатистический возраст следователей СКП, какое количество женщин работает в ведомстве, какие требования предъявляются к кандидатам в следователи?

Багмет А.М.: Я уже говорил выше: среднестатистический российский следователь – молодой человек до 30 лет, имеющий стаж работы до 5-8 лет. При этом на различных должностях в следственных органах трудятся не только представители сильного пола, но и женщины, которые зачастую благодаря своим личным качествам, кропотливости, трудолюбию, рассудительности добиваются значительных профессиональных успехов на ниве борьбы с преступностью.

Основные требования к кандидатам на должность следователя – компетентность и безупречные нравственные качества. Это главное. В последнее время под руководством Председателя Следственного комитета А. И. Бастрыкина разработана определенная методика пополнения кадрами, в соответствии с которой со студентами старших курсов юридических вузов будут заключаться договоры об их трудоустройстве в следственные подразделения на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов. Находясь на должности помощника, молодой человек будет иметь реальную возможность овладеть навыками следственной работы и адаптироваться к трудностям службы. Кроме того, в Следственном комитете создан и функционирует институт общественных помощников следователей, который, по существу, является кадровым резервом для замещения вакантных должностей.

Ведущая: Как вы оцениваете уровень технического оснащения следственных подразделений, достаточен ли он для решения поставленных задач?

Багмет А.М.: Председателем Следственного комитета А. И. Бастрыкиным немногим более месяца назад подписан приказ об организации работы учебных кабинетов криминалистики во всех следственных органах. Его издание связано именно с тем, чтобы в профессиональную деятельность следователей постоянно внедрять новейшие достижения науки и техники, осуществлять современное криминалистическое сопровождение предварительного расследования. Такие криминалистические кабинеты оснащаются специальной криминалистической техникой и средствами отыскания орудий, следов преступления и других вещественных доказательств в различных средах. Речь идет об укомплектовании следственными портфелями, унифицированными чемоданами для работы на месте происшествия, системами бескраскового дактилоскопирования, комплексами для работы с видеоизображениями, автоматизированными рабочими местами для производства криминалистических исследований и многими другими средствами криминалистической техники. Следователи и следователи-криминалисты должны обучаться и практиковаться в использовании новейших технических средств. Институт, в свою очередь, будет осуществлять взаимодействие по вопросам работы кабинетов криминалистики.

Ведущая: Что бы вы посоветовали молодым людям, желающим работать в следственных органах, и тем, кто только что пришел на работу в Следственный комитет?

Багмет А.М.: Работа на следствии – благородный труд, направленный на защиту всех граждан и организаций, чьи права и законные интересы оказались попраны; это удел для ответственных, целеустремленных, неравнодушных и нравственных людей. Тем, кто поступает на службу в следственные органы, хочу сказать, что они делают правильный и достойный выбор. Тем более и государство, и Следственный комитет делают немало для обеспечения хороших условий труда, быта и отдыха, а в целом повышения авторитета службы. Задача молодых специалистов, только что окончивших вузы, – оправдать возложенные на них надежды и оказанное доверие в деле укрепления законности и правопорядка. 

Ведущая: Все ли сотрудники Следственного комитета прошли переподготовку в связи с тем, что с 2011 года в СКП переданы дела по налоговым преступлениям и рейдерским захватам?

Багмет А.М.: Учебным занятиям по особенностям расследования налоговых преступлений и преступлений, связанных с незаконными захватами имущества, имущественных и неимущественных прав, другими словами – рейдерства, уделяется повышенное внимание в связи с изменением подследственности. Специальные тематические курсы проводятся не только в Институте и его филиалах, но и региональных учебных центрах. Непосредственно в Институте только в 2011 году обучение по указанным тематикам прошли более 230 сотрудников.

Ведущая: Каким образом сотрудники следственных подразделений будут совмещать работу и учебу? Какие наиболее оптимальные сроки повышения квалификации должны быть установлены для обучающихся? Возможно ли такое, что повышение квалификации будет носить продолжительный характер, ведь мы живем в прогрессивное время, появляются все новые концептуальные идеи?

Багмет А.М.: Курс повышения квалификации составляет порядка 96 аудиторных часов. Его сравнительная непродолжительность (2 недели) характеризует повышение квалификации мобильностью и емкостью, позволяет обучить в течение учебного года значительное количество сотрудников по различным учебным темам в зависимости от существующих потребностей, а, кроме того, минимизировать "производственные потери", связанные с отрывом слушателей от выполнения своих служебных обязанностей. Применение подобной формы профессионального обучения позволит реализовать возможность прохождения повышения квалификации всеми категориями работников раз в три года.

Институтом повышения квалификации разработана программа профессиональной переподготовки "Организация работы следственных подразделений" со сроком обучения 502 часа, предполагающая отрыв от работы. Данная программа представлена к прохождению государственной аккредитации. В этом вопросе Институт повышения квалификации является "первопроходцем", поскольку аналогичных программ, прошедших государственную аккредитацию, в Российской Федерации не существует. Прохождение государственной аккредитации вышеуказанной программы позволит выдавать сотрудникам, повысившим квалификацию в Институте, свидетельства государственного образца.
На практике названную программу переподготовки проблематично реализовывать в первую очередь по причине длительности периода обучения. Отрыв даже одного сотрудника от работы значительно увеличивает рабочую нагрузку на его коллег. В этой связи рассматривается возможность внедрения Использование способов дистанционных способов обучения, это одна из задач на ближайшее будущее.

Ведущая: Об Институте предоставлено не так много информации. Планируете ли Вы в ближайшее время создать сайт Института?

Багмет А.М.: В Институте создан собственный сайт: www.ipk.clan.su. В настоящее время проводится работа по его совершенствованию и наполнению необходимой информацией.

Ведущая: Действительно ли была необходимость создания Института, ведь на данный момент существует множество образовательных учреждений повышения квалификации?

Багмет А.М.: Основа следственной работы – это обеспечение качества и быстроты расследования, неукоснительное соблюдение требований законности. Сегодня очень часто поднимается вопрос соблюдения гарантированных Конституцией России прав человека, проведения расследования в разумные сроки. Поэтому обеспечение следственной деятельности на высоком профессиональном уровне – очень важный вопрос. Я говорил ранее, и сейчас повторю, что следователь по своим профессиональным функциям, степени ответственности – это судья на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Но только на должности судей, как правило, назначают специалистов, имеющих достаточный и профессиональный, и жизненный опыт. Большинство следователей – вчерашние выпускники. Для того, чтобы вновь назначенный следователь работал грамотно, уверенно, в Следственном комитете и создается система дополнительного профессионального образования. Не желая преуменьшить качество образовательных услуг иных учреждений, именно у ведомственного Института повышения квалификации имеется возможность обобщения передовой следственной практики, складывающейся в различных следственных подразделениях, и ее повсеместном распространении.

Ведущая: Есть ли точные цифры на 2012 год – какому числу сотрудников необходимо повысить квалификацию; сколько уже начали обучаться?

Багмет А.М.: План набора слушателей, направляемых в Институт, на повышение квалификации, и разнарядка к нему утверждаются руководством Следственного комитета Российской Федерации на каждое полугодие. Согласно указанным документам на второе полугодие 2011 года, в Институте должны пройти квалификацию 280 человек, в Екатеринбургском и Ростовском филиалах – соответственно 186 и 165 слушателей.

Ведущая: Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывает социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисными проявлениями в экономике, неполнотой нормативной правовой базы в области образования, неисполнением правовых норм. Как Вы будете бороться с этими факторами в Институте?

Багмет А.М.: Как говорил великий французский мыслитель Вольтер, не бывает великих дел без великих препятствий. На самом деле трудности в период становления всегда бывают, Институт в этом смысле не является исключением. Тем не менее, возникающие сложности не препятствуют организации учебного процесса. Из федерального бюджета Институту выделены запланированные денежные средства, которые мы стараемся рационально и эффективно использовать. Учебные программы, учебные планы в Институте разработаны, утверждены и реализуются в полном объеме, постепенно расширяется материальная база, библиотека пополняется новыми разнообразными научными и учебно-методическими пособиями. При этом нормативная правовая база позволяет Институту самостоятельно выбирать формы, методы и средства обучения.

Ведущая: Образование – это процесс развития личности, который осуществляется не только педагогами, но и личностью самостоятельно. Планируете ли Вы поощрять сотрудников, которые будут успешно обучаться? Имеется в виду выплата определенной премии?

Багмет А.М.: Я уже затрагивал эту тему. В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" повышение квалификации является служебной обязанностью каждого сотрудника следственного органа. Отношение к профессиональному росту учитывается не только при назначении сотрудников на вышестоящие должности, но и при решении вопросов о поощрении. Таким образом, словами закона я ответил, по сути, на Ваш вопрос. Принятие решения о поощрении прилежных слушателей относится к компетенции руководителей следственных органов. В свою очередь по итогам каждого выпуска, анализируя результаты сдачи экзаменов, качества самостоятельно написанных слушателями рефератов, Институт отмечает сотрудников, особенно ответственно подошедших к обучению, о чем информируются руководители соответствующих следственных управлений.

Ведущая: Планируете ли вы открывать филиалы Института в других крупных городах?

Багмет А.М.: В настоящее время рассматривается вопрос открытия филиала в городе Новосибирске. Возможно, на следующий год состоится открытие еще нескольких филиалов. Уставом Института предусмотрена возможность создания 6 филиалов.

Ведущая: Как известно, целью создания Института является совершенствование системы дополнительного профессионального образования работников Следственного комитета. Каким передовым методам расследования уголовных дел будет осуществляться обучение следователей?

Багмет А.М.: Учебные программы предусматривают обучение методикам расследования различных категорий уголовных дел. К примеру, методикам расследования убийств, когда местонахождение погибшего не установлено; преступлений экстремистской направленности; особенностям расследования преступлений против личности, имеющих признаки серийности.

Ведущая: Стоит ли в задачах Института заключение двусторонних и многосторонних соглашений по обмену опытом между сотрудниками следственных ведомств других стран?

 

Багмет А.М.: Развитие межгосударственных взаимоотношений является одной из основных задач Управления международно-правового сотрудничества Следственного комитета. Институт принимает необходимое участие в процессе взаимного обмена опытом. Например, представитель Института повышения квалификации принял участие в составе группы сотрудников Следственного комитета в служебной поездке в Чешскую Республику, в ходе которой были продемонстрированы достижения в области криминалистической техники.

Ведущая: Как мы понимаем, обучение в Институте бесплатное? Может ли иной гражданин, не являющийся сотрудником Следственного комитета, пройти обучение в Институте повышения квалификации?

Багмет А.М.: Согласно Уставу Института, повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляются бесплатно и только для работников системы Следственного комитета.

Ведущая: Как вы считаете, каковы реальные проблемы современного юридического образования?

Багмет А.М.: Об основных проблемах, на мой взгляд, характерных для высшей школы в целом, неоднократно говорил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, отмечая, что создано большое количество вузов, которые не в состоянии готовить высоко квалифицированных специалистов, а занимаются, попросту говоря, зарабатыванием денежных средств. Это еще половина беды. Основное негативное последствие заключается в том, что выпускники подобных юридических вузов, не понимая сути и предназначения права, не могут качественно расследовать уголовные дела, в них в принципе не заложен необходимый профессиональный потенциал. Поэтому задача заключается в том, чтобы на рынке образовательных услуг остались только те высшие учебные заведения, дипломы которых являлись "знаком качества" полученного образования.

Читать ГАРАНТ.РУ в и