Международная стандартизация
1 июля в 12-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Элькина Григория Иосифовича.
Тема интернет-конференции: "Международная стандартизация".
Видеозапись интернет-конференции можно посмотреть здесь.
Ведущий интернет-конференции - Сергей Царь ( ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию.
Сегодня у нас в гостях Григорий Иосифович Элькин - руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).
Уважаемый Григорий Иосифович, благодарю вас за то, что нашли время и приехали к нам на нашу интернет-конференцию.
Тема интернет-конференции: "Международная стандартизация".
Задачи международной стандартизации заключаются в повышении качества и безопасности продукции, снижении технических барьеров в торговле.
Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, более динамичное производство и диверсификация продукции приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых и все более остро стоящих проблем.
Стандарты устанавливают комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждаются компетентными органами.
Международные стандарты - это нормы, принятые международными организациями - ИСО (Международная организация по стандартизации), МЭК (Международная электротехническая комиссия) и МСЭ (Международный союз электросвязи). В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые, так и развивающиеся страны, создающие собственную национальную экономику. Хотя международные стандарты не являются обязательными, соответствие продукции международным нормам определяет ее качество и востребованность на мировом рынке. Широкое применение международных стандартов в России открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.
Вопросы международной стандартизации обсуждались 15 июня 2011 г. во время встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с Генеральным секретарем Международной организации по стандартизации (ИСО) Робом Стилом. Руководитель Росстандарта Г.И. Элькин и Президент ИСО Б.С. Алешин приняли участие в этой встрече.
Необходимо отметить организационные успехи по вхождению российских представителей в руководящие и консультативные органы ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК):
- в 2010-2011 г.г. Г.И. Элькин, руководитель Росстандарта, национального органа по стандартизации Российской Федерации, представляет Россию в Совете ИСО и является членом Постоянного комитета по стратегической политике при Совете ИСО. Г.И. Элькин является также Председателем Российского национального комитета МЭК;
- представитель России Б.С. Алешин избран президентом ИСО на 2011-2012 г.г.;
- заместитель руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкин избран на альтернативной основе в Бюро по оценке соответствия в МЭК на 2011-2013 г.г.
Весной 2011 года состоялось открытие русскоязычной части портала ИСО (http://www.iso.org/iso/ru/home.htm). Это событием явилось не только важным для укрепления позиций русского языка - одного из трех официальных языков ИСО, но и долгожданным в странах, использующих русский язык.
В ходе интернет-конференции мы поговорим о совершенствовании системы стандартизации, внедрении и применении международных стандартов в Российской Федерации, осветим ряд других связанных с этим актуальных вопросов.
Григорий Иосифович, однажды вы обратили внимание на необходимость расширения программы подготовки международных экспертов и сокращения сроков принятия международных стандартов в России. В связи с этим у меня два вопроса. Первый: что из себя на сегодняшний день представляет программа подготовки международных экспертов, по каким направлениям вы предлагаете ее расширять? Второй вопрос: каковы сроки принятия международных стандартов в России сегодня и на сколько их необходимо, по вашему мнению, сокращать?
Элькин Г.И.: Добрый день! Во-первых, хочу поблагодарить компанию "Гарант". Мы уже много лет - партнеры. Спасибо Вам за то, что представляете трибуну, задаете интересные вопросы.
Международная стандартизация - это, безусловно, одна из важнейших тем. Прежде чем я отвечу на вопросы, хочу сказать, что за последние годы в мире в стандартизации произошли большие изменения. И если вы возьмете период 90-х годов, то национальные органы по стандартизации, а я буду говорить о современных национальных органах по стандартизации, в первую очередь разрабатывали национальные стандарты с помощью ведущих экспертов в области промышленности. А дальше национальные стандарты продвигали на международный уровень, старалась добиться того, чтобы они принимались как международные стандарты и отстаивали интересы своей промышленности на международном рынке, потому что международная стандартизация - это борьба за рынки, выход на международный уровень и т.д. Сейчас, в условиях глобализации, борьба на международных рынках становится более острой, все больше и больше требований предъявляется к конкурентоспособности продукции. Сейчас эксперты по стандартизации в первую очередь разрабатывают международные стандарты для того, чтобы сразу вступать в борьбу за свою продукцию, за своего производителя. Разрабатывая национальные стандарты, они стараются добиться того, чтобы их знания в области промышленности нашли отражение в международных стандартах. После принятия международного стандарта переносят международный стандарт на национальный уровень, тем самым сокращая дорогу новым решениям, продукции на международные рынки. Поэтому на сегодняшний день тема международной стандартизации, ее важность для тех, кто занят в разработке нормативных документов, - одна из первоочередных тем, первоочередных приоритетов.
Что касается ответа на вопрос, то в России не достает экспертов по международной стандартизации. Мы участвуем в работах по международной стандартизации, но современных экспертов, которые могли бы участвовать в работе на международном уровне, к сожалению, у нас маловато. Есть разные линии подготовки экспертов по международной стандартизации. У нас в стране этим занимается Академия стандартизации. Это подведомственная организация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта). Это предприятие имеет курс, нацеленный именно на подготовку экспертов в области международной стандартизации. Существует система сертификации экспертов по международной стандартизации. К сожалению, в этой системе получили сертификаты, прошли аккредитацию в качестве экспертов всего 16 человек. Вы представляете, как это мало! Но если говорить в целом о количестве экспертов, которые участвуют в международных технических комитетах, то их около 500 человек.
Кстати, если вы интересуетесь стандартизацией, то совсем недавно прошла очень важная встреча премьер-министра РФ Владимира Владимировича Путина с генеральным секретарем Международной организации по стандартизации (ИСО) Робом Стилом. На этой встрече также присутствовали российский президент ИСО Борис Сергеевич Алешин и я. Премьер-министр Владимир Путин и Роб Стил сообщили о том, что более 500 российских экспертов принимают участие в технических комитетах. Но хочу подчеркнуть, что я говорю это не к тому, что как хорошо у нас обстоит дело, потому что во многом участие не всегда находится на том уровне, на котором нам бы хотелось. Но, тем не менее, 500 российских экспертов участвуют в стандартизации.
Сейчас ведется активный диалог с ИСО. ИСО предложило России выступить партнером по программе подготовки экспертов по международной стандартизации. Хочу подчеркнуть, что по подготовке экспертов по международной стандартизации на территории всех стран СНГ мы будем выступать в партнерстве с ИСО. На мой взгляд, это очень важная программа, потому что международная торговля в рамках СНГ во многом базируется на стандартах. Почему? Потому что у нас большая часть фонда стандартов общая, т.к. он остался нам от Советского Союза. ИСО пригласило нас стать страной партнером, потому что в последнее время мы многое делаем по подготовке русскоязычных официальных стандартов ИСО. Например, сейчас существует официальный сайт ИСО на русском языке и т.д. Если эта программа будет реализована, то Россия получит возможность подготовить высококвалифицированных экспертов по международной стандартизации. Это очень важно! Отвечу на ваш вопрос о том, каковы сроки принятия международных стандартов. Я думаю, что вы имеете в виду национальные стандарты. Это то, что мы называем гармонизированными, эквивалентными стандартами. Это, наверное, более точное слово применительно к Российской Федерации. Все страны принимают международные стандарты как национальные, по процедуре принятия национального стандарта. И это очень важно. У нас очень часто обсуждается вопрос: нельзя ли начать делать международный стандарт национальным стандартом. Теоретически это возможно, а практически - так никто не делает, потому что прежде, чем принять как национальный, его должны обсудить все заинтересованные стороны: пригоден он или нет, либо его нужно вводить поэтапно с каким-то отложенным сроком. Для этого и существуют национальные технические комитеты, которые разрабатывают и обсуждают национальные стандарты, и в том числе гармонизированные стандарты, которые проходят процедуру принятия как национальные. Сейчас эта процедура составляет порядка полутора лет с учетом подготовки международного стандарта, т.е. перевод на русский язык, работа с ним экспертов и т.д. Конечно, хотелось бы сократить этот срок, довести его до года. Мы пытаемся стремиться сделать это. Но хочу вам сказать, что во всех странах, и в ИСО, и я - как член Совета ИСО – высшего руководящего органа ИСО, поднял вопрос о том, как ускорить подготовку и принятие международного стандарта. Сейчас этот срок превышает два года. ИСО обсуждает, как этот срок сократить. Пока решение не найдено, потому что необдуманное, быстрое принятие стандарта может довольно сильно навредить тем, кто им будет пользоваться, т.е. промышленности, бизнесменам, которые начнут его применять. Мы себе поставили ориентир - довести международный стандарт до года. Надеюсь, что в течение второй половины этого года и первой половины следующего года мы сможем принимать международные стандарты в течение года. Но вы сами знаете, что сейчас стандарты проходят публичные обсуждения. Два месяца - это обязательный срок, когда стандарт должен быть размещен в средствах массовой информации, в первую очередь, в сети Интернет. И дальше те замечания, которые на него поступают, должны быть рассмотрены, обсуждены на Техническом комитете. После этого принимается национальный стандарт. Международный стандарт должен пройти стадию публичного обсуждения Техническим комитетом.
Ведущий: Постоянно провозглашается, что техническое регулирование является механизмом защиты потребительского рынка от опасной и фальсифицированной продукции. Григорий Иосифович, что говорит об этом статистика? Действительно ли такой продукции стало меньше после того, как начали действовать различные стандарты в сфере оказания потребительских услуг, торговли?
Элькин Г.И.: В классическом понимании нет такого международного термина, как "техническое регулирование". Мы практически являемся его авторами, многие уже используют этот термин. Наверное, это один из основных механизмов по защите рынка от опасной продукции. Другое дело, техническое регулирование в странах строится по-разному. Мы сейчас реализуем европейскую модель технического регулирования, очень близкую к европейской модели. В основе этой модели лежат технические регламенты, которые содержат требования безопасности. У нас зачастую бытует мнение: "давайте быстрее примем технический регламент и защитим наш рынок". Дело в том, что один технический регламент абсолютно ничего не защитит. Техническое регулирование - это сложная система, которая работает в тесном взаимодействии с другими системами. В техническое регулирование входят в том числе методы, формы оценки соответствия, государственный надзор, подтверждение соответствия в виде сертификации, декларирование. Причем сертификации бывают как добровольные, так и обязательные. Это такой целый комплекс, который должен действовать как система. Например, снижая нагрузку на предпринимателя, поставщика продукции, производителя, рынок на этапе дорыночного контроля, т.е. на уровне сертификации и декларирования, нужно понимать, что при этом нужно повышать эффективность государственного надзора, потому что если государственный надзор работает неэффективно, то значительно снизить дорыночный контроль невозможно, потому что рынок при этом будет страдать, будет поступать опасная продукция. С одной стороны, мы сейчас движемся по пути снижения нагрузки на поставщика, производителя на этапе дорыночного контроля и повышения его ответственности на этом этапе. С другой стороны, - на повышение эффективности государственного надзора. Сейчас мы ведем часть работы как надзорный орган, по результатам проверок количество опасной продукции значительно уменьшается и по данным проверок достигает где-то 50%. Если вы меня спросите: реальна эта цифра или нереальна, я вам скажу, что, наверное, нет, потому что сейчас проведены мероприятия, которые бы снизили нагрузку на бизнес. Например, новое законодательство по надзору требует планировать проверки. Эти планы должны быть достоянием в том числе и тех, кого проверяют. Во-вторых, при проверках мы должны предупреждать проверяемое предприятие за три дня о том, что туда придет проверка. Во многом это позволяет предпринимателю подготовиться к проверке. В результате проверки мы получаем более хорошие цифры. В реальности, я думаю, что уровень защиты действует приблизительно стабильно, но учитывая переходный период, иногда существуют какие-то сбои. Тем не менее, сейчас предпринимаются меры для того, чтобы повысить ответственность. Т.е. если мы снижаем дорыночный контроль, то должны повысить ответственность производителя. Сейчас она составляет от 50 до 500 рублей. Вы понимаете, что, например, для поставщиков нефтепродуктов это мизерная ответственность. Поэтому сейчас на стадии принятия находятся законы по повышению ответственности производителя при декларирования безопасности своей продукции. Одновременно проводятся мероприятия для того, чтобы усилить эффективность государственного надзора. Обращаю внимание на то, что на рынке появляется все больше и больше продукции, где написано: "продукция соответствует..." и большими буквами "ГОСТ". Большими, чем само название продукции. Недавно я купил квас и увидел, что слово "квас" написано меньшими по размеру буквами, чем само слово "ГОСТ", которому этот квас соответствует. Это добровольное изъявление, ведь сейчас у нас стандарты добровольные. Но ситуация заключается в том, что если производитель показал потребителю, что его продукт соответствует какому-то стандарту, то это означает, что он несет за это ответственность. Это должна контролировать Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которую возглавляет Онищенко Геннадий Григорьевич. Но у нас надзор в этой части не ведется с того периода, как мы переходим на декларирование. Многие кроме декларации декларируют показатели качества своей продукции. Ведь когда ссылаются на ГОСТ, то хотят продекларировать, что продукция обладает определенными показателями качества. Безусловно, это надо контролировать. А контролировать это позволяет статья ФЗ "О техническом регулировании" о том, что нельзя вводить в заблуждение потребителя. Поэтому я постарался пространно ответить на этот вопрос, но сказать о том, что у нас все в порядке, что мы резко улучшили состояние с безопасностью на нашем рынке, я пока не могу. Часть системы сейчас, безусловно, форсированно двигается вперед. Это в первую очередь технические регламенты. Система оценки соответствия (дорыночный контроль, надзор) находится в состоянии реформирования. Я думаю, что ждать изменений нужно после завершения реформирования системы технического регулирования целиком.
Ведущий: Григорий Иосифович, можно ли сделать вывод о том, как сказался переход на новую систему технического регулирования на модернизации отечественного производства? Стимулирует ли его развитие применение современных стандартов, особенно международных?
Элькин Г.И.: Давайте сначала разберемся, как влияют техническое регулирование и его части на то, чтобы у нас появлялась инновационная продукция. Назову обязательной - часть технического регулирования, которая касается технических регламентов, системы оценки соответствия. Ее основная задача - снять излишнее давление на производителя. И тут ждать другого очень сложно, потому что устанавливаются минимальные обязательные требования, т.е. продукция должна быть безопасной. Технические регламенты не должны содержать избыточных требований, которые сдерживают развитие инновационной продукции, связывают руки производителям. Система оценки соответствия, надзор, дорыночный контроль и т.д. должны быть либеральны для того, чтобы не мешать производителю развиваться, в том числе в инновационном направлении. Это первая часть, которую я бы условно назвал "не мешать!".
Dторую часть условно нужно назвать словом "помогать!". Она в большей степени касается стандартизации, всей системы технического регулирования в целом, чтобы все механизмы способствовали быстрому выводу инновационной продукции на рынок. На самом деле в мире стандартизация во многом является эффективным инструментом для того, чтобы появлялась инновационная продукция. Это использование и распространение опыта, подготовка новых стандартов для более быстрого вывода продукции на рынок, разные методы управления подготовкой, проектированием продукции, подготовкой производства и т.д. Все это заложено в наших стандартах.
Современные стандарты способствуют развитию инновационных процессов. Это широко используется в мире. Сейчас проводятся работы по двум направлениям. Я вам уже сказал о том, что система дорыночного контроля делается очень либеральной. Вы, если заглядывали в Федеральный закон "О техническом регулировании", знаете о том, что для подтверждения соответствия можно применять не обязательно те стандарты, которые публикуются для исполнения технического регламента, а взять на себя ответственность о том, что ты исполняешь требования технического регламента и взять любые другие стандарты (это могут быть стандарты организации, современные зарубежные стандарты, международные стандарты) и применять их. Сейчас в Госдуме ко второму чтению готовятся изменения в ФЗ "О техническом регулировании". Одно из важнейших изменений в части развития инновационных процессов, которое вводит понятие "предварительный стандарт", это означает, что если в процессе подготовки продукции с новыми характеристиками, с новым качеством, на предприятии, в организации, которые занимаются этой продукцией, разрабатывают свой отраслевой стандарт, они могут его очень быстро сделать предварительным стандартом. Это такая стадия донационального стандарта. И этот стандарт может действовать некоторый период практически как национальный стандарт. Перед вторым чтением туда вносятся еще какие-то изменения, штрихи. Если стандарт зарекомендовал себя на рынке положительно, и не существует каких-то ситуаций, когда продукция идентифицирована, как продукция с вредными, опасными характеристиками, то этот стандарт переходит в состояние национального стандарта. В части развития стандартизации мы вообще стараемся сделать наш фонд современным. В нем содержится около 24-х тысяч национальных стандартов, причем часть из них - межгосударственные, т.е. достались нам от Советского Союза. В данном случае мы взаимодействуем с Межгосударственным советом по стандартизации на территории СНГ - нашими партнерами. Мы разрабатываем стандарты в области нанотехнологий, целый ряд стандартов в международной стандартизации. В прошлом году мы разработали тысячу стандартов, в этом году планируем разработать более 2-х тысяч стандартов. Такая цифра нам нужна для того, чтобы мы современно обновляли наш фонд на 10%, т.е. разрабатывали 2300 - 2400 стандартов в год. И мы почти выходим на эту цифру, т.е. это и есть вклад в то, чтобы наш фонд стандартов способствовал развитию инновационных процессов в нашей стране.
Ведущий: Григорий Иосифович! Как на сегодняшний день вы оцениваете состояние стандартизации в строительной сфере? Россия уделяет большое значение опыту европейских строителей и проектировщиков по применению "еврокодов". Какие именно государства для нас авторитетны в этом вопросе?
Элькин Г.И.: Я бы разделил строительную область на две части. Одна часть - строительные материалы. В этой области действуют все законы стандартизации, которые понятны. Строительные материалы должны обладать определенными характеристиками. Это продукция, которая двигается, покупается и продается, приходит на рынок, кто-то является поставщиком, кто-то - потребителем. Мы двигаемся по пути гармонизации со стандартами, в первую очередь с европейскими.
В строительстве нужно взять такую категорию, как здания и сооружения. Это сложные объекты, которые проходят сложный жизненный цикл от начала проектирования, геологических изысканий на той площадке, на которой они будут строиться и т.д. В Европе применяют "еврокоды". В данном случае мы выступаем провайдером. Я думаю, что если говорить о сроках, то у нас "еврокоды" появятся либо как стандарты, либо как своды правил, потому что в строительстве, в техническом регулировании есть такое понятие как "своды правил". Это документы, которые обеспечивают исполнение технического регламента и публикуются наряду со стандартом в перечне для исполнения технического регламента. Я думаю, что в течение полугода, года они появятся. Они уже есть на русском языке. Иногда приходят известные зарубежные компании с опробованными технологиями, но наша нормативно-правовая база не позволяет применять у нас эти технологии или требует очень длинных процессов, которые связаны с экспертизой разрешительных процессов. Речь идет о том, как изменить эту ситуацию. На мой взгляд, современные экспертные методы, экспертизы строительства должны быть в значительной степени использованы при допуске к строительству. В Германии существует очень современная система. Не так давно мы участвовали в подготовке и приглашали основного специалиста, директора института, который проводит практически всю экспертную работу и все допуски к строительству в Германии. Это крупное учреждение в Германии. Эту встречу проводил вице-премьер Игорь Шувалов. Мы очень долго беседовали, детально обсуждали, как это происходит в Германии, как работают эти механизмы, потому что процесс, который связан со зданиями и сооружениями, очень сложный, экспертируется как проект, так и площадка, сам объект. В Германии осуществляется постоянный надзор за строительством и т.д. У нас за область строительства отвечает Министерство регионального развития РФ. Мы внимательно смотрим на опыт Германии для того, чтобы его как-то применить в условиях нашей страны. Хочу сказать, что, может быть, это звучит и странно, но тем не менее, наша система, которая существовала, в чем-то похожа на ту систему, которая работает в Германии. 90-е годы сказались у нас практически на всем, в том числе и на системе, связанной со строительством. Поэтому сейчас ее обновление вместе с применением современных норм, в том числе основанных на "еврокодах", позволит изменить ситуацию в строительстве.
Ведущий: Какие документы и в каком количестве содержатся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов?
Элькин Г.И.: В фонде содержится более 300 тысяч документов. Как я вам уже рассказал, около 24 тысяч составляют национальные стандарты. В фонде содержатся и технические регламенты, которые приняты в РФ. Это и зарубежные стандарты, переводы международных стандартов, которые не являются официальными международными стандартами, правила и рекомендации разного рода, которых в фонде более 1 тысячи. Из 24 тысяч национальных стандартов более 18 тысяч составляют межгосударственные стандарты, которые действуют на территории СНГ. Более 1,5 тыс. переводов международных стандартов и русских версий. Приблизительно так выглядит структура фонда.
Поскольку в ИСО русский язык является официальным, мы начали делать официальные версии стандартов ИСО на русском языке. Стандарт ИСО на русском языке - это документ, который имеет официальный статус в ИСО, распространяется по всем правилам ИСО и т.д. Перевод не имеет статуса ИСО, поэтому я выделяю официальные версии, поскольку мы их готовим. Сейчас официальных русских версий насчитывается около тысячи.
Ведущий: Григорий Иосифович, расскажите, пожалуйста, подробнее о таком стандарте, как "стандарт о социальной ответственности". Что он в себя включает, для чего нужен?
Элькин Г.И.: У нас существует такой стандарт ИСО, как "социальная ответственность". Его разрабатывал Технический комитет ИСО "социальная ответственность". Самую активную роль при разработке этого стандарта играл российский Технический комитет, который мы называем зеркальным Техническим комитетом. Он также называется "социальная ответственность", его номер 471, им руководит бывший сотрудник Госстандарта С.Т. Папаев. Мы были одними из самых активных разработчиков международного стандарта ИСО "социальная ответственность". Номер этого стандарта 26000. Он говорит об ответственности организации, предприятия, бизнеса перед обществом. Если говорить более формально, то выделяется две части ответственности: ответственность, связанная с охраной окружающей среды, и ответственность перед обществом, в том числе перед своими сотрудниками. Применение этого стандарта - достаточно глобальная вещь. Сразу хочу сказать, что это первый шаг. Этот стандарт, как стандарт, связанный с качеством, вы все, наверное, знаете, Стандарт ИСО 9000, как стандарт, связанный с экологией, который называется ИСО 14000. Эти стандарты предназначены для последующей сертификации предприятий на соответствие этому стандарту. Пока стандарт 14000 не предназначен для сертификации предприятий. Но уже многие предприятия применяют этот стандарт, а до него целый ряд стран уже имели такого рода национальные стандарты. Они декларируют о том, что соответствуют стандартам, связанным с социальной ответственностью. Безусловно, это ставит их в особое преимущественное положение, когда потенциальные сотрудники выбирают, где им работать. И если у вас есть выбор, я бы остановился на том предприятии, которое декларирует то, что применяет стандарт в области социальной ответственности. Это означает, что в случае каких-то неприятных ситуаций можно обращаться в суд. Когда ранее я говорил о том, что техническое регулирование - сложная система, непосредственно взаимодействует с другими системами, то техническое регулирование, особенно та современная модель, которую мы реализуем в РФ, похожая на европейскую модель, должна тесно взаимодействовать с судебной системой. Пока эта связь у нас работает плохо. Судебной практики пока очень мало. Когда ее будет больше, когда будет привычно по вопросам технического регулирования идти в суд и цивилизованно выяснять отношения в суде, тогда можно будет сказать о том, что у нас система технического регулирования заработала в полной мере и эффективно. Это касается и стандарта социальной ответственности.
Ведущий: Григорий Иосифович, как вы оцениваете состояние стандартизации при продвижении на российский и мировой рынки инновационной, нанотехнологической продукции?
Элькин Г.И.: Российской национальной стандартизации?
Ведущий: Да.
Элькин Г.И.: Давайте начнем с того, что Росстандарт - это не сборище специалистов в области химии, металлургии, машиностроения, газовой, нефтяной промышленности и т.д. Мы в своих технических комитетах стараемся привлечь экспертов из этих отраслей для того, чтобы они разрабатывали современные стандарты. В первую очередь таких экспертов имеют те отрасли, которые действительно ориентируются на международный рынок. Пока у нас таких отраслей не очень много, хотя мы чувствуем расширение интереса к работе в наших и международных комитетах. В первую очередь, это сырьевые отрасли, либо отрасли, где страна определила приоритеты и наметила какие-то программы развития. Нанотехнологии - это, безусловно, одна из таких отраслей. В области нанотехнологий мы активно участвуем в работе на национальном уровне. У нас есть специальная программа по разработке стандартов в области нанотехнологий, мы тесно взаимодействуем с Техническим комитетом нанотехнологий ИСО. В мае на заседание этого Технического комитета в Санкт-Петербург приехало около 300 экспертов из разных стран для того, чтобы обсуждать вопросы стандартизации в области нанотехнологий. Раньше мы не так часто проводили у себя заседания технических комитетов, а сейчас все чаще и чаще их приглашаем, затягиваем на нашу территорию. Для чего? С одной стороны, чтобы показать, что у нас есть. Но самое главное, для того, чтобы привлечь наших экспертов к работе, чтобы они посмотрели, как международные технические комитеты работают на самом деле. В области нанотехнологий, например, важнейший стандарт, разработанный ИСО и связанный с терминологией в области нанотехнологий, во многом первично был подготовлен в РФ. Он был подготовлен и выпущен, я бы условно назвал, как предстандарт в виде книги "Терминология". Это очень важно для того, чтобы говорить на одном языке в какой-то инновационной области. И вот такой стандарт во многом был разработан сначала у нас, потом перенесен на площадку ИСО, претерпел там при обсуждениях определенные изменения, но, тем не менее, в результате был принят в ИСО. Мы сегодня не затрагиваем такую важную область, как измерения, метрология. У нас сейчас разработаны и частично находятся в разработке стандарты в области наноизмерений.
Ведущий: Григорий Иосифович, расскажите, пожалуйста, о новом стандарте, касающемся энергоэффективности, который, как уверяют разработчики, экономит порядка 60% всего энергопотребления в мире. Действительно ли это так? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением! Какое количество стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения в настоящее время действует в России?
Элькин Г.И.: Этого стандарта очень долго ждали. В его разработке принимала участие очень сильная группа. Это стандарт ИСО 50001 - о системе энергоменеджмента. Ранее похожие стандарты уже существовали в США, Южной Корее, Европе, Дании, Ирландии, ряде других стран. Опыт применения таких стандартов по крупнейшим американским химическим компаниям говорит о том, что за десять лет отрасль достигла 22% экономии. А теперь давайте посмотрим, много это или мало? Учитывая то, что энергоэффективность – это не столько экономия, сколько огромный вклад в охрану окружающей среды, поэтому, конечно, это достаточно много. Дойти до уровня 20-25% за десять лет - это очень много с точки зрения экономии. Этот стандарт дает всем знание, каким образом наиболее оптимально подходить к вопросу энергоэффективности. Поэтому он и вызывает такой огромный интерес. Что касается 60% экономии, то я затрудняюсь подтвердить или опровергнуть эту информацию, у меня по этому поводу есть ряд сомнений.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о работе Методического центра по международной стандартизации Росстандарта. Чем он занимается, какие полномочия за ним закреплены?
Элькин Г.И.: Этот информационно-методический центр был создан в 2009 году на базе Института по стандартизации ВНИИМАШ. Центр занимается разработкой различных методик, принимает участие в обучении экспертов по международной стандартизации, готовит информационные материалы по международной стандартизации, проводит различные конференции, семинары и т.д. Например, в прошлом году была проведена конференция "Международная стандартизация как средство обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности в условиях глобального рынка",семинар "Организация и проведение работ по международной стандартизации в РФ", семинар "Процедуры технической работы в ИСО и МЭК" (это две крупнейшие международные организации по стандартизации). В этом году запланирован целый ряд семинаров: "Сотрудничество ИСО и МЭК с ВТО", "Участие России в деятельности международной электротехнической комиссии" - этот семинар приурочен к столетию членства России в Международной электротехнической комиссии. Международная стандартизация сегодня работает во многом через современные компьютерные технологии, поэтому один из важнейших семинаров в этом году будет посвящен электронным ресурсам ИСО и МЭК. Очень важный семинар.
Ведущий: Григорий Иосифович, расскажите, пожалуйста, о наиболее актуальных проблемах стандартизации в нефтехимической и газовой промышленности! Какие у вас есть пожелания по поводу их устранения?
Элькин Г.И.: В данном случае мы взяли те отрасли, по которым сам бизнес и сами компании достаточно активны в области стандартизации. Мы сейчас работаем над тем, чтобы более активно включить наших экспертов в технические комитеты международных организаций для того, чтобы начать доминировать в будущем. В этом смысле дела обстоят не плохо. Совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей мы создали Межотраслевой технический комитет в области нефтегазовой промышленности. Это Комитет, в который входят представители компаний и ведомств, которые имеют значительный вес в отрасли и принимают знаковые решения. Межотраслевой технический комитет позволяет нам сбалансировано готовить планы стандартизации, помогает управлять техническими комитетами в этой области. Хочу сказать, что только в 2011 году предполагается пересмотреть 124 стандарта на нефть, нефтепродукты, газ, методы их испытаний и т. д.
Ведущий: В разработке всех ли международных стандартов принимают участие российские специалисты? Все ли их замечания учитываются?
Элькин Г.И.: Во время недавнего визита в Россию Генеральный секретарь ИСО высказал позитивную оценку развития нашей активности в технической деятельности ИСО. Под технической деятельностью как раз понимается работа в технических комитетах. Мы участвуем в ИСО приблизительно в 85% ТК. Мы участвуем в разработке около 60% международных стандартов. Что мы там делаем? Мы продвигаем там свои интересы и свои позиции или участвуем? Главное – нам необходимо перейти к активному отстаиванию наших позиций. Пока мы это делаем не так часто. Пока мы делаем это в тех отраслях, которые экспортноориентированы, а мы активно боремся за достойное место наших отраслей на международном рынке.
Ведущий: Какова вероятность того, что в 2013 году именно в России состоится проведение Генеральной ассамблеи ИСО?
Элькин Г.И.: Эта вероятность очень высока. В нашей истории Генеральная ассамблея ИСО проводилась один раз в 1968 году. Мы практически договорились с ИСО о проведении Генеральной ассамблеи в 2013 году. На встрече Владимира Владимировича Путина с Генеральным секретарем ИСО Робом Стилом этот вопрос обговаривался. Владимир Владимирович Путин одобрил проведение Генеральной ассамблеи ИСО в России. Мы сейчас готовим все предложения, связанные с проведением и финансированием этого мероприятия. Полагаю, вероятность проведения Генеральной ассамблеи ИСО в России близка к 100%.
Ведущий: Есть ли сегодня какие-то сферы, в которых не удается ликвидировать нормативные пробелы, в которых стандарты отсутствуют вообще?
Элькин Г.И.: Конечно, есть. Есть сферы, где промышленность пассивна, а стандарты давно устарели. В этом случае мы стараемся обновлять технические комитеты, подтягивать в эту сферу экспертов. Есть проблемы, где эксперты длительное время просто не могут договориться. Например, представители соответствующего Технического комитета уже более двух лет не могут договориться по нормам применения пальмового масла в нашей пищевой продукции. Я сам проводил одно из заседаний этого Технического комитета. Понимаете, это ведь тоже вопросы лоббирования. С одной стороны, я получаю письма, что пальмовое масло - замечательный продукт, не способствует образованию холестерина, с другой стороны, получаю письма, что пальмовое масло загубит наше население, что оно вредно. Понятно, что здесь противопоставляются интересы целых групп, но решение должно быть выработано объективно. Вот типичный пример, почему до сих пор не принят новый стандарт. Есть много областей, где активность крайне низка, мы это называем "оживить спящие технические комитеты". Если большой бизнес сегодня как-то более активно начинает участвовать в разработке стандартов, то малый и средний бизнес, которые живут "быстрым" результатом, а стандарт – это не такой быстрый результат, пока мало активен, поэтому нашей задачей сегодня является как можно больше вовлечь его в этот процесс.
Ведущий: В разработке международных стандартов в какой сфере РФ заинтересована больше всего на данный момент?
Элькин Г.И.: Это в первую очередь те области, где мы экспортируем продукцию, а также наши инновационные технологии. Я могу привести вам примеры успешных историй в области международной стандартизации. Я уже приводил пример о социальной ответственности. Это тоже наша активная работа. Сегодня мы активно работаем над методами биоидентификации. Это очень актуальная тема. Мало кто знает, что наша команда является застрельщиком в области международной стандартизации в области биоидентификации. В этом направлении работа и дальше будет активно продолжаться.
Ведущий: Григорий Иосифович! Время конференции подходит к концу. Вопросов осталось еще очень много, если Вы позволите, мы передадим их вам, чтобы вы могли подготовить ответы для наших пользователей, которые смогут ознакомиться с ними на нашем сайте. Вам большое спасибо за то, что нашли время и экспертно ответили на вопросы!
Элькин Г.И.: Спасибо вам большое, потому что одной из наших основных задач является пропаганда стандартизации, которую мы и стараемся проводить, в том числе и с вашей помощью. Пропаганда стандартизации – один из важнейших элементов стандартизации, когда речь идет об инновациях. На мой взгляд, недостаточно создать инновационные центры в области нанотехнологий, например, как Сколково, нужно еще собрать все инструменты, которые влияют на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития. А мы в свою очередь и должны заставить работать все эти инструменты. Только тогда наша страна станет в плане инноваций самой современной. Та инновационная продукция, в которую вложены наши головы и руки, должна хорошо выглядеть на международном рынке. Стандартизация – один из важнейших инструментов, которые этому способствуют, поэтому спасибо вам!
Ведущий: Спасибо! Вам – успехов в этом нелегком деле!