Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере
24 марта в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Гусевой Наталией Михайловной.
Тема интернет-интервью: "Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере".
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева ( ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа, а также уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Сегодня у нас в гостях начальник Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Наталия Михайловна Гусева.
Уважаемая Наталия Михайловна, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере".
Бухгалтерский учет в бюджетной сфере - составная часть единой системы учета Российской Федерации.
Реформа бюджетной сферы и сопровождающая ее реформа бухгалтерского учета нацелены, прежде всего, на реализацию принципа прозрачности, подотчетности и открытости государственных финансов обществу, когда общество может оценить финансовые результаты, которых добивается власть.
Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии, плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать возможные потери и необоснованные затраты.
Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере регламентируются целым рядом нормативных актов. Правила и указания, касающиеся бюджетного учета, обязательные для бюджетных учреждений, разрабатываются Министерством финансов России.
Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в силу ряда нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях.
Изменения в нормативно-правовой базе государственного бухгалтерского учета базируется на положениях Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (он определяет типы государственных (муниципальных) учреждений и процедуры, связанные с их организацией и дальнейшей деятельностью).
С 1 января текущего года государственные и муниципальные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н.
Сегодня мы поговорим об организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и совершенствовании нормативно-правового регулирования бюджетного учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
Кроме того, мы обсудим, какие учреждения будут представлять отчетность по нормам новой инструкции, каков состав бюджетной отчетности, какие требования предъявляются к ее составлению и представлению, и многое другое.
С вашего позволения, Наталия Михайловна, задам первый вопрос. Что послужило причиной внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерского учета в бюджетной сфере?
Гусева Н.М: Причина - необходимость повышения эффективности бюджетных расходов. 8 мая 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений",цель которого заключается в повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Основные задачи - создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств, а также создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений.
Данным законом внесены изменения в десятки законодательных актов РФ в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Гражданский кодекс РФ. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки сотни новых нормативных актов, из которых многие уже приняты до начала 2011 года, и в частности – в сфере бухгалтерского учета. Ведь такие радикальные изменения, включающие, прежде всего, создание трех типов учреждений с разной степенью правовой и финансовой ответственности, не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет.
Отдельно остановлюсь на типах учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Важно заметить, что все эти учреждения относятся к некоммерческим.
Бюджетные учреждения – традиционный и самый распространенный тип учреждений. Изменяется принцип финансового обеспечения бюджетных учреждений. Если раньше финансирование осуществлялось на основе бюджетной сметы, без прямой связи с эффективностью деятельности, то теперь средства из бюджета будут предоставляться в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Сейчас принято говорить "новые бюджетные учреждения".
Казенные учреждения сходны с традиционными бюджетными, но еще с большим ограничением в правах. В соответствии с законодательством, на базе существующего бюджетного учреждения может быть создано казенное учреждение. Особенности правового положения такого учреждения определяются статьей 161 Бюджетного кодекса РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Данное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только в том случае, если такое право предусмотрено его учредительными документами. Все доходы, которые будет получать учреждение, должны поступать в бюджет, за исключением исправительных учреждений, которым в порядке исключения оставляют данные доходы (как было и ранее). Важно заметить, что казенные учреждения формируются для выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Относительно автономных учреждений следует заметить, что Федеральный закон о них был принят 3.11.2006, № 174-ФЗ. Согласно ст. 2 Закона, автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления.
Таким образом, в соответствие со спецификой каждого типа учреждений и будет построен бухгалтерский учет. Все государственные и муниципальные учреждения будут вести бухгалтерский учет с применением единого плана счетов, но с учетом особенностей своей деятельности.
Как уже говорилось в начале, общий вектор развития системы государственных финансов в РФ направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого приняты существенные новации, связанные с применением в бюджетном процессе программно-целевых методов управления.
Ведущая: Наталия Михайловна, расскажите, пожалуйста, о новшествах в программно-целевых методах управления.
Гусева Н.М: В последнее время Правительством РФ, по инициативе Минфина РФ, утвержден ряд нормативных актов, направленных на внедрение программно-целевых методов управления бюджетным процессом. Конечная цель этих инициатив - формирование программного бюджета. Развитие программно-целевых методов в бюджетном планировании определено распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 1101-р, которым утверждена "Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года". В рамках данной Программы предусматривается перевод бюджетного процесса на программно-целевую основу и разработку для этих целей государственных программ. Разработка государственных программ производится согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ" и разработанных для его реализации Методических рекомендаций. В рамках данного постановления и методических рекомендаций устанавливается порядок разработки и реализации государственных программ федеральными органами исполнительной власти, назначенными ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ.
Перечень государственных программ, ответственных исполнителей и соисполнителей приведен в Распоряжении Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р "О перечне государственных программ РФ".
Я хочу подчеркнуть, что опыт программно-целевых методов применяется в зарубежной практике (т.е. в условиях рыночной экономики) очень давно. Он получил свое развитие в США с начала 60-х годов. Программно-целевой подход бюджетного планирования в настоящее время используется практически во всех индустриальных странах, применяемые методы постоянно совершенствуются. Это еще раз подтверждает актуальность применения подобных подходов и в России.
Ведущая: Спасибо, Наталия Михайловна! Перейду к следующему вопросу. В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ предусмотрено изменение типа государственных (муниципальных) учреждений. Будет ли являться такое изменение реорганизацией?
Гусева Н.М: Это очень важный вопрос для оформления документов и перехода организации из одного статуса в другой. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Это предусматривает пункт 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с учетом изменений, внесенных 83-ФЗ.
Следует отметить, например, что Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных учреждений, утверждения и изменения их уставов, определен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, как будет осуществляться финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания?
Гусева Н.М: Начну с того, что в соответствие со ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ, его основные положения вступают в силу с 2011 года. Однако с января 2011 года до июля 2012 года установлен переходный период. В течение переходного периода возможны две формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Первая - на основе бюджетной сметы. Вторая форма (перспективная) предусматривает финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий. Задание предполагает, что учреждение будет оказывать услуги (выполнять работы) для физических и юридических лиц. При составлении задания осуществляется планирование на основе единицы получателя услуги (работы) – учащегося, воспитанника и т.п. Субсидия должна покрывать нормативные затраты и расходы на содержание имущества учреждения. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно может определять сроки, в которые все бюджетные учреждения переходят на новый тип финансового обеспечения в рамках переходного периода. С 1 января 2012 года бюджетные учреждения будут осуществлять расходование средств не на основании бюджетной сметы, а на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Это оговорено законом № 7-ФЗ в редакции, которая действует с 1 января 2012 г.
Ведущая: Большое спасибо, и следующий вопрос. Каким образом с 2011 года будет осуществляться ведение бухгалтерского учета во всех типах государственных (муниципальных) учреждений? Каковы основные, принципиальные новшества?
Гусева Н.М: Если говорить об общей схеме организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений, то необходимо учитывать и предполагаемые изменения именно методологического характера, заложенные в общий законопроект о бухгалтерском учете. Предполагается, что будет четырехуровневое регулирование. Первое, национальные стандарты. Второе, отраслевые стандарты. Третье, рекомендации, инструкции, которые разъяснят порядок применения стандартов. И четвертое, стандарты самого экономического субъекта, т. е. учреждения, организации, то есть учетная политика.
Возвращаясь к бухгалтерскому учету в бюджетной сфере, отмечу, что у нас с 1 января 2011 года действует Единый план счетов - Приказ Минфина России от 1.12.2010 № 157н. Кроме того, для каждого типа учреждений установлен свой план счетов и инструкция по его применению. Соответственно, для казенных учреждений – это Приказ Минфина России от 6.12.2010 № 162н; для бюджетных учреждений - Приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н; для автономных учреждений - Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Следует еще отметить Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…". Конечно, я назвала не все новые документы, тем более процесс формирования нормативной базы продолжается, но то, что было перечислено выше – это основа.
Ведущая: Наталия Михайловна! Расскажите, пожалуйста, об основных новациях, которые будут применяться с 2011 года, в Едином плане счетов и в Инструкции по их применению?
Гусева Н.М: Среди основных новаций следует отметить следующие:
• Повышена значимость учетной политики и определено ее содержание. В настоящее время формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета учреждения является обязательным.
• Разработаны в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету рекомендации по порядку определения рыночной цены нефинансовых активов, полученных по договорам дарения
• Акцентировано внимание на том, что только те операции по модернизации или реконструкции, которые привели к улучшению первоначально принятых показателей функционирования основных средств увеличивают их балансовую стоимость
• Установлена возможность применения разных сроков полезного использования для отдельных частей составного основного средства, а также списания основных средств по причине морального износа.
• Увеличен предел стоимости основного средства для начисления 100% амортизации до 40 000 руб.
• Введены новые счета аналитического учета в разделах плана счетов , а также новые забалансовые счета
• По поводу порядка выдачи денежных средств под отчет следует отметить, что выдавать деньги можно только авансом (до факта произведения расходов) или в возмещение перерасхода (после факта произведения расходов, в случае их недостаточного объема) и ряд других изменений
Ведущая: Спасибо! Вправе ли учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от своей внебюджетной деятельности, осуществляемой по уставу, и приобретенным за счет этих доходов имуществом?
Гусева Н.М: Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников. Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным, закрепленным за ним имуществом, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Итак, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет таких доходов, поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Теперь расскажу о казенном учреждении. Оно не вправе отчуждать каким-либо иным способом и распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (кроме отдельных видов, о которых я говорила ранее).
Ведущая: Скажите, пожалуйста, а могут ли учреждения привлекать заемные средства?
Гусева Н.М: Вопрос редкий, но довольно-таки актуальный. Ответ в настоящее время будет следующим. Бюджетные и казенные учреждения ( последние - на основании п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ) не имеют права получать кредиты или займы. Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Федеральный закон № 174-ФЗ не содержит. Однако, в статье 14 данного Закона закреплено понятие "крупная сделка", в том числе, связанная с привлечением заемных денежных средств. Крупная сделка проводится только с разрешения учредителя. Следовательно, автономные учреждения могут привлекать заемные средства, что, на мой взгляд, проблематично в современных условиях высоких процентных ставок, хотя и может позитивно сказаться на развитии данного типа учреждений, если кредит привлекается на инвестиционные цели.
Ведущая: Вправе ли бюджетные учреждения заключать крупные сделки? Есть ли какие-то нюансы, которые обязательно нужно учесть?
Гусева Н.М: Да, вопрос актуальный для сегодняшней практики. Что такое крупная сделка? Давайте посмотрим с точки зрения стоимостной характеристики. Крупная сделка превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемого по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, это – п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами и отчуждением иного имущества, которыми бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно. Также крупной сделкой считается передача такого имущества в пользование или в залог. Начиная с 2011 года необходимо проверить, может ли эта сделка быть совершена учреждением самостоятельно или для нее требуется согласие уполномоченного органа. В связи с этим, на мой взгляд, задачей бухгалтерии становится своевременное доведение до руководителей учреждений и всех заинтересованных лиц информации о размере крупной сделки. Особо хочу подчеркнуть, что руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением закона.
Ведущая: С 1 января 2011 года изменилось законодательство, в части требования к учету имущества. Теперь по всем основным средствам стоимостью до 40 тысяч рублей, неважно, особо ценное оно либо иное, при вводе в эксплуатацию начисляется 100-процентная амортизация. Однако же, какое же имущество считается особо ценным? Каковы должны быть ценовые рамки для такого ценного имущества?
Гусева Н.М: Прежде чем говорить об этой категории, я хочу кратко пояснить, что в настоящее время учет нефинансовых активов в бюджетном учреждении, перешедшем на финансовое обеспечение за счет субсидий, должен вестись в следующих разрезах: недвижимое имущество, движимое имущество, отнесенное к особо ценному, движимое имущество, не отнесенное к особо ценному и имущество, полученное по договору лизинга. Вот четыре категории, которые для нашей бюджетной сферы являются новацией.
С 1 января 2011 года вступило в действие Постановление Правительства РФ № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества". В Постановлении указано, кто определяет виды и перечни имущества. В п.4 подробно определены стоимостные характеристики имущества, подлежащего включению в состав такого имущества.
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации - размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений - размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления № 538;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Также хочу отметить, что в казенных учреждениях понятие особо ценное движимое имущество" не применяется.
Ведущая: Спасибо, Наталия Михайловна! Поясните, пожалуйста, что изменилось с января 2011 года в формах регистров бухгалтерского учета?
Гусева Н.М.: Этот вопрос вызывает определенное волнение среди моих коллег-бухгалтеров. После изменения типа бюджетного учреждения и создания на его базе автономного учреждения, не изменяются требования к первичным документам, которые могут быть приняты к учету, а также к учетным регистрам.
Здесь я хочу повторить название и реквизиты Приказа Минфина России от 15.12.2010 №173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
Ведущая: Наталия Михайловна, имеют ли право учреждения самостоятельно установить для себя форму первичного документа, если она не определена нормативными актами?
Гусева Н.М.: Ответ однозначный - "да". Эту возможность подтверждает Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Приказ Минфина № 173н.
Ведущая: Наталия Михайловна, был задан ряд вопросов, касающихся обязательств учреждений. Если учреждение имеет кредиторскую задолженность, появились ли здесь новые инструменты по работе с этой категорией задолженности?
Гусева Н.М.: Вопрос не простой. Но я постараюсь на него подробно ответить.
Кредиторская задолженность это одна из так называемых "зон риска" любой организации. Казалось бы, все просто, есть договора, прописаны сроки оплаты, условия поставки товаров и услуг, указаны реквизиты. Автоматизированная система учета позволяет в кратчайшие сроки дать подробную информацию о задолженности и причинах ее возникновения. Наконец есть и акты выверки расчетов. Но просроченная кредиторская задолженность возникает вновь и вновь. Суммы задолженности должны учитываться до истечения срока исковой давности. Это так было и осталось на настоящий момент. Обычно в договоре прописываются срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и срок оплаты выполненных стороной обязательств.
Также довольно часто задают вопрос, а нужно ли при списании просроченной кредиторской задолженности издавать приказ?
По моему профессиональному мнению, списание кредиторской задолженности должно производиться на основании ряда документов, включающих и приказ руководителя. Практика арбитражных судов это тоже подтверждает.
Срок исполнения обязательств может устанавливаться договорами, нормативно-правовыми актами.
На что нужно обязательно обратить внимание в рамках принятого законодательства с 2011 года? Прежде всего - это установление предельно допустимых значений просроченной задолженности. Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, исходя из длительности просрочки, величины активов, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств бюджетного учреждения, т.е. без учета стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества, а также имущества, находящегося под обременением или в залоге. Второй важный аспект – это то, что при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ, если у бюджетного учреждения будет просроченная кредиторская задолженность, превышающая предельно допустимые значения. Основание - ст. 27 Федерального закона № 83-ФЗ. Указанные новации направлены, прежде всего то, чтобы обеспечить постоянный мониторинг бухгалтерскими службами учреждений кредиторской задолженности, как текущей так и просроченной. Также данная новация направлена на повышение ответственности руководителя при принятии решений, связанных с возникновением в бюджетной организации обязательств. Следует также учесть, что кредиторская задолженность, ранее учтенная в составе просроченной, может быть снова переведена в разряд текущей, поэтому и необходим раздельный учет.
Ведущая: Наталия Михайловна, благодарю за подробный ответ. Нам был задан очень большой блок вопросов, касающихся изменений в учете приносящий доход деятельности. И в частности: по учету себестоимости, раздельного учета товаров и готовой продукции, учета торговой наценки. Расскажите нам, пожалуйста, об этом поподробнее.
Гусева Н.М.: Это - новый важный аспект, который вступает в действие с 2011 года. Здесь идет сближение, гармонизация коммерческого и бюджетного учета. В план счетов включены дополнительные счета для учета себестоимости, готовой продукции, торговой наценки. Однако, проблемы остались и, в настоящее время, не нашли подробного методического отражения, поэтому и возникают многочисленные вопросы. Представляется (и в этом меня поддерживают мои коллеги-бухгалтеры), что нужно интенсивнее использовать опыт учета в коммерческих организациях.
Бухгалтерам, работающим в бюджетной сфере, необходимы проработанные методические материалы. Если в коммерции такие понятия, как прямые и косвенные затраты, попеременный метод учета затрат, методы АВС, стандарт и директ костинг и др. применяются и коммерческие бухгалтера на этом языке говорят уже давно, то для бухгалтеров бюджетной сферы необходима помощь в изучении и применении вышеуказанных методов.
Ведущая: Спасибо, Наталия Михайловна! Одной из причин списания основных средств был добавлен моральный износ. Поясните, пожалуйста, как это применять на практике?
Гусева Н.М.: В Инструкции прописано, что возможно списание по моральному износу. Также у нас есть Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 "Об особенностях списания федерального имущества". Это также одно из оснований для списания основных средств. Естественно, само по себе нововведение закономерно. Появляются новые технологии, нужно менять компьютерную технику, оргтехнику и различные типы оборудования. Однако, само понятие "моральный износ" нигде не приведено. То есть при отсутствии четкого определения эта новая законодательная норма может и не работать. Ряд бухгалтеров не примут на себя такую ответственность по принципу осторожности. Другие бухгалтера, не имея четких ориентиров, будут осуществлять списание на основании своего профессионального опыта. Всем понятно, что для любого нового товара можно найти улучшенный аналог, по сравнению с которым имеющееся изделие может оказаться морально устаревшим. Я думаю, что контролирующие органы без отсутствия нормативных пояснений не будут принимать такие факты, как законные.
Ведущая: Наталия Михайловна, предполагаются ли какие-то изменения по вопросам формирования отчетности?
Гусева Н.М.: С точки зрения отчетности, я бы обозначила следующую нормативную базу: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция об утверждении плана счетов бюджетного учета № 162-Н, Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Вот, что мы имеем на сегодняшний день.
Говорить сейчас о том, какой конкретно будет годовая отчетность, уважаемые коллеги, я бы повременила. В настоящее время завершается сдача отчетности за 2010 год, процесс идет по отработанным инструкциям. Как он будет идти в 2011-2012 годах, покажет время.
Но я хотела бы поделиться следующим опытом со своими коллегами. Все мы, начиная с 2006 года, один раз в год сдаем годовую бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят баланс, пояснительная записка. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора составляет баланс как годовой, так и баланс за 9 месяцев. Тем самым в октябре мы полностью тестируем, проверяем на достоверность, прозрачность каждую цифру в строке баланса за 9 месяцев, а в январе - феврале у нас имеется возможность проверить операции октября, ноября и декабря. Мои коллеги-бухгалтера подтвердят, что эти операции являются одними из самых сложных, имеют довольно высокую степень риска. И опять же, уважаемые коллеги, чем вызвано такое внимание? Не секрет, что именно на четвертый квартал ложится основное бремя освоения бюджетных средств именно с точки зрения процентного отношения. Безусловно, в этом направлении имеются позитивные сдвижки, но так или иначе на протяжении ряда лет основные траты будут значительно больше или будут основными по году.
Ведущая: Благодарю, Наталия Михайловна! Перейду к следующему вопросу. Инструментом реформирования в бюджетной сфере названы международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора. Расскажите, пожалуйста, о тенденциях в этом направлении. Что здесь предпринимается?
Гусева Н.М.: Уважаемые коллеги! Те, кто работает в бюджетной сфере более пяти лет, помнят Инструкцию №70н, Инструкцию №25н, Инструкцию 148н. Сейчас у нас действуют новые инструкции. Когда принимали Инструкции № 70н и №25н, очень интенсивно изучался зарубежный опыт. В качестве образца выбрали международные стандарты финансовой отчетности для государственных структур, разработчиком которых являлась Международная федерация бухгалтеров и Руководство по статистике государственных финансов Международного Валютного фонда. Даже в этих Инструкциях были заложены международные стандарты. Часто задают вопрос: действительно ли мы одни из первых перейдем на МСФО? Что хочу в этом плане сказать. Международные стандарты финансовой отчетности - это очень тонкий инструмент, как сказал руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин. Перейти в одночасье на МСФО нельзя. Я имела практический опыт довольно длительной работы в международной организации с применением МСФО и хочу сказать, что либо ты применяешь МСФО в полном объеме, либо считается, что ты не применяешь его. Так что, на мой взгляд, это довольно длительный процесс. Кроме того, до сих пор нет официального перевода МСФО и МСФО в общественном секторе на русский язык. Не так давно принят закон о консолидированной финансовой отчетности. Он устанавливает, что на территории РФ применяется МСФО и разъяснения МСФО, применяемые фондом Комитета по международным стандартам финансовой отчетности и в признанном порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ, Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Приведенная формулировка означает, что для практического применения МСФО необходим подзаконный акт, исходящий от Правительства РФ. До его издания названный федеральный закон не работает.
Ведущая: Наталия Михайловна, благодарю вас за подробный ответ! Мы уже рассмотрели очень много вопросов, и в завершение задам вам заключительный вопрос. С недавних пор каждое учреждение обязано принимать свои акты, приказы, распоряжения, формирующие учетную политику. Как вы относитесь к данному нововведению? Для чего это сделано? Насколько целесообразно представление учреждениям большей самостоятельности в вопросах организации ведения учета? Вопросы интересуют очень многих бухгалтеров, поступает достаточно большое количество похожих вопросов, и очень бы хотелось услышать ваш компетентный ответ по этому поводу.
Гусева Н.М.: Я отношусь к этим новшествам очень позитивно, ведь логика процесса создания этих типов организаций о которой мы с вами сегодня говорили, подразумевает, что рабочие планы счетов являются составной частью учетной политики учреждения. От того, как вы пропишите учетную политику учреждения, будет зависеть ваша деятельность. У нас в организации, например, создан единый методический совет бухгалтеров и финансистов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора России. И мы прорабатываем свою типовую учетную политику. Естественно, каждое самостоятельное юридическое лицо вправе вносить определенные изменения, но я думаю, что по ведомствам, министерствам такая рамочная политика должна присутствовать и положительный опыт работы в коммерческих организациях это подтверждает. Какая учетная политика у вас будет, так и будете работать, опираясь на те инструкции, которые у нас с вами в настоящее время имеются. Здесь я хотела бы подчеркнуть большую важность того, что в настоящее время параллельно должны идти два процесса. Мы очень ждем от Минфина России, Федерального казначейства разъяснений и методических указаний. Однако сами бухгалтера должны внимательно изучать вновь принимаемые законы и инструкции. Первичным должно являться самостоятельное изучение нормативных актов. Только пройдя этот этап, следует проанализировать мнения специалистов в данных вопросах. Каждый бухгалтер должен внимательно посмотреть, с учетом своего практического опыта задать вопросы, что не понятно, что не обозначено. И дальше уже принимая во внимание возможные риски, формировать свою учетную политику и систему учета. Хочу подчеркнуть, что учетная политика не должна противоречить нормативно-правовым актам. Учитывая большое количество изменений, для нас очень важно повышение квалификации бухгалтерских и финансовых кадров. В этом году каждый восьмой человек, работающий в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, пройдет повышение квалификации. Так что, уважаемые коллеги, я желаю всем роста в этом процессе! Человек, который развивается, естественно, будет интересен себе и окружающим, что пойдет на пользу и бюджетному процессу, всем новациям, которые сейчас у нас обозначены.
Ведущая: Наталия Михайловна, благодарю вас за такую интересную и содержательную беседу! Вы ответили практически на все присланные вопросы. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Будем с нетерпением вас ждать у нас в гостях снова.
Гусева Н.М.: Благодарю за внимание!