О правовых аспектах деятельности судебных приставов
28 сентября в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Артура Олеговича Парфенчикова.
Тема интернет-конференции: "Правовые аспекты деятельности судебных приставов".
Ведущая интернет-конференции - Татьяна Нифталиева ( ИА "Гарант").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Судебные приставы - это госслужащие, которые обеспечивают установленный порядок деятельности судов и исполняют судебные акты и акты других органов. Их полномочия определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Первая категория судебных приставов - те, кто обеспечивает порядок деятельности судов, занимается вопросами безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, выполняет распоряжения председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением порядка в суде. Они же исполняют решения суда и судьи о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения, обеспечивают охрану здания суда и судебных помещений в рабочее время, проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, а также обеспечивают присутствие лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Вторая категория - исполнители (исполняющие судебные акты и акты других органов).
Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О судебных приставах", "Об исполнительном производстве", а также иными нормативными правовыми актами.
В ходе интернет-конференции планируется обсудить, с какими проблемами сталкиваются судебные приставы, какие первоочередные задачи стоят перед ними, проанализировать новеллы законодательства, регламентирующего вопросы их деятельности.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации Артур Олегович Парфенчиков.
К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Уважаемый Артур Олегович, расскажите, пожалуйста, о новых инициативах Вашей службы. Планируется ли наделить судебных приставов новыми полномочиями? Какие законодательные новеллы в скором времени могут появиться в России?
Парфенчиков А.О.: Доброе утро! Я хотел бы выразить удовлетворение возможностью вновь на Вашей площадке обсудить проблематику деятельности службы судебных приставов, процедуру принудительного исполнения в нашей стране. Меня всегда радует конструктивный и взаимоинтересный диалог, который у нас ведется на этом информационном поле. От него получаешь профессиональное удовлетворение. Анализируя интересные вопросы, которые поступают от интернет-аудитории, реализуешь какие-то управленческие решения в плане реакции на те или иные проблемы, которые ставятся в контексте данного диалога. Поэтому еще раз хочу подтвердить, что с большим интересом всегда откликаюсь на ваши предложения и работаю вместе с вами и нашей интернет-аудиторией. Хотел бы еще раз поприветствовать все тех, кто сегодня участвует в нашей конференции, в нашем диалоге. Надеюсь, он будет абсолютно понятным, интересным и полезным, в том числе и для меня, как руководителя.
Что касается вашего вопроса, то хотел бы сказать, что это не только инициативы Федеральной службы судебных приставов. В контексте нормативно-правового регулирования, развития мы очень тесного взаимодействуем с Министерством юстиции РФ, Общественной палатой, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации. Поэтому здесь можно говорить о тех идеях, которые сегодня обсуждаются в депутатских кругах, Министерстве юстиции РФ, общественной сфере и научной среде.
В этой связи мы должны говорить о том, что сегодня сталкиваемся с главной проблемой - ростом нагрузки на судебного пристава, количества исполнительных производств. Это нормальный, с одной стороны, процесс, потому что мы стоим на пути становления правового государства. Это видно из деятельности нашей службы. Может быть, эти шаги не просты. Наверное, мы обречены на то, чтобы все больше и больше вопросов решалось именно в правовой сфере, через суд. И, соответственно, мы должны быть готовы к росту судебных решений, которые будут поступать к нам на принудительное исполнение. Но, тем не менее, мы максимально должны думать над тем, чтобы таким образом развивать законодательство, чтобы мы могли как-то способствовать правовому поведению участников правоотношений - граждан, юридических лиц - в процедуре медиации, о которой сегодня много говорится. Мы фактически должны подталкивать стороны правовых отношений к решению этих проблем, в первую очередь, внесудебных дискуссий, и уж тем более, вне мер принудительного исполнения. Поэтому мы активно изучаем международный опыт, уже год являемся членами очень уважаемой организации - Международного союза судебных исполнителей. И, конечно, много получаем информации о проблематике, способах решения этих проблем в других странах. В этом году в Санкт-Петербурге мы впервые провели очень статусную и представительную международную конференцию, где обсуждали проблемы и опыт других стран в решении этих вопросов. Некоторые страны столкнулись с проблемой повышения эффективности судебных процедур, исполнения судебных решений, например, Греция, Словения, Португалия, Испания, Италия. Если посмотреть позицию Европейского суда и Совета Европы, то эта позиция предлагает более жестко отлаживать систему исполнения тех судебных решений, которые принимаются в этих государствах, потому что судебное решение, его исполнение - главный критерий эффективности правового государства. Если судебное решение не исполняется, то о каком правовом государстве можно говорить? Поэтому это проблема не только нашей страны, но и многих европейских стран. А как сегодня определить меры по повышению эффективности данной работы? Многие государства ставят перед собой, решают такие проблемы. Мы обсуждали последние новации, которые есть в законодательстве европейских государств.
Если говорить о проблемах, которые мы хотели бы в первую очередь внедрить в систему нашего российского законодательства, то отмечу, что нам интересны некоторые позиции, касающиеся розыска имущества, которые сегодня есть в европейских государствах. Нам очень интересна и полезна в рамках наших условий система принудительного декларирования имущества должника в самом начале процесса принудительного исполнения, то есть когда исполнительное производство начинается с предъявляемого должнику в полном объеме обязательства официально представить не только список движимого и недвижимого имущества, но также сделок, которые совершались им в течение какого-то времени, предшествующего судебным проблемам, породившим какие-то обязательства для должника. Здесь разгораются различные дискуссии по каждой европейской стране, объему имущества, которое должно декларироваться. Я бы сразу хотел сказать, что у нас были дискуссии в нашем информационном пространстве, можно было услышать абсолютно непонятные утверждения о том, что в России такая мера не приживется, потому что в Европе это связано с очень высоким уровнем правосознания. На этот счет хочу сразу высказать свое мнение, которое связано не столько с уровнем правового сознания, сколько с очень жесткой системой организации самой процедуры. Приведу в пример Нидерланды. Это родина буржуазной демократии. Там это правосознание обеспечивается очень жесткой уголовной ответственностью в случае, если должник будет уличен в представлении заведомо ложных сведений о своем имущественном статусе, вплоть до тюремного заключения. Поэтому, поверьте мне, правосознание европейца основано на очень жесткой правовой процедуре. Попробуйте в европейском государстве где-нибудь просто намусорить. Вы сразу поймете, на чем зиждется правосознание европейца. В первую очередь, на очень жестких административных процедурах. Поэтому мы очень серьезно изучали данные меры и хотели бы, чтобы такая процедура декларирования имущества появилась в нашем законодательстве. И на мой взгляд, она направляла бы должника в каких-то ситуациях на уход от процедуры принудительного исполнения, на попытку находить консенсус с кредитором и даже, может быть, в досудебном порядке, дабы не подвергать себя возможности или необходимости открыто декларировать весь свой имущественный статус.
Мы продолжаем очень активную дискуссию по внедрению в нашу правовую систему такой санкции в отношении должников, как ограничение специальных прав. Мы это тоже активно обсуждали с нашими европейским коллегами. Скажем, есть ряд стран Европы, в первую очередь, Польша, где сегодня применяются такие меры. Мы с большим интересом выслушали доклад наших израильских коллег, представителей израильской службы. В Израиле в течение 2-х лет активно применяется мера, связанная с ограничением специальных прав должников. Но, к сожалению, на пространстве даже ближнего зарубежья мы никогда не станем пионерами, потому что, например, весной в Казахстане был принят новый закон об исполнительном производстве. И как раз в казахском законодательстве появилась норма, которая четко прописывает возможность такой санкции в отношении и юридических лиц и граждан, как ограничение получения или изъятие специальных прав
На наш взгляд, совершенно очевидно, что принудительное исполнение по сути представляет собой юридически обоснованный набор ограничений, которые государство предъявляет гражданину, не исполняющему судебное решение, иной акт государственного органа, и тем самым нарушает закон, продолжает нарушать права и интересы другого гражданина, юридического лица. Мы должны помнить о том, что у нас существует уголовная ответственность за неисполнение целого ряда судебных решений.
Буквально в пятницу на специальной научной конференции на базе Санкт-Петербургского университета мы обсуждали возможность внедрения в наше законодательство правовых норм, связанных с ограничением специальных прав. Мы активно взаимодействуем с нашими коллегами из Совета Европы. Недавно на юридическую экспертизу в Совет Европы мы направили законопроект, который разработали вместе с Министерством юстиции РФ. Но предварительно получили мнение экспертов Совета Европы о том, что государство имеет право на ограничение каких-либо прав граждан, в том числе конституционных, если это связано с необходимостью защиты общественного порядка, интересов прав других граждан.
Кроме того, мы активно работаем с нашими коллегами-финскими приставами, нам очень интересен их опыт. Я думаю, что в ближайшее время мы будем активно участвовать в работе по совершенствованию административных норм, связанных с полномочиями судебного пристава. Продолжается очень конструктивная дискуссия по конкретизации уголовной ответственности за неисполнение судебных решений.
Также есть предложения по определенным категориям от некоторых комитетов Государственной Думы РФ. Исполнительному производству, в первую очередь, присущ социальный характер. Мы намерены продолжать работу совместно с Министерством юстиции РФ по оптимизации процедуры реализации имущества и по нормативной оптимизации этих вопросов.
Мы работаем не только в сфере оптимизации законодательства, нам также очень важно максимально упростить и сделать более открытым и удобным контакт с нашими уважаемыми кредиторами и должниками. Мы трудимся над развитием нашей собственной информационной сферы. Я думаю, что в ближайшее время в полном объеме разработаем соответствующие информационные базы, которые позволят максимально быстро получать информацию в нашем информационном ресурсе о наличии каких-либо проблем. И что очень важно, мы хотели бы оптимизировать систему оплаты задолженности, в том числе, используя информационные ресурсы. Мы сейчас активно работаем с интернет-пространством, чтобы можно было не только через интернет получить информацию о долге, но и произвести соответствующую оплату. Я очень надеюсь, что уже в октябре пилотный проект, дающий такую возможность, заработает в Санкт-Петербурге. В целом ряде регионов мы запускали возможность получения информации и быстрой оплаты задолженности через банковские терминалы, активно взаимодействуем со Сбербанком. Могу с удовлетворением сказать, что пусть, может быть, не так быстро, как бы нам хотелось, но этот опыт начнет распространяться на другие регионы. Например, в Волгограде заработала аналогичная система, буквально на днях соответствующее соглашение заключено в Псковском регионе. Я думаю, что этот процесс будет носить ускоряющий характер и в ближайшее время значительное количество регионов дадут возможность гражданам через банковские терминалы получать информацию о долге и тут же его оплачивать. Мы активно ведем переговоры с нашими уважаемыми мобильными операторами, потому что считаем очень удобной для гражданина возможность получения информации о долге и производства оплаты через sms-общение, то есть через мобильный телефон. Такие системы сегодня в пилотном режиме работают в Краснодаре, Нижнем Новгороде. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем наладить систему оплаты через мобильные телефоны.
Я призываю наших граждан более активно знакомиться с информацией, которую мы размещаем на сайте ФССП России. По ряду исследований некоторые уважаемые организации, которые работают в интернет-пространстве, поставили наш сайт на второе место после сайта Высшего Арбитражного Суда РФ по информированности, количеству услуг, которые мы предлагаем на нем. Подавляющее количество информации о своих проблемах можно получить, зайдя на сайт ФССП России.
Ведущая: Артур Олегович, благодарю Вас за такой подробный ответ! Расскажите, пожалуйста, какова сегодня нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя? Сколько в среднем приходится ему рассматривать в месяц, в год? Имеет ли место тенденция увеличения исполнительных производств и соответственно нагрузки из года в год?
Парфенчиков А.О.: Количество исполнительных документов, поступающих на исполнение в ФССП России, ежегодно растет. Соответственно, растет и служебная нагрузка судебных приставов-исполнителей, значительно превышая установленные нормативы.
За период с 2003 по 2009 годы количество находящихся на исполнении у судебных приставов-исполнителей исполнительных производств возросло с 17 до 44 млн. (более чем в 2,5 раза).
Для сравнения - в 2007 году на исполнении находилось 34,8 млн. исполнительных производств, в 2008 году - 35,9 млн. исполнительных производств.
За 8 месяцев 2010 года общее количество исполнительных производств составило более 39,5 млн., в среднем у одного судебного пристава-исполнителя находилось на исполнении 1 625 исполнительных производств (8 месяцев 2009 года - 1 264).
Ведущая: Спасибо, Артур Олегович! Расскажите, пожалуйста, о новых инициативах Вашей Службы. Планируется ли наделить судебных приставов новыми полномочиями? Какие законодательные новеллы в скором времени могут появиться в России?
Парфенчиков А.О.: В настоящее время в связи с проводимой реформой МВД России прорабатывается вопрос о передаче Федеральной службе судебных приставов отдельных функций МВД России, в частности, по вопросам принудительного исполнения судебных решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, розыска должника и его имущества, а также розыска ребенка во взаимодействии с МВД России.
Прорабатывается вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части предоставления возможности должностным лицам ФССП России использовать в полном объеме полномочия административной юрисдикции, а также возложения обязанности осуществления привода в суд исключительно на судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (в настоящее время обязанность привода в суд по делам об административных правонарушениях возложена на МВД России).
Кроме того, изучается зарубежный опыт применения такой меры принудительного исполнения, как запрет или ограничение должника, злостно уклоняющегося от исполнения судебного решения, в специальных правах с целью внесения соответствующих изменений в российское законодательство.
Ведущая: С целью пресечения коррупции в органах ФССП Вы предложили поощрять судебных приставов-исполнителей солидными премиями за отказ от получения взяток. Расскажите, пожалуйста, каков размер такой премии? Имели ли место случаи премирования сотрудников службы судебных приставов? Принесло ли данное нововведение положительные результаты?
Парфенчиков А.О.: В Федеральной службе судебных приставов активно реализуется норма Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2008 "О противодействии коррупции", согласно которой государственные служащие обязаны уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о случаях склонения их к коррупционным правонарушениям.
В территориальных органах ФССП России разработаны алгоритмы поведения работников при попытках склонения их к коррупционным правонарушениям, налажено взаимодействие подразделений по противодействию коррупции и правоохранительных органов по своевременной проверке информации о склонении работников Службы и по её эффективной реализации.
В ходе проверки и реализации поступивших уведомлений по состоянию на 22.09.2010 в 18 регионах Российской Федерации возбуждено 56 уголовных дел по статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении так называемых взяткодателей или лиц, склонявших работников ФССП России к совершению коррупционных правонарушений.
Важную роль играет фактор материального поощрения работников, уведомивших о попытках дачи взятки, а также оказавших содействие в выявлении и задержании взяткодателей.
По каждому факту возбуждения уголовного дела в отношении взяткодателя все причастные к реализации информации лица (работник, уведомивший о взятке, его непосредственный начальник – старший судебный пристав, работники подразделения по противодействию коррупции) поощряются правами руководителя территориального органа ФССП России.
Кроме того, вышеуказанные работники, в том числе руководители отличившихся территориальных органов ФССП России, поощряются директором Федеральной службы судебных приставов.
Вид поощрений и награждений определяют руководители территориальных органов ФССП России. В основном это денежные поощрения. Как показала практика, их размер составляет от 1 до 5 окладов денежного содержания, но некоторые руководители территориальных органов ФССП России поощряют своих работников премиями в конкретных суммах – не менее 10 тыс. руб.
При уведомлении о предлагаемых взятках в крупных размерах соответственно увеличивался и размер поощрений.
Кроме денежных поощрений все работники, сообщившие о предложенных им взятках, а также работники, способствовавшие выявлению данного преступления, награждаются ведомственными наградами Федеральной службы судебных приставов – почётными грамотами и благодарностями с выплатой единовременного поощрения в размере одного должностного оклада.
Значительное увеличение по сравнению с прошлым годом количества уголовных дел, возбуждённых в отношении лиц, склонявших работников Службы к совершению коррупционных правонарушений, свидетельствует о повышении уровня правового сознания работников Службы, а также об активной наступательной позиции территориальных органов ФССП России и Службы в целом в противодействии коррупционным правонарушениям.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос поступил от Должановой Галины Александровны из Санкт-Петербурга. Прочитала, что в ближайшем будущем на сайте ФССП могут появиться списки должников - названия юридических и имена физических лиц. Получается, что после введения необходимой информации можно будет узнать, является ли должником конкретный человек или юридическое лицо? Уважаемый Артур Олегович, правда ли это? Когда Ваше ведомство планирует это сделать?
Парфенчиков А.О.: Что касается юридических лиц, то информация об организациях-должниках, не исполнивших требования исполнительного документа без уважительных причин в срок для добровольного исполнения (за исключением случаев отсрочки, рассрочки, отложения и приостановления исполнительных производств) размещается на интернет-сайтах территориальных органов ФССП России уже с 2008 года.
Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами постоянно ведется работа, направленная на повышение открытости информации для граждан.
В частности, в 2011 году предполагается интегрировать базу данных о задолженности физических лиц на сайте gosuslugi.ru. В настоящий момент осуществляется опытная эксплуатация программного обеспечения, автоматизирующего деятельность всех направлений деятельности службы судебных приставов: принудительного исполнения, дознания, розыска, административной практики.
Уже сегодня в ряде регионов, на сайтах территориальных органов ФССП России гражданин, введя свои паспортные данные или ИНН, может получить информацию о наличии в отношении него исполнительных производств, о состоянии их исполнения и распечатывать квитанцию для оплаты задолженности с заполненными реквизитами.
Такой услугой могут воспользоваться, например, жители Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. По другим регионам информация пока размещается не в полном объеме. Но предполагается, что, до конца 2010 года, большинство граждан по всей территории России будут иметь возможность получать подобную информацию.
Интересна на наш взгляд также практика Управления ФССП России по Санкт-Петербургу, где на основе заключенного в сентябре 2009 года договора с Северо-западным филиалом Сбербанка России организован прием платежей физических лиц с использованием интегрированной системы приема платежей населения.
Филиалом Сбербанка России в информационно-платежные терминалы загружена соответствующая программа, с помощью которой каждый гражданин, введя в качестве идентификатора серию и номер своего паспорта, может получить сведения об имеющейся задолженности и оплатить ее на месте. В качестве подтверждения оплаты должник получает чек-ордер.
В свою очередь Управлением ФССП России по Нижегородской области заключено соглашение с открытым акционерным обществом "Айти Груп" об организации обмена информацией, взаимодействии и реализации совместных мероприятий по предоставлению справочно-информационных услуг гражданам о возбуждении в отношении них исполнительных производств.
В соответствии с соглашением любой гражданин, отправив на короткий номер 4345 sms-сообщение со следующими данными: FSSP (или ФССП) пробел номер и серия паспорта (10 цифр) либо идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), получит в ответ sms-сообщение с информацией о наличие или отсутствии задолженности.
Ведущая: СМИ пестрят сообщениями о том, что для поиска должников судебные приставы активно используют Интернет и в одном из регионов страны через всемирную сеть выявили три тысячи должников. Артур Олегович, что же это за регион? К сожалению, в пользу моей внучки уже полтора года судебные приставы-исполнители не могут взыскать долг по алиментам. Должник даже не скрывается, просто не платит алименты и официально числится безработным, хотя на самом деле у него бизнес, оформленный на другое лицо. Судебные приставы же просто разводят руками и в данном случае сделать ничего не могут. Посоветуйте, пожалуйста, что делать в данной ситуации?
Парфенчиков А.О.: Подобная практика имеется во многих регионах. Судебные приставы активно используют в своей деятельности общедоступную информацию Интернет-пространства. Только в Алтайском крае с помощью Интернета проверили более 30 тыс. должников. С помощью социальных сетей мы имеем возможность уведомить должника об имеющейся задолженности. Благодаря интернет-ресурсу зачастую удается установить не только самого должника, но и его имущество. Есть пример, когда гражданская жена должника на своей странице разместила его фотографию на фоне дорогой бытовой техники, таким образом был обнаружен должник и арестована принадлежащая ему бытовая техника на крупную сумму.
В Вашем же случае необходимо сообщить судебному приставу-исполнителю всю имеющуюся у Вас информацию о бизнесе должника, мы её проверим.
В этом году мы еще более активизировали работу по взысканию алиментных платежей. Количество розыскных дел по розыску имущества должников-алиментщиков за 8 месяцев 2010 года по сравнению с 2009 годом возросло более чем в 5 раз. И работа будет продолжаться.
Ведущая: Прочитала о том, что ФССП предлагает прописать в законах меры, мотивирующие арестантов возвращать долги, и даже заключило с тюремным ведомством соглашение об обмене информацией, в которое включены принципиально новые положения, позволяющие защитить права потерпевших. Пожалуйста, расскажите, где можно ознакомиться с данным соглашением? О каких мерах, направленных на то, чтобы мотивировать арестантов возвратить долг, идет в нем речь? Заранее спасибо! Вопрос поступил от Щетининой Марины из города Сортавала Республики Карелия.
Парфенчиков А.О.: В июле 2010 года Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой исполнения наказаний заключено соглашение о взаимодействии.
Основной его целью является определение и детализация порядка применения действующих нормативных правовых актов. При этом в Соглашение включен ряд принципиально новых и актуальных положений.
В первую очередь это касается взаимного обмена информацией между судебными приставами-исполнителями и учреждениями, исполняющими наказания, в том числе: о сроках отбывания наказания осужденными, которые являются должниками по исполнительным производствам, их трудоустройстве, наличии и размере заработка, производимых из него удержаниях, изменении места отбывания наказания, а также о размере задолженности осужденного должника по исполнительным документам и ходе ее погашения.
Принципиально важное значение имеет закрепление в Соглашении обязательного информирования учреждений, исполняющих наказания, о наличии у осужденных должников неисполненных обязательств, возникших в результате преступления, по исполнительному производству, а также о действиях осужденного, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением, для учета при рассмотрении ходатайства о решении вопроса об условно-досрочном освобождении.
Реализация Соглашения на практике по нашему мнению, будет способствовать повышению результативности принудительного взыскания денежных средств с осужденных должников в пользу потерпевших, обеспечению защиты их прав.
По Соглашению судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов по постановлению (определению) суда осуществляют приводы в суд должников, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и уклоняющихся от явки в суд, для рассмотрения представлений уголовно-исполнительных инспекций о нарушении порядка отбывания наказания или неисполнении обязанностей, возложенных судом.
Наряду с этим Соглашение содержит положения о проведении на постоянной основе сверок информации с уголовно-исполнительными инспекциями о постановке осужденных на учет и исполнении обязанностей, возложенных судом в отношении должников, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Соглашением предусмотрены различные формы взаимодействия, в том числе издание совместных приказов, заключение соглашений, создание рабочих групп, выпуск совместных пресс-релизов.
Ознакомиться с текстом Соглашения можно на официальном сайте ФССП России.
Ведущая: Спасибо за ответ, Артур Олегович! Следующий вопрос поступил от Савинова Станислава из Калужской области. Размер долга по исполнительному листу у меня составляет 174339 рублей. Срок для добровольного исполнения требований 5 дней. В данный момент я не работаю. Скажите, пожалуйста, какую минимальную сумму я могу перечислять взыскателю ежемесячно для того, чтобы судебные приставы не принимали в отношении меня меры принудительного исполнения?
Парфенчиков А.О.: Законодательством об исполнительном производстве такая минимальная сумма не установлена.
При этом необходимо отметить, что отсутствие у должника постоянного заработка не является основанием для неисполнения требований исполнительного документа. В целях погашения долга взыскание может быть обращено не только на денежные средства, но и на имущество должника.
Для обеспечения должникам возможности погасить имеющуюся задолженность судебными приставами-исполнителями ведется активная работа с органами службы занятости: не имеющие работы должники направляются для постановки на учет, часть из них в дальнейшем трудоустраивается (для информации — только по исполнительным производствам о взыскании алиментов по направлениям судебных приставов в службу занятости обратились 36,5 тыс. должников, из них 12,8 тыс. были трудоустроены).
Следует также отметить, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должник вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения соответствующего акта.
Следует также отметить, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, должник вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения соответствующего акта.
При предоставлении должнику рассрочки исполнения судебного акта исполнительный документ исполняется только в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.
Кроме того, до момента окончания исполнительного производства должник может также обратиться к взыскателю с предложением заключить мировое соглашение. Заключенное сторонами мировое соглашение утверждается в судебном порядке.
Ведущая: Артур Олегович, вправе ли судебные приставы-исполнители описать имущество близких родственников должника, который постоянно зарегистрирован в их квартире, хотя имущество ему и не принадлежит, но документального подтверждения этому нет?
Парфенчиков А.О.: Судебный пристав-исполнитель имеет право описать имущество, находящееся по месту регистрации должника.
При этом, законодательством об исполнительном производстве определен порядок обеспечения гарантий защиты прав других лиц, чьи интересы затрагиваются при производстве ареста имущества должника, в частности членов семьи должника, а также близких родственников и собственников.
В соответствии с положениями статьи 119 Закона в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое наложен арест, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
Ведущая: Артур Олегович, недавно Вы выступили с предложением принять в России федеральный закон о лишении недобросовестных должников водительских прав. Как Вы планируете реализовывать это предложение на практике, учитывая, что сам механизм такого взыскания вызывает вопросы, например, судебные приставы не имеют права останавливать автомобили, работать вместе с сотрудниками ГИБДД и др.? Какие наиболее существенные нормы, на Ваш взгляд, должен содержать этот федеральный закон?
Парфенчиков А.О.: В настоящее время готовятся изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", предусматривающие возможность временного ограничения специальных прав должника.
Разрабатываемый проект закона предусматривает, что при неисполнении должником в тридцатидневный срок со дня возбуждения исполнительного производства требований исполнительного документа имущественного характера, сумма задолженности по которому превышает пять тысяч рублей, или требований исполнительного документа неимущественного характера, выданных на основании судебных актов или являющихся судебными актами, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении специального права должника, установленного соответствующим разрешением (решением) или лицензией уполномоченного органа (далее – специальное право), либо о временном запрете предоставления должнику такого права.
Планируется применять указанную меру на срок не более шести месяцев со дня вынесения соответствующего постановления. Пролонгация этого срока возможна только судом.
Кроме того, предполагается законодательно установить случаи, когда временное ограничение специального права (временный запрет предоставления специального права) не может применяться. Например:
- если должник представил судебному приставу-исполнителю в установленный срок доказательства того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
- если установление такого ограничения лишает гражданина, являющегося должником по исполнительному производству имущественного характера, его основного законного источника дохода;
- если должник-гражданин является лицом, признанным в установленном законодательстве Российской Федерации порядке инвалидом, либо на его иждивении находится такое лицо.
При этом необходимо отметить, что ограничения специальных прав должника активно используются во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения. Этот институт предусмотрен законодательством США, Канады, Израиля, Польши и др.
При обсуждении отмеченных выше инициатив интересна также имеющаяся практика Европейского Суда по правам человека, которая затрагивает вопросы ограничения специальных прав граждан. В связи с этим можно привести позицию Европейского Суда по правам человека, изложенную в деле "Пелтонен против Финляндской Республики" (от 20.02.1995 N 19583/92).
Финские власти отказали двум братьям – Лаури и Веса Пелтонен, являющимся финскими гражданами, проживающими в Швеции, в выдаче новых паспортов в связи с тем, что они не прошли обязательную в Финляндии военную службу. В этом случае, поскольку заявители проживали за пределами Финляндии, и их правонарушение не входило в число тех, что влекут за собой экстрадицию из страны проживания, финские власти решили, что единственная мера, с помощью которой они могут принудить братьев выполнить требование закона – это отказать им в выдаче новых паспортов, опираясь на положения действующего законодательства.
Впоследствии дело Л. и В. Пелтонен дошло до Комитета по правам человека Организации Объединенных Наций и до Европейской комиссии по правам человека Совета Европы.
Однако Комитет по правам человека пришел к выводу, что временный отказ в выдаче паспорта лицу, подлежащему призыву в армию, был законным, указав, что "право на выезд из страны может быть подвержено ограничениям, которые "налагаются законом, необходимы для защиты национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья или общественной нравственности, или прав и свобод, и соответствуют правам, признанным Международным пактом о гражданских и политических правах". Вследствие этого, существуют обстоятельства, при которых Государство вправе отказать гражданину в выдаче паспорта" (решение от 26 июля 1994 г. N 492/1992).
Таким образом, Комитет по правам человека определил, что, в данном случае, решение отказать в выдаче паспорта не явилось актом дискриминации и не нарушило никаких политических или гражданских прав, предусмотренных Международным пактом но, напротив, было принято на законных основаниях в целях сохранения общественного порядка. По этим основаниям заявление Лаури Пелтонена было отвергнуто.
В свою очередь, Европейская комиссия по правам человека при рассмотрении дела брата – Веса Пелтонена – вынесла решение от 20 февраля 1995 г. N 19583/92, указав, что "с учетом конкретных обстоятельства дела, отказ заявителю в выдаче паспорта со сроком действия 10 лет с полным основанием может рассматриваться в рамках демократического общества, как необходимое для достижения вышеперечисленных целей (сохранения общественного порядка и защиты национальной безопасности)".
Далее, Европейская комиссия по правам человека пришла к выводу, что "даже если предположить, что заявитель мог требовать, как гражданин Финляндии, соблюдения его личного "права" на паспорт этой страны, Комиссия не может признать такое право "гражданским" правом".
Таким образом, Европейский Суд по правам человека в данном деле признал, что применение государством ограничения специального права должника (отказ в выдаче паспорта в связи с непрохождением гражданином обязательной военной службы) соответствует положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку направлено на сохранение общественного порядка и защиту национальной безопасности.
Что же касается непосредственной реализации механизма временного ограничения специальных прав должника, говорить о нем до принятия соответствующих законодательных актов полагаю преждевременно.
Ведущая: Спасибо! В России достаточно много должников, уклоняющихся от уплаты и всеми способами стремящихся скрыть свое имущество: оформляют фиктивные документы, записывают принадлежащее им имущество на посторонних лиц, оформляют развод и т.д. Артур Олегович, как поступают судебные приставы-исполнители, сталкиваясь с такими манипуляциями? Как приставу доказать, что у должника есть имущество, доход, когда все предоставляемые им документы свидетельствуют об обратном?
Парфенчиков А.О.: Эта проблема является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. ФССП России ищет пути ее разрешения. Один из них - обращение взыскания на имущества должника, находящееся у третьих лиц.
Так, при обнаружении имущества, используемого должником и фактически принадлежащего должнику, права на которое оформлены на другое лицо, судебный пристав-исполнитель во взаимодействии со взыскателем проводит работу по сбору и анализу доказательств, подтверждающих фактические права должника на владение, пользование и распоряжение этим имуществом, то есть доказательств мнимости или притворности правоустанавливающей сделки по этому имуществу (например, в случае с автотранспортом можно получить объяснения номинального собственника на предмет установления лица, фактически использующего автотранспортное средство и др.).
Собрав необходимые доказательства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста на имущество в соответствии со статьей 80 Закона. Исходя из общих положений Закона, арест предшествует процедуре обращения взыскания на имущество должника. Следовательно, наложение ареста на имущество должника, в том числе оформленное на других лиц и (или) находящееся у других лиц, не требует отдельного судебного акта.
Последующие действия судебного пристава-исполнителя определяются исходя из места нахождения имущества и процессуальных действий сторон исполнительного производства.
Если действия судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество, находящегося непосредственно у должника и оформленное на третьих лиц, не были оспорены в суде заинтересованным лицом или должником, а взыскателем в установленный срок не совершены действия по обращению в суд с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, меры, принятые судебным приставом-исполнителем по аресту имущества должника, права на которое оформлены на другое лицо, отменяются.
В случае же наложения ареста на имущество должника, находящееся у других лиц, судебный пристав-исполнитель самостоятельно обращается в суд с заявлением в порядке статьи 77 Закона (обращение взыскание на имущество должника, находящееся у третьих лиц) независимо от действий заинтересованных лиц, должника, взыскателя, прокурора.
При этом необходимо отметить, что предлагаемый механизм обращения взыскания на имущество должника, права на которое оформлены на других лиц, требует взвешенного подхода при его практической реализации. В целях исключения нарушения прав и законных интересов участников указанных правоотношений, руководителям территориальных органов ФССП России поручено поставить на личный контроль каждый факт выявления мнимых (притворных) сделок должников и контролировать весь процесс обращения взыскания на имущество, оформленное на третьих лиц.
Ведущая: Артур Олегович, кто принимает решение, каким документом и с какого момента судебные приставы блокируют выезд гражданину? Если ли в Ваше службе разграничения: каких должников выпускать за границу, а каких нет?
Парфенчиков А.О.: Временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации является одним из видов исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя имеет право вынести постановление об ограничении на выезд из Российской Федерации в отношении любого физического лица (гражданина Российской Федерации, гражданина иностранного государства, апатрида), являющегося должником по исполнительному производству и не исполнившего в установленный срок без уважительных причин требования, содержащиеся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющимся судебным актом.
Вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации утверждается старшим судебным приставом. Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Кроме того, в случае если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель либо судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении в отношении должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Закон не устанавливает каких-либо условий для применения судебным приставом-исполнителем рассматриваемой меры, например минимального размера взыскания по исполнительному производству. При этом напоминаю, что согласно Закону одним из принципов, на основании которых осуществляется исполнительное производство в Российской Федерации, является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
За 8 месяцев текущего года судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России вынесено 185,4 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации, не оплативших добровольно задолженность на сумму свыше 147 млрд. рублей.
Из них в отношении должников по алиментным обязательствам вынесено 52 тыс. постановлений о применении данной меры, общая задолженность которых составила почти 6 млрд. рублей.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество вынесенных постановлений увеличилось на 58 %.
В результате установления ограничения права на выезд в период с января по август должниками исполнены требовании по 12,2 тыс. исполнительным документам на сумму свыше 1,7 млрд. рублей. По алиментным обязательствам - по 1 тыс. исполнительным документам оплачены долги на сумму свыше 68 млн. рублей.
Необходимо отметить, что введение в законодательство об исполнительном производстве положения о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации и активное применение судебными приставами-исполнителями данной нормы права благоприятно отразилось на фактическом исполнении требований исполнительных документов имущественного характера. Как показывает практика, нередко только за счет применения указанной меры недобросовестные должники погашают имеющуюся у них задолженность.
При этом сама возможность применения судебными приставами-исполнителями временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации имеет большое профилактическое значение. Об этом свидетельствует и то, что существенно увеличилось количество обращений граждан в структурные подразделения территориальных органов ФССП России перед выездом за пределы Российской Федерации с целью погашения имеющейся задолженности.
Ведущая: Пока мы с семьёй жили на даче, наши соседи втихомолку расширили свою жилплощадь за счёт общего коридора - говорят, у них джакузи не помещалось. А нам теперь детскую коляску некуда ставить. Пришлось обратиться в суд. Соседей обязали вернуть стену на место. Но на этом всё и закончилось. И вот почти год мы живём, как замурованные. А судебные приставы нам сказали честно: "Такие дела быстро не делаются. Советуем вам набраться терпения ещё лет на шесть". Подскажите, как можно ускорить этот процесс?
Парфенчиков А.О.: В соответствии со статьей 105 Закона, которая регламентирует порядок исполнения исполнительных производств об обязании должника совершить какие-либо действия, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения (до 5 дней) срок судебным приставом-исполнителем к должнику применяются меры имущественного характера - взыскание исполнительского сбора, а также при наличии на то оснований, привлечение должника к административной и уголовной ответственности.
Закон также предусматривает возможность исполнения подобных требований, содержащихся в исполнительном документе, без участия должника. В этом случае судебный пристав-исполнитель организует их исполнение от имени и за счет должника.
Если Вы столкнулись с длительным бездействием со стороны судебного пристава-исполнителя, либо иными нарушениями, вы имеете возможность обратиться на прием к старшему судебному приставу, в аппарат главного судебного пристава региона, непосредственно к нему или его заместителю. Либо, если это не привело ни к какому результату, - в центральный аппарат ФССП России.
Должностными лицами ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений в установленное время осуществляется личный прием граждан.
На прием к должностным лицам центрального аппарата ФССП России можно записаться на телефону: (495) 620 65 39.
Кроме того, о фактах коррупционных проявлений со стороны судебных приставов-исполнителей можно сообщить по телефону доверия ФССП России: (495) 620 65 97.
Ведущая: Спасибо, Артур Олегович! Что делать, если выдан исполнительный лист с пороком содержания (не содержит требования о взыскании средств)? Можно ли ходатайствовать о выдаче нового исполнительного листа или внесении изменений?
Парфенчиков А.О.: В законодательстве об исполнительном производстве не содержится понятие "исполнительный лист с пороком содержания".
В статье 13 Закона указаны требования, предъявляемые к исполнительным документам. В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, не соответствующего требованиям статьи 13 Закона, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Исполнительный документ направляется либо взыскателю, либо в орган его выдавший. Устранение ошибок не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа в установленный Законом срок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона в исполнительном документе, должна содержаться резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Вместе с тем согласно статьи 32 Закона в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.
Ведущая: Артур Олегович! Далее зачитаю три вопроса. Мне сейчас 19 лет. Мой отец уклонялся от уплаты алиментов с тех пор, как развелся с моей матерью. Имеем ли мы право в судебном порядке потребовать возмещение? Если я учусь на дневном отделении и не имею возможности работать, должен ли мой отец частично обеспечивать меня на протяжении всего обучения? Вопрос задает София Михеева из города Королева. Каков порядок на сегодняшний день взыскания алиментов после достижения ребенком совершеннолетия? Если у меня ребенок инвалид детства, до какого возраста я могу получать алименты?
Парфенчиков А.О.: В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются до совершеннолетия ребенка.
Если исполнительное производство о взыскании в Вашу пользу алиментов уже находилось на исполнении на момент совершеннолетия, меры принудительного исполнения для погашения образовавшейся задолженности будут приниматься судебным приставом-исполнителем в рамках действующего законодательства.
Исполнительный документ о взыскании алиментов, по которому имеется задолженность, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет после совершеннолетия.
Кроме того, в соответствии со статьей 85 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи.
При достижении совершеннолетия, ребенок сам имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании алиментов на свое содержание в период обучения.
В данном случае алименты взыскиваются в твердой денежной сумме подлежащей уплате ежемесячно. При вынесении решения по делам данной категории, судья учитывает материальное положение как истца так и ответчика.
Является ли лицо нетрудоспособным и нуждается ли оно в материальной помощи, определяется судом в каждом случае с учетом всех обстоятельств дела.
Ведущая: Я гражданка Узбекистана, а мой бывший супруг - гражданин России. Проживает он в Раменском. От случая к случаю получаю алименты. За последние 3 месяца ничего не получала. Подскажите, как повлиять на эту ситуацию. Пару месяцев назад к нему на постоянное проживание переехали его мать и сестра, у которых нет российского гражданства. Может ли этот факт повлиять на отчисления алиментов — ведь он наверняка взял над ними опеку как над негражданами-иждивенцами, а значит, средства позволяют ему их содержать? Вопрос поступил от Светланы Рахимовой из Московской области.
Парфенчиков А.О.: Если говорить о переезде к Вашему мужу родственников, то этот факт может повлиять на размер взыскиваемых алиментов в том случае, если он при наличии оснований оформит опеку над своими родственниками и обратится в суд с исковым заявлением об уменьшении взыскиваемых алиментов в связи с изменением материального положения.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос задает Галина Старикова из Москвы. Я была свидетелем, когда с должника нечего было взыскать. Какие меры принимаются при взыскании с должников по исполнительным листам в условиях, когда за должником официально не числится какого-либо имущества, и что делается для улучшения таких ситуаций?
Парфенчиков А.О.: Необходимо отметить, что обращение взыскания на имущество должника является только одной из мер принудительного исполнения, применяемой судебным приставом-исполнителем в рамках исполнения требований исполнительного документа. Помимо этого судебный пристав-исполнитель вправе, например, обратить взыскание на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Кроме того, как показала практика, достаточно эффективным является совершение судебным приставом-исполнителем такого исполнительного действия, как установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Ведущая: Может ли судебный пристав-исполнитель по моей просьбе направить запрос в Пенсионный фонд по вопросу отчисления налога моим мужем, с какой заработной платы он уплачивается за несколько последних месяцев и проверить бухгалтерию организации, где работает муж на предмет правильности начисления и удержания алиментов?
Парфенчиков А.О.: В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, включая Пенсионный фонд Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Законом также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
В первом полугодии 2010 года судебными приставами-исполнителями проведено свыше 44,3 тыс. проверок бухгалтерий организаций, осуществляющих удержание из заработной платы и иных доходов должников по алиментным обязательствам, по результатам которых за выявленные нарушения к административной ответственности привлечено 4,4 тыс. должностных лиц, к уголовной ответственности - 56.
Ведущая: Спасибо, Артур Олегович! Следующий вопрос поступил от Виктора из Московской области. Мой дядя является собственником 3/4 трехкомнатной квартиры. Собственником 1/4 квартиры является его дочь. 3 года назад дочь выгнала его из квартиры, поменяла замки и завела собаку сторожевой породы. С этого момента он фактически проживает у меня. По данному факту был подан иск мировому судье об определении порядка пользования жилой площадью, в результате слушания дела было принято мировое соглашение об определении порядка пользования и о беспрепятственном праве пользования указанной площадью. Однако, будучи пожилым человеком, он боится проживать в квартире, фактическая хозяйка которой его дочь, и которая находится под охраной сторожевой собаки. Обращение в ОВД не дает ничего, так как у милиции нет прав решить вопрос с собакой. Исполнительный лист, выданный мировым судьей на принудительное исполнение условий мирового соглашения, не дает ничего, так как судебные приставы не могут попасть в квартиру — им просто не открывают дверь. Посоветуйте, пожалуйста, что можно предпринять в данной ситуации, которая продолжается более года, особенно, если учитывать, что в настоящее время мой дядя, плохо ходящий в силу возраста, не имеет возможности постоянно ездить в свою квартиру, проживая со мной.
Парфенчиков А.О.: Для определения конкретных рекомендаций нужна более подробная информация по исполнительному производству.
Если речь идет об исполнении исполнительного документа суда о беспрепятственном праве пользования взыскателем жилым помещением, то его принудительное исполнение может заключаться в однократной фиксации судебным приставом-исполнителем факта обеспечения взыскателю права беспрепятственного пользования жилым помещением, выполнение требований исполнительного листа об определении порядка пользования жилым помещением принудительного исполнения не требует.
В случае если взыскателем предъявлен исполнительный документ о вселении, его исполнение осуществляется в соответствии с требованиями статьи 108 Закона и в случае воспрепятствования должником проживанию взыскателя в течение трех лет после его вселения исполнительное производство может быть возобновлено по заявлению взыскателя. Закон устанавливает также право судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа о вселении входить в жилое помещение, занимаемое должником, без его согласия.
В любом случае гражданин может обратиться к старшему судебному приставу с соответствующим заявлением.
Ведущая: Артур Олегович, проясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Мужа моей подруги посадили в тюрьму. Однако, помимо заключения он должен по решению суда выплатить деньги потерпевшим. Сумма довольно приличная, мы боимся, что судебные приставы опишут имущество. Ребенок волнуется, что у него заберут компьютер. Возможно ли такое? Вопрос нам прислала Елена Авдеева из Москвы.
Парфенчиков А.О.: Обращение взыскания на имущество должников, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, производится по общим правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве с некоторыми исключениями, касающимися удержаний с заработной платы.
Если в ходе исполнительного производства будет установлено, что у должника имеется имущество, на него может быть обращено взыскание с учетом положений статьи 446 ГПК РФ (предусматривающей виды имущества, по которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам).
В настоящее время согласно статье 100 Закона взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату должников-граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
С 01.01.2011 года взыскание будет также обращаться на пенсию или иные доходы граждан, при этом возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей (Федеральный закон от 17.12.2009 N 325-ФЗ "О внесении изменений в статью 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 100 и 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве")
Ведущая: Спасибо, Артур Олегович! Каков порядок обращения взыскания на совместно нажитое имущество, зарегистрированное в установленном порядке за супругом (супругой) должника?
Парфенчиков А.О.: В соответствии со статьей 45 Семейного кодекса Российской Федерации по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.
Согласно статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации доли супругов при разделе общего имущества признаются равными, в связи с этим на погашение задолженности по исполнительному документу может быть направлено не более половины вырученной от реализации имущества суммы. Оставшаяся часть денежных средств подлежит возврату супругу должника.
Если брачным договором предусмотрен иной режим совместной собственности супругов, взыскание обращается на имущество, принадлежащее должнику в соответствии с условиями брачного договора.
Ведущая: Артур Олегович, в каком случае должник считается извещенным надлежащим образом?
Парфенчиков А.О.: Закон предусматривает разные способы извещения. В соответствии со статьей 24 Закона лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
При этом извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.
Кроме того, необходимо отметить, что судебные приставы-исполнители извещают должника посредством возможностей интернет-пространства, а также путем направления sms-сообщений на номера мобильных телефонов должников.
Ведущая: Артур Олегович, каков на сегодняшний день порядок взыскания исполнительского сбора при частичной оплате суммы задолженности в срок, установленный для добровольного исполнения, либо до возбуждения исполнительного производства?
Парфенчиков А.О.: В случае исполнения должником требований исполнительных документов частично до возбуждения исполнительного производства либо частично в срок, установленный для добровольного исполнения, размер исполнительского сбора рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день следующий после окончания срока для добровольного исполнения, то есть с оставшейся части неоплаченной суммы долга.
Ведущая: Благодарю, Артур Олегович! Я подала на алименты и знаю, что мой муж работает на крупном предприятии, скажите, как можно ускорить процедуру получения алиментов, присужденных судом? Вопрос прислала Елена Сабитова из города Королева.
Парфенчиков А.О.: В случае наличия информации о месте работы должника взыкатель вправе предъявить исполнительный документ в организацию, где работает должник, самостоятельно, либо взыскатель может сообщить место работы должника судебному приставу-исполнителю, подав заявление в отдел судебных приставов о направлении копии исполнительного документа по месту работы должника для периодических удержаний из его заработка.
Ведущая: Артур Олегович! Расскажите, пожалуйста, каким образом производится индексация алиментов?
Парфенчиков А.О.: Индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме осуществляется на основании статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации.
Индексация алиментов, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
Об указанной индексации организация или иное лицо, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны издать приказ (распоряжение) об индексации размера алиментов, а судебный пристав-исполнитель – вынести соответствующее постановление.
В соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда составляет 4 330 рублей в месяц.
Ведущая: Артур Олегович, задам вам свой заключительный вопрос и передам слово коллегам-журналистам, присутствующим в зале. Как Вы на данный момент оцениваете эффективность института помощников? Оправдывает ли он возложенные на него надежды? В чем сегодня его недостатки, на Ваш взгляд?
Парфенчиков А.О.: Как показывает практика, институт помощников оправдывает себя и является хорошим подспорьем в работе судебных приставов-исполнителей. В настоящее время на судебных приставов-исполнителей возложена огромная нагрузка по количеству находящихся на исполнении исполнительных производств. Так, в 2009 году в среднем нагрузка составляла более 1,5 тысяч исполнительных производств.
При таких обстоятельствах, безусловно, наличие в структурном подразделении территориального органа ФССП России штатных единиц помощников судебных приставов позволяет освободить судебных приставов-исполнителей от значительного объема технической работы (оформление документов, справок, отправка документов и т.д.), тем самым, представив им возможность заниматься непосредственно исполнением требований исполнительных документов.
Кроме того, занимая должность помощника судебного пристава-исполнителя, молодые люди, являющиеся, как правило, старшекурсниками либо выпускниками ВУЗов, не имеющими опыта работы, получают возможность получить ценные практические и теоретические знания (ознакомится с основами документирования, практикой исполнительного производства, законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и др.), которые им пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности.
Большинство помощников судебных приставов в дальнейшем участвуют в конкурсах на замещение вакантных должностей судебных приставов-исполнителей, и в случае победы продолжают свою работу в системе Федеральной службы судебных приставов уже в новом статусе.
Вопрос из зала: Ичеткин Денис, "РБК": Артур Олегович, хотел бы спросить о предложении, которое громко звучало полгода назад. Речь идет о проблеме списания средств должников со счетов их телефонов. В какой стадии она сейчас находится? Как Вы считаете, каково дальнейшее развитие событий, выработается ли какая-то определенная практика в этом вопросе и в какие сроки это должно произойти?
Парфенчиков А.О.: Система не меняется, она находится в правовом пространстве. Мы продолжаем эту работу. Вопрос взыскания средств со счетов мобильных телефонов никогда не носил массовый характер, потому что эта процедура очень сложная. Мы должны понимать, что счет мобильного телефона - не банковский счет. Правовое положение этих средств - это деньги, которые находятся в распоряжении и владении третьего лица, в данном случае, мобильного оператора, безусловно, правомерно. И изъятие этих средств возможно только по решению суда. Если такие случаи происходили, то это было только тогда, когда ситуация носила очень жесткий характер, когда мы имели дело со злостными должниками, когда иных способов влияния на них мы уже не находили, тогда мы инициировали эту процедуру. Буквально в конце прошлой недели Коллегия Хабаровского краевого суда признала законным решение районного суда о взыскании этих средств со счетов мобильных операторов. Очередное судебное решение высокой судебной инстанции подтвердило законность взыскания этих средств. С юридической точки зрения для нас не очень интересно рассуждать о природе этих средств, процедура процессуального изъятия в массовом количестве невозможна. Понятно, что такое мобильный счет телефона - это 1000, 2000, 3000 рублей. В основном это могло бы быть использовано для того, чтобы стимулировать должника к оплате незначительных сумм. Мы можем инициировать возбуждение административной процедуры за неуплату штрафа и на 15 суток посадить должника под административный арест. Я думаю, что в этой ситуации взыскание денег со счета мобильного телефона покажется ему доброй сказкой. Нужно всегда действовать прагматично и оптимально в той правовой ситуации, которую мы получаем. По небольшим суммам у нас сегодня есть инструментарий. Сегодня мы сидим за столом переговоров с нашими мобильными операторами. Поправки в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которые были внесены 2 месяца назад, практически завершили все наши судебные дискуссии. Прежняя редакция позволяла не совсем корректную трактовку о том, что пристав не может получать персональные данные. Мы, конечно, доказывали в судах, что у нас есть такое право, но наличие у нас такого количества судебных дискуссий говорило о том, что законодательство не совсем конкретно написано. Поэтому я благодарен Государственной Думе и Министерству юстиции РФ, которые в информативном плане эту ситуацию подправили. И сегодня мы имеем четкую определенную нормативную формулировку о том, что имеем право запрашивать персональные данные. Сейчас нам важно определить параметры взаимодействия с мобильными операторами, чтобы оно было удобно для обеих сторон. Мобильные операторы заинтересованы в том, чтобы расширить ресурс мобильного телефона. Мы создаем возможность информирования гражданина о том, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, это функция, услуга. Она повышает статус мобильного оператора. Мы еще придем к тому, что человек, получив информацию о том, что он должен 100 рублей, не будет тратить свое время, бежать в банк или в службу судебных приставов, а просто наберет код, номер мобильный оператора и с его счета переведут 100 рублей на счет кредитора. Это европейская практика, которая показывает, что использование ресурса мобильного телефона повышает компьютеризацию этих средств практически в два раза. А какая это антикоррупционная функция. Ведь многие граждане сегодня предлагают взятку должностному лицу не потому, что ему жалко заплатить какие-то деньги, а потому, что временные процедуры по оплате этих штрафов очень длительные. Поэтому мы сегодня все это обсуждаем с нашими уважаемыми коллегами и с компаниями мобильных операторов, я вижу здесь большой интерес. Самое главное здесь - создать удобный ресурс для наших уважаемых должников. Сейчас мы работаем по sms-сообщениям. 30% наших должников, которые получают sms-сообщения о том, что у них есть какой-либо долг, тут же его оплачивают. А если появится возможность через sms-сообщение провести поручение об оплате, то, наверное, таких будет еще больше. Наши средства, - ограничение выезда за границу, уголовная ответственность, административная ответственность, арест имущества, проникновение в жилище, - должны быть в конце процедуры. Гражданин должен понимать, что это некий бронепоезд, который стоит на запасном пути. Если человек вдруг уйдет из сферы правового поведения, то все эти меры в отношении него могут быть применены. Многие сегодня допускают противоправное бездействие не в силу того, что они закоренелые правонарушители, а в силу обыкновенной нехватки времени. Трудно заставить себя встать рано утром в субботу, пойти в сберкассу, заплатить 100 рублей штрафа. Сегодня мы над этим активно работаем. Например, гражданин приходит в магазин, подходит к банковскому терминалу, набирает функцию "исполнительное производство", вводит номер своего паспорта и оплачивает сумму штрафа. В ряде регионов такая функция появится уже в скором времени. Все это связано с тем, как быстро мы закончим формирование в стране мультисервисной информационной системы. Мы надеемся, что к концу года во многих регионах мы эту работу закончим.
Вопрос из зала: Селиванова Галина, ИА "РИА-Новости": Некоторое время назад руководитель управления Московской области высказал инициативу арестовывать полисы ОСАГО и КАСКО у водителей-должников. Это уже введено в каких-то регионах?
Парфенчиков А.О.: Да, сегодня это уже делается. Как и в случаях с мобильными операторами, не нужно преувеличивать эту ситуацию. Совершенно понятно, что сегодня предметом взыскания может быть элемент любого имущественного статуса должника, в том числе и имущественные права. Страховой договор, не только автострахование, - это имущественное правоотношение, в рамках которого присутствует имущественное право. Здесь может быть ряд правовых ситуаций. Во-первых, нужно различать договоры страхования, различные виды страхования, потому что там может быть различная формулировка возможности имущественного права требования со стороны должника. Самый простой механизм, который мы сегодня применяем, - механизм обращения взыскания на остаток денежных средств по договорам страхования. Что здесь предполагается? Мы арестовываем у должника машину. Когда происходит фактическая реализация арестованного автомобиля, т.е. имущественное отношение должника заканчивается, а остается договор страхования, по которому должник имеет право, как бывший владелец автомобиля, получить определенные суммы. Совершенно нормальная практика в этой ситуации, когда право требования этих сумм было бы арестовано приставом. И эти суммы пойдут в счет возмещения долга.
Может быть другая ситуация, когда должник в силу определенных юридических обстоятельств получает право требования по договору страхования, и это право требования пристав имеет право арестовать, забрать эти деньги и передать в пользу взыскателя. Представим ситуацию, в момент возбуждения исполнительного производства у должника есть право получения денег по страховке. Пристав получает об этом информацию. Он может арестовать это право требования. Страховщики ничего не теряют, они выполняют свои обязательства перед контрагентом. Деньги, которые должны были получить гражданин или юридическое лицо, изымаются и отправляются как деньги должника, а не как деньги страховой компании, и направляются в счет возмещения ущерба. Это тоже самое, что по договору аренды. Пристав арестовывает право требования, что у нас уже неоднократно имело место и весьма успешно используется. И такая практика признавалась судом абсолютно законной. Это нормально. Принцип взыскания, в том числе и мировой, - не пустить по миру ни должника-физическое лицо, ни должника-юридическое. Надо понимать, что это не правильно, если мы просто будем десоциализировать наших граждан или банкротить наши предприятия. Поэтому когда возникает диалог между кредитором и взыскателем, это совершенно нормально. Я лично видел такие производства и еще раз повторюсь: главное для нас - всегда мотивировать должника и кредитора оставаться в правовом поле. А правовое поле почти всегда позволяет находить консенсус.
Пунктом 3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности предусмотрены основания для досрочного прекращения договора обязательного страхования. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации при досрочном расторжении договора страхования гражданин имеет право на получение страховой премии за неистекший период действия договора.
Планируется, что после фактической реализации арестованного автомобиля должника судебный пристав выносит постановление о наложении ареста на имущественное право должника в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в котором содержится требование о досрочном прекращении договора страхования, расчете неиспользованной страховой премии и её перечислении на депозитный счет подразделения службы судебных приставов.
Таким образом, незастрахованные автомобили по нашим дорогам передвигаться не будут, так как взыскание будет обращаться лишь на договоры страхования по уже реализованным автомобилям.
Ведущая: Артур Олегович, надеюсь, коллеги-журналисты получили максимум информации на нашей сегодняшней интернет-конференции. Хотелось бы от лица ИА "ГАРАНТ", компании "Гарант" поблагодарить Вас за участие, за то, что нашли время и приехали к нам вновь. Позвольте пожелать Вам успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!
Парфенчиков А.О.: Я тоже хочу пожелать вам успехов, потому что вы делаете очень большое дело. Мы все с вами вместе формируем режим правового государства. И здесь очень важно постоянное, качественное, грамотное и полное информирование наших уважаемых граждан по правовым вопросам. Мы должны говорить понятным языком, что закон суров, но это закон. Мы должны правильно информировать наших граждан. Наличие каких-то жестких санкций не значит, что это не правильно. Для того, чтобы жить в правовом государстве, мы должны идти на жесткие меры в отношении тех, кто не хочет жить по тем правилам, которые установлены в правовом государстве. Поэтому нет ничего предосудительного в том, что мы будем ограничивать правонарушителю выезд за границу. Мы наконец-то получим возможность изымать у него водительские права. Это же правонарушитель! Если вовремя выполнять все требования закона, то никакое право не будет ограничено. Заплати вовремя алименты, и у тебя не изымут водительские права. Или возмести ущерб, который ты причинил гражданину, и никто не ограничит твое право выезда за границу. Это нормальная позиция, абсолютно правовая с точки зрения европейского законодательства. Нужно открыть глаза и прекратить эти инсинуации, которые связаны с тем, что это ограничение конституционных прав. Конечно, это ограничение, но ограничение конституционных прав кого, тех, кто нарушает закон. Мне очень нравится диалог, который мы ведем сегодня. Вопросы, которые поступают от интернет-аудитории, очень профессиональны и на них приятно отвечать. Мы всегда открыты для диалога и будем откровенно обсуждать проблемы, которые есть у нас в службе. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз напомнить гражданам, что у нас есть телефон доверия в каждом территориальном органе, в центральном аппарате – 620-65-97. Я смотрел вопросы, которые поступили на нашу конференцию и увидел очень много конкретных вопросов по исполнительному производству. Такие вопросы нужно задавать в процессуальном плане, нужно писать обращение. Я, как директор ФССП России, непосредственно рассматриваю жалобы, которые прошли инстанцию главного судебного пристава региона, это совершенно нормально. Если ко мне поступает жалоба на действия судебного пристава и старшего судебного пристава, конечно, я отправляю ее местному руководителю, чтобы он выполнил свои функции и осуществил контроль за деятельностью своих подчиненных. Поэтому нужно в первую очередь обращаться в свой территориальный орган. Если вас не устраивает то решение, которое вы получили от главного судебного пристава области, края, республики, пожалуйста, я готов это рассматривать на своем уровне. Первое, что вы должны сделать, обратиться к старшему судебному приставу в своем районе. Сегодня мы создали все условия, обязали наших районных руководителей подразделений осуществлять прием граждан не только в рабочее время, но и вне рабочее время, в том числе и в субботу, в том числе и в вечернее время до 20.00. Вы можете придти после работы или в субботу, когда вам удобно, побеседовать со старшим приставом, высказать ему свои претензии. Если вас не удовлетворяет работа старшего пристава, пожалуйста, есть региональный телефон доверия, обращайтесь туда. Если вас не устраивает правовое решение, которое вы получили от главного судебного пристава региона, обращайтесь в центральный аппарат нашей службы. Это вполне нормальная дееспособная система. Не нужно доводить свою проблематику до последнего, ждать пока мы встретимся на площадке ИА "ГАРАНТ". Мы здесь должны обсуждать глобальные, теоретические вопросы развития службы. А то, что касается отдельного исполнительного производства, поверьте, мы разберемся. Если там есть возможность помочь, мы это сделаем. Я не хочу сказать, что у нас в службе все идеально и все наши приставы честно и в полной мере исполняют свой долг, но мы к этому стремимся!
Ведущая: Благодарю, Артур Олегович!