Государственные услуги в электронном виде. Проблемы и практика Федеральной миграционной службы
22 июня в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с первым заместителем директора Федеральной миграционной службы Тюркиным Михаилом Леонидовичем.
Тема интернет-интервью: "Государственные услуги в электронном виде. Проблемы и практика Федеральной миграционной службы".
Ведущий интернет-интервью - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Михаила Леонидовича Тюркина, первого заместителя директора Федеральной миграционной службы.
Уважаемый Михаил Леонидович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Государственные услуги в электронном виде. Проблемы и практика Федеральной миграционной службы".
В последние годы в России вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Стремительно растет популярность системы электронных услуг, увеличивается количество заявлений, подаваемых гражданами через Интернет.
Стремясь повысить качество, доступность предоставляемых государственных услуг и сократить сроки этих процедур, снизить административные издержки со стороны граждан и организаций, а также сделать более открытой необходимую информацию, Федеральная миграционная служба расширяет перечень услуг, оказываемых в электронном виде.
С 1 апреля 2010 года россиянам предоставлена возможность подавать заявления на оформление заграничных и внутренних паспортов, а также на получение адресно-справочной информации в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
С июня текущего года услугами портала для подачи электронных заявлений на получение разрешения на временное проживание и вида на жительство в России могут воспользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Для граждан России введена услуга по регистрационному учету.
О том, какими еще государственными услугами Федеральной миграционной службы граждане и организации смогут воспользоваться в электронном виде, расскажет первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Тюркин Михаил Леонидович. В ходе интернет-интервью также будут обозначены перспективы развития информационных технологий в деятельности ФМС России в ближайшее время, а также проблемы, возникшие при переходе на предоставление государственных услуг в электронном виде.
Позвольте, зачитаю первый вопрос от нашего пользователя. В СМИ прочитал о том, что Федеральная миграционная служба намерена внести кардинальные изменения в правила перемещения граждан по стране и уже подготовила законопроект об отмене россиянам регистрации. Расскажите, пожалуйста, подробнее о предложенных Вашей Службой нововведениях. Внесен ли разработанный документ на рассмотрение в Госдуму?
Тюркин М.Л.: Информация о подготовке законопроекта об отмене в Российской Федерации регистрации по месту жительства и по месту пребывания российских граждан не соответствует действительности. Я попытаюсь рассказать немного поподробнее. В советские времена существовал такой институт, как прописка. Некоторые люди и до сих пор пользуются таким термином. Но у нас сегодня нет прописки, а есть институт регистрации, который носить носит уведомительный характер. Есть ряд условий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы провести эту регистрацию. И основное условие это существование определенных прав на жилую площадь. Мы пытаемся вносить определенные изменения для того, чтобы всячески облегчить участь российских граждан, чтобы регистрация проходила практически незаметно для них. В настоящее время ФМС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в формате межведомственной рабочей группы ведется работа над предложениями по совершенствованию системы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Уже в первом квартале т.г. введена такая дополнительная форма обращения граждан в органы регистрационного учета как направление заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Вследствие данного формата количество обращений гражданина сокращается до одного раза, отметка о регистрации по месту жительства в паспорт будет проставляться в день представления им в орган регистрационного учета паспорта и документа, являющегося основанием для постоянного проживания в указанном им жилом помещении, а свидетельство о регистрации по месту пребывания будет направляться заявителю по указанному в заявлении адресу, в том числе, почтовым отправлением.
Ведущий: Михаил Леонидович, можно ли получить вид на жительство, если отсутствует документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания? Спасибо!
Тюркин М.Л.: Заявление о выдаче вида на жительство подается лично иностранным гражданином, имеющим разрешение на временное проживание, в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания.
Одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство иностранный гражданин также представляет в территориальный орган ФМС России документ, подтверждающий наличие у него права пользования жилым помещением.
Заявление о выдаче вида на жительство не принимается к рассмотрению, если иностранным гражданином не представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы.
Ведущий: Несколько лет назад в России велась дискуссия по поводу разработки и принятия Миграционного кодекса РФ для того, чтобы привести все действующее миграционное законодательство в соответствие с требованиями сегодняшнего дня и реальными потребностями нашего государства. Однако до настоящего времени такой документ принят не был. Уважаемый Михаил Леонидович, что мешает принятию такого акта в нашей стране? Какова на данный счет позиция ФМС?
Тюркин М.Л.: Действительно, в 2003 году для проработки вопроса о проекте миграционного кодекса Российской Федерации в МВД России была образована соответствующая рабочая группа, в состав которой вошли представители от федеральных органов исполнительной власти, науки и общественности. Члены рабочей группы отмечали, что практика применения законодательства, показывала, что ряд нормативных правовых актов в области миграции утратил свою значимость, имеются пробелы в законодательстве, затрудняющие регулирование миграционных отношений. По - мнению участников рабочей группы, проводить систематизацию миграционного законодательства целесообразно с помощью его качественной переработки, кодификации или принятия соответствующего пакета документов. Это сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться в определенной последовательности в соответствии с требованиями законодательной техники, опираться на широкий круг научных данных с использованием результатов не только юридических, но и социологических, психологических и других научных исследований.
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время миграционное законодательство претерпевает существенные изменения, носящие концептуальный характер. Таким образом, разработка проекта миграционного кодекса в настоящее время преждевременна.
Ведущий: Михаил Леонидович, подскажите, пожалуйста, нужно ли оформлять загранпаспорт на ребенка в возрасте до 14 лет для выезда с ним за границу, или можно вписать ребенка в заграничный паспорт родителя?
Тюркин М.Л.: Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации, в том числе несовершеннолетние граждане, осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
К основным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, относятся: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
В заграничный паспорт, за исключением заграничных паспортов нового поколения, по заявлению родителей, усыновителей, опекунов или попечителей могут быть внесены сведения о несовершеннолетнем гражданине с вклеиванием его фотографии.
Ведущий: Спасибо. Для того чтобы остановить волну фиктивных регистраций, Федеральная миграционная служба выступала с предложением ввести запрет на "прописку" неограниченного числа людей на определенной жилплощади и внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Уважаемый Михаил Леонидович, что делается вашим ведомством в данном направлении на сегодняшний день?
Тюркин М.Л.: Вы задали весьма актуальный вопрос. Действительно, в практике органов регистрационного учета имеют место факты, когда, к примеру, в однокомнатную квартиру или малогабаритный дом их собственники регистрируют большое количество посторонних граждан.
В народе такую жилплощадь прозвали "резиновыми домами". Эта ситуация касается только жилья, находящегося в частной собственности, то есть не муниципального и не государственного. Действительно, собственник вправе, не спрашивая ни у кого разрешения, вселять к себе любых жильцов - и родственников, и посторонних лиц.
Пользуясь этим, некоторые недобросовестные граждане дают согласие на регистрацию большого числа иногородних граждан - естественно, не из чистой благотворительности. Данный вопрос является проблемным и требует внимательного подхода по его решению, так как если установить какие-то ограничения по норме жилплощади, потеряется смысл уведомительного характера регистрации. Ограничительная норма, необходимая для вселения гражданина, изначально была в Правилах, но Конституционный Суд признал ее не соответствующей положениям Конституции.
Мы можем только рекомендовать гражданам быть благоразумными и не делать из своих квартир и домов гостиницы или общежития. Всем же понятно, что 20-30 человек и более не могут проживать в однокомнатной квартире площадью 20 квадратных метров.
Замечу, что собственники нередко сами создают себе проблемы: зарегистрированные у них граждане уезжают без предупреждения, неизвестно где находятся, а снять их с регистрационного учета можно только по их личному заявлению или по вступившему в законную силу решению суда об их выселении.
Что касается внесения изменений в этой связи в Жилищный кодекс Российской Федерации, ФМС России над этим работает, но еще раз замечу, это не простой вопрос, так как затрагивает сферу гражданско-правовых отношений, регулирование которых находится за рамками компетенции Службы. Вместе с тем необходимые инициативные предложения нами готовятся, о которых мы соответственно будем информировать Правительство Российской Федерации. Данный вопрос не будет оставаться без внимания.
Ведущий: Михаил Леонидович, есть ли какие-либо различия в сроках оформления загранпаспорта старого образца и загранпаспорта нового поколения? Необходимо ли заверять заявление о выдаче загранпаспорта по месту работы или достаточно предоставления копии трудовой книжки?
Тюркин М.Л.: Сроки оформления заграничных паспортов старого образца (серия 64 – не содержащих электронный носитель информации) и нового поколения (содержащих электронный носить информации) одинаковый, а именно: при подаче заявления (с приложением всех необходимых документов) по месту жительства, срок оформления заграничного паспорта не должен превышать один месяц, а при подаче заявления по месту пребывания или фактического проживания – четыре месяца.
Сведения о трудовой деятельности, указанные в заявлении, приложении к заявлению, заверяются руководителями организаций или их кадровых подразделений (органов) по основному месту работы (службы, учебы) заявителя.
При предоставлении заявления по месту пребывания, не заверенного по основному месту работы (службы, учебы), заявитель предоставляет выписку из трудовой книжки о трудовой деятельности за последние 10 лет.
Сведения о трудовой деятельности граждан, не работающих на момент подачи заявления, сверяются сотрудником со сведениями, указанными в трудовой книжке или выписке из нее, о чем производится соответствующая запись в заявлении. В случае отсутствия у заявителя трудовой книжки или выписки из нее в заявлении производится запись: "Сведения о трудовой деятельности указаны со слов заявителя".
Ведущий: Спасибо. Какова процедура получения биометрического паспорта с помощью Интернета? Необходимо ли будет явиться в отдел ФМС или же достаточно направить электронное заявление?
Тюркин М.Л.: С 1 апреля т.г. Федеральная миграционная служба приступила к приему заявлений о выдаче заграничных паспортов, в том числе содержащих электронные носители информации в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Такая возможность представлена всем гражданам, зарегистрированным на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
При оформлении заграничного паспорта, не содержащего электронный носитель информации, заявитель обращается в подразделения ФМС России один раз для предоставления необходимых документов и получения заграничного паспорта, при отсутствии оснований для ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за пределы Российской Федерации.
Существующая технология изготовления паспорта нового поколения не дает возможность установить разовое посещение заявителем подразделения ФМС России, осуществляющего выдачу заграничных паспортов. Это связано с необходимостью предварительного цифрового фотографирования заявителя для оформления паспорта нового поколения, так как технические требования, предъявляемые к фотографии, невозможно соблюсти в бытовых условиях.
После направления заявления в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет заявителю необходимо дважды обратиться в подразделение ФМС России, сначала для фотографирования, а затем за получением готового паспорта.
Ведущий: Михаил Леонидович, что представляет собой российский загранпаспорт нового поколения, какие биометрические данные владельца он будет содержать, какие документы необходимы для его оформления? Спасибо.
Тюркин М.Л.: Территориальные органы ФМС России выдают российским гражданам заграничные паспорта нового поколения, содержащие электронные носители информации.
Заявление о выдаче заграничного паспорта подается лично заявителем на приеме в территориальном органе ФМС России либо с использованием Единого портала оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
В перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в заграничных паспортах нового поколения, одним из показателей включено цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа. В пластиковый вкладыш паспорта помещается компактная микросхема с антенной. В микросхеме хранится в защищенном виде фотография, текстовая информация о владельце паспорта и его электронная цифровая подпись. Указанная информация вносится в микросхему паспорта при его изготовлении (персонализации) и не может быть изменена в процессе эксплуатации паспорта.
Перечень документов, необходимых для оформления заграничного паспорта нового поколения тот же, что и при оформлении паспорта, не содержащего электронный носитель информации.
Ведущий: С недавнего времени Федеральная миграционная служба значительно расширила перечень услуг, оказываемых ею в электронном виде. Скажите, пожалуйста, наблюдается ли в связи с этим уменьшение очередей и снижение нагрузки на сотрудников ФМС? Сколько человек согласно статистическим данным уже обратились на данный портал? Насколько электронные услуги, оказываемые вашей Службой, востребованы среди населения?
Тюркин М.Л.: В настоящее время Федеральная миграционная служба ведет прием электронных заявлений от граждан по вопросам оказания следующих государственных услуг:
- оформление общегражданских паспортов;
- оформление заграничных паспортов;
- адресно-справочные услуги;
- регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства;
- оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание;
- оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство.
Всего по вопросам оказания перечисленных услуг в Федеральную миграционную службу, по состоянию на 21 июня, подано около 32 тысяч заявлений от граждан. Из них подавляющее большинство (31 тысяча) – заявления на оформление заграничного паспорта, что связано, в первую очередь, с начинающимся сезоном отпусков и летних каникул.
Нельзя сказать, что введение электронных регламентов уже привело к снижению нагрузки на сотрудников Службы или к уменьшению очередей. Однако стремительный рост числа обращений граждан на Единый портал по вопросам оказания государственных услуг (более 80% из них – по услугам ФМС России), свидетельствует о востребованности у населения системы электронных услуг, что в перспективе должно привести и к уменьшению очередей, и к снижению нагрузки на наших сотрудников.
Ведущий: Насколько мне известно, с прошлого года работники организаций, социально значимых для города и страны, могут оформить загранпаспорт прямо на рабочем месте. Михаил Леонидович, разъясните, пожалуйста, какие это категории работников, и какова процедура его оформления?
Тюркин М.Л.: Заявление о выдаче заграничного паспорта на территории Российской Федерации подается в территориальный орган ФМС России или его подразделение по месту жительства либо по месту пребывания заявителя.
На территории Российской Федерации гражданину Российской Федерации, не имеющему регистрации по месту жительства или по месту пребывания либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации, оформление и выдача паспорта производится по заявлению этого гражданина территориальным органом ФМС России или его подразделением по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации.
Никаких преференций относительно оформления заграничных паспортов для учреждений и организаций законодательством не установлено.
В тоже время, когда мы вводили биопаспорта и были большие очереди в Москве, мы дали команду, чтобы делали выездные бригады на большие предприятия. Допустим, завод, там есть 100 желающих. Приезжает группа и все процедуры проходят по месту работы или учебы. Плохо ли, хорошо, кому-то было удобно, кому-то нет, сейчас очередей мало, поэтому мы не тиражируем наш эксперимент.
Ведущий: Недавно были приняты поправки в Закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ", которые предусматривают введение платных патентов для иностранных граждан, работающих у физических лиц и необходимость сдавать отпечатки пальцев. Какова цель таких нововведений? Второй вопрос: для чего потребовалось законодательно закреплять термин "высококвалифицированный специалист"? Много ли иностранных "высококвалифицированных специалистов" сегодня трудится в России? Где они работают и какие у них профессии?
Тюркин М.Л.: По вопросу трудовой деятельности иностранных граждан по найму у физических лиц, сообщаем, что механизм приобретения иностранными гражданами патентов направлен на упорядочение трудовой деятельности иностранных граждан в "частном" секторе. Практическая реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность регулирования трудовой миграции, будет способствовать выходу из "тени" мигрантов, занятых в "частном" секторе, снизит заинтересованность работодателей и иностранных работников в уклонении от уплаты налогов, а также будет способствовать социализации иностранных работников.
Обязательной дактилоскопической регистрации подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. В связи с предоставлением значительных преференций, введение этой меры направлено на учёт и поддержание контроля трудовой деятельности указанных категорий граждан.
С учётом темпов и масштабов инновационного развития России экономика нуждается в привлечении высококвалифицированных специалистов. Руководством страны неоднократно высказывалось мнение о необходимости создания комфортных и привлекательных условий для инвесторов и востребованных специалистов. Без законодательного закрепления термина "высококвалифицированный специалист" создание указанных преференций не представлялось бы возможным.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, что из себя представляет адресно-справочная система поиска граждан в подразделениях ФМС? Насколько востребована эта услуга среди населения? Можно ли с помощью нее найти родственников, проживающих за рубежом? Каждый ли желающий сможет получить доступ к этой системе? Платная ли эта услуга? Спрашивает Лобанова Светлана Игоревна из поселка Пиндуши Медвежьегорского района
Тюркин М.Л.: Адресно-справочная система учета граждан Российской Федерации является основной системой учета населения, аналогичные системы существуют практически во всех странах мира. Информация в данную систему поступает на основе сведений, которые граждане сообщают в заявлениях при регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания или жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, был законодательно введен еще в 1993 году для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (избирательное право и право на участие в референдуме, получение социальных пособий и пенсий, исполнение всеобщей воинской обязанности, уплата налогов и т. д.).
Формируемые Федеральной миграционной службой данные о регистрации граждан лежат в основе перспективного планирования в сфере экономического развития государства, реализации миграционной политики, сфере национальной безопасности и в социальной сфере. Система учета населения используется для информационного обеспечения различных органов государственной власти (организации выборов, ведения налогообложения, статистического учета, научных исследований и др.).
Порядок взаимодействия с физическими лицами при предоставлении адресно-справочной информации определены Административным регламентом.
Учитывая, что адресно-справочные учеты содержат сведения о регистрационном учете граждан в пределах Российской Федерации, они используются при поиске родственников, близких, проживающих в пределах Российской Федерации. Что касается поиска родственников, проживающих или проживавших за рубежом, для получения подобной информации следует обращаться в соответствующие компетентные органы того государства, где находятся родственники.
Ведущий: Некоторые исследователи утверждают, что практика применения законодательства показывает, что ряд нормативных документов в нынешней миграционной ситуации утратили свою значимость, а пробелы, имеющиеся в законодательстве, затрудняют регулирование миграционных отношений. Уважаемый Михаил Леонидович, выскажите, пожалуйста, в общих чертах свое мнение о том, как в России необходимо выстраивать стратегию миграционной политики и совершенствования законодательства в данной сфере?
Тюркин М.Л.: Для совершенствования российского миграционного законодательства требуется учитывать многие аспекты, например, такие как постоянно меняющаяся миграционная обстановка в контексте политической ситуации и потребностей российского общества, а также необходимость выработки новых правовых механизмов, отвечающих современным реалиям, интеграции в нашу правовую систему международных стандартов.
Следует учесть, что миграционная проблематика затрагивает деятельность многих федеральных органов исполнительной власти - МВД России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегиона России, ФСБ России, Роструда и целого ряда других министерств и ведомств.
Реализация государственной политики в сфере миграции и осуществление правоприменительных функций, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции возложены на ФМС России.
Для своевременного эффективного реагирования на динамично развивающуюся миграционную ситуацию требуются скоординированность и согласованность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики.
Разработка и дальнейшее принятие нормативных правовых актов в сфере миграции требует четкого представления их интеграции в нынешнюю миграционную политику с учетом демографических, экономических, политических и иных факторов.
В этих целях, 20 мая 2009 года образована Правительственная комиссия по миграционной политике, основными задачами которой являются, в том числе, разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в сфере миграции, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие с заинтересованными организациями и общественными объединениями по исполнению законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
Ведущий: Михаил Леонидович, какие санкции применяются к иностранным гражданам за трудоустройство на территории Российской Федерации без соответствующих разрешений? Какими государственными услугами, которые оказывает ФМС России, могут воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства? Спасибо.
Тюркин М.Л.: Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента (это новый документ, позволяющий трудиться мигрантам у частных лиц), если такие разрешения либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Штрафные санкции на иностранца могут быть наложены должностными лицами территориальных органов ФМС России, а принятие решения об административном выдворении за пределы страны, которое влечет за собой пятилетний запрет на последующий въезд в Россию, - исключительная прерогатива судебных органов.
Ведущий: Сколько иностранных граждан на сегодняшний день официально зарегистрировано в России?
Тюркин М.Л.: В АС ЦБДУИГ на миграционном учете на середину июня состоит ориентировочно более 500 000 граждан Узбекистана, около 300 000 граждан Таджикистана, около 250 000 граждан Украины, около 150 000 граждан Армении, около 130 000 граждан Азербайджана, 105 000 граждан Киргизии, 105 000 граждан Молдовы, 65 000 граждан Казахстана, около 30 000 граждан Белоруссии и почти 280 тысяч из других стран
Ведущий: Сегодня очень много говорят о государственных услугах, оказываемых Федеральной миграционной службой в электронном виде физическим лицам. Хотелось бы узнать о том, какие услуги посредством Интернета могут получать юридические лица?
Тюркин М.Л.: Перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде юридическим лицам, определен распоряжением Правительства Российской Федерации. За ФМС России в этом списке закреплена лишь одна услуга, оказываемая Службой юридическим лицам – "Лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации".
Прием электронных заявлений от юридических лиц по вопросам оказания данной услуги начнется в сентябре этого года.
Для юридических лиц на Едином портале государственных услуг будут создаваться личные кабинеты, во многом аналогичные кабинетам для физических лиц. В настоящее время реализацией соответствующих механизмов и апробацией технических решений занимается Минкомсвязь России, как ведомство, являющееся оператором Единого портала.
Ведущий: Михаил Леонидович, в одном из своих выступлений Вы сообщили о том, граждане, обратившиеся в ФМС России в рамках электронных регламентов, обладают приоритетным правом по отношению к другим гражданам. И необходимо создать отдельные линии в территориальных органах ФМС, которые будут обслуживать данных граждан. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем заключаются эти привилегии?
Тюркин М.Л.: Действительно, одним из преимуществ получения государственной услуги в электронном виде является повышенная комфортность заявителя при его приходе в территориальное подразделение ФМС России только за результатом оказания услуги.
Само собой, что граждане, подавшие заявления в электронной форме, в своих правах никак не отличаются от граждан, принесших заявления на бумаге. Поэтому слова о "приоритетности по отношению к другим гражданам" не касаются их правового статуса.
Вместе с тем, сам алгоритм оказания услуги в электронном виде позволяет гражданину сэкономить время при очной явке на подачу документов в наше подразделение и не стоять в очередях.
Достигается это, в первую очередь, организацией отдельных линий обслуживания для заявителей, обратившихся в ФМС России через Единый портал – для их приема уже используются отдельные кабинеты или окошки в территориальных подразделениях Службы. Кроме того, для данной группы граждан назначается заранее согласованное с ними время прихода, что позволяет сэкономить время, как заявителям, так и нашим сотрудникам.
Ведущий: Уважаемый Михаил Леонидович, вправе ли я, являясь собственником квартиры, выписать из нее бывшего супруга, с которым не проживаю несколько лет, без его участия? Спрашивает Григорьева Анна из Псковской области
Тюркин М.Л.: Исчерпывающий перечень оснований снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства содержится в Законе Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Снять своего бывшего супруга в его отсутствие и без его согласия Вы можете только на основании вступившего в законную силу судебного решения о его выселения из занимаемого жилого помещения или в случае признания его утратившим право пользования жилым помещением.
Ведущий: Михаил Леонидович, для каких целей Федеральная миграционная служба внедрила услугу, благодаря которой каждый россиянин сможет проверить действительность своего паспорта? Для чего гражданину может потребоваться такая услуга?
Тюркин М.Л.: В первую очередь, внедрение такой системы значительно позволило сократить количество злоумышленников, пытающихся совершить мошеннические операции по поддельных документам. Этой системой сейчас активно пользуются в банках при рассмотрении дел о выдаче кредитов, в нотариальных конторах,- о чем свидетельствует статистика собираемая нами ежедневно. На сегодняшний день количество обращений к указанному сервису уже превысило число в 2 млн.
Что касается обычных граждан, то для них это неплохой шанс проверить оперативность работы Службы.
Ведущий: Сотрудники МВД имеют возможность пользоваться этой базой?
Тюркин М.Л.: Конечно. Там все банально просто. Есть поле, которое необходимо заполнить. Оно очень короткое. Далее следует ввести как всегда определенный шифр, который цветными буквами и цифрами, это нормальный формат для того, чтобы убедиться, что твой запрос принимается и через какое-то время на твой электронный адрес приходит ответ. Поэтому, если сотрудник милиции на кнопки нажимать умеет, то может легко получить информацию. Но я еще раз говорю, человек просто убеждается, что данные паспорта подлинные, вот и все, не более того.
Мы ввели две такие услуги, это касается паспортов и разрешения на работу. Такие сервисы есть, они расположены на нашем сайте. Вообще хочу сказать, что сайт ФМС является одним из самых продвинутых сайтов. Мы очень большое внимание уделяем, у нас очень актуальная информация, интересная, по всем территориям.
Ведущий: Знакомые предупредили о том, что участились случаи мошенничества при оформлении загранпаспортов и других необходимых документов. Правда ли это? Известно ли вам о таких прецедентах? Если известно, то дайте, пожалуйста, совет, каким образом их избежать? Интересуется Литвинова Анастасия Игоревна из Москвы
Тюркин М.Л.: Как Вы знаете, заграничный паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению паспорта, поданному лично или через его законного представителя, в компетентные органы (ФМС, МИД России и загранучреждения). Чтобы избежать случаев мошенничества при оформлении заграничного паспорта необходимо обращаться в указанные выше государственные учреждения и не пользоваться услугами коммерческих фирм.
Ведущий: Каким образом эти компании получают быстрее паспорта? Вы, наверное, проводите служебные расследования, следите за их деятельностью. Как получается, что они имеют возможность за три дня сделать паспорт?
Тюркин М.Л.: У них не получается, это так рассказывают за три дня. Различные схемы есть. Первая, самая простая – выдаются липовые документы. Сегодня ты получаешь документ, а завтра на границе проблемы. Второй вариант – это, конечно, существование фирм-посредников. Очень сложно сегодня говорить, что они нелегальные, потому что на самом деле они оказывают лишь посреднические услуги: подготовку документов, составление анкет, и т.д.
Вопрос из зала: В отделах УФМС Московской области на сдачу документов на загранпаспорт какие-то огромные очереди, а принимают документы всего 2 инспектора. При этом эти очереди одинаковые что зимой, что летом. Например, в Сергиевом Посаде люди занимают очередь в 10 вечера накануне, ведут список, всю ночь дежурят... Приехать с утра и занять живую очередь смысла уже нет, а тем более тем, кто живет в другом городе. Приходится ездить по несколько раз. Не собираетесь вводить какую-то электронную очередь? Чтобы человек четко знал, в какой день и к какому времени ему нужно подъехать сдать документы? Например, зашел на сайт, подал заявку, сайт выдал дату и время. Распечатал талон и приехал с ним.
Тюркин М.Л.: Во всех территориальных подразделениях Московской области существует электронная очередь, в соответствии с действующим административным регламентом организован телефон горячей линии и запись по вопросу сдачи документов на оформление заграничного паспорта. Увеличено количество сотрудников на данном направлении деятельности за счет перераспределения личного состава внутри подразделений. Во всех крупных территориальных подразделениях имеющих наибольшую численность населения организован прием документов на оформление заграничных паспортов в территориальных пунктах. Все территориальные подразделения принимают заявления через единый государственный портал.
Непосредственно в г. Сергиевом Посаде осуществляется прием на оформление заграничных паспортов, как в самом городе, так и в г. Пересвет 6 дней в неделю, количество обратившихся в приемные дни от 50 до 120 человек. Организован телефон горячей линии 8 (496)5427761. Электронная очередь работает. Основной наплыв граждан приходится на субботу. Прием организован в соответствии с распоряжением директора до последнего посетителя.
Вопрос из зала: Люди занимают очереди с 10 вечера каждый день. Люди приходят, записываются в списки, потом уходят домой спать, потом приходят другие, меняются. И когда приходишь утром занимать очередь для того, чтобы подать документы, получается, что ты там уже 155 или 167. И я хочу сказать, что я специально стояла полдня, смотрела как принимают в Сергиевом Посаде документы. Могу сказать, один человек 15-20 минут.
Тюркин М.Л.: Спасибо за информацию, я обязательно разберусь с этим. И я уверен, что это не один субъект, где есть вопросы, проблемы. Кроме того Вы можете подать жалобу в электронном виде можно?
Вопрос из зала: Попытались подать заявление через сайт на получение заграничного паспорта, оформили все графы, все внесли, ИНН, пенсионное, все-все-все, и в конце, когда все заполнилось, вылезла следующая страничка, и там было написано так: принимаете ли вы условия конфиденциальности, соглашение и приписка: данные пин-кода и код активации этой регистрации придет заказным письмом по почте. Хотелось спросить: а почему нельзя сразу взять и активировать свою запись, и тем самым раз и отправить анкету. Платим мы за авиабилеты, покупая его по интернету, мы же тут же кредитной картой все оплачиваем, билет приходит по электронной почте.
Тюркин М.Л.: Чтобы нам людей не вводить в заблуждение, я отвечу на ваш вопрос. Вы сейчас рассказали не об оказании госуслуги, вы сейчас рассказали процедуру регистрации физического лица на правительственном портале. Эта регистрация будет проходить один раз в жизни. И сегодня говорят: "Вот эта регистрация проходит от 15-ти до 18-ти дней. Что за срок такой?" Еще раз повторяю – это не сам процесс предоставления услуги. Мы должны идентифицироваться как физическое лицо. Вот эта вся процедура, она не простая, я скажу честно, я ее прошел с третьего раза, Но сегодня я получил подтверждение на мобильный телефон, получил соответствующий конверт. И сегодня я официальный пользователь, как физическое лицо, правительственного портала. И все остальные мои входы, они уже не требуют того, что вы сейчас рассказали. Зарегистрировался, дальше начинаются электронные услуги. Что касается персональных данных, то в соответствии с федеральными законами "О персональных данных", или "О защите информации", мы очень заботимся о том, чтобы ваши данные никуда не попали. Поэтому вы подтверждаете согласие с тем, что свои данные отправляете нам по электронной почте? Вы говорите: "Да, я согласен". Если не согласны – приходите в наше подразделение. Это технический вопрос, абсолютно нормальный, мы даже сейчас в анкете на биопаспорт написали: а согласны ли вы с тем, что ваши данные будут по электронным каналам связи переданы для изготовления паспорта. И вы пишите: согласен. Если не согласен, оформляйте простой паспорт.
Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, может быть не по вашему ведомству. В прессе были сообщения о том, что на границе человек приходит, когда едет заграницу, ему говорят, что у вас не уплачен такой-то налог, или штраф, поэтому вас не выпускаем.
Тюркин М.Л.: Это не наша служба. Это компетенция судебных приставов. Мы не на границе не стоим. У вас же в паспорте не написано, что вы не уплатили налог.
Вопрос из зала: Смотрите, есть ощущение какого-то парадокса: электронные услуги уже действуют, в тоже время людям вместо того, чтобы обратиться на сайт, милее занимать с вечера очередь, а утром толкаться и драться. Здесь, скорее всего, работает наш менталитет, мы не привыкли, вы об этом уже говорили. Примерно через три года страх пройдет, а какое количество, на ваш взгляд, людей будет обращаться к вам за электронными услугами, порядок: тысячи, сотни тысяч, миллионы? Ваш прогноз после того, как привыкание наступит в конце концов.
Тюркин М.Л.: Несколько позиций я бы сейчас с вашего вопроса обозначил. Первое – страх. Представляете, три года бояться. Не стоит, лучше сразу научиться пользоваться системой. Второй вопрос: вы абсолютно правы, наверное, все-таки удобнее работать по электрону. Но вместе с тем, ни в коем случае нельзя людей загонять в угол, потому что есть стандартное оказание услуги, есть электронное, есть принцип одного окна, есть общие центры, так называемые МФЦ, которые сейчас создаются, пусть гражданин имеет право выбрать для себя одно, второе, или третье. И чем больше таких возможностей будет, тем лучше. Да, нам это сложнее. Вот даже, когда мы ввели новые паспорта, нам сейчас сложно. Почему? Потому что две параллельные системы. Конечно, удобнее, когда она одна. И вместо того, чтобы освободиться сотрудников от нагрузки, мы вынуждены больше людей привлекать, потому что все равно это параллельные системы. А сейчас появилась третья система. Хотим мы, или не хотим, нам руководитель службы говорит: "Скажите, когда мы сможем, благодаря тому, что мы ввели новеллу, сократить количество сотрудников?". Сложный вопрос. Я тоже назвал где-то около 3-х лет.
Вопрос из зала: На самом деле у вас очень хорошая задача. И она очень правильная. И я хочу сказать, что это здорово, что Вы придумываете вот такие услуги, и люди могут пользоваться такими возможностями, потому что я, например, по себе сужу, я – очень активный пользователь интернета. И все, что я покупаю, плачу за услуги ЖКХ, за сотовый телефон, я все делаю через интернет. И, конечно, мне удобнее, например, в вашу службу обращаться, потому что рано или поздно и мой заграничный паспорт закончится, и я все равно буду обращаться за получением этого паспорта. И все равно это очень удобно, на самом деле, это здорово, что вы это делаете. Спасибо.
Тюркин М.Л.: Пожалуйста.
Вопрос из зала: Я на неделе оформляла загранпаспорта, и я хочу выразить благодарность сотрудникам, как минимум трех отделений, которые оформили мне документы. Т.е. я оформила документы своим детям, мама у меня – пенсионерка, зашла узнать документы и в этот же день оформила документы. Я даже ей не помогала. Не знаю, как в Сергиевом Посаде, но в Москве все просто великолепно. Дочке оформила паспорт просто за 15 минут. Действительно на сайте есть все анкеты, которые можно заполнить, все очень быстро, легко, и у меня документы приняли с первого раза
Тюркин М.Л.: Спасибо за слова благодарности в наш адрес. Я вам честно скажу: есть проблемы. Но мы каждый проводим мониторинг, как выдаются загранпаспорта, как идет электронная система предоставления услуг, и в случае необходимости оперативно оказываем подразделениям помощь. В службе сделано многое. И базу данных по иностранцам создали грандиозную, и по российским паспортам систему сделали, привели в порядок подразделения. ФМС за эти 5 лет стала самой информационно подкованной службой.
Ведущий: Михаил Леонидович, что стало причиной объединения хоккейного клуба МВД и Московского Динамо?
Тюркин М.Л.: Ответим на первый вопрос: что стало причиной объединения этих двух клубов? Мы считаем, что это очень правильное решение, оно объективное. Оно было выработано в течение нескольких лет. И сегодня образован очень серьезный объединенный хоккейный клуб "Динамо", который представляет интересы 12-ти силовых структур. Вы это неоднократно слышали. Г
лавная задача – это повышение уровня вообще спорта в России, в частности детского спорта, возрождение тех хоккейных традиций, которые у нас всегда были. Я всегда говорил, что хоккей для России – это гораздо больше, чем вид спорта, это наша определенная национальная идея. Поколение от 35-ти до бесконечного возраста – это те, кто знали великий хоккей, те, кто понимали толк в хоккее, те, кто помнит такие фамилии, как Харламов, Михайлов, Давыдов, Мальцев, можно называть до бесконечности. Сегодня не хуже хоккеисты. И можно тоже называть: Овечкин, Ковальчук, Сушинский, Мазякин и т.д. Но хочется, чтобы наши победы, наше отношение к этому виду спорта занимали достойное место в нашем социуме, в нашей жизни.
Отношение руководства будет, как я уже сказал, очень серьезное. Амбиции большие, но главное – это красивый хоккей, достойное отношение. И все должно быть в рамках здравого смысла. Это касается тех бюджетов, которые будут применяться в данном хоккейном клубе. С точки зрения моего отношения – это не просто хобби, это, наверное, сегодня определенная душа. Это то, что сегодня помогает жить, то, что очень интересное, и, считаю, что это не самое худшее.
Ведущий: Объединение уже произошло, и в прошлом году все-таки хоккейный клуб МВД был силен, прежде всего, своим коллективом, где все, начиная от водителей и заканчивая президентом клуба, были действительно объединены одной целью. Как вам кажется, удастся ли создать такой коллектив? Или он будет лучше?
Тюркин М.Л.: Да, он уже создан и будет лучше, вот так вот я скажу. Конечно, стоять на месте нельзя. Вы поймите то, что если будет в следующем году так же, как было, все равно скажут: "О-о-о! Плохо!". Надо же идти вперед, т.е. хотя бы полшажочка надо идти вперед. Причем кто-то скажет: "Ну да, у них было второе место теперь должно быть первое. Это будет очень непросто. Ведь, поймите, что все 24 команды, буквально все ставят такие же задачи. Очень будет непросто. И я вам скажу, что клубы-монстры наши, те великие, которые имеют возможности, они очень серьезно в следующем сезоне готовятся играть с хоккейным клубом "Динамо". Все уже понимают, что отношение будет соответствующее. Ну и мы готовы ко всему. Мы должны показать принципиальное, порядочное, профессиональное отношение к своей работе, а результаты, они будут сами собой. Кто мог сказать, что хоккейный клуб МВД будет играть в финале? Никто не мог сказать. А вложили душу… Я говорю: самое главное – что мы вложили душу в ту команду. Ведь очень мало, что изменилось за год. Просто стали по-другому относиться к работе, и все.
Ведущий: Спасибо большое. Удачи вам!