О Концепции государственной семейной политики
18 мая в 14-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Мизулиной Еленой Борисовной.
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью - Елену Борисовну Мизулину, председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей.
Уважаемая Елена Борисовна, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Концепция государственной семейной политики".
Семья - важнейший социальный институт как для отдельного человека, так и для всего общества.
В части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, принятой на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
Государственная семейная политика - это целостная система политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных мер, направленных на развитие семьи.
На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о разработке новой стратегии государственной политики в данной области.
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
О приоритетных направлениях деятельности государства в решении проблем материнства, отцовства и детства, дальнейшем совершенствовании российского законодательства в этой области, а также о целях и задачах семейной политики в ходе интернет-интервью рассказала председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Мизулина Елена Борисовна.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.
Елена Борисовна, в одном из своих выступлений вы предложили создать единый профильный орган на федеральном уровне, который бы занимался вопросами детей и семьи. Но ведь в России существует достаточно государственных структур, занимающихся защитой прав детей: комиссии по делам несовершеннолетних при администрациях городов, прокуратура, в сентябре 2009 года введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и т.д. Но ситуация с соблюдением прав не улучшается. Может быть, стоит более пристальное внимание обратить на уже существующие учреждения и государственные структуры, к полномочиям которых относится защита прав и законных интересов детей, эффективнее надзирать, наказывать сотрудников за ненадлежащее исполнение возложенные на них обязанностей, а не создавать новые органы и учреждения? Не зря существует выражение: "У семи нянек дитя без глазу".
Мизулина Е.Б.: Спасибо за вопрос. Например, возьмем проблему детей и сирот. Детьми и сиротами занимается специальный департамент Министерства образования и науки, а детьми-сиротами в возрасте до 3-х лет - Министерство здравоохранения и социального развития. Детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, к которым относятся и дети-сироты, занимается Министерство здравоохранения и социального развития, в подведомственности которого находится специальный федеральный фонд оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Детьми-инвалидами в части, касающейся их образования, занимается Миноборнауки, а остальными вопросами - Миндздравсоцразвития. В такой сфере, как, например, выпуск книг для детей, фильмов, компетенция принадлежит десяти различным министерствам, которые касаются той или иной сферы, связанной с детьми. По любому законопроекту, проходящему чтение в Государственной Думе и касающемуся семьи и детей, видна организация работы Госдумы и Правительства. В отличие от других комитетов, у нас нет одного головного министерства, с которым нам достаточно было бы провести консультацию и согласовать позиции. Нам приходится обсуждать вопросы как минимум с Минздравом, Минобрнауки, Минфином, Минкультуры, МВД, Минэкономразвитием и даже с Федеральной антимонопольной службой, как это не казалось бы парадоксально. Так было и в советское время, когда ребенка отделяли от семьи.
Эти традиции перешли и в нынешнее время. Законодательства, которое было бы связано с поддержкой семьи, как такового не существует. Например, есть Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Если речь идет о защите детей, то создаются специальные структуры по их защите. Дети не могут существовать без семьи. Даже там, где ребенок оказывается сиротой, он все равно рождается в семье. Мать и дитя – это семья. И если мы вкладываем в семью средства, поддерживаем ее, положительно о ней отзываемся, то тем самым защищаем ребенка от сиротства, неблагополучия, от многих других проблем. Но такого подхода в государстве нет. Нет политики, которая была бы направлена на поддержку благополучной семьи, а не только той семьи, которая распалась, или где родители – алкоголики, откуда надо отбирать детей.
К сожалению, развитие в этом направлении пока только идет. Должна существовать целая система мер поддержки: социальная посемейная инфраструктура, досуг, отдых, оздоровление, торговля товарами и продуктами питания. Например, если в семье несколько детей, то должны быть предусмотрены скидки на покупку продуктов, товаров и т.д. Так выстроена индустрия детских товаров и оказания социальных услуг для семей в других современные странах, на которые мы ориентируемся.
К сожалению, такой подход: "не семья, а отдельный член семьи ", - разрушает институт семьи. В жизни семья - это единое целое. Все стремятся жить в многопоколенной семье или семье одного поколения, т.е. супруги, дети и т.д. В связи с тем, что существуют разные типы семей, должны быть разработаны дифференцированные формы поддержки семьи как института. Но этого нет, поэтому разобщенность и такой подход к семье приводят к тому, что все, что нужно для семьи, тоже разбито между различными управленческими структурами.
Хотим мы того или нет, решение любого вопроса, касающегося семьи или отдельного члена семьи, все равно приводит к тому, что нужна масса согласований с различными министерствами и ведомствами. В итоге это занимает очень большой период времени и актуальность вопроса устаревает. Так, в вопросе преодоления последствий финансового кризиса мы предложили очень много мер, которые позволили бы семье удержаться. К примеру, появилась возможность воспользоваться средствами материнского капитала на образовательные услуги. Мы подготовили соответствующее предложение в виде законопроектов и отправили его в правительственные структуры. Мы хотим, чтобы появились разные формы предоставления образовательных услуг. Например, для детей можно было бы ввести образовательные услуги в форме семейного детского сада. Т.е. семейный детский сад – это мама, которая одновременно ухаживает за тремя детьми.
Мы расписали механизм, как это могло бы учитываться, как можно было бы направлять средства материнского семейного капитала, как это засчитывалось бы в трудовой стаж, кто это должен делать и кто должен платить налоги. Минимальные затраты производились бы из федерального бюджета, и это позволяло бы использовать средства материнского капитала, которые гарантированы, защищены в федеральном бюджете. Это позволяло бы семьям снизить давление на рынок труда и одновременно обеспечивать воспитание ребенка, уход за ним и т.д. И таких мер достаточно много.
Я вас уверяю, что очень многих проблем, связанных с нарушением прав детей, не было бы, если бы существовала система мер поддержки именно семьи, семейного благополучия. Совместное партнерство должно быть выгодно государству так же, как и семье, потому что благополучная семья - это не только частноправовой институт, но и публично-правовой институт, потому что благополучная семья не бросит стариков, а будет их поддерживать. К сожалению, нет государственных мер поддержки, которые бы позволяли производить налоговые вычеты, если бы дети содержали своих родителей, отчисляли им какие-то средства. А почему этого нет?
Благополучная семья снижает бремя социальных обязательств государства. Это очень выгодный финансовый механизм. Но сегодня практически нет системы мер поддержки семейного благополучия. Если говорить о семейной политике в РФ, то она разобщена между ведомствами. Применительно к разным сферам существуют разные подходы. Например, применительно к сиротству сегодня главный приоритет – его преодоление.
Ежегодно у нас более 100 тысяч детей становятся детьми-сиротами при живых родителях. 85% детей – это дети, родители которых лишены родительских прав. А кто занимается с этими родителями? Почему они оказались лишенными родительских прав? Всегда ли нужно отбирать ребенка из семьи? Опыт показывает, что нет. Может быть, лучше своевременно семье помочь, чтобы из нее забирать ребенка? Тогда не будет искусственного сиротства. Мы сейчас заявили приоритетом рождаемость, а два миллиона детей стоят в очередь на получение места в детском садике. Может быть, если это приоритет, вложить средства для того, чтобы у нас были места в детских садиках, и мама могла бы совмещать работу и воспитание, а может быть, принимать решение о том, чтобы еще рожать детей, особенно это касается работающих матерей и матерей с высшим образованием.
Социология показывает, что именно они откладывают рождение детей, даже если семья очень благополучная, именно потому, что не могут оставить работу. И здесь имеются не только карьерные соображения. Социология показывает, что рождение детей откладывает даже благополучная семья, в которой работают оба супруга. Все равно при нынешних затратах и потребностях молодых семей, доходы, которые получают оба работающих супруга, к сожалению, недостаточны для того, чтобы обеспечить потребности, которые сегодня есть. Соответственно, если один родитель перестает работать, да еще и рождается ребенок, то это наносит очень большой удар по бюджету семьи.
Человек каждый день из семьи уходит на работу. И если он несчастен в семье, то дела обстоят плохо и в других сферах, во всем остальном все будет плохо или не очень эффективно.
Ведущая: На сегодняшний день особенно актуальна тема международного усыновления. К нам поступало достаточно много вопросов, касающихся международного усыновления. Один из них сейчас зачитаю. Как вы оцениваете на данный момент ситуацию с международным усыновлением детей? В последнее время общественностью активно обсуждается скандальная история семилетнего мальчика Артема Савельева, от которого отказалась американская приемная мать. Как вы считаете, какие законодательные меры должны последовать в связи с этой историей, для предотвращения случаев передачи детей на воспитание в семьи граждан, не готовых на практике ко всем трудностям, сопряженным с воспитанием приемного ребенка, а также снижения риска жестокого обращения с детьми? Не считаете ли вы, что давно пора пересмотреть требования к иностранным кандидатам в усыновители, включая, например, введение обязательного психологического тестирования кандидатов в усыновители на предмет эмоциональной стабильности, которое они должны проходить до приезда в Россию в соответствующей уполномоченной организации? Как долго мы будем продолжать раздавать своих детей по миру? Вы считаете это правильным?
Мизулина Е.Б.: Я думаю, вряд ли найдется хотя бы один человек, который скажет: "правильно, что мы раздаем своих детей". Конечно же, это не правильно. Когда в РФ будет больше приемных родителей, усыновителей, чем число вновь выявляемых детей-сирот, мы никого никуда раздавать не будем. В США число желающих взять детей-сирот исчисляется ежегодно по 140-150 тысяч. А у них детей-сирот ежегодно выявляется не больше 80-ти тысяч. Еще 40-50 тысяч они вывозят из-за рубежа, из разных стран, где российских детей очень маленький процент. Усыновляют не в патронатные семьи, не приемные родители за заработную плату, а речь идет именно об усыновлении, когда приемные дети приравниваются к собственным детям.
В законодательстве разных штатов предусмотрен разный объем гарантий. Гарантии большие, т.к. институт приемной семьи там очень престижен. На федеральном уровне закреплено, что если ребенок болен, требуется лечение или операция, то это осуществляется за счет федерального бюджета. Все остальное делается на уровне штата. И потребность взять ребенка-сироту там очень велика. А в РФ другая ситуация. Я не хочу обвинять людей, потому что когда живешь в "хрущевке", в которой тесно самим, то брать ребенка-сироту из другого государства, да еще и с проблемами, это вообще не придет в голову. За границей ситуация другая.
Как правило, семья живет в своем доме, в котором достаточно много места. Для супругов рождение и воспитание детей - очень сильная основа для семьи. В Европе подход к семье следующий: семья – это институт совместного воспитания детей, поэтому браки заключаются поздно, когда молодые люди приходят к выводу о том, что пора заводить детей и вместе их воспитывать. Очень ответственный подход, который заключается в том, что семья - это место или способ совместного рождения, воспитания детей, а не только любви по отношению друг к другу.
Очень многие люди взяли бы приемного ребенка, если бы были соответствующие условия. Поэтому люди откликнулись на заработную плату, пособие на ребенка. Но это же не раздача кроликов. Это же ребенок. И те, кто воспитывает своего ребенка, знает, сколько разных проблем может их поджидать. В младшем возрасте возникают одни трудности, когда ребенок становится постарше, появляются другие. Ребенок дает много радости, но с ним надо очень много заниматься. А особенно с ребенком, который не является родным. У него уже много проблем, комплексов, например, если он 7 лет прожил в детском учреждении.
Известно, что до 6 лет формируется чувство привязанности к семье, потребность жить в семье, признавать разделение обязанностей в семье, желание вырасти и самому создать семью. Т.е. если ребенок до 6 лет прожил в детском учреждении и не знает, что такое семья, ему очень трудно адаптироваться, сколько необходимо терпения и любви по отношению к этому ребенку. А вы знаете, что стремление и способность обучаться тоже формируется до 6 лет. Представляется, какова ответственность детского садика, где ребенок находится на воспитании. Без детского садика сегодня в России не обойтись. Мамы работают, и это не только в России, это везде достаточно востребовано. Не все могут взять себе няню, этот институт у нас не развит и он очень дорогостоящий.
А еще лучше, если бы по всей стране была создана инфраструктура профессионального сопровождения семей с детьми, куда можно было бы обратиться, бесплатно получить консультацию психолога, педагога, социолога, юриста, т.е. всех специалистов, которые занимаются проблемами детства и специализируются на проблеме детства. А мы столкнулись с тем, что у нас нет ни детских психиатров, ни детских психологов, т.е. врачей, специализирующихся на особенностях поведения детей, их психики. Это единичные специалисты, и в основном работают в Москве, Санкт-Петербурге. Но такая система профессионального сопровождения, создание профессиональных центров поддержки, помощи семьям с детьми должна быть создана по всей стране. Такой подход позволил бы сократить сиротство, создать гарантии для тех, кто хочет взять ребенка-сироту в семью, потому что рисков было бы уже гораздо меньше. Всегда есть под рукой специалист, которому можно обратиться за советом и за помощью.
Тогда отпадет вопрос и по международному усыновлению. Что касается иностранного усыновления, то России необходимо присоединение к многосторонним конвенциям. Но, к сожалению, ни к одной конвенции Россия пока не присоединилась. Россия пошла по наиболее затратному пути - заключению двусторонних договоров. Такой договор заключен с Италией. На стадии подготовки находятся договоры с Францией, США, Испанией. А это медленный путь. На заключение договора с Италией ушло три года. А без такого договора ребенок не защищен, т.к. у России нет возможности вмешиваться в его судьбу. Это очень важный момент. Если страна, куда ребенок едет на проживание, знает, что РФ сохраняет за собой право контроля, участия в судьбе ребенка, его изъятие, приостановление усыновления в эту страну, то уже получается совсем другой, более ответственный подход. Поэтому здесь нужны международные договоры, никакого другого правового пути между странами нет.
Ведущая: Спасибо, Елена Борисовна! Позвольте предоставить слово коллегам, присутствующим в зале.
Вопрос из зала: На практике детские сады просят забирать детей в 17 часов. Рабочий день у нас до 18 часов, некоторое время занимает дорога. Как на законодательном уровне можно убедить детские сады, чтобы они держали ребенка до 19 часов? Эта проблема на данный момент очень актуальна. Спасибо!
Мизулина Е.Б.: Наш Комитет предлагает создать разные формы детских образовательных учреждений с разным графиком работы. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы садик мог работать не десять часов, а, например, четырнадцать. У кого-то рано начинается смена. Должно существовать достаточное количество мест в детских учреждениях, а родители должны иметь возможность выбора детского учреждения с разным комплексом услуг, когда обеспечивается не только присмотр за ребенком, питание, минимальный уход, но и, например, обучение иностранным языкам, каким-то видам спорта. Это совсем другая разновидность детского центра творческого.
Компенсация за содержание ребенка в детском садике, ограничение части родительской платы – это не более 10-20% в зависимости от количества детей. Если вы - многодетная семья, в семье воспитывается ребенок-инвалид, то вы вообще не должны платить за детский садик. Сегодня распространена эта компенсация, в том числе на все виды негосударственных детских садиков. Проблема заключается лишь в том, что таких форм очень мало. Возможно, создание таких форм детских садов, как "детский сад на дому". Это может быть детская группа на базе образовательного учреждения, школы. До недавнего времени существовал абсолютный запрет на создание таких детских групп. Но сейчас власти пошли на это.
Отмечу, что очень важны раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия, чтобы не сирот устраивать в семьи, а предупреждать их появление. Это три самых актуальных проблемы. Я не беру проблему жилья, потому что она касается не только семей, имеющих детей, а также семей, у которых имеется не современное, ветхое жилье.
Вопрос из зала: Какие требования предъявляются для участия в программе "Молодая семья"? Это очень актуально, потому что в субъектах РФ почему-то предъявляются разные требования. Например, в Департаменте жилищной политики г. Москвы для того, чтобы вы смогли поучаствовать в программе, супруга должна находиться на 20 неделе беременности. Объясните, пожалуйста, почему так происходит?
Мизулина Е.Б.: Существует только федеральная жилищная программа, в которой нет требования, чтобы супруга обязательно была беременная. Но дело в том, что в разных субъектах Федерации есть свои региональные программы "Молодая семья". И здесь могут быть разные требования: возраст может составлять не 35 лет, как по федеральной жилищной программе, а, например, 30 лет. Российская Федерация ничего не гарантирует. Все отдано на откуп регионов. А это не правильно. Российская Федерация должна закладывать фундамент, основу. В этом заложен смысл РФ как единого государства. Очень многие специалисты говорят, что удивителен отказ РФ от семейной политики и передачи всех этих вопросов на уровень регионов, особенно сейчас, в условиях глобализации экономического пространства и нашего пути вступления в ВТО.
Ведущая: Коллеги-журналисты, благодарю вас за дополнительные вопросы. Елена Борисовна, вы затронули вопросы сиротства, опеки, патроната. Комитет Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике предлагал законодательно закрепить норму "социальный патронат" как правовую основу для восстановительной социальной работы с семьей без изъятия из нее детей, а также ввести соответствующие изменения в Семейный кодекс РФ. Скажите, поддерживаете ли вы данное предложение?
Мизулина Е.Б.: Да. Мы вместе с Комиссией по социальной и демографической политике Общественной палаты разрабатывали эти предложения. Один из законопроектов о поправках в закон "Об опеке и попечительстве" с 2008 года находится в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы РФ, который позволяет сохранить все виды патроната, существовавшие до принятия закона "Об опеке и попечительстве" в 40 с лишним регионах России. Но, к сожалению, его принятие фактически блокируется. Я считаю, что блокируется потому, что этот комитет просто не понимает в чем смысл и находка регионов в патронате. Тем более что в законе "Об опеке и попечительстве" термин "патронат" есть, но он фактически ничем не отличается по этому закону от приемной семьи. Смысл патроната и социального патроната замечательный. В чистом виде его нет нигде в мире.
В Америке есть такое понятие, как "фостеровская семья", смысл которой заключается в том, что пока ребенку не нашли семью-усыновителя, в течение трех месяцев ребенка помещают в специальную, профессиональную патронатную семью, где живут такие дети, воспитываются с этими людьми - патронатными родителями. Они – профессионально подготовлены, им платят заработную плату за то, что они три месяца ухаживают за этими детьми, заботятся о них. В наших регионах немножко другая картина. У нас существует социальный патронат, суть которого совершенно замечательна – это профессиональное сопровождение семьи без изъятия ребенка из семьи.
Социальный патронат позволяет прикрепить социального работника, или психиатра, психолога, то есть специалиста, в зависимости от того, что за проблемы в этой семье. Он с ней может каждый день работать. Все зависит от проблем. В ряде регионов к семье прикрепляют такого специалиста, с которым заключается договор, и этот специалист каждый день приходит в их семью. В договоре прописывается, какие он будет выполнять условия. Ему может быть вменено в обязанности, что он каждый день приходит, делает с ребенком уроки, проверяет, сделал ли ребенок уроки, фиксирует, не пьют ли родители, прошли ли какой-то, может быть, специальный курс по переподготовке, помогает устроиться родителям на работу, если они остались без работы и т.д. То есть, у него есть определенные обязанности, которые выполняются без изъятия ребенка из семьи.
Смысл социального патроната, в том, что это профессиональное сопровождение, оказание помощи семье в любом виде, которой семья нуждается, без изъятия ребенка из семьи. И это замечательно! У нас таких семей очень много по России. Вот некоторое подобие "фостеровской семьи", потому что патронатная семья в нашем варианте – это не на три месяца, ребенок может жить в такой семье по достижении им 18 лет. Все, что связано с распоряжением имуществом ребенка, если у него что-то осталось - все осуществляется через суд. И орган опеки и попечительства осуществляет надзор, чтобы не было злоупотреблений ни со стороны родителей, ни со стороны детского учреждения и т.д.
В чем ценность такой формы патронатной семьи? Она снижает риски для патронатных родителей. Это и минимум рисков для ребенка, потому что он все время под присмотром, всегда видно применяют к нему насилие или не применяют, все ли соблюдается. В наших условиях это более эффективная форма, чем приемная семья, где родителей не готовят, они не профессиональны.
Плюс еще в патронате есть постинтернатный патронат. Он осуществляется, когда ребенок уже вышел из детского учреждения. Например, ребенок становится самостоятельным, ему дают жилье, или он живет в общежитии, и там он сразу оказывается один на один с самим собой, его могут втянуть в какую-то среду, могут обмануть и прочее, а постинтернатный или патронатный воспитатель, с которым заключается договор, он выполняет в данном случае роль наставника. Он ходит по месту жительства ребенка, навещает его, уже может быть даже 18-летнего. Это должен быть авторитетный человек. И уже обмануть этого ребенка сложно, отобрать у него жилье сложно и втянуть в какую-то компанию сложно, потому что у него есть наставник. Да, он получает заработную плату за это, но это профессионал. Он не просто получает заработную плату, это человек, который этим занимается всю жизнь. Мы считаем, что это замечательная находка в регионах РФ. Очень жаль, что именно такая форма патроната через закон "Об опеке и попечительстве" уничтожается. Это российский вариант.
На Западе такого нет. Не хотят у нас брать детей старше 7-ми лет, а их большинство в детских домах, детей этнического происхождения, не голубоглазых, не славянского типа, и детей из многодетных семей. Это три категории риска детей, потому что детей из многодетных семей нужно брать всех вместе. Не все приемные родители готовы взять троих, тем более пятерых детей. Это тоже проблема. Патронат позволяет это разрешить. Но пока вместе с Общественной палатой мы не можем продвинуть этот вопрос. Кстати, процент возвратов из этих семей, практически минимален, возвратов практически нет. Зато процент усыновления достаточно велик, в конце концов, когда родители понимают, что ребенок становится родным и ничего не опасно, они его усыновляют.
Мы сейчас имеем страшную тенденцию с нынешним вариантом приемных семей. У нас каждый год на 30% увеличивается число возвратов детей-сирот. То есть, приемные родители берут, не задумываясь о последствиях ребенка, сталкиваются с трудностями и отдают его. На первом месте причина: не сошлись характерами, сложности общения с ребенком. Вы можете себе представить: родной ребенок переходит в подростковый возраст, у вас не складываются отношения, и вы говорите: я от него отказываюсь, потому что у меня с ним не сложились отношения. А по отношению к ребенку-сироте запросто. Перед комитетом сегодня задача предложить меры ответственности для тех приемных родителей, которые с такой легкостью возвращают детей обратно. Это страшно.
Ведущая: Что представляет собой Концепция государственной семейной политики, которую вы разработали? Какие законопроекты в нее входят? Даны ли уже заключения Правительства на законопроекты? Когда можно ожидать, что все структуры власти от местных органов до министерств начнут руководствоваться данной концепцией? В какой мере они будут готовы это исполнять? На какой срок рассчитана данная концепция?
Мизулина Е.Б.: Я вам предлагаю специальную организовать пресс-конференцию по этой концепции, где мы сможем раздать всем желающим ее текст и обсудить ее положения. Эта концепция состоит из трех частей. Первая часть содержит анализ всего, что имеется сегодня в законодательстве применительно к поддержке семей с детьми. Все новые меры, которые были приняты, вся социология, касающаяся того, насколько развитие законодательства и его направления соответствуют ожиданиям семей, имеющих детей. На самом деле диссонанс очень большой. Для государства важно увеличение рождаемости, а для семьи - вопрос доходов, потому около 32% семей бедные. Поэтому проблема занятости здесь первична. Или детские сады, где можно совмещать работу и воспитание ребенка.
Первая часть Концепции так и называется "О роли семьи в стратегии развития России". Т.е. в чем ценности семьи, что собой представляет современная российская семья, ее портреты, данные по рождаемости и др. Вторая часть – это сегодняшний семейный анализ. И третья часть включает то, что должно быть, какими должны быть приоритеты. Мы сегодня имеем пять видов самых свежих социологических исследований по разным направлениям, касающихся семей. Это то, что должно быть приоритетами, что должно быть первично, те основные направления, положения в законодательстве, которые должны появиться, либо измениться, т.е. некий каталог законодательных предложений для того, чтобы обеспечить комплексную государственную семейную политику.
Сегодня по семейной политике все отдано на региональный уровень, это неправильно. Сегодня благополучие семьи зависит от того, в каком регионе она живет, а это прямое нарушение статьи 19-й Конституции РФ. Должен существовать федеральный минимальный стандарт. Государство должно внятно заявить, как оно относится к семье, какая семья для него приоритетна, должно предложить такому типу семьи те меры, которые бы стимулировали, делали бы выгодным и почетным создавать такую семью. Мы назвали эту Концепцию "общественно-государственный проект", потому что она не может лечь в основу какого-либо постановления Правительства РФ или Указа Президента РФ, но она, безусловно, может подтолкнуть к появлению такого рода официальных концепции.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, треть российских детей ежегодно рождается вне брака, будут ли затронуты в концепции такие вопросы? Какие нормы будет содержать концепция по этой проблеме?
Мизулина Е.Б.: Да, действительно, вы правильно говорите, что ежегодно примерно от 8 до 9-ти миллионов детей сегодня – это дети, которые являются внебрачными, или детьми, рожденными лицами, не состоявшими в зарегистрированном браке. Ведь отказ регистрировать брак означает, что люди не хотят, чтобы государство вмешивалось в их семейные отношения. Но когда есть дети – это уже невозможно, потому что у нас ратифицирована Конвенция о правах ребенка, есть Конституция и обязанность государства гарантировать детям заботу, помощь, содержание. А родителям - создать условия для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности по воспитанию, заботе, содержанию детей.
Когда есть дети, государство не должно быть равнодушным по отношению к фактическим бракам, или фактическим брачным отношениям. У нас есть ряд предложений по этому поводу, некоторые из них мы уже внесли в виде законопроектов. Приведу пример: к нам поступило порядка 50-ти обращений от Ассоциации "Отцы России", где представители данной организации ссылаются на тот факт, что их права ущемляются, а защищаются только права матерей.
Во-первых, я должна сказать: матери нуждаются в защите гораздо чаще. Вы знаете, что у нас сегодня место жительства ребенка по законодательству не определено. В Гражданском кодексе РФ сказано: "место жительства ребенка определяется местом жительства его родителей". Но, как я уже сказала, 8-9 миллионов детей – это дети, родители которых не зарегистрировали брак. Более того, родители могут расторгнуть брак. Т.е. у нас масса ситуаций, где родители, или один из родителей и ребенок живут в разных местах. А как определить место жительства ребенка, если родители разводятся и разъезжаются? А как определить место жительства ребенка, если родители изначально не состояли в браке, а живут раздельно? Как быть? У нас сегодня в год более 100 тысяч дел рассматриваются судами по поводу споров о месте жительства ребенка. Часто, один из родственников ребенка, бабушка, дедушка, тетя, дядя просто ребенка похищают. И нет никакой ответственности, потому что Семейный кодекс РФ отсылает к Гражданскому процессуальному кодексу РФ, а там нет никакой ответственности. Статья о похищении детей в Уголовном кодексе РФ есть, но на родственников она не распространяется. Поэтому сегодня кто угодно, как угодно могут похищать ребенка, увозить, удерживать его и ответственности, к сожалению, никакой нет. Ко всему прочему, не понятно, что такое место жительства, если оно не определено.
Мы предложили небольшой законопроект, который позволяет решить эти вопросы. Мы прописали в нем, что место жительства ребенка определяется местом жительства родителей при совместном проживании родителей. В случае расторжения брака и раздельного проживания, место жительства ребенка определяется письменным соглашением сторон. Пожалуйста, заключите такое соглашение, либо вопрос будет решен в судебном порядке.
И третий вариант: если родители не состоят в зарегистрированном браке, то место жительства определяется письменным соглашением сторон, судебным решением, а при отсутствии того и другого, местом жительства ребенка является место жительства его матери. В этом же законопроекте указано, что если вы незаконно перемещаете, удерживаете ребенка, не исполняете судебное решение в порядке общения с ребенком при раздельном проживании, а это касается очень многих отцов, то наступает административная ответственность. А если такое нарушение было и имело место привлечение к административной ответственности, факт повторился, то тогда наступает уголовная ответственность. Максимальное наказание: три года лишения свободы. Но мы все-таки надеемся, что до этого доходить не будет. В чем смысл закона? Кого он защищает? Он защищает ребенка. Закон защищает право ребенка на место жительства. Вот такие меры есть в нашей концепции, они сформулированы как предложения, мы готовы с вами их обсуждать. Там достаточно большое количество разных мер, в том числе и защищающих матерей, либо отцов, которые воспитывают ребенка без матери.
Сегодня каждый десятый ребенок воспитывает одним отцом без матери. С этим тоже нужно считаться. Когда суды рассматривают какие-то споры и выносят решение в пользу матери, то это происходит не потому, что все суды на стороне матерей, а потому, что сегодня в процентном соотношении число споров, где только мать воспитывает ребенка, а отец либо устранился, либо ему все равно – их гораздо больше. Поэтому и решений в пользу матерей больше, а не потому, что у матерей какие-то преимущества. Этого нет.
Ведущая: Уважаемая Елена Борисовна! С 2010 года матери, родившие второго ребенка в 2007 году, получают законную возможность воспользоваться средствами т.н. "материнского капитала". Как вы оцениваете ситуацию в этом вопросе? Хватит ли государству на всех денег, в случае если молодые мамы захотят не откладывать возможность воспользоваться обещанными государством средствами? Достаточные ли суммы заложены для этих целей в государственном бюджете? В чем вы видите проблемы в этом вопросе на данный момент и на грядущие перспективы?
Мизулина Е.Б.: Идея материнского семейного капитала очень хороша. Нам, конечно, больше нравится название "семейный капитал". Социология показала, что материнский капитал действительно оказал положительное влияние на увеличение рождаемости.
Это одна из эффективных мер наряду с увеличением пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Посмотрите, как он работает: государство обязуется поддержать семью, если женщина родила ребенка, три года его воспитывала, и через три года государство готово выплатить семье вот эти деньги безвозвратно. Когда родители уже три года воспитывали ребенка, потом отказаться от него очень сложно. Это отсекает возможность получения денег теми, кто решит рожать второго ребенка из меркантильных соображений. И если бы не было этих трех лет, то были бы не единичные случаи отказа от ребенка. Поэтому взаимная ответственность и взаимодействие очень ценная вещь. Кроме того, эти три года и позволяют сделать материнский семейный капитал абсолютно обязательной нормой, потому что позволяют рассчитать, заложить необходимую сумму средств на последующие годы. Но есть и определенная экономия, потому что, может быть, кто-то родил в 2007 году, а предъявил документы на получение сертификата только в первой половине 2009 года, или позднее. Это тоже возможно. Ведь можно и потом получить эти средства, здесь ограничений нет. Это очень важный момент. Деньги заложены. Это мы отслеживаем.
В прошлом году разрешили тем, кто имеет сертификат получить разовую выплату 12 тысяч рублей, и эта выплата будет продлена еще на год. Т.е. можно второй раз получить эту выплату. Правительство очень четко соблюдает свои обязательства, индексирует эту сумму, что абсолютно правильно.
Если мы хотим сохранить Россию в том виде, как она есть, удержать ее территориальные пространства, сохранить ее этническое многообразие, сохранить титульную нацию, какой является русская нация, то в этом случае не достаточно вложений только в виде материнского семейного капитала или разных норм, которые поддерживают первую беременность, вторую беременность, рождение ребенка. Здесь должен быть более внушительный, более сильный комплекс мер, мы предлагаем второй материнский семейный капитал при рождении третьего, или последующего ребенка, но связать его с рядом условий и вводить поэтапно, начиная с тех регионов, которые в демографическом отношении наиболее слабые, а это весь Центральный федеральный округ, который является самым плохим в демографическом отношении.
Мы предлагаем ввести второй материнский семейный капитал на основе совместности или субсидиарности с субъектом РФ, т.е. часть выделяет субъект, а вторую половину выделяет федеральный бюджет. И предоставлять не так, как сейчас, просто при рождении, а при рождении третьего ребенка, и если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, где нет фактов насилия над детьми, где ребенок не совершает какие-то правонарушения, преступления.
Необходимо строить жилье хозспособом, потому что жилищный вопрос – это один из самых главных вопросов. Это гораздо более дешевое жилье, плюс мы говорим про приобретение земельного участка под строительство жилья и т.д. Правительство РФ готово расширить такое направление, как улучшение жилищных условий. Я думаю, что это очень правильное направление, это очень хорошая программа материнского семейного капитала. Хотелось, чтобы таких партнерских форм было побольше. Мы их предлагаем, в том числе за счет создания социальной инфраструктуры: досуга, отдыха, оздоровления, индустрии детских товаров и продуктов. Все это возможно, мы надеемся, что все это получится.
Ведущая: Спасибо, Елена Борисовна. Может быть, в заключение вы хотите что-то дополнить?
Мизулина Е.Б.: Хотелось бы немного добавить по поводу молодой семьи. Был вопрос по повышению возраста молодой семьи. Уже сегодня для получения жилья по Постановлению Правительства РФ по жилищной программе для молодых семей возраст повышен до 35 лет. Условия предоставления более благоприятные, в том числе зачет при рождении второго, третьего, последующего ребенка. Это очень хорошая программа. В рамках концепции государственной семейной политики мы и предлагаем ввести термины "молодая семья", "благополучная семья", "семья с двумя родителями и одним ребенком", " многодетная семья". Т.е. ввести эти типы семей, дифференцировать разные меры поддержки в зависимости от того или иного типа семьи.
Кроме того, мы предлагаем совместную или семейную налоговую декларацию, предлагаем увеличить размеры социальных выплат, налоговых выплат, в том числе распространить их не только на детей, как сейчас, но и на неработающего члена семьи, который осуществляет уход за ребенком. Почему, если супруга не работает, а работает один отец в семье, на нее не начисляются налоговые вычеты, она же фактически обеспечивает уход за ребенком.
Применительно к многодетным семьям у нас тоже имеется целый комплекс мер, потому что сегодня многодетная семья и политика по отношению к многодетной семье – это то, что позволит решить демографические задачи России. Это самый быстрый, самый эффективный способ вложения государственных средств. А для семей, если они будут иметь возможность иметь троих детей, и знать, что они способны их обеспечить, создать достойный уровень жизни, что государство предоставит реальные, зримые возможности, в том числе и в виде инфраструктуры, оздоровления, отдыха, транспорта и т.д., то я думаю, что это будет очень эффективно работать. Это же здорово, когда есть дети и есть возможность ими заниматься и обеспечивать их!
Ведущая: Елена Борисовна, большое вам спасибо за то, что приехали к нам и ответили на вопросы интернет-аудитории. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!