Об актуальных вопросах социальной политики в России
6 мая в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с председателем Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике Николаевой Еленой Леонидовной.
Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы социальной политики в России".
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью - Елену Леонидовну Николаеву, председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике.
Уважаемая Елена Леонидовна, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы социальной политики в России".
Государство выступает в качестве гаранта социальной стабильности. Его работа направлена на обеспечение стабильности в сфере социального обеспечения граждан, прежде всего представителей социально незащищенных групп. Совершенствование политики в этой сфере - важная задача российского государства.
В ходе интернет-интервью планируется проанализировать особенности социальной политики современной России, обсудить проблемы реформирования работы социальных служб, оказания комплексных услуг семьям с детьми и детьми-инвалидами, лекарственного обеспечения, проведения ЕГЭ, призыва на военную службу. Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике Николаева Елена Леонидовна осветит актуальные вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и людей старшего поколения, повышения качества и уровни жизни, предоставления государственных социальных гарантий гражданам РФ. К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.
Позвольте зачитать первый вопрос, который касается реформы военной службы в России. В настоящее время Министерство обороны РФ разрабатывает масштабную программу реформирования российской армии и готовит изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Среди экспертов возникают дискуссии по вопросам увеличения призывного возраста с 27 до 30 лет, отмены отсрочки от армии после первого или второго курса вуза. Объектом споров являются также вопросы, связанные с увеличением срока весеннего призыва до пяти месяцев - с 1 апреля до 31 августа, с введением для солдат-срочников пятидневной рабочей недели, возможности служить рядом с домом и др. Елена Леонидовна, как Вы относитесь к подобным нововведениям? Если ли у вас какие-либо предложения по поводу реформирования российской армии?
Николаева Е.Л.: Доброе утро! Я приветствую всех. С точки зрения вопросов, которые сейчас возникают по реформированию российской армии, хотела бы сказать следующее. Реформы в армии идут полным ходом. Задача Общественной палаты, в частности нашей Комиссии - сделать все для того, чтобы эти реформы привели к гуманизации армии, при этом не ослабив ее основного функционального назначения. Когда недавно мы встречались с Министром обороны, состоялась достаточного серьезная дискуссия о том, будут ли изменения касаться срока службы. Министр нас заверил в том, что такие изменения не планируются.
Следующий вопрос, который мы затронули, связан с тем, как быть с призывниками, у которых на иждивении находятся престарелые родители, дети и т.д. Министр согласился с нашей инициативой, что нужно вернуться к тому, чтобы такие отсрочки остались. Был вопрос, связанный с тем, что внутри коллектива складываются достаточно сложные взаимоотношения, так называемая "дедовщина", которая под час является одной из главных причин, почему наши молодые люди не хотят служить в армии и делают все для того, чтобы максимально избежать исполнения своего долга.
Мы с Министром обсуждали пути и инициативы, которые сейчас реализуются для того, чтобы максимально уйти от этого явления. И надо сказать, что наша позиция сошлась в том, что это проблема не только армии, а всего общества, и она как в увеличительном стекле кристаллизуется во взаимоотношениях в армейских коллективах. Поэтому инициативы, которые связаны с тем, чтобы призывники служили максимально близко к своему дому, в том числе направлены на решение этого вопроса.
Вторая задача заключается о том, что с интенсификацией обучающих программ в армии, которые необходимо ввести в связи с переходом от двухгодичной к годичной службе, приводят к тому, что многие вопросы, связанные, например, с уборкой территории, с приготовлением пищи, вполне возможно передать на аутсорсинг. И такая инициатива была высказана Министром. Мы сейчас в Общественной палате активно обсуждаем ее и приглашаем всех коллег к обсуждению именно этих инициатив Министра для того, чтобы сформировать нашу позицию по этому вопросу. Я считаю, что консенсус в обществе по данному вопросу может быть и должен быть достигнут.
Что касается вопросов, связанных с возможностью связаться со своими родственниками в любой момент службы, в том числе по интернету, с помощью радиотелефона и т.д., то мы тоже считаем это одним из очень важных шагов для того, чтобы избежать различного рода неправовых действий в армии. Мы достаточно серьезно и активно призываем к тому, чтобы более высокий профессионализм в армии достигался не только призывниками, а в первую очередь контрактниками. Нам кажется, что переход в эту часть реформ чрезвычайно актуален.
Другой вопрос, что это требует определенного финансирования и понимания бюджетной составляющей, поэтому мы далеки от каких-то очень радикальных и кавалерийских наскоков. Мы считаем, что любые изменения должны проходить системно и взвешено, поэтому я могу сказать, что сейчас Министр обороны предложил представителям общественных организаций принимать участие во всех призывных кампаниях. Т.е. теперь представители НКО будут находиться на призывных пунктах и иметь возможность смотреть, как происходит процесс, не нарушаются ли чьи-либо права и помогать в тех или иных ситуациях. Мне кажется, что открытость и возможность для общения с некоммерческими, правозащитными организациями и системный подход руководства Министерства обороны в желании реально провести демократические изменения, приводящие к гуманизации армии - абсолютно правильный тренд, мы его поддерживаем и будем максимально системно работать в этом направлении.
Ведущая: Спасибо! Это очень актуальные на сегодняшний день вопросы. Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, о том, на какую поддержку со стороны государства в настоящее время могут рассчитывать ветераны Великой Отечественной войны? В полном ли объеме регионами выполнена поставленная Правительством РФ задача по обеспечению жильем всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны до 1 мая 2010 года? Какие бы вы могли предложить дополнительные меры поддержки ветеранов ВОВ?
Николаева Е.Л.: Комиссией Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике, а также Общественной палатой в целом очень большое внимание уделяется вопросам обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны социальными благами и выполнению распоряжений Президента, которые были высказаны еще 7 мая 2008 года в Указе Президента по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., улучшению жилищных условий ветеранов, которые встали на учет до 1 марта 2005 г., членов семей погибших, умерших ветеранов, инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Мы в нашей Комиссии и в Комиссии по вопросам здравоохранения, здорового образа жизни, экологии, развития благотворительности, милосердия, социальной защищенности инвалидов общественного совета ЦФО очень внимательно отслеживаем эти вопросы. У нас работает горячая линия, мы мониторим эту ситуацию по всем субъектам.
Ситуация в субъектах, к сожалению, разная. С одной стороны, многие губернаторы рапортуют о завершении этих программ. По данным, которые были представлены общественными палатами, мы специально со стороны общественных организаций мониторим информацию независимо от заявления руководителей регионов. На 20 апреля 2010 г. Общественная палата, например, ЦФО по Воронежской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Ярославской областям заявила о том, что все ветераны, вставшие на учет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1 марта, уже обеспечены жильем. То есть это такой независимый мониторинг. В остальных субъектах ЦФО ведется работа по оформлению соответствующих документов на приобретение жилья, утверждается, что она закончена к 1 маю, но подтверждений этих данных у меня пока нет.
Могу только сказать, что в Липецкой, Московской областях ведется работа по улучшению жилищных условий не только с ветеранами, которые встали на учет до 1 марта 2005 г., но и с ветеранами, вставшими на учет после 1 марта 2005 г. По Липецкой области у нас есть информация о том, что дополнительно на учет по обеспечению жильем поставлен 501 ветеран ВОВ и член семей погибших, умерших ветеранов ВОВ. Эта работа продолжается. В марте 2010 г. 6 ветеранов из числа вставших на учет после 1 марта 2005 г., т.е. те, которые не в соответствии с указом, а сверх этого указа, уже обеспечены соответствующими улучшениями жилищных условий. В ближайшее время планируется работа еще со 151 ветераном. И так по каждому субъекту у нас есть информация.
Другой вопрос, что, действительно, есть сигналы, когда некоторые ветераны, получив жилье, передают его своим родственникам, а родственники, распоряжаясь этим жильем, к сожалению, его продают. Ветераны опять оказываются в очень плохих жилищных условиях. Вот этот момент, мне кажется, нужно очень внимательно законодательно посмотреть. Потому что, с одной стороны, государство идет на встречу, обеспечивает ветерана жильем, а, скажем так, недобросовестные родственники пользуются тем, что ветераны не всегда могут отстоять свои права, даже до конца понять, что в их интересах или не в их интересах происходит то или иное действие.
Здесь важна роль общественных организаций, которые существуют на местах, ветеранских организаций. Мне кажется, они сейчас должны занять очень серьезную позицию, мы с ними очень плотно работаем. Руководители этих ветеранских организаций входят в мою Комиссию, поэтому наша рабочая группа, по сути, разбирает как системные вопросы, так и отдельные обращения граждан по каждому конкретному вопросу. Мы не снимем с контроля этот вопрос и дальше. В частности, наша комиссия подготовила свои предложения в ФЗ "О ветеранах", в первую очередь, мы считаем, что этот закон должен указывать на предоставление ветеранам отдельных квартир! а не дополнительных метров! (иначе ветераны остаются жить в коммуналках). Мы считаем, что важно установить юридический статус "Дети погибших защитников Отечества", установить компенсационную надбавку к пенсии всем гражданам, чьи отцы и матери погибли, пропали без вести, оказались узниками, включая воспитанников детских домов.
Мы договорились с нашими ветеранскими организациями, что в сентябре, когда уже пройдут основные торжественные события, сядем и подведем итог по каждому ветерану Великой Отечественной войны. Такой системный подход и четкое понимание того, что сделано по каждому субъекту, по каждому ветерану, с удовольствием предоставлю потом вам для распространения в СМИ. И мне кажется, это будет очень наглядно.
Буквально вчера в Государственной Думе проходило замечательное мероприятие с презентацией международного конкурса детских работ о войне. Мне кажется, очень важно, чтобы опыт, который есть у ветеранов, их патриотизм, их гражданская позиция имели продолжение в наших с вами детях.
Очень важно здесь усилить роль общественных организаций и тех инициатив, которые сейчас в огромном количестве идут по всем субъектам РФ. Такие мероприятия и такие действия – это не просто формальный подход и формальное мероприятие, а это возможность напрямую разговаривать с ветеранами, которых осталось уже очень мало, смотреть им в глаза, общаться напрямую, дать возможность детишкам пообщаться с ними. Вчера имели место такие трогательные моменты, когда маленькие девочки, мальчики не только танцевали, пели, а просто общались с ветеранами. Такие мероприятия должны проходить по всей стране не только в день 9 мая.
Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос от пользователя. Я являюсь социальным работником, и меня беспокоит вопрос о том, как в дальнейшем в России будет проходить реформирование работы социальных служб. Как вы оцениваете эффективность деятельности социальных служб в нашей стране на сегодняшний день? Необходимо ли, по вашему мнению, вносить какие-либо изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ"?
Николаева Е.Л.: Очень серьезный и системный вопрос. На сегодняшний момент мы проанализировали вместе с соответствующей общественной организацией, которая объединяет всех работников социальных служб, на каком уровне развития находится вся наша система. В целом могу сказать, что, к сожалению, вся система социального обеспечения была сформирована в 50-е годы прошлого столетия, еще при развитом социализме, и мало менялась. Она привнесла не только определенные положительные моменты, но, к сожалению, и отрицательные. Связаны они во многом с иждивенческими настроениями со стороны населения, с достаточно слабой финансовой обеспеченностью и достаточно формализованным подходом со стороны социальных служб, которые нацелены не только на работу в полях, не на работу с конкретными случаями, с конкретными трудными жизненными ситуациями, с детьми, инвалидами, другими гражданами, а большей частью нацелены на работу с документооборотом.
Я могу сказать, что 532 тысячи социальных работников, по большому счету 90% их времени занимает разбор документов. Заявительный порядок, когда ветеран, пенсионер должен из далекого села приехать в эту социальную службу, написать соответствующие бумаги, которые не всегда могут правильно быть оформлены, потратить целый день на то, чтобы обойти все кабинеты. И получается, что граждане во многом не довольны деятельностью социальных служб.
С другой стороны, сами работники говорят о том, что у них очень низкая заработная плата, которая в среднем составляет от 4 до 6 тысяч рублей в месяц, что у них очень серьезный синдром выгорания, т.к. они работают в основном со сложными слоями населения и все время видят негативные, сложные моменты жизни. Им психологически очень трудно самим справиться с этими моментами, в том числе с чрезвычайными ситуациями. Очень часто социальные работники прекращают заниматься этим видом деятельности уже через год после начала работы. Такой системный кризис говорит о том, что недовольство работников своей работой, а также недовольство граждан этой работой приводит к тому, что мы сейчас ставим вопрос о системной перенастройке работы социальной сферы. Я бы даже сказала о системной модернизации социальной сферы, которую необходимо начинать от целеполагания до конкретных механизмов, в том числе с использованием современных технологий, современных управленческих методов для того, чтобы сделать социальную сферу более адресно-ориентированной и максимально эффективной. Ведь те средства, которые государство тратит на социальную сферу, - очень большие. Даже в период экономического кризиса мы не снизили своих социальных обязательств, а взяли на себя дополнительные социальные обязательства, в том числе по пенсионному обеспечению и другим направлениям деятельности.
Но при всем при этом недовольство со стороны граждан нарастает. Поэтому мы должны провести очень серьезную работу и с самими социальными работниками, профильным министерством, общественными организациями, которые заинтересованы в развитии этого сектора для того, чтобы на площадке сначала Общественной палаты, а потом на уровне Президента страны и руководства Правительства серьезным образом организовать работу по модернизации социальной сферы.
Необходимо выстроить систему управления случаем. Есть ли у вас семья с детьми-инвалидами? Вы должны знать, что вы должны делать в конкретной ситуации, не теоретически, а абсолютно практически. К вам должны приходить социальные работники, помогать вам, если у вас ребенок-инвалид, если это инвалид лежащий, если это семья, попавшая в трудную ситуацию, и у нее очень низкий уровень доходов на одного человека, бедная семья. Таких семей у нас огромное количество. И, к сожалению, уровень бедности семей с детьми растет. Мы должны сказать, что если раньше на первый уровень у нас всегда выходили пенсионеры, и они были самыми бедными, то теперь – это семьи с двумя и более детьми сейчас относятся к категории наиболее малообеспеченных слоев населения. И эта помощь должна идти в поля. Социальные работники должны быть ориентированы на помощь конкретным семьям, и выстроить совершенно другой принцип работы. Мы с Министерством сейчас активно это обсуждаем. Я думаю, что в ближайшее время вы увидите наш доклад по этому вопросу.
Во время пленарного заседания мы в Общественной палате РФ провели работу по модернизации российской экономики. Была целая секция, посвященная модернизации социальной сферы. Резолюцию мероприятия можно присовокупить к нашему вопросу. Мы считаем, вся система должна быть настроена на конкретные случаи, на конкретных людей, на адресную помощь. Это поможет повысить эффективность, снизить затраты, увеличить отдачу от социальной сферы в РФ.
Ведущая: Спасибо за очень подробный ответ. И следующий вопрос. 24 марта 2010 года был принят Закон "Об обращении лекарственных средств". Неоднократно специалисты, эксперты, представители общественных объединений заявляли о том, что еще, будучи законопроектом, он не выдерживал никаких тестов на коррупциногенность. По мнению этих же представителей после его принятия может ухудшиться ситуация в сфере обращения лекарственных средств и снизится доступность лечения. Елена Леонидовна, хотелось бы услышать ваше мнение о принятом Законе. Какие предложения и пожелания были высказаны членами Общественной палаты РФ и были одобрены, а также не учтены в ходе принятия Закона?
Николаева Е.Л.: Закон "Об обращении лекарственных средств" действительно вызвал очень серьезную дискуссию в обществе. И надо сказать, что причина этой дискуссии состоит в том, что этот Закон касается по сути любого гражданина РФ. Мы в Общественной палате провели слушания по этому вопросу, собрали мнения профессионалов, экспертов и направили на официальное заключение в Государственную Думу РФ. Некоторые наши предложения были учтены. К сожалению, часть не была учтена. И мы договорились о том, что продолжим работу по мониторингу реализации этого Закона.
Я хочу, чтобы граждане, которых интересует этот вопрос, поняли, что с принятием закона не останавливается ни законотворческая деятельность, ни правоприменительная практика. И, значит, мы должны очень серьезно, динамично отслеживать изменения, которые происходят на уровне субъектов федерации и на федеральном уровне. Необходимо обобщать этот мониторинг для того, чтобы провести следующие слушания в Общественной палате. И мы предлагаем это сделать в конце этого года для того, чтобы внести соответствующие поправки и предложения по его усовершенствованию, либо усовершенствованию правоприменительной практики.
Но есть ряд рисков. С одной стороны, мы понимаем, что этот Закон направлен на то, чтобы максимально стимулировать развитие отечественной фарминдустрии и наведение определенного порядка в обращении лекарственных средств для того, чтобы у некоторых предпринимателей не было возможности получения сверхдоходов за счет бедных слоев населения, что является, на мой взгляд, неправильным посылом. А с другой стороны, развитие фарминдустрии не должно закрывать для наших граждан возможность качественного лечения, потому что мы прекрасно понимаем, что определенные разработки и определенные лекарственные препараты требуют миллиардных вложений в инновационную сферу. Действительно, определив область биомедицинских технологий как одну из приоритетных в области модернизации нашей экономики, мы должны понимать, что очень важно выстроить работу таким образом, чтобы мы вместе с пеной не выбросили ребенка. В конце следующего месяца будет закладка камня очень крупного фармацевтического завода в Калужской области. У нас очень серьезное фармпредприятие есть на севере, на Урале, в Центральной России. И это правильно, что у этих предприятий есть стимул к дополнительному инвестированию денежных средств на обновление своего парка оборудования для введения новых лекарственных препаратов и т.д. Но мы также понимаем, что есть ряд сложных заболеваний. Многие страны объединяют свои усилия для того, чтобы единым фронтом минимизировать свои затраты, и при этом получить максимально эффективные лекарственные препараты, позволяющие лечить редкие заболевания. Т.е. мы должны говорить об интересах страдающих граждан, тех, которые болеют, попадают в сложные ситуации. Мы договорились с Министром, с Общественным советом при Министерстве здравоохранения, с Общественной палатой, что будем постоянно мониторить эту тему и готовы дальше продолжать эту работу. Что касается коррупционной составляющей, то действительно, такая угроза есть. Более того, я бы даже сказала, что там есть угроза, связанная с противоречием у самих работников здравоохранения, врачей, когда их действия могут быть расценены, как конфликт интересов, если, например, они назначают тот или иной препарат, который может быть произведен на территории РФ, а может быть произведен западными производителями. Я считаю, что в данном случае очень важен деликатный подход и анализ этой ситуации для того, чтобы не страдало население, чтобы качество медицинской помощи все-таки было достаточно высоким. Но при этом мы очень жестко хотим противостоять тем проявлениям, которые, к сожалению, заполонили нашу фармотрасль в виде так называемых ходоков, которые ходят по врачам и максимально их мотивируют назначать те или иные препараты.
Конечно, ситуация назрела, надо в ней разбираться. Мы будем максимально стоять на позиции защиты пациента, защиты гражданина и его интересов. Я призываю в электронном виде обращаться к нам на электронный адрес: nikolaeva-op@mail.ru. Мы будем постоянно мониторить эту ситуацию. И всех, кто готов принять участие в обсуждении и реализации этого Закона, я активно призываю к нам присоединиться, потому что у нас нет ограничений, мы готовы услышать любое мнение, обобщить его, наиболее разумные предложения довести до уровня Министра, Премьер-министра, Президента, если это необходимо.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос из области медицины. Раньше людям, имеющим группу инвалидности и достигшим пенсионного возраста, группа инвалидности устанавливалась бессрочно, и не надо было ежегодно проходить переосвидетельствования в бюро МСЭ. Сейчас даже 70 - 80-летним гражданам группа инвалидности устанавливается только на 1 год. Для того чтобы пройти очередное переосвидетельствование, они вынуждены ежегодно проходить многочисленные осмотры врачей, сдавать много анализов. И даже если основное заболевание не прогрессирует, не дает ухудшения в состоянии, то их состояние ухудшается из-за возраста, по старости. Какой смысл ежегодных переосвидетельствований, когда для усиления группы оснований нет, и уменьшить или снять группу не возможно, т.к. человек на год постарел, сил и здоровья у него не прибавилось. Уважаемая Елена Леонидовна, считаете ли вы такую систему ежегодных переосвидетельствований целесообразной? Выступала ли Общественная палата РФ с какими-либо предложениями по данному вопросу?
Николаева Е.Л.: Это очень важный и актуальный вопрос. К сожалению, к нам поступает много сигналов по вопросам переосвидетельствования инвалидов. Я неоднократно выступала в СМИ по этому вопросу.
К нам обращаются многодетные мамы, инвалиды, когда у них по сути вымогают средства для того, чтобы подтвердить их инвалидность. Я считаю, что это абсолютно неприемлемо. В нашей Комиссии есть специальная рабочая группа, посвященная деятельности инвалидов. Возглавляет ее, кстати, тоже инвалид и очень известный общественный деятель Владимир Крупенников. Мы очень серьезно мониторим эту ситуацию, и по каждому случаю ведем системную работу. При необходимости, мы привлекаем и правоохранительные органы. Иногда консультируем тех граждан, которые просто не до конца знают свои возможности. Действительно, на мой взгляд, если у человека нет ног, то они не вырастут. Это грустно, это определенная проблема для человека, но зачем каждый год подвергать его этим мытарствам с необходимостью общаться с коллегами, которые далеко не всегда позитивно настроены. Уточню, что в оценке деятельности медицинских работников стоит как раз уменьшение количества инвалидов. То есть сами врачи заинтересованы в том, чтобы снимать инвалидность. Надо это или не надо? Это второй вопрос. Но здесь нужно понимать, если люди мотивированы на то, чтобы снижать инвалидность. Они будут это делать. Действительно, есть группы заболеваний, когда необходимо соответствующее освидетельствование каждый год. Но по случаям, когда люди преклонного возраста имеют заболевания, которые не могут быть вылечены по ряду причин, я считаю, инвалидность должна даваться без ограничения срока. И не надо заставлять людей подвергаться дополнительному стрессу. Мне кажется, здесь очень важно встать на защиту интересов инвалидов. Мы это будем делать постоянно и бескомпромиссно. По каждому случаю будем разбираться отдельно. Мы сформулировали и передали свои предложения в комиссию при Президенте по делам инвалидов. Я думаю, что здесь мы отстоим эти вопросы.
Мне хочется затронуть очень важный момент об информировании самих граждан, их правах и обязанностях. Наши граждане более-менее начали ориентироваться в трудовом законодательстве, но в области своих социальных прав порой используют слухи, различные телевизионные передачи, которые тоже не всегда хорошо информированы. Мне кажется, очень важно подготовить определенный ликбез по социальным вопросам для того, чтобы граждане сами знали свои права и могли профессионально их отстаивать, как это делают некоторые граждане.
Ведущая: В России совсем недавно была принята Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящее время на федеральном уровне активно обсуждаются вопросы ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, планируется существенно изменить систему розничных продаж алкоголя. Но многие исследователи и граждане убеждены, что в России не сработают никакие антиалкогольные меры и искоренить пьянство нельзя. Елена Леонидовна, какие законодательные меры вы предложили бы для решения этой проблемы?
Николаева Е.Л.: Проблема алкоголизма и наркомании является одной из самых сложных проблем, которые на сегодняшний момент существуют в РФ. Не заниматься этим вопросом мы не имеем права. В России очень много спившихся деревень, где пьют, начиная от подросткового возраста до пожилого. Нам необходимо всем обществом очень серьезно поставить преграду для того, чтобы не потерять страну, не потерять следующее и нынешнее поколение. У нас разработана целая концепция. Идеологами этой концепции в свое время стали Общественный совет Центрального Федерального Округа и Общественная палата РФ, на эту тему был подготовлен серьезный доклад.
Сейчас мы предлагаем целую систему мер, которая, с одной стороны, должна ужесточить оборот алкогольной продукции в РФ, поставить препоны по нелегальному алкоголю и суррогату. Мы серьезнейшим образом предлагаем ужесточить наказание за продажу этой продукции несовершеннолетним. Мы настаиваем на том, что нужно регламентировать продажу данной продукции, максимально удалив ее от мест скопления подростков и школьников. Кстати, это касается и табакокурения. Мы считаем, что нужно ограничить время продажи алкоголя. Если эти организационные ограничения будут работать, то ряд граждан чуть больше времени будет проводить в семьях, заниматься своими детьми, а не пропивать свою жизнь. С другой стороны, мы понимаем, что одними такими мерами невозможно решить вопрос пьянства, потому что это системная проблема, системная болезнь в обществе. Первопричина этой болезни в неверии в свои собственные силы, в невозможности самореализации, в отсутствии приличной работы, в невозможности дать достойный уровень жизни своим родным и близким, в бедности. У нас на сегодняшний момент разница между доходами богатых и бедных различается в 15 раз. Более того, количество бедных граждан у нас, к сожалению, только растет.
Мы должны понимать, что в моногородах, в тех субъектах, где, к сожалению, заработная плата достаточно низка и работу найти достаточно трудно, гражданину ничего не остается, как искать утешение в спиртном, а это затягивает. На мой взгляд, здесь нужно очень серьезно ставить вопрос об усовершенствовании экономических механизмов, стимулировании создания рабочих мест, повышения квалификации, которые обеспечили бы занятость, производительность труда и высокую заработную плату, которые бы позволили гражданам осваивать новые профессии. Если у человека есть цель, если у него есть желание себя реализовать, то он не будет тянуться к бутылке, а постарается себя реализовать в чет-то другом. Еще более существенную роль здесь, на мой взгляд, играют общественные организации и органы местного самоуправления.
Нам необходимо стимулировать развитие семейных ценностей, стимулировать гражданина на то, что он должен постараться себя найти, использовать свои возможности, верить в самого себя. Это очень серьезная проблема, которой мы будем заниматься и дальше. Следующие наши слушания пройдут в начале июня и будут посвящены борьбе с детским алкоголизмом, с женским алкоголизмом. Это целая система, включающая и здравоохранение, и деятельность общественных организаций, и законодательную инициативу.
Ведущая: Многие молодые семьи распадаются, не выдерживая житейских сложностей: финансовых трудностей; проблем, связанных с квартирным вопросом, отсутствие возможности выйти на работу после рождения ребенка, ожидая очереди в ясли и детские сады. Какие предложения на этот счет имеются у Комитета Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике? И следующий вопрос. Обеспечение доступности жилья для молодых семей это принципиальный вопрос для решения демографической проблемы в России. Как вы можете охарактеризовать ситуацию в этой сфере на данном этапе?
Николаева Е.Л.: Молодые семьи - это предмет заботы и государства, и региональных властей, и, наверное, самих молодых граждан. Я хочу их предостеречь от иждивенческого подхода. Не стоит думать, что если молодые люди поженились, то им тут же должны дать квартиру. Конечно, это идеальная картинка, скорее всего, она вряд ли будет реализована в ближайшее время, на это нет ни средств, ни возможностей. Это не говорит о том, что нет определенных программ, которые существуют в субъектах по стимулированию обеспечения молодых граждан жильем. На сегодняшний момент, например, есть ряд общественных организаций, которые разрабатывают целую концепцию по обеспечению жильем молодых граждан, молодых семей, которая основана на том, чтобы иметь возможность реализовать свое желание на улучшение жилищных условий, получение отдельной квартиры, отдельного дома или части дома.
В некоторых субъектах у нас начаты пилотные проекты, например, в Белгородской, в Оренбургской областях. Москва тоже присоединяется к тому, чтобы реализовать ряд возможностей, при которых молодые семьи через кооперативы могут получить земельные участки с инфраструктурой, определенные субсидии на строительство жилья для того, чтобы в виде такого кооператива иметь возможность, например, самостоятельно построить жилье, тем самым, снизив его стоимость. Сейчас мы разработали ряд таких предложений и у нас на Комиссии они заслушиваются для того, чтобы граждане могли решить свои вопросы самостоятельно. Я максимально стимулирую молодых людей на то, чтобы они рассчитывали в первую очередь на себя. Ряд коммерческих структур предлагает домокомплекты по сниженным ценам для молодых семей.
С одной стороны, молодой человек мотивирован на то, чтобы реализовать себя в профессиональной сфере, получать хорошую заработную плату, расти и решать свой жилищный вопрос, выплачивая ипотечный кредит. С другой стороны, действительно, очень трудно набрать молодому человеку сумму на первоначальный взнос. И здесь есть ряд программ, субсидирующих молодых граждан и в субъектах, и на федеральном уровне, помогающих решить именно вопрос первоначального взноса. Это тоже хорошая возможность для молодых семей улучшить свои жилищные условия. Сейчас по Московской области мы организуем несколько молодежных кооперативов, которые самостоятельно строят малоэтажное жилье. Ряд некоммерческих организаций проводит сначала образовательные мероприятия, которые учат молодых граждан, то есть, предоставляют им возможность овладеть еще и новой профессией. За летний период времени они имеют возможность самостоятельными бригадами построить себе дом, таун-хауз или блокированный дом. Это абсолютно конкретная возможность.
В Общественном совете Центрального федерального округа мы рассматривали целую программу по использованию возможностей и дополнительных средств для молодежи на селе. У них тоже есть определенные программы, которые позволяют решать эти вопросы самостоятельно. Тот, кто хочет решить эти вопросы, кто не сидит дома и не ждет, когда ему принесут ключи на блюдечке с голубой каемочкой, находит эти программы. Они есть в интернете, мы сейчас делаем соответствующие ссылки и на страничке нашей Комиссии, чтобы молодые люди могли ознакомиться с этой информацией по каждому субъекту РФ, узнать об имеющихся инициативах по этому вопросу.
Демографическая проблема будет решаться только тогда, когда молодые граждане будут понимать, что у них есть возможность решить свою жилищную проблему. Решать эту проблему необходимо и на уровне субъекта, но все-таки ряд инициатив у нас сейчас формируется для федерального уровня, для того, чтобы стимулировать решение этого вопроса для молодых граждан с точки зрения изменения или улучшения законодательных основ. Сейчас мы аккумулируем любые предложения по этому вопросу. Я предлагаю в электронном виде присылать все вопросы, замечания и предложения, которые есть по этой проблеме у граждан.
Ведущая: Куда могут обращаться родители за помощью в случае возникновения конфликтных ситуаций в семье, проблем во взаимоотношениях с детьми?
Николаева Е.Л.: Это очень серьезный и больной вопрос. На сегодняшний день в Москве, например, существует ряд организаций, которые оказывают психологическую помощь. Такой центр прекрасно работает в Отрадном. Такие центры есть в каждом субъекте, особенно в Центральном федеральном округе.
На сегодняшний момент надо поставить вопрос о серьезных изменениях, о комиссии по делам несовершеннолетних, которая должна от карательных мероприятий перейти к профилактическим мероприятиям и к оказанию помощи семьям в таких трудных ситуациях для того, чтобы предотвратить серьезные негативные проявления. Такой опыт у нас есть, например, в Московской области, где комиссия по делам несовершеннолетних имеет соответствующий дополнительный статус и как раз занимается такой профилактической работой. Эту работу нужно поднять на более высокий уровень. Мы проводили специальные слушания в Общественной палате РФ по вопросам детства. Мы считаем, что роль этой комиссии должна быть серьезным образом модернизирована, как раз с точки зрения оказания помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации. Поскольку инфраструктура уже существует, очень важно поднять уровень этой комиссии. Сейчас она находится под руководством Министерства внутренних дел РФ, и Министр лично руководит этой комиссией. Нужно поднимать ее на уровень Правительства РФ и давать ей дополнительные координирующие функции. Такие проблемы в семьях связаны и с психологическими вопросами и с социальными, и с вопросами по обеспечению жильем.
Проблемой детства у нас занимаются различные министерства и ведомства. К сожалению, отсутствует координация между этими министерствами и ведомствами. На мой взгляд, как раз комиссия, которая будет поднята на уровень Правительства РФ, смогла бы организовать очень серьезную координирующую работу между министерствами и ведомствами с привлечением некоммерческого сектора для более эффективного решения этих вопросов. Нужно постараться понять первопричину таких конфликтов, учесть особенности возрастного развития, учесть особенности психики подростков и детей, того информационного поля, в котором они находятся.
Мы должны серьезно поставить вопрос еще и о том негативном влиянии, которое оказывается на наших детей со стороны интернета. В поисках ответа на какой-либо обычный вопрос в интернете сейчас можно наткнуться на самые непристойные картинки, которые свободно гуляют по всей сети. Во всем цивилизованном мире уже поставлены соответствующие фильтры и поставлены препоны по распространению такого рода негативной информации, влияет на подростков, которая стимулирует насилие, эксплуатирует пороки, далеко не самые благовидные аспекты нашей жизни. Необходимо очень серьезно законодательно проработать эту проблему.
Сейчас уже подготовлены проекты законов, которые, к сожалению, очень долго у нас не проходят согласовательные процедуры в Правительстве РФ. Они подготовлены профильным комитетом ГД РФ, обсуждены Общественной палатой РФ, соответствующие инициативы по этому поводу внесены. Очень важно сейчас простимулировать принятие этих законов, потому что даже в демократической стране подобные механизмы вполне реализуемы. Например, в Америке, поставлены соответствующие законодательные препоны по распространению такого рода информации. У нас этого нет, поэтому Интернет сегодня является помойкой. И до тех пор, пока мы не изменим отношение со стороны средств массовой информации, интернета, со стороны самого общества, будет очень трудно решить такие проблемы в одной взятой семье. Семья кристаллизует проблематику. Это очень серьезная комплексная проблема, мы будем заниматься ею и дальше. Проблемы детства на сегодняшний момент являются, наверное, самыми приоритетными. На ближайшей встрече с Президентом РФ мы будем поднимать этот вопрос.
Ведущая: Мы - многодетная, приемная семья, у нас шестеро детей. С жилищными вопросами справляемся сами, с неба манны не ждем, работаем сутками. В семье две машины. Одна из них моя - 8-местка. Покупая этот транспорт, думали, что теперь всю семью можно возить разом. Очень сильно экономит время. Четверо малышей еще дошкольники, их возить общественным транспортом на те же танцы с костюмами в сумках одной не реально. И вот, машина куплена, встал вопрос о транспортном налоге. Я не знаю, чем руководствовался тот, кто расписывал категории льготников, но многодетных семей там нет. А нам без машины никуда. Ничего не успеть, никуда вместе не уехать. Разговаривала с чиновниками - говорят, покупайте "Жигули" или "ВАЗ". На них налог меньше. Но как мне шестерых детей и мужа в "Жигулях" усадить, не нарушая ПДД? Анна Делюгина г. Москва
Николаева Е.Л.: Низкий поклон такой семье, которая, не взирая на все сложности, самостоятельно решает свои вопросы и при этом воспитывает шесть детишек. Я считаю, что это просто пример для подражания. Сегодняшнее российской законодательство по социальной защите населения имеет очень серьезные изъяны. В данном случае серьезный изъян в законодательстве налицо. Общественная палата РФ неоднократно обращала внимание законодателей на проблему транспортного налога для владельцев транспортных средств, воспитывающих трех и более детей. В ближайшее время мы планировали провести соответствующее слушание с привлечением законодателей, органов исполнительной власти, по результатам которых мы направим соответствующее официальное обращение в Государственную Думу ФС РФ о необходимости внесения такого рода поправок. Мы считаем, что налоговая льгота должна распространяться на один автомобиль категории "В" из числа, принадлежавших членам семьи и имеющих трех и более детей. Я настаиваю на том, чтобы этот вопрос должен быть решен в кратчайшие сроки.
Я еще раз активно приглашаю тех, кто поддерживает эти инициативы, написать нам на наш электронный адрес для того, чтобы мы могли сослаться не только на наши эфемерные заключения, а на мнение граждан. Нам необходимо подготовить очень системный комплекс вопросов. Системный подход по организации поддержки государственного сопровождения семьи очень важен, в ближайшее время мы вывесим ссылку на сайте Общественной палаты РФ на те программные документы, которые сейчас собираем. Если есть предложения, я очень прошу граждан подключиться к этой работе. Самые интересные из них мы обязательно включим в этот пакет по сопровождению семьи. И, конечно, вопрос транспортного налога в ближайшее время, я думаю, будет решен.
Ведущая: С большим трудом получили место для дальнего родственника пенсионера-инвалида в доме инвалидов. Сегодня, чтобы инвалид попал в такое заведение, он или его родственники обивают пороги медицинских и прочих госучреждений по 1,5-6 месяцев. Да за это время нуждающийся в помощи человек может просто умереть. Вопрос от Николая Васильева из Самары.
Николаева Е.Л.: К сожалению, отношение к инвалидам у нас в обществе строится по остаточному принципу. Сейчас готовится федеральная целевая программа, которая называется "Доступная среда для инвалидов". Эта программа затрагивает такие проблемные вопросы, как наличие пандусов, вопросы, связанные с физической доступностью инвалида куда-либо добраться, вопросы, связанные с доступностью социальных услуг для этих категорий граждан. Когда я говорила о модернизации социальной сферы, упомянула о том, что мы должны управлять конкретным случаем, когда семья или гражданин преклонного возраста, не обладая какими-то серьезными знаниями, например, в законодательстве, в компьютерной технике, будут понимать, что им необходимо сделать, чтобы быстро решить ту задачу или проблему, которая перед ним стоит.
Вся социальная сфера в области обеспечения помощи инвалидам должна быть модернизирована. Мы очень плотно работаем с инвалидными организациями. Они хорошо понимают, в чем особенности, в чем сложности работы с инвалидами. Это не только транспортный вопрос или вопрос доступности пандусов, а это создание доступной среды во всем, в том числе и в изменении отношения общества к инвалидам. У нас, к сожалению, достаточно жестокое отношение в обществе к инвалидам, как к гражданам, которые мешают жить и лучше бы их не видеть. С этим нужно бороться.
Вообще, уровень развития общества всегда можно оценивать по тому, как оно относится к детям, к старикам и к инвалидам. Недавно мне звонил один мой знакомый, который рассказал о том, что его дед - ветеран Великой Отечественной войны сломал шейку бедра и не мог попасть в больницу, т.к. скорая помощь просто отказывалась к нему выезжать. Конечно, мы подняли очень серьезный шум, и человек был госпитализирован, сейчас находится на лечении. До каких пор мы будем звонить по каждому случаю, чтобы приезжала "скорая" для инвалидов и престарелых? Это же ненормально. Действующая система требует очень серьезной перенастройки на решение конкретных социальных вопросов. Я считаю, что подобные негативные случаи должны быть жесточайшим образом пресечены и наказаны, может быть, даже показательно, чтобы во всех других субъектах не возникало больше желания решать их по остаточному принципу.
Ведущая: Уважаемая Елена Леонидовна! Я хотела бы поблагодарить вас за участие в нашем интернет-интервью и за ваши подробные и интересные ответы. Все желающие смогут ознакомиться с ними на нашем сайте. Желаем вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Уважаемые пользователи, интернет-аудитория, если вы хотите напрямую связаться с Еленой Леонидовной Николаевой, можете направлять свои вопросы по адресу: nikolaeva-op@mail.ru.